Статья "Школьный театр как педагогический инструмент личностного роста обучающихся".
статья
Статья "Школьный театр как педагогический инструмент личностного роста обучающихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
публикация | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Татьяна Васильевна Ильиных, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
МКОУ «Ичкинская средняя общеобразовательная школа» Шадринского муниципального округа Курганской области
Школьный театр как педагогический инструмент личностного роста обучающихся.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» создаются школьные театры для раскрытия творческого потенциала школьников. Сегодня школьная театральная студия это необходимость.
Школьный театр осознан уже многими поколениями педагогов, не просто, как досуговая часть жизни детей, но как необходимая и неотъемлемая часть общего образования. Практикующие педагоги понимают, что театр это универсальный педагогический инструмент. Он не только раскрывает творческий потенциал личности учащегося, но, главное, мотивирует к образовательной деятельности. Учит простым и сложным видам коммуникации, развивает эмоциональный интеллект, тренирует все виды памяти, тренирует тело и поднимает культурную планку.
Театр в Ичкинской средней школе был создан в форме внеурочных занятий, разработана необходимая нормативно-правовая база функционирования театрального объединения. Для учета числа театральных студий Министерством просвещения Российской Федерации создан Всероссийский реестр школьных театров. Федеральным координатором выступает «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий». Руководитель школьного театра прошла анкетирование для внесения в реестр на официальном сайте «ВЦХТ» в одноименный раздел «Реестр школьных театров». Школьный театр зарегистрировали в реестре, объединению присвоен индивидуальный номер, выдан сертификат.
Необходимо, чтобы у педагогов театрального объединения было достаточно опыта, чтобы изменить привычный формат классно-урочных занятий на более неформальные коммуникации с подопечными. Учитель должен быть знаком с основами актерского мастерства. Он должен обладать отличными организаторскими навыками и уметь находить общий язык с детьми.Театр может стать центром притяжения и формирует атмосферу школы, способен объединить всех участников образовательного процесса: родителей, учащихся и педагогов. Так вот задачей нашей школьной студии «Браво» является системное развитие детского театра. Посещают его дети и из начальных классов и из среднего звена.
Постигать увлекательную науку театра далеко не просто, но ребята шаг за шагом, уверенно продвигаются к поставленной цели. Они приобретают бесценный опыт публичного выступления и творческой работы, на театральных занятиях детей учат технике сценической речи, ритмопластике, развивают творческое воображение, формируют умение передавать мимикой, жестами основные эмоции, способность перевоплощаться, занятия учат детей коллективной работе, работе в парах, общению со зрителем, работе над характерами персонажа, мотивами их действий.
Свою активную творческую деятельность мы начали с театральной постановки Мэри Поппинс, которая была представлена учащимися 1-11 классов, также оформили афишу и программку театральной миниатюры. Выбрали для себя формат видеосъёмки, попробовали поучаствовать в конкурсе театральных миниатюр на иностранном языке. Организатором конкурса выступил Шадринский государственный педагогический университет. Получили Гран-при фестиваля.
Подготовка к конкурсу началась со старой выброшенной двери. Нужно было приготовить декорации. Учителя вместе со старшеклассниками разобрали дверь, подготовили дверную раму, подпилили основу, приколотили дверь к раме, покрасили и дверь приобрела первоначальный вид. Ученики придумали сделать дом в английском стиле. К ширме прикрепили дверь, из молдингов сделали окна, из остатков строительных материалов сконструировали панели, которыми украсили внутреннюю отделку дома, снаружи прибили стеновые панели с имитацией кирпича, повесили на крючках фонари, из пенопласта сделали фундамент дома, который обклеили пленкой под кирпич, к окнам прибили коробки-цветники, обклеили их обоями, внутрь положили пенопласт и разместили в нем искусственные цветы. Перед домом положили зелёный газон, фасад здания украсили лианой из искусственных цветов. К двери прикрепили табличку на английском языке home и приклеили звонок для Мэри Поппинс. Внутри дома создали интерьер в пастельных тонах, повесили шторы на окна, из стульев сделали диванчики, задекорировали их шторами, надели чехлы на стулья и подвязали их бантами. Из парт получился прекрасный стол для английской гостиной, покрытой скатертью, с чайным сервизом и вазою с розами. Не забыли и про камин, который зажгли при помощи фонарей с имитацией огня, верх украсили фотографиями семьи, книгами и подсвечниками. Обсуждали вместе каждый элемент декорирования. Костюм няни получился действительно «от кутюр». Элегантная шляпка украшена розовой лентой в стиль интерьера, выполненного в розово-белых тонах, где все было подобрано по цветам от скатерти до подушек. И здесь мне помогло увлечение швейным делом. Разработала проект костюмов для детской танцевальной группы: выкроила и сшила розовые юбки - пачки, приобрели зонтики. Головы всех участниц были украшены розовыми резинками, помощница по хозяйству семьи Бэнкс была одета в форменное платье с белым фартуком.
