Занятия (план+презентация) по РП "Сопровождение личностного роста детей и подростков"
план-конспект по психологии на тему
Представлены варианты проведения занятия в рамках рабочей программы "Сопровождение личностного роста детей и подростков". Данная программа имеет профилактическую и коррекционную направленность. Цель программы - оказание психолого-педагогической помощи детям попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, в преодолении кризисной ситуации. Программа составлена специалистами центра "Доверие". Данная рабочая программа составлена из нескольких программ: Александровская Э.М. Психологическое сопровождение подростков в школе. Методические рекомендации по организации групповой работы. - М.: Фоллиум, 2000; Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ Под науч. редакцией Л.А. Обуховой. - М: Вако, 2005. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnoe_slushanie.pptx | 182.32 КБ |
plan_zanyatiya_po_teme_aktivnoe_slushanie.docx | 22.61 КБ |
sklonnosti_v_vybore_professii.pptx | 791.98 КБ |
plan_zanyatiya_po_teme_sklonnosti_v_vybore_professii.docx | 18.63 КБ |
spektr_chuvstv.pptx | 670.84 КБ |
plan_zanyatiya_po_teme_spektr_chuvstv.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активное слушание – способ показать собеседнику то, что вы заинтересованы в том, что он говорит и то, что вы хотите услышать и понять его рассказ. «Слышать» - процесс, с помощью которого мы воспринимаем информацию через уши и посылаем ее в мозг. «Слушать» - более сложный процесс, который требует б о льших усилий. Он включает в себя интерпретацию и понимание той информации, которую получает мозг. «Слышание» - это то, что делает каждый, «слушание» - то, что делает коммуникацию эффективной.
Когда мы слушаем активно, мы ... обращаем пристальное внимание на то, что говорит собеседник стараемся почувствовать то, что чувствует собеседник стремимся узнать больше информации о том, что говорит собеседник тратим время на то, чтобы выслушать историю до конца
Мы слушаем активно… благодаря открытым позам и жестам побуждая собеседника к рассказу благодаря использованию навыков «активного слушания»
Т ехники активного слушания: Побуждение. Цель – выразить интерес, побудить собеседника к продолжению рассказа. Пример: «Можете рассказать мне больше о..?» Уточнение. Цель – прояснить то, что было сказано, получить больше информации. Пример: «Когда это случилось?».
Техники активного слушания: Формулирование. Цель – показать, что вы слушаете и понимаете услышанное; показать, правильно ли вы понимаете смысл и интерпретируете. Пример: «Т.е. ты бы хотел, чтобы мама тебе больше доверяла, верно ?» Отражение. Цель – показать, что вы понимаете, что чувствует собеседник; помочь собеседнику оценить свои чувства после того, как они были озвучены кем-то еще. Пример: «Ты выглядишь очень расстроенным»
Техники активного слушания: Подведение итогов. Цель – оценить прогресс, связать вместе важные идеи и факты, упрочить основу для дальнейшего разговора. Пример: «Кажется, высказанные тобой идеи являются ключевыми…» Подтверждение. Цель – признать достоинства другого человека. Пример: «Я ценю твою готовность разрешить это дело».
Предварительный просмотр:
ДОП «Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию»
Рабочая программа «Сопровождение личностного роста детей
и подростков»
4 блок
Эффективное общение и разрешение конфликтов
План проведения занятия.
Тема: Навыки общения: активное слушание.
Цель: Знакомство с понятием «Активное слушание», техниками активного слушания и отработка навыков.
План занятия:
- Приветствие ведущего.
- Знакомство с понятием «активное слушание».
- Знакомство с техниками активного слушания.
- Выполнение упражнения в парах «Активное слушание»
- Рефлексия .
Ход занятия:
- Упражнение - разминка «Повтори за мной».
Цель: создание положительного настроя участников на работу.
- Основная часть:
- Упражнение «Активное слушание» (приложение № 1).
Цель: развитие навыков активного слушания.
- Знакомство с понятием «активное слушание» и основными техниками активного слушания (приложение № 2).
- Упражнение в парах «Активное слушание».
Цель: отработка навыков активного слушания с использованием полученных техник.
- Обратная связь.
