Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Программа деятельности
внеурочной
«Психология общения»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010., Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010., Программы «Психологическая азбука» /Аржакаева Т.А., Вачков И.В.-М.-Ось 2003, Программы «Тропинка к своему Я» / Хухлаева О.В. – М. Генезис, 2005.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых и они бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В сферу девиантности и делинквентности буквально « выдавливаются» дети заброшенные, оставшиеся без внимания и заботы взрослых. Возраст личностных деформаций отчаянно молодеет, и сегодня особенно опасными в силу неосознанности и недопонимания становятся жестокие, агрессивные противоправные действия младших школьников.
В настоящее время становится очевидно необходимой ориентация современного образования на выполнение новой для него функции – выступать пространством развития личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Проблема детей на сегодня -это неумение в полной мере соотносить себя с окружающим миром , другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком , в котором есть нечто, не имеющее значение для ребенка, которое должно быть понятно им , осознанно и принято. В основе всего этого лежит- самопознание.Развитие личности осуществляется в ходе осознания человеком себя и своих возможностей.
Специально созданные условия, для организации стихийно сложившихся представлений и понятий о себе, других, о жизни и мире, имеющих место в индивидуальном опыте ребенка наиболее эффективны.В ходе ребенок сможет выразить и с помощью взрослогоосознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт жизни, получить представление об уникальности и одновременно типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека. В условиях организованного взрослым общения сверстников ребенок приобретает опыт доверия и доброжелательного принятия группой каждого из участников, научится сотрудничать и активно поддерживать партнера по общению, овладеет целым рядом социально-психологических умений.
Наиболее оправдано введение занятий в первом классе, так как ребенок поступивший в школу, в первый класс претерпевает сразу несколько изменений в своей жизни: приобретает статус ученика , а значит он «взрослый», меняется вид деятельности с игровой на учебную, что не всегда проходит безболезненно, формируются новые отношения с учителем , с одноклассниками, с ребятами из других классов.
Для профилактики и коррекции проблем первоклассников предлагаем модифицированную программу «Психология общения»
Направленность программы на развитие ребенка как личности индивидуальной, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию и принятию других людей, на основе рассмотрения теоретических вопросов, выполнении практических заданий.
Актуальность программысостоит в том, что на основе самопознания формируется консолидация и единение людей независимо от их взглядов жизненных позиций, ориентиров; изучая индивидуальные особенности личностиоткрытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы – формировать навыки создания психологического комфортау первоклассников через развитие познавательного интереса к себе как личности, к окружающим, развитие коммуникативных навыков и толерантности к окружающим.
Основные задачи:
1) сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, способствуя быстрой и безболезненной адаптации к школьным условиям
2) учить методам и приемам познания себя и приемам релаксации;
3) развить коммуникативную, интерактивную и социально- перцептивную стороны общенияс целью предупреждения коммуникативных барьеров;
4)развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях
5) формировать терпимость к различным мнениям.
Особенности организации учебного процесса заключаются в таких предпочтительных для этого возраста учащихся формах работы: сказкотерапия; арт-терапия; беседы, игровая терапия.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми 6-7 лет и предполагает 33 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
В основу программы заложены принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в творческом развитии.
Программа предполагает активное участие воспитанников в различных мероприятиях, где они демонстрируют уровень своих знаний.
Программа предполагает следующие формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.
Ожидаемые результаты освоения программы.
личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере:сформированность эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми;соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме.
- в познавательной сфере:развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение
- в коммуникативной сфере: формированию коммуникативных качеств: слушать и слышать другого человека, использовать приемы направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.
Благодаря психолого-коррекционным методам воздействия на детей , лежащим в основе данной программы она будет способствовать формированию умения решать не толькодоступные практические, но и сложные проблемные задачи.
В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
Формы контроля различные, но всегда мотивирующие, т.е. побуждающие ребенка к дальнейшей работе, саморазвитию, самосовершенствованию.
Методическое обеспечение.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Для коррекционно-развивающей работы используются психотехнологии, близкие ребенку данного возраста : игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, тренинговыеупражнении..
Игротерапия – самая близкая деятельность в этом возрасте. Используются игры направленные на закрепление материала по теме.
Сказкотерапия- курс подобранных психологических сказок , направленных на нивелирование отрицательных качеств, а так же на формирование положительного с учетом опыта других персонажей.
Арт- терапия предполагает использование карандашей, акварельных красок, глины и песка. Ребенок с помощью продуктивных методов может выразить свое отношение, осознать какие- либо элементы, выразить свое мнение .
Музыкатерапия – сопровождает при выполнении релаксационных методик, дыхательных упражнений.
Тренинговые упражнения направлены на отработку определенного направления, элемента.
