Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога
статья
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.
Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей.
Участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursy_i_olimpiady.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация участия обучающихся в конкурсных
мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и
профессионального роста педагога»
Современное общество диктует нам новые запросы. Возникла потребность в специалистах, владеющих не только новыми теxнологиями, но и совершенно иными подxодами к реализации своего профессионального и творческого потенциала.
Главным результатом нашей педагогической деятельности по развитию личностного потенциала учащихся должен стать выпускник, способный социализироваться в обществе, способный принимать решения, приносить пользу окружающим и жить соизмеримо с требованиями времени.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы, кроме учебныx навыков развивать у обучающиxся еще и мировоззрение, чувство долга, толерантность, уважительное отношение к другим мнениям и культурам .
Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности.
Таким образом, школа является не просто образовательным пространством, а пространством развития личности. Именно в школе должны закладываться основы развития дальнейшего личностного роста.
Личностный рост – результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы, за рамки уже достигнутого ею. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего становления.
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития. Также нужно помочь в поиске информации о конкурсах, где школьник сможет проявить себя, продемонстрировать свои знания. Но главное — нужно уметь поддержать интерес ребенка к интеллектуальному труду.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.
Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.
Регулярно участвуя в таких состязаниях, школьник преодолевает страх перед экзаменами, что в будущем поможет ему справиться с волнением в ходе написания итоговых аттестаций. Кроме того, олимпиадные достижения станут отличным дополнением к портфолио при поступлении. А победа в некоторых олимпиадах даже может засчитываться вузами вместо вступительных экзаменов. В рамках участия в олимпиаде школьник может более детально изучить науку, по которой проходит конкурс. Таким образом, он сможет определиться с будущей специальностью еще до поступления. Ну и, наконец, участие в интеллектуальных соревнованиях - это повышение самооценки ребенка и, что немаловажно, новые знакомства с людьми, которые имеют такие же интересы.
Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.
Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление.
Конкурсы и олимпиады – это еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей.
Участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.
- Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, свою причастность к интеллектуальному сообществу. Важно сравнивать свои достижения с успехами других. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.
Первое и основное – это знания! Если ребенок первый раз придет на олимпиаду и «провалится», то он поймет, что есть, к чему стремиться — к следующей олимпиаде он уже будет готовиться по-другому, исходя из предъявляемых требований. Да и сами вопросы олимпиады – это повод, придя домой, найти на них ответы и узнать много нового. - Нестандартное мышление: все вопросы и задачи олимпиад рассчитаны на творческое нестандартное мышление, на умение рассуждать и делать выводы, на способность самостоятельно анализировать имеющуюся информацию. Все эти навыки очень полезны не только в учебе, но и затем в работе, где уже придется принимать серьезные самостоятельные решения, не имея готовых шаблонов, как на уроке.
- Получение опыта. Каждая олимпиада и конкурс – это подобие маленького экзамена, устного или письменного. Если ребенок с первого класса может спокойно писать в незнакомой обстановке, устно отвечать незнакомым людям, то ЕГЭ и экзамены в ВУЗе для него покажутся совсем простым и привычным делом.
- Умение говорить и доказывать — это развитие коммуникативных способностей. Конференции и устные олимпиады требуют от ребенка умения защитить свою позицию, выражаясь связным, понятным языком, умения аргументировать свои ответы
Иногда у ребенка есть внутренние или внешние причины для отказа от участия в публичных конкурсах. Это может быть и страх выступления, и опасение прослыть «белой вороной» в среде одноклассников, и многое другое. В таком случае нужно помочь ребенку увидеть эти «барьеры» и преодолеть их. Важно, чтобы ребенок занимался созидательным, полезным ему самому делом. Олимпиады и конкурсы стимулируют активность, инициативность, самостоятельность школьников. Но не нужно делать их самоцелью и превращать подготовку в муштру. Все должно быть в радость и удовольствие, а особенно соревнования. Помогите детям ощутить здоровый азарт и конкуренцию, удовольствие от своих знаний и радость победы. А в случае поражения, расскажите, как важно в жизни будет подниматься, если упал и идти дальше, к цели.
«…Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед…» - очень верные строки Андрея Дементьева.
От того, как работает учитель, как выстраивает учебно-воспитательный процесс, какие методики и технологии использует, зависит судьба ученика, зависит, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создает благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует еще большему развитию активности учителя в профессии.
Профессиональный рост — это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (определение дано Е.А. Ямбургом).
А творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как ученика в школьной жизни, так и педагога в профессиональной деятельности.
Профессиональный рост учителя — это процесс, и тут важно помнить о том, что этот процесс никогда незавершим подробно принципу незавершимости воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, мероприятиям различного уровня.
В статье полностью раскрывается название темы....
БЛАНК "РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГОВ В КОНКУРСАХ И МЕРОПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ"
Для эффективного отслеживания участия педагогов дополнительного образования в конкурсах и выплат стимулирующего характера и других методических мероприятиях, мною разработан бланк "Результативно...
Выступление по теме "Конкурсное движение как фактор повышения профессионального роста педагогов", в рамках проведения РМО - педагогическая мастерская "Пригласите на урок" на базе Управления образования администрации МО "Холмогорский муниципальный район"
Профессиональные конкурсы – это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов, участие в конкурсах для учителей физической культуры образовательных учреждений способствует эффект...
Повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения, через реализацию спортивно-массовых мероприятий различного уровня.
В статье расказывается о том как спортивно-массовые мероприятия различного уровня влияют на повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в Гимназии №...
Результаты спортивных достижений обучающихся ШСК "Лидер" МБОУ СОШ г. Зернограда в физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня в 2023-2024 учебном году (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ)
Результаты спортивных достижений обучающихся ШСК "Лидер" МБОУ СОШ г. Зернограда в физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня в 2023-2024 учебном году (муниципальный уровень личны...
Результаты спортивных достижений обучающихся ШСК "Лидер" МБОУ СОШ г. Зернограда в физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня в 2023-2024 учебном году (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ)
Результаты спортивных достижений обучающихся ШСК "Лидер" МБОУ СОШ г. Зернограда в физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня в 2023-2024 учебном году (региональный уровень личные...