Программа по профориентации «Будущее начинается сегодня»
опыты и эксперименты

Симакова Наталья Александровна

Создание «Будущее начинается сегодня » обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из них в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается дефицит кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_proforientatsii_2019-2024.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  казенное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) школа»

( ГКОУ  С(К)Ш)

Программа по профориентации

«Будущее начинается сегодня»

на 2019-2024гг.

Содержание

Информационная карта программы…………………………………….....................3

Введение ………………………………………………………………………………4

Обоснование Программы…………………………………………………………….-

Цель и задачи Программы……………………………………………………………5

Нормативно – правовое обеспечение………………………………………………-

Основные направления системы программных мероприятий……………………..6

Механизм реализации Программы…………………………………………………..8

Оценка эффективности реализации Программы……………………………………-

Показатели эффективности реализации Программы……………………………….-

            Этапы реализации Программы……………………………………………………….9

Ожидаемые результаты………………………………………………………………-

Мероприятия по реализации Программы………………………………………….10

Информационные ресурсы………………………………………………………….14

   

       

 

   

Информационная карта программы.

1.

Полное название программы

Программа  по профориентации учащихся «Будущее начинается сегодня»

2.

Цель программы

Создать систему  профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в г. Выкса.

2.

Специфика содержания

Система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся коррекционной школы.

3.

Название проводящей организации

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с  ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) школа»  ( ГКОУ  С(К)Ш)

4.

Ожидаемый результат

 Создание в школе системы профориентации, мотивирующей  обучающихся  к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на  рынке труда;

изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся  школы.

5.

Участники программы

Учащиеся  1 - 9  классов;

классные руководители, воспитатели, педагоги -предметники, педагог - психолог, социальный педагог.

6.

Автор программы

Зам. директора  Симакова Н.А.

 

I.Введение

  Программа по профориентации «Будущее начинается сегодня» для обучающихся школы  на 2019-2024 годы разработана в соответствии с Концепцией Модернизации Российского Образования.

   Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

   Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся.

II. Обоснование программы

 

В настоящее время остроактуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих ограниченные возможности в развитии.

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность и служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта

 На основании  федерального закона № 273 от 29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации »,  федерального закона  от 24.011.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,  письма Минобразования РФ от 24.01.2003 № 32-05 «О защите конституционных прав на образование детей – инвалидов, страдающих умственной отсталостью», закреплено  право неполноценного ребенка на особую заботу и отвечают за оказание этой заботы о нем.

Помощь, обеспечивающая доступ к услугам в области образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и трудовой деятельности приводят к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.

Проведенный ГКОУ С(К)Ш  анализ результатов жизнеустройства выпускников в период 2015-2019 году показал, что большинство выпускников школы способны к продолжению обучения в учреждениях профессионального образования и могут успешно работать на многих производственных участках  предприятий и организаций.

Большое значение в системе трудового обучения имеет степень овладения обучающимися той или иной профессией, квалификацией.

Здесь заложен огромный потенциал скрытых возможностей, которые при поддержке государства можно реализовать.

Но для обучающихся по программам для умственно отсталых детей ограничено число доступных им профессий и мест для трудоустройства, что затрудняет выпускникам этих учреждений возможность быть конкурентоспособными на рынке труда. Большинство из них не является инвалидами, не имеет никаких льгот при трудоустройстве, и работодатели предъявляют к ним те же требования, что и к их сверстникам, не имеющим ограничений здоровья.

Случается, что выпускники коррекционных образовательных учреждений не могут трудоустроиться самостоятельно, а их родители не всегда могут им в этом помочь.

Получив за годы учебы в школе сумму определенных знаний и трудовых навыков, но не имея достаточного социального опыта, выпускники не всегда могут определиться в жизни самостоятельно.

Выпускники не сразу реализуют полученные в школе навыки  допрофессиональной подготовки.

Создание «Будущее начинается сегодня » обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из них в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается дефицит кадров.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное  сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации  умственно отсталых выпускников школы.

Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких обучающихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. Необходима оптимальная занятость этой части трудоспособного населения, их самореализация, как полноценных членов общества, возможность жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в зависимости от социальной помощи государства.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные, малооплачиваемые трудовые места.

   Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

    Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Будущее начинается сегодня».

III. Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в г. Выкса.

Задачи:

1. Создание системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

2. Коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития.

3. Обеспечение  профпросвещения, профдиагностики, профконсультации обучающихся.

4. Разработка форм и методов  социального партнерства учреждений профессионального образования и школы по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

5. Разработка механизмов содействия трудоустройства выпускников школы.

6. Формирование  единого  информационного  пространства  по профориентации.

Формы и методы

1.Уроки социально-бытовой ориентировки, обслуживающего и хозяйственно-бытового труда.

2.Дежурство по школе, столовой. Дополнительное образование детей.

3.Выставки детского творчества. Выпуск тематических стендов. Экскурсии, деловые игры, трудовые десанты.

4. Выставка  трудовых дел,  выпуск тематических газет, стендов.

IV Нормативно-правовое обеспечение программы

   Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией  Модернизации российского образования;

-Трудовой кодекс;

-Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

V Основные направления системы программных мероприятий

   Для повышения эффективности системы профориентации обучающихся школы в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

1.Профпросвещение – педагогов,  обучающихся через учебную и внеурочную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3.Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

 4.Планирование коррекционной работы:

- индивидуальные и групповые занятия по развитию памяти, внимания, мышления обучающихся;

- развитие творческого потенциала;

- развитие гибкости поведения и мышления, процесса самовыражения школьников.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 класс

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

1.Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях.

2.Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

3.Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение:

-встречи детей с мастерами своего дела;

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе? (экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

1.Встречи с интересными людьми (профессионалами)

2.Экскурсии

3.Ролевые игры

4.Конкурсы

5.Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

1.Предприятия нашего села, района, города, региона (походы, экскурсии)

2.Всякий труд надо уважать.

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии.

Показатель достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.

Период уточнения социально -профессионального статуса.

- Уроки СБО, работа школьного психолога;

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства;

- знакомство с правилами выбора профессии;

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией;

- формирование  навыков само презентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, поведение при собеседование, как проводиться поиск работы, где получить информацию о вакансиях).

VI. Механизм реализации Программы.

   Главным исполнителем Программы является администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, воспитатели, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.

VII. Оценка эффективности реализации Программы

   Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

   Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;

 -коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития.

VIII. Показатели эффективности реализации программы:

  • количество обучающихся, охваченных профориентационными мероприятиями;
  • количество  выпускников ГКОУ С(К)Ш, поступивших в учреждения  ПУ.

IX. Этапы реализации программы:

Сроки реализации Программы: 2019-2024 годы

I этап: проектный – 2019-2020 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы      

Задачи:

1. Обновить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации обучающихся.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации  программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2020 - 2023 учебные годы.

Цель: реализация программы по профориентации.

     

 Задачи:

1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

        воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание профпросвещения.

3.Развивать ученическое соуправление.

4. Разработать методические рекомендации по профориентации.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города и  района.

6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов  

        образовательной деятельности.

7.Проводить мониторинг реализации программы.

8.Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города, района и области.

III этап: аналитический – 2023 - 2024 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.Обобщить результаты работы школы.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

X. Ожидаемые результаты:

  • создание в школе системы профориентации, мотивирующей  обучающихся  к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на  рынке труда;
  •  изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся  школы-

Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

«Будущее начинается сегодня»

п\п

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации обучающихся.

Август

Симакова Н.А.

2.

Создание  банка  данных об учебных заведениях области.        

Сентябрь

Бормотина В.В. соц. педагог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с обучающимися и планирование деятельности.

Сентябрь

Симакова Н.А.

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций  классным руководителям, учителям -предметникам по реализации программы профориентации обучающихся.

До 15 сентября

Кл. руководители , воспитатели, учителя технологии, отв. За экспериментально – опытный участок, ответственны за прохождение практики обучающимися

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с обучающимися начальных классов»         

Октябрь

Руководитель МО начальных классов,  Столярова М.Ю.

6.

Организация тематических выставок по профориентации обучающихся в школе.        

2019-2024

Учителя трудового обучения,

педагоги доп. образования, классные руководители , воспитатели

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

  1. Профпросвещение

Реализация программы по профориентации:

1.

Экскурсии на предприятия города, района, области.

Ежегодно

Соц. Педагог Бормотина В.В.