- Самоанализ занятия.
Приложения
Приложение 1
Упражнение «Активное слушание».
Цель: развитие навыков активного слушания.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ – ПАРТНЕР №1
Инструкции: не показывая партнеру свой листок, прочитайте первое предложение. Попросите его повторить то, что вы прочитали. Когда он в точности повторил, позвольте ему прочитать его первое предложение из его листка. Повторите то, что вы услышали. Если все сделано правильно, повторите процедуру с предложением №2. Меняясь ролями, прочитайте свои предложения.
- один поросенок
- три красных яблока
- трава сегодня очень зеленая
- девочки были одеты в красно-фиолетовые платья в полоску
- в нашем саду растет большое апельсиновое дерево и есть желтые цветы
- фермер будет занят в поле, собирая на тракторе сено
- мое любимое блюдо то, в котором есть помидоры, колбаса, картошка, морковь и сельдерей
- камни должны быть сложены с одной стороны дома, недалеко от дорожки, прямо у черного входа
- маленькая девочка взяла свою большую черную собаку погулять в парк, чтобы там собака могла поиграть с маленькой коричневой собачкой, принадлежащей мальчику, живущему в конце улицы
- в океане мы видели ракушки, которые были покрыты морскими водорослями, и камни, покрытые вязким и скользким мхом, который делал их похожими на осьминогов
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ – ПАРТНЕР №2
Инструкции: не показывая партнеру свой листок, прочитайте первое предложение. Попросите его повторить то, что вы прочитали. Когда он в точности повторил, позвольте ему прочитать его первое предложение из его листка. Повторите то, что вы услышали. Если все сделано правильно, повторите процедуру с предложением №2. Меняясь ролями, прочитайте свои предложения.
- одна лошадка
- двенадцать зеленых виноградин
- небо было вчера очень голубое
- мальчики любили носить длинные брюки и белые рубашки
- на задней веранде есть голубые и зеленые стулья
- скоро люди будут собирать свежие овощи к зиме
- он сказал, что приготовит блюдо из чеснока, лука и зеленого перца в белом вине
- пожалуйста, возьмите весь хворост, сложенный позади дома, и отнесите его в комнату наверху
- мужчина ехал на своей новой красной с черным салоном машине, чтобы показать ее своему другу, у которого машина была черная с красно-белым салоном.
- когда дети увидели длинные красные нитки из кружевного, мягкого, шерстяного материала, они решили сделать одежду, которая сделает их похожих на медуз.
Приложение 2
Понятие «активное слушание» и основные техники активного слушания.
Активное слушание – способ показать собеседнику то, что вы заинтересованы в том, что он говорит и то, что вы хотите услышать и понять его рассказ.
«Слышать» - процесс, с помощью которого мы воспринимаем информацию через уши и посылаем ее в мозг.
«Слушать» - более сложный процесс, который требует больших усилий. Он включает в себя интерпретацию и понимание той информации, которую получает мозг. «Слышание» - это то, что делает каждый, «слушание» - то, что делает коммуникацию эффективной.
Когда мы слушаем активно, мы...
