Приемный ребенок и его биологические родители
методическая разработка по психологии на тему

Каменских Регина

Заседание клуба приемных родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_kluba_priemnyh_roditeley_po_teme.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание клуба приемных родителей по теме: "Приемный ребенок и его биологические родители"

        Цель: содействие в осознании заменяющих родителей  в выработке оптимальной позиции в отношении биологических родителей принятого ребенка.

        Упражнение "Имена"

          Ведущий предлагает каждому слушателю курсов назвать свое имя и рассказать историю (Кто назвал? Что это за человек? Что вы знаете о его жизни?  В честь кого? Что обозначает это имя? Какие модификации имени вам приятны, какие нет?).

        У каждого приемного ребенка есть собственное прошлое и своя история появление в заменяющей семье. Прошлое ребенка связано с его биологическими родителями, которые тем или иным образом оказывают влияние на всю последующую жизнь.

        Работа со  сказкой "Снегурочка"

        Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:

- Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.

А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.

Сказано - сделано.

Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.

Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.

- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!

Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!

Вот пришла весна-ясна, набухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.

Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях...

Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.

Дед да баба все ахают:

- Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка.

А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку,  земляничку.

Стали и Снегурку с собою звать:

- Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:

- Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:

- Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула...

Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.

Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.

Растаяла Снегурочка...

Вопросы для обсуждения:

- Что вас наиболее привлекло в сказке?

- Отчего погибла снегурочка?

- Как можно было  это предотвратить?

- Почему снегурочка радовалась граду?

- Кто были  родные родители Снегурочки?

- Как бы помогло снегурочке знание о своих родителей избежать смерти?

- Чему мы можем научиться у этой сказки?

Резюме психолога

        "Снегурочка - дочь Деда мороза и матушки-Зимы" В этом семейном сценарии существует эмоциональная дистанция между членами семьи: деловитость, разумность, эмоциональная холодность. Дедка с бабкой теплее, но не очень горячи. У них Снегурочка жить может. А вот костер и солнце как источники энергии чувств любви сожгли Снегурочку. Жизненный путь снегурочки на земле и способ существования солнца и костра - два несовместимы сценария? Столкнувшись с костром и зная о его губительной силе для себя, Снегурочка теряет возможность жить на земле. Мы не знаем каков был бы выбор у Снегурочки, знай она о своих настоящих родителях. Но дед и бабка не предоставили такого выбора, не перед ней  ответственность за ее собственную жизнь.

Инструменты общения между родителями и детьми

Инструмент 1: Карта жизни

Это очень важно, потому что жизнь у детей, с которыми мы работаем, часто складывается хаотично. Многие из них по несколько раз перемещались из биологической семьи в замещающую и обратно, или между замещающими семьями, жили то с одними родственниками, то с другими. Реакция каждого ребенка на расставание с биологической семьей уникальна и индивидуальна. Эти болезненные чувства красной нитью проходят через жизни усыновленных детей старшего возраста. Дети, сохранившие лишь смутные воспоминания о людях, которых они знали в прежней жизни, периодически возвращаются к этим вопросам по мере разрешения перенесенных ими утрат. Наличие правдивой «летописи» их прошлого помогает им без страха смотреть в будущее. Она помогает зарегистрировать ряд важных событий в его жизни, информация о которых может затеряться в процессе многочисленных переездов. В Карте жизни сохраняется следующая информация:

• где жил ребенок;

• как долго он жил в каждом месте;

• люди, животные, места, которые были для него важны;

• причина перемещения;

• чувства, которые ребенок переживал в связи с перемещением.

Ребенок должен принимать активное участие в создании Карты жизни. При этом ему нужно предоставить полную свободу в выборе способа ее составления. Главная цель Карты жизни – инициировать открытое обсуждение истории ребенка и дать замещающим родителям или усыновителям возможность развеять его заблуждения, помочь ему преодолеть болезненные эмоции и успокоиться по поводу переезда в новую семью.

Инструмент 2: Семейное дерево

Использование Семейного дерева, разновидности широко известного генеалогического древа, преследует собой достижение особенной цели. Семейное дерево может помочь ребенку организовать информацию обо всех людях, сыгравших важную роль в жизни ребенка. Члены биологической семьи ребенка могут быть расположены на месте «корней» дерева. Эти «корни» (биологическая семья) не видны, но они удерживают дерево в земле так же, как биологическая семья обеспечивает ребенка генетическим наследием и всегда остается его частью. Замещающие или родственные воспитатели ребенка могут быть представлены в виде «ствола», поскольку они помогали расти ребенку. Усыновительная семья может быть представлена в виде «кроны», «ветвей», «листьев», «плодов» и «цветов». Рисуя «семейное дерево», ребенок начинает понимать, что он не обязан выбирать между семьями, и что каждая семья сыграла важную роль в его росте и развитии.

Инструмент 3: Семейный коллаж

Ребенок и родители могут чудесно провести время вместе, занимаясь составлением Семейного коллажа. Коллаж – это несколько фотографий, размещенных на большом листе бумаги или картона. Согласно Dr. Goodman, в практике усыновления фотографии часто наклеиваются на фигурку ребенка, вырезанную из бумаги или картона. Они представляют прошлые, настоящие и будущие события в жизни ребенка. Воспитатель предлагает ребенку использовать настоящие или вырезанные из журналов фотографии или нарисованные им самим картинки, чтобы изобразить важных для него людей, интересные события и его желания на будущее.        

Инструмент 4: Библиотерапия,

Видеофильмы*

Термин «библиотерапия» означает лечение книгами. Усыновители могут помочь ребенку лучше понять обстоятельства его усыновления с помощью детских рассказов, других книг и видеофильмов. Из рассказов дети узнают, как их сверстники, попавшие в аналогичную ситуацию, справлялись с трудностями, переживали утраты, разочарования и расставания и боролись со страхом. В процессе отбора книг и видеофильмов для ребенка усыновители должны учитывать следующие критерии.

Подведение итогов

- Что о себе я узнала нового......

- Что мне понравилось, что не понравилось......

- На занятии мне было.....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации замещающим родителям по воспитанию приемного ребенка переходного возраста.

Воспитать ребенка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего кровного, а ребенка из другой семьи. Переходный возраст-сложный, бурный, нестабильный и противоречивый пе...

Особенности воспитания приемного ребенка в семье

Целью данного занятия является познакомить замещающих  родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным  ребе...

"Причины возникновения "трудного" поведения у приемного ребенка

Данный материал может быть использован для подготовки занятий с замещающими родителями социальными педагогами, психологами. Материал, представленный в данной статье может быть полезным специалистам и ...

Сексуализированное поведение приемного ребенка.

В данной статье описываются причины такого поведения у приемных детей, как реагировать и помогать ребенку выбрать другой стиль поведения. Можно использовать данный материал для проведения классного ча...

Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»

Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...

Как относиться ко взаимоотношению ребенка к биологическим родителям.

Если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас ( опекуны, приемные родители ), и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Ни в коем случае не...