Каждое задание, работа обязательно сопровождается обратной связью ребенка. На первых занятиях обязательно после знакомства с детьми прорабатываются правила, которые защищают каждого участника и направлены на комфортность пребывания в группе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | дата |
Психология общения | |||
Блок 1. Я –школьник (8 часов) | |||
1. | Знакомство. Мое имя. | 1 | |
2. | Я и мой класс. | 1 | |
3. | Зачем мне нужно ходить в школу | 1 | |
4 | Ребята с моего класса- мои друзья. | 1 | |
5. | Мои первые успехи. | 1 | |
6 | Моя «учебная сила» | 1 | |
7 | Мои трудности в школе. Как их преодолеть? | 1 | |
8. | Трудности дома. Как быть с ними? | 1 | |
Блок 2. Мои чувства.(14 часов) | |||
9. | Что такое мимика? | 1 | |
10. | Жесты.Что означают наши жесты? | 1 | |
11. | Чувство - радость. | 1 | |
12. | Радость.Как ее доставить другому человеку | 1 | |
13 | Грусть. Когда мы грустим? | 1 | |
14. | Наши страхи- что это?. | 1 | |
15. | Как справиться со страхами | 1 | |
16. | Преодоление наших страхов. | 1 | |
17. | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 | |
18. | Может ли гнев принести пользу? | 1 | |
19. | Обида. | 1 | |
20. | Как нам справится с обидой? | 1 | |
21. | Другие наши чувства. Для чего они нам нужны? | 1 | |
22. | 1 | ||
Блок 3 . Уроки общения ( 11 ч.) | |||
23 | Называй другого человека по имени | 1 | |
24 | Будь внимателен к окружающим тебя | 1 | |
25 | Умей слушать и слышать другого | 1 | |
26 | Умей поставить себя на место другого человека | 1 | |
27 | Будь вежлив | 1 | |
28 | Помогай людям | 1 | |
29 | Приноси радость людям | 1 | |
30 | Умей видеть хорошее в людях | 1 | |
31 | Защити слабого | 1 | |
32 | Поступай с людьми так, как ты хочешь чтобы поступали с тобой | 1 | |
33 | Заключительный урок | 1 | |
ИТОГО: | 33 |
Содержание программы.
Блок 1. Я- школьник..(8 часов).
Цели:-содействовать осознанию позиции школьника;
- способствовать формированию дружеских отношений
- познакомить с основными составляющими Я-образа,побуждать к самопознанию и познанию другого человека.
Обсудитькто такой первоклассник. Рассмотреть правила и требования к ученикам.Возникающие трудности при адаптации к обучению. Первые успехи в обучении. Рассмотреть условия построения дружеских отношений внутри коллектива; помочь в адаптации к новому социуму и к учебному процессу.
Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь ребенку почувствовать себя школьником, помочь в адаптации , способствовать в формировании дружеских отношений, развивать уверенность в себе и своих возможностях.
Учащиеся должны уметь: социализироваться в новом коллективе, принять позицию «ученика», научиться налаживать дружеские отношения. Осознать самого себя и в сравнении со сверстниками, поддерживать общность и единство группы.
Практические задания:
1.Рисунки по сказкотерапии
2. Тренинговые упражнения и игры на сплочение.
3.Работы совместно с родителями.
4. Контрольные вопросы
Блок 2. Мои чувства(14 часов)
Цели: - рассмотреть особенности содержательного наполнения эмоций : радости, страха , гнева;
- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;
- помочь усвоить приемлемые способы разрядки гнева и страха;
- способствовать снижению уровня страха и тревоги.
Знакомство с разными чувствами. Научить распознавать собственные и чужие эмоции с помощью мимики и жестов. Осознавать значение и смысл эмоций и чувств человека.Обучение психотехникам для изменения собственных негативных состоянийбез вреда для окружающих.Формирование навыков владения и управления своими эмоциями , вырабатывать навыки произвольности действий и психической саморегуляции.
Задача педагога научить учащихся заботится о своем эмоциональном состоянии, предложить технологии по нивелированию негативов помочь в осознании положительных и отрицательных эмоций на психическое здоровье человека
Учащиеся должныуметь различать эмоциональные проявления, распознавать и вербализовать такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия, уметь попросить о помощи в трудных ситуациях.
Практические задания:
1.Рисунки по сказкотерапии
2. Психотехнологии по снижению негативного эмоционального состояния(дыхательный комплекс, арттерапевтический, релаксационные)
3. Демонстрационный опыт «Эмоции человека»
4.Работы совместно с родителями.
5. Контрольные вопросы
Блок 3.Уроки общения.
Цели: - обучение учащихся конструктивным способамвыхода из конфликтных ситуаций,
- развитие умения слышать других людей, обучение способам внутренного самоконтроля и сдерживания,
- снятие негативных импульсов, формирование;
- позитивной моральной позиции
Осознание своего «Я», через свое имя и положительные качества.Уточнить , что любой человек имеет положительные качества. Обучение навыкам активного слушания. Обучение навыкам эффективного взаимодействия в общении, для предупреждения конфликтных ситуаций. Формирование дружескихотношений внутри коллектива.
Задача педагогапомочь сформировать навыки общения внутри коллектива используя свою индивидуальность, принимать другогочеловека, формировать толерантность.
Учащиеся должныуметь :.выстраивать общение эффективные средства и правила общения, иметь сформировавшееся представление о себе как личности , владеть социально-поведенческими нормами соответственно возрасту,
Практические задания:
1.Рисунки по сказкотерапии
2. Психотехнологии, направленные на от работку практических навыков общения
3. Работы совместно с родителями.
4. Контрольные вопросы
5.Выставка по результатам курса
Список рекомендованной литературы.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983 г.
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1986 г.
АржакаеваТ.А.Вачков И.В. М. Ось 89, 2003
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Педагогика, 1968 г.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М., Педагогика, 1990 г.
Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Педагогическое общество России, 2000г.
Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 1994 г.
Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению , Ярославль, Академия развития 1997
Люблинская А.А. Детская психология. М., Просвещение, 1993 г.
Обухова Н.Н. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., Триола, 1996 г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.М., Новая школа 1995 г.
Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы М., Айрис пресс, 2004
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальнойшколеМ. Аркти, 2007
Стрелкова А.М. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-яй-яй.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я М.Генезис, 2004
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М., Просвещение, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...