- обращаем пристальное внимание на то, что говорит собеседник
- стараемся почувствовать то, что чувствует собеседник
- стремимся узнать больше информации о том, что говорит собеседник
- тратим время на то, чтобы выслушать историю до конца
Мы слушаем активно…
- благодаря открытым позам и жестам
- побуждая собеседника к рассказу
- благодаря использованию навыков коммуникации, описанных в этом руководстве
Техники активного слушания
Установки, помогающие собеседнику говорить
Установка | Цель | Делая это… | Пример |
Побуждение | 1. Выразить интерес 2. Побудить собеседника к продолжению рассказа | …не пытайтесь соглашаться или не соглашаться …используйте нейтральные слова …варьируйте интонацию | 1. «Можете рассказать мне больше о…?» 2…. |
Уточнение | 1. Поможет вам прояснить то, что было сказано 2. Получить больше информации 3. Поможет собеседнику узнать вашу точку зрения | …задавайте вопросы …предлагайте неверную интерпретацию, чтобы побудить собеседника к дальнейшему объяснению | 1. «Когда это случилось?» 2…. |
Формулирование | 1. Показать, что вы слушаете и понимаете услышанное 2. Проверить, правильно ли вы понимаете смысл и интерпретируете | …формулируйте основные идеи и факты | 1. «Т.е. вы бы хотели, чтобы ваши партнеры вам больше доверяли, верно?» 2… |
Отражение | 1. Показать, что вы понимаете, что чувствует собеседник 2. Помочь собеседнику оценить свои чувства после того, как они были озвучены кем-то еще | …отражайте главные чувства собеседника | 1. «Вы выглядите очень расстроенным» 2…. |
Подведение итогов | 1. Оценить прогресс 2. Связать вместе важные идеи и факты 3. Упрочить основу для дальнейшего разговора | …формулируйте наиболее значительные высказанные идеи, включая чувства | 1. «Кажется, высказанные вами идеи являются ключевыми…» 2…. |
Подтверждение | 1. Признать достоинства другого человека | …признайте ценность его темы и его чувств …выказывайте признательность за его усилия и действия | 1. «Я ценю вашу готовность разрешить это дело» 2…. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Склонности – расположение личности к той или иной деятельности, предпочтение этой деятельности перед другими. Склонности проявляются в занятиях любимым делом, на которые тратится большая часть свободного времени, и определяется выражением «хочу делать».
Классификация типов профессий Е.А. Климова В соответствии с объектом труда выделяются пять типов : Человек-техника Человек-человек Человек-природа Человек-знаковая система Человек-художественный образ
«Человек-техника» Данный тип профессий включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т.д . Профессии: слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник и т.д.
«Человек-человек» Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей. Профессии: продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор.
«Человек-природа» К этому типу профессий относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы. Профессии: фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод.
«Человек-знаковая система» Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. Профессии: программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник.
«Человек-художественный образ» Данный тип профессий, включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального. Профессии: артист, писатель, архитектор, фотограф, музыкант, модельер.
Стоит отметить, что при применении данной классификации в наше время стоит учитывать тот факт , что простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.
Предварительный просмотр:
ДОП «Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию»
Рабочая программа «Сопровождение личностного роста детей
и подростков»
5 блок
Я выбираю профессию
План проведения занятия
Тема: Склонности в выборе профессии.
Цели занятия:
- Объяснить учащимся понятие «склонность»;
- Определить склонность к разным типам профессии.
План занятия:
- Приветствие ведущего.
- Знакомство с понятием «склонности».
- Знакомство с типами профессий.
- Заполнение опросника «Дифференциальный диагностический опросник Климова».
- Обработка и интерпретация результатов диагностики.
- Рефлексия «Интересное-полезное».
Ход занятия
- Приветствие ведущего.
- Знакомство с понятием «склонности».
Склонность – нечто большее, чем просто интерес. Одно дело –любить смотреть спектакли, другое – заниматься в драмматическом кружке. Во втором случае обнаруживается не только чисто познавательное, но и активное, созидательное отношение к объекту.
Склонности – расположение личности к той или иной деятельности, предпочтение этой деятельности перед другими. Склонности проявляются в занятиях любимым делом, на которые тратится большая часть свободного времени, и определяется выражением «хочу делать».
- Знакомство с типами профессий.
Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек.
Основных типов пять:
«Человек-техника».Данный тип профессий включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т.д.
Профессии: слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник и т.д.
«Человек-человек».Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей.
Профессии: продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор.
«Человек-природа».К этому типу профессий относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы.
Профессии: фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод.
«Человек-знаковая система».Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п.
Профессии: программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник.
«Человек-художественный образ».Данный тип профессий, включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального.
Профессии: артист, писатель, архитектор, фотограф, музыкант, модельер.
- Обработка и интерпретация результатов диагностики.
Инструкция: «В нижнюю строку ключа, запишите количество баллов, которое вы получили по каждому из пяти типов профессий. За каждый выбор вы получаете по 1 баллу. На основе данных опросника составьте карту ваших склонностей по отношению к разным типам профессий».
- Рефлексия «Интересное – полезное».
Участники делятся своими впечатлениями о занятии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассказывая о различных своих переживаниях, мы говорим: «Я чувствую». И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем: ощущения, драйвы, эмоции, чувства.
