Учет психологических факторов в обучении математике.
статья по психологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Чернышев Эдуард Николаевич
МБОУ СОШ №3,
Ростовская область, г. Красный Сулин
АННОТАЦИЯ
Цель: обосновать важность психологических факторов в обучении математике. Метод: анализ практики. Результат: определены общие подходы к учету психологических факторов. Вывод: процесс свертывания-развертывания информации обуславливает качество математического образования.
Ключевые слова: ассоциации; свертывание и развертывание информации; провоцирующие задания.
В условиях многоаспектности образования особое значение приобретает проблема прочности компетенций. Прочность компетенций есть характеристика их сохранности в деятельности обучающегося в течение некоторого времени.
Для формирования прочных компетенций обучающиеся должны решать достаточное число задач на применение теории. Такие задачи являются однотипными, т.е. относящимися к области применения одной группы (типа) теоретического материала. Однако в психологии установлено, что выполнение однотипных заданий приводит к ряду негативных явлений: обучающиеся начинают решать задачи по аналогии с предыдущими, не задумываясь над условием, пропуская обоснования и значимые выкладки. Все это приводит к математическим ошибкам. [1]
Для предупреждения указанных негативных явлений учитель может опираться на следующие психологические закономерности:
1). Последовательность элементарных операций
, повторяющаяся при решении однотипных задач, может сворачиваться в последовательность-следование , которая, в случае необходимости, легко восстанавливается в исходном виде. Свертывание и развертывание рассуждений - это естественный процесс. Однако, при развертывании у обучающихся может происходить потеря отдельных элементов. Например, ассоциацию школьник может развернуть в последовательность , в которой отсутствует элемент С. Поэтому, в интересах обеспечения прочности формируемых компетенций, целесообразно замедлить процесс свертывания, не пропускать этапы обоснования в процессе решения задач.
2). Если при освоении обучающимся новой информации обучающемуся предлагаются упражнения только одного типа, а выполнение каждого из них сводится к одной и той же операции, которую обучающемуся не приходится выбирать среди возможных в данной ситуации; при этом, если условия, данные в упражнениях, не являются для обучающегося новыми (непривычными) и он уверен в безошибочности своих действий, то уже при решении второй-третьей задачи обучающийся перестает обращаться к теории, вспоминать изученные формулы, определения, закономерности и др., вследствие чего учащийся прекращает обосновывать свои действия. [3]
Мы заметили, что, если хотя бы одно из названных выше условий не выполняется, то обучающийся начинает обосновывать свои действия и сохраняет мотивацию к этому действию на протяжении пяти-десяти задач.
3). Если в процессе деятельности соблюдаются следующие условия:
- обучающийся выполняет задания только одного типа;
- в этих заданиях сохраняется (является инвариантом) некоторая их особенность;
- осознание этой особенности необязательно для получения верного результата;
то степень прочности данной особенности снижается.
Рассмотрим ряд примеров, иллюстрирующих применение данной закономерности.
При изучении темы «Сложение и вычитание смешанных чисел» обучающимся, как правило, предлагается серия задач одного типа, например:
и др.
В соответствии с закономерностями 1) и 2) уже при выполнении второй-третьей из этих задач обучающиеся начинают сворачивать последовательность рассуждений. Чаще всего обучающиеся считают ненужным упомянуть то условие, где речь идет о переводе единицы из целой в дробную часть смешанного числа и обратно. По закономерности 3) осознание этого условия может снижаться. Предупредить возможные ошибки можно путем включения в систему заданий таких упражнений, в которых пропущенное условие окажется существенным для решения. Например:
«Запиши в виде дроби со знаменателем 7 единицу, заимствованную в целой части смешанного числа ».
«Запиши смешанное число так, чтобы его дробная часть была правильной дробью»
«Выполни вычитание, представив уменьшаемое в виде смешанного числа:
».
Ошибки, допущенные при выполнении таких заданий, анализируются; вследствие этого последующие задачи сопровождаются более подробными обоснованиями и вдумчивым отношением. Ошибка и ее анализ в ходе выполнения однотипных заданий способствуют более прочному освоению компетенций, среди которых важны не только предметные, но и способность к самоконтролю и самоуправлению. [2]
При изучении арифметического корня мы предлагает обучающимся следующие наборы упражнений:
А). Найти значение выражения:
Б).Упростить выражения:
Обучающиеся могут допустить ошибку в задании 3)., но, заметив и проанализировав ее, легко справится с заданиями 6) – 10).
При изучении свойств степени обучающиеся часто допускают ошибки вида: . Для их устранения мы предлагаем специальную серию упражнений:
Упростите, если можно:
Отрабатывая с обучающимися навыки действий со степенями, учитель требует постоянного обращения к определениям и свойствам. Но, постепенно приобретая навыки действий со степенями, обучающиеся все реже и более поверхностно обращаются к теоретическому материалу, начинают упрощать рассуждения, действуя по образцу выполнения типичного задания. Для устранения таких ошибок мы используем задания, провоцирующие на ошибку. Например: «Решить двойное неравенство ». Выполняя это задание, обучающиеся «забывают», что при делении всех частей неравенства на отрицательное число, меняются местами не только границы, но и знаки неравенства.
Систематическое использование провоцирующих заданий повышает компетентность обучающихся в области математической теории, что, в свою очередь, способствует повышению внимательности, точности рассуждений, развивает навыки самоконтроля и организации. [4]
Авторы учебников и опытные учителя обычно учитывают возможность получения ошибок вследствие неполного развертывания последовательности рассуждений. Но, как показывает практика, эта особенность учебников не является актуальной и доминирующей. Учет данных психологии позволяет сделать более точный педагогический прогноз ошибок обучающихся и предпринять соответствующие коррекционные действия.
Список литературы
- Груденов Я.И. и др. Психология подсказывает методике// Математика в школе.- 1990.- №6. С. 33-34.
- Славина Л.С. Трудные дети/ Под редакцией В.Э. Чудновского. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. – 447 с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. Психологии.-М.:Просвещение, 1983. С. 82-84.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...
Применение психологической науки - важнейший фактор повышения эффективности педагогическихтехнологий обучения математики
Применение психологической науки - важнейший фактор повышения эффективности педагогическихтехнологий обучения математики...
Некоторые практические рекомендации работы над лексикой с учетом психологических факторов
В данной статье приводятся советы по методике запоминания иностранной лексики с учетом психололингвистических фактором. Раскрываются такие важные вопросы, как:1. Сущность про...
Новый взгляд на влияние психологических факторов фортепианного обучения в развитии творческих способностей учащихся.
Целью доклада является показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся....
«Роль психологических факторов в обучении игре на фортепиано.»
laquo;Роль психологических факторов в обучении игре на фортепиано.»...
«Роль психологических факторов в обучении игре на фортепиано.»
laquo;Роль психологических факторов в обучении игре на фортепиано.»...