Одновременно приступила к разработке сценария для постановки сказки «Мэри Поппинс». Стала подбирать кандидатов на роли в пьесе. Не все дети прошли кастинг, пришлось менять актеров. Больше всего времени ушло на заучивание текста. Кому то это легко далось, кому то пришлось потрудиться. Выбор актеров, к сожалению, ограничен и у всех разная языковая подготовка. Сценарий был составлен на русском и английском языках. Монолог детей семьи Бэнкс на английском языке был воспроизведен полностью в соответствии с оригинальной версией мюзикла «Мэри Поппинс» 1964 года. И с этим нам удалось справиться. Создали танцевальную группу, разучили танец "Леди совершенство". Это было тоже непросто, школа малокомплектная, танцами дети не занимались, учителей с хореографической подготовкой нет, учились по видео. Пришлось решать педагогическую задачу исходя из имеющихся условий. Освоили новый жанр в искусстве - танец. Мелодию, движения, каждый маленький шаг подбирали долгое время. Танец получился ритмичным, выразительным, выстроен в определённую композицию и исполнен с музыкальным сопровождением.
Эффект от театрализации был впечатляющий, все ученики приходили на первый этаж и с интересом наблюдали за репетициями, процессом съемки.
В мае 2024 года состоялся отчетный концерт школьного театра. На торжественное закрытие театрального сезона были приглашены родители. Зал был тематически оформлен - театральные маски, вывеска школьного театра «Браво» с подсветкой, красочные декорации – замок, карета, камин, интерьер английского дома и лесной массив. Не выходя из зала, зрители смогли побывать в разных эпохах, среди разных людей и посетить разные страны.
Учащиеся 5,8,11 классов представили мини спектакль «Золушка» по произведению Шарля Перро. Костюмы актеров были созданы в соответствии с эпохой 1697 года, некоторые элементы одежды декорировались, платья были сшиты, корона принца украшена стразами, туфли феи покрашены золотой краской и украшены золотыми бантами, для принца сделаны погоны и лента. Для создания образов литературных героев изучена история костюмов. Декорации придуманы творческой группой учителей и раскрашены в одной цветовой гамме. Создатели декораций оформили замок и карету в стиле «Уолта Диснея».
Младшая группа театральной студии «Браво» исполнила стихотворение "Волк и лиса". Автор Самуил Яковлевич Маршак. Главные герои сказки — животные, которые действуют по образу и подобию человека. Литературная сказка Виталия Бианки" Лесной колобок - колючий бок" представлена учениками 2-3 классов в стиле русского народного творчества. Дети-актеры перевоплотились в своих персонажей и создали яркие сценические образы. Продолжилось выступление басней «Ворона и Лисица» Ивана Андреевича Крылова. Ученики 4 класса воспроизвели произведение автора. «Животный мир» показал себя в человеческом обличье. Актеры выступили эмоционально, костюмы получились оригинальными и запоминающими.
Положительный опыт работы в школьном театральном объединении «Браво» мы получили, но и проблемы есть, которые необходимо решать. Как руководителя школьного театра меня очень волнует, что не всегда удаётся достичь желаемого уровня владения устной речью на уроке и во внеурочное время. Встречаясь с трудностями школьники теряют интерес, чувствуют свою неуверенность и неспособность к обучению. Помочь создать атмосферу непринужденного, но в то же время практически ценного общения может театральное объединение как на русском, так и на английском языках. Театральные постановки способствуют применению знаний на практике, развивают эрудицию, память, умение выразительно читать стихи, произносить монологи и диалоги, учат рационально подходить к процессу познания. Кроме того, неотъемлемым компонентом театральной деятельности является эмоциональный настрой, позволяющий учащимся раскрепоститься и проявить себя. Знания, умения, навыки работы в коллективе, необходимые сегодня ученику для участия в постановке спектакля, в будущем помогут ему в реальных жизненных ситуациях. Именно поэтому театр является серьезным педагогическим инструментом, дающим возможность человеку развиваться в самом широком смысле, личностно расти, образовываться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».
Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской п...
Как обеспечить личностный рост обучающихся на уроках английского языка.
Как обеспечить личностный рост обучающихся на уроках английского языка....
Нравственное воспитание как основа личностного роста обучающихся
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.Что...
"Кладезь народной педагогики"- путь к личностному росту обучающихся
Формы ,методы и приёмы народной педагогики...
Доклад на ТМО. «Проектная технология – основа обеспечения эффективного личностного роста обучающихся»
Доклад на тему: «Проектная технология – основа обеспечения эффективного личностного роста обучающихся»...
Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...
Сценарий муниципального круглого стола «Дополнительное образование: возможности развития и личностного роста обучающихся»
Данный сценарий может быть использован в целях организации методических мероприятий в учреждениях дополнительного образования различной направленности, взаимодействия систем дополнительного и об...