Ощущения Ощущения – это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо , холодно, колется, щекотно и т.д.
Драйвы Драйвы – это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность. Пример: голод , желание спать, желание двигаться, стремление выиграть .
Эмоции Эмоции – это то, что мы переживаем душой. Эмоции недолговечны, они приходят и уходят . Пример: радость , страх, гнев, тревога, стыд, вина, печаль, негодование, огорчение.
Угадайте эмоцию???
Чувства Чувства – это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции. Пример: любовь , ревность, обида, счастье, доверие, недоверие, ненависть, враждебность.
Предварительный просмотр:
ДОП «Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию»
Рабочая программа «Сопровождение личностного роста детей и подростков»
2 блок
Властелин эмоций
План проведения занятия.
Тема: Спектр чувств.
Цель: знакомство с разнообразием чувств и эмоций.
План занятия:
- Приветствие ведущего.
- Выполнение упражнения – разминки.
- Знакомство с темой занятия «Спектр чувств».
- Индивидуальная работа с собственным списком эмоциональных состояний.
- Групповое обобщение результатов.
- Рефлексия.
Ход занятия:
- Упражнение - разминка «Изобрази эмоцию» (приложение № 1).
- Основная часть:
Информация о спектре чувств.
Цель: информирование о структуре эмоциональных переживаний.
- Упражнение «Спектр чувств» (приложение № 2).
- Обратная связь.
Цель:обратная связь от участников занятия.
- Самоанализ занятия.
Приложения
Приложение 1
Упражнение – разминка «Изобрази эмоцию».
Цель: создание положительного настроя на работу.
Описание: по команде ведущего все участники должны изобразить ту или иную эмоцию с помощью мимики, движений, жестов.
Приложение 2
Упражнение «Спектр чувств».
Цель: информирование о структуре эмоциональных переживаний.
Описание: участникам предлагается составить список эмоциональных состояний, которые им знакомы.
Объяснения ведущего: «Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, мы говорим: «Я чувствую». И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем:
- Ощущения – это то, что мы чувствуем телом (горячо, холодно, колется, щекотно);
- Драйвы – это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность (голод, желание спать, желание двигаться, стремление выиграть);
- Эмоции – это то, что мы переживаем душой (радость, страх, гнев, тревога, стыд, вина, печаль, негодование, огорчение). Эмоции недолговечны, они приходят и уходят. Тем не менее, умение распознавать эмоции собеседника повышает эффективность общения.
- Чувства – это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции (любовь, ревность, обида, счастье, доверие, недоверие, ненависть, враждебность)».
Предлагается участникам уже написанные эмоциональные состояния распределить по данным категориям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)
Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и способствующего их дальн...
Программа воспитательной системы Личностное развитие детей и подростков во внешкольном учреждении на 2013-2017 г.г.
И воспитание и образование неразделимы....
"Проект "Юный психолог", как инструмент для личностного роста подростков с ОВЗ".
Проект «Юный психолог» представляет собой индивидуальную, творческую межпредметную проектную деятельность учащихся 9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегриро...
Музыкальное воспитание как средство для личностного роста детей школьного возраста в процессе вокально-хоровой работы.
Конкурсная работа - номинация "Из опыта работы". Всероссийикий конкурс профессионального мастерства преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования "Со...
Влияние занятий тяжелой атлетикой на формирование осанки у детей и подростков
в работе рассмотрено возможно ли испарвить или скорректировать осанку с помощью занятий тяжелой атлетикой...
Открытое мероприятие на базе ДТС № 17 на тему "Личностное развитие детей и подростков в условиях детского туберкулезного санатория"
Выступление для слушателей городских курсов повышения квалификации, работников здравоохранения.Цели: обмен опытом работы с больными детьми и подростками в условиях санаторного лечения.Задача:...
Конспект занятия на тему «Право на имя» для детей и подростков с ОВЗ
quot;Право на имя" - одно занятие из цикла мероприятий по правовому воспитанию детей и подростков синвалидностью и ОВЗ. Его цель - довести до сознания детей, что каждый гражданин своей страны им...