Заместитель директора  Симакова Н.А.

2.

Экскурсии в ПУ, техникумы, колледжи

Ежегодно

Соц. Педагог Бормотина В.В.

Заместитель директора  Симакова Н.А.

3.

Дни открытых дверей в ПУ, техникумах, колледжах

 Ежегодно

Соц. Педагог Бормотина В.В.

Заместитель директора  Симакова Н.А.

4.

Акция «Чистый двор».

Ежегодно в апреле

Старшая вожатая

5.

Участие в школьной выставке – конкурсе по профессионально-трудовому обучению. Участие в неделе труда

Ежегодно

Учителя профессионально -трудового обучения

Реализация школьной программы:

1.

Профориентация обучающихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Проведение тематических классных часов:     Известные люди нашего города (1-4 классы).

Мир профессий (5 класс).

Как изучить свои способности (6 класс).

Я и моя будущая профессия (7 класс)

Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 класс).

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения обучающихся (8-9 классы).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче экзаменов (9 классы).

В течение года

Классные руководители, библиотекарь – Козлова Т.Н., психолог школы – Суманова О.В.

3.

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

Рубрика «Твое профессиональное будущее»

«Типы профессий»

« Куда пойти учиться»

Потребности труда г.о.г. Выкса

Постоянно

 Бормотина В.В. -Соц. педагог

4.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы

Швейное дело

Кружки

Столярное дело

Субботники по уборке

школьного двора

Учителя-предметники,

администрация, классные руководители.

2.Диагностика и консультирование.

Консультирование и тестирование учащихся 8-9 классов:

« Карта интересов».

«Склонности и профессиональная направленность». Профессиональные склонности

Профессиональный тип личности

Мотивы выбора

 Анкета «Профессиональный интерес»

Ежегодно

Психолог школы

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Соц. педагог

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Соц. педагог

4.Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Отчеты классных руководителей по профориентации обучающихся

ежегодно

 заместитель директора  Симакова Н.А.

2.

Анализ соответствия профнамерений обучающихся и их участия в дополнительном образовании.        

постоянно

Старшая вожатая

3.

Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы

2019-2024

Соц.педагог

4.

Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для обучающихся:

- психология выбора профессии;

- использование игровых упражнений в

профориентационной работе;

- трудовое воспитание как условие

 эффективности профориентации

 старшеклассников;

- конфликты профессионального

самоопределения.

2019-2024

Педколлектив

                                           

                        Информационные ресурсы.

  1. Голубева Я.В. “Проблемные классные часы”. 2003 г.
  2. Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”. 1996 г.
  3. Кривцова С.В. “Подросток на перекрестке эпох”. 1997 г.
  4. Прудченков А.С. “Трудное восхождение к себе: методические разработки и сценарии занятий социально – психологических тренингов”. 1995 г.
  5. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков”. 2000 г.
  6. Трошихина Е.Г. “Тренинг развития жизненных целей”. 2001 г.
  7. Герасимова В.А. “Классный час играючи”. 2004 г.
  8. Коротаева Е.В. “Хочу, могу, умею”. 1997 г.
  9. Прошицкая Е.Н. “Практикум по выбору профессии” 1995 г.
  10. Ашихмина Л.П. “Найди себя в мире людей и профессий”2001 г.
  11. Климов Е.А. “Как выбирать профессию”. 1990 г.
  12. Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”.1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: “Будущее начинается сегодня”

Цели занятия:1.     Сформулировать собственные жизненные ценности.2.     Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.3.     Задуматься ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ»

Разработка представляет собой дополнительную общеобразовательную программу, которая содержит поурочные планы занятий оздоровительной гимнастики у-шу согласно возрасту воспитанников и году обучения....

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников в процессе реализации программы по дополнительной образовательной деятельности «Будущее начинается сегодня»

Одним из  эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния воспитанников социальн...

Программа воспитательной работы «Будущее начинается сегодня»

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...

Программа воспитательной среды "Будущее начинается сегодня"

Программа воспитательных мероприятий предназначена для внеклассной работы. Содержит пять направлений: Отечество., Гражданин, Нравственность, Здоровье и Досуг....

Программа деятельности личностного самоопределения "Будущее начинается сегодня"

Программа деятельности личностного самоопределения "Будущее начинается сегодня"...