Приемный ребенок и его биологические родители
методическая разработка по психологии на тему
Заседание клуба приемных родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_kluba_priemnyh_roditeley_po_teme.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание клуба приемных родителей по теме: "Приемный ребенок и его биологические родители"
Цель: содействие в осознании заменяющих родителей в выработке оптимальной позиции в отношении биологических родителей принятого ребенка.
Упражнение "Имена"
Ведущий предлагает каждому слушателю курсов назвать свое имя и рассказать историю (Кто назвал? Что это за человек? Что вы знаете о его жизни? В честь кого? Что обозначает это имя? Какие модификации имени вам приятны, какие нет?).
У каждого приемного ребенка есть собственное прошлое и своя история появление в заменяющей семье. Прошлое ребенка связано с его биологическими родителями, которые тем или иным образом оказывают влияние на всю последующую жизнь.
Работа со сказкой "Снегурочка"
Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
- Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.
Сказано - сделано.
Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.
Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.
- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!
Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, набухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.
Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях...
Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.
Дед да баба все ахают:
- Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка.
А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать:
- Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:
- Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.
Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:
- Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула...
Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.
Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка...
Вопросы для обсуждения:
- Что вас наиболее привлекло в сказке?
- Отчего погибла снегурочка?
- Как можно было это предотвратить?
- Почему снегурочка радовалась граду?
- Кто были родные родители Снегурочки?
- Как бы помогло снегурочке знание о своих родителей избежать смерти?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?
Резюме психолога
"Снегурочка - дочь Деда мороза и матушки-Зимы" В этом семейном сценарии существует эмоциональная дистанция между членами семьи: деловитость, разумность, эмоциональная холодность. Дедка с бабкой теплее, но не очень горячи. У них Снегурочка жить может. А вот костер и солнце как источники энергии чувств любви сожгли Снегурочку. Жизненный путь снегурочки на земле и способ существования солнца и костра - два несовместимы сценария? Столкнувшись с костром и зная о его губительной силе для себя, Снегурочка теряет возможность жить на земле. Мы не знаем каков был бы выбор у Снегурочки, знай она о своих настоящих родителях. Но дед и бабка не предоставили такого выбора, не перед ней ответственность за ее собственную жизнь.
Инструменты общения между родителями и детьми
Инструмент 1: Карта жизни
Это очень важно, потому что жизнь у детей, с которыми мы работаем, часто складывается хаотично. Многие из них по несколько раз перемещались из биологической семьи в замещающую и обратно, или между замещающими семьями, жили то с одними родственниками, то с другими. Реакция каждого ребенка на расставание с биологической семьей уникальна и индивидуальна. Эти болезненные чувства красной нитью проходят через жизни усыновленных детей старшего возраста. Дети, сохранившие лишь смутные воспоминания о людях, которых они знали в прежней жизни, периодически возвращаются к этим вопросам по мере разрешения перенесенных ими утрат. Наличие правдивой «летописи» их прошлого помогает им без страха смотреть в будущее. Она помогает зарегистрировать ряд важных событий в его жизни, информация о которых может затеряться в процессе многочисленных переездов. В Карте жизни сохраняется следующая информация:
• где жил ребенок;
• как долго он жил в каждом месте;
• люди, животные, места, которые были для него важны;
• причина перемещения;
• чувства, которые ребенок переживал в связи с перемещением.
Ребенок должен принимать активное участие в создании Карты жизни. При этом ему нужно предоставить полную свободу в выборе способа ее составления. Главная цель Карты жизни – инициировать открытое обсуждение истории ребенка и дать замещающим родителям или усыновителям возможность развеять его заблуждения, помочь ему преодолеть болезненные эмоции и успокоиться по поводу переезда в новую семью.
Инструмент 2: Семейное дерево
Использование Семейного дерева, разновидности широко известного генеалогического древа, преследует собой достижение особенной цели. Семейное дерево может помочь ребенку организовать информацию обо всех людях, сыгравших важную роль в жизни ребенка. Члены биологической семьи ребенка могут быть расположены на месте «корней» дерева. Эти «корни» (биологическая семья) не видны, но они удерживают дерево в земле так же, как биологическая семья обеспечивает ребенка генетическим наследием и всегда остается его частью. Замещающие или родственные воспитатели ребенка могут быть представлены в виде «ствола», поскольку они помогали расти ребенку. Усыновительная семья может быть представлена в виде «кроны», «ветвей», «листьев», «плодов» и «цветов». Рисуя «семейное дерево», ребенок начинает понимать, что он не обязан выбирать между семьями, и что каждая семья сыграла важную роль в его росте и развитии.
Инструмент 3: Семейный коллаж
Ребенок и родители могут чудесно провести время вместе, занимаясь составлением Семейного коллажа. Коллаж – это несколько фотографий, размещенных на большом листе бумаги или картона. Согласно Dr. Goodman, в практике усыновления фотографии часто наклеиваются на фигурку ребенка, вырезанную из бумаги или картона. Они представляют прошлые, настоящие и будущие события в жизни ребенка. Воспитатель предлагает ребенку использовать настоящие или вырезанные из журналов фотографии или нарисованные им самим картинки, чтобы изобразить важных для него людей, интересные события и его желания на будущее.
Инструмент 4: Библиотерапия,
Видеофильмы*
Термин «библиотерапия» означает лечение книгами. Усыновители могут помочь ребенку лучше понять обстоятельства его усыновления с помощью детских рассказов, других книг и видеофильмов. Из рассказов дети узнают, как их сверстники, попавшие в аналогичную ситуацию, справлялись с трудностями, переживали утраты, разочарования и расставания и боролись со страхом. В процессе отбора книг и видеофильмов для ребенка усыновители должны учитывать следующие критерии.
Подведение итогов
- Что о себе я узнала нового......
- Что мне понравилось, что не понравилось......
- На занятии мне было.....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации замещающим родителям по воспитанию приемного ребенка переходного возраста.
Воспитать ребенка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего кровного, а ребенка из другой семьи. Переходный возраст-сложный, бурный, нестабильный и противоречивый пе...
Конспект занятия "Приемный ребенок в замещающей семье Тренинг Способы бесконфликтного взаимодействия с ребенком"
Школа приемных родителей...
Особенности воспитания приемного ребенка в семье
Целью данного занятия является познакомить замещающих родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным ребе...
"Причины возникновения "трудного" поведения у приемного ребенка
Данный материал может быть использован для подготовки занятий с замещающими родителями социальными педагогами, психологами. Материал, представленный в данной статье может быть полезным специалистам и ...
Сексуализированное поведение приемного ребенка.
В данной статье описываются причины такого поведения у приемных детей, как реагировать и помогать ребенку выбрать другой стиль поведения. Можно использовать данный материал для проведения классного ча...
Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»
Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...
Как относиться ко взаимоотношению ребенка к биологическим родителям.
Если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас ( опекуны, приемные родители ), и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Ни в коем случае не...