Особенности воспитания приемного ребенка в семье
план-конспект занятия на тему
Целью данного занятия является познакомить замещающих родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospitaniya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Цель: 1. Познакомить замещающих родителей с особенностями приемных детей.
2. Помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным ребенком.
Ход мероприятия
Все участники усаживаются лицом в круг.
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об особенностях воспитания приемных детей в семье.
Игра «Нас с тобой объединяет» (создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе)
Инструкция: в кругу каждый по очереди бросает мяч любому из участников, говоря:»Нас с тобой объединяет…»
Ведущий:
Итак, в Вашу семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он есть. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий трудностей – типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка – это серьезное испытание для всей семье.
Работа в мини-группах
Упражнение «Портрет ребенка»
Инструкция:
Участники на листе ватмана должны написать характерные особенности ребенка, воспитывающегося без попечения родителя и обсудить, есть ли отличие от детей, воспитывающихся в семье.
Затем результаты обсуждения представляются в общий круг.
Ведущий:
Первые ощущения ребенка-сироты в приемной семье схожи с тем, что описал Андерсен в своей сказке о Гадком утенке. Утенок умирал от холода и голода, и добрый человек принес его домой. Реакция утенка на новую ситуацию была такой, что он все перевернул вверх дном, и семья его выгнала из дома. Попасть из одной ситуации, пусть плохой, но привычной, в другую, может быть в лучшую, но пока неопределенную, ребенку очень страшно.
Упражнение «Ребенок входит в семью».
Инструкция:
Один из участников (доброволец) выходит за дверь, остальные молча встают в круг, взявшись за круг. Задание добровольцу: «встроиться» в круг, разомкнув руки двух рядом стоящих участников. Задача группы – «впустить» его, только в тот момент, когда они почувствуют, что хотят это сделать.
Вопросы для обсуждения:
-Что чувствовал доброволец, когда смотрел на людей, держащихся за руки?
-Какие чувства были у круга к новичку?
Обычно при появлении новичка люди начинают крепче держаться за руки, так ли было в их случае?
Ведущий:
Дети, входящие в семью, ведут себя по-разному, но в любом случае их появление сказывается на всех членах семьи.
Упражнение «Восковая палочка»
Инстукция:
Участники образуют тесный круг, в центре которого находится один из участников. Он стоит, закрыв глаза, затем он, как «тающая свеча» начинает падать из стороны в сторону. Участники круга поддерживают его, не дают ему упасть. Желательно, чтобы в роли «восковой палочки» побывали все участники.
Вопросы для обсуждения:
-Что помогало и что затрудняло выполнению данного упражнения?
Особенностью большинства детей-сирот является недоверие к окружающему миру. Это упражнение помогает приемным родителям понять, доверяют ли они сами окружающим, и легко ли им было это сделать.
Ведущий:
В первые дни пребывания приемного ребенка в семье могут возникнуть, кажущиеся странными, особенности поведения.
Работа в мини-группах.
Решение проблемных ситуаций.
Семья взяла на воспитание девочку 10 лет. Ребенок быстро привык к новым условиям, требованиям. Но произошло непредвиденное.. В доме стали исчезать деньги. Сначала мелочь, на что родители не обращали внимания. А чтобы избежать этого стали давать ей карманные деньги. Но ситуация не изменилась: деньги, лежавшие на холодильнике, продолжали исчезать. Как в данной ситуации поступите Вы?
Выслушиваются мнения участников.
Ведущий:
Кражи ребенка не стоит рассматривать как «оплеуху», неблагодарность семье и т.д. В своей прежней жизни он нередко с помощью воровства решал многие свои проблемы. Некоторые психологи отмечают, что ребенок, лишенный материнской любви, пытается компенсировать ее недостаток с помощью краж.
2.Приемному мальчику 13 лет. Проводя уборку в комнате обнаруживали у него под матрацем засохшие куски хлеба и какой-то другой еды. Или в шкафчике находили припрятанные куски еды. Ваша реакция на такой поступок ребенка.
Выслушиваются мнения участников.
Ведущий:
Процессы «поедания», жевания, насыщения успокаивают любого человека. Для депривационного ребенка, который наголодался еще в утробе матери, еда приобретает особый смысл. Она зачастую становится для него единственным источником психологического и физического комфорта.
Упражнение «Живой коридор»
Инструкция:
Участники выстраиваются в «живой коридор», каждый получает карточку с заданием для ребенка. Участники по очереди проходят сквозь «живой» коридор, а остальные участники вразнобой читают задания: «Стой!», «Сиди!», «Подойди ко мне!», «Повернись ко мне!» и т.д.
Вопросы для обсуждения:
-Что Вы чувствовали, когда с разных сторон слышали требования выполнить то или иное задание?
Ведущий:
В первые дни пребывания ребенка в семье не стоит вываливать на него много требований. Ребенку на первых порах трудно запомнить все требования, их нужно вводить поэтапно, по мере привыкания ребенка к новым условиям.
Завершение .
Рефлексия.
-Что полезного взяли для себя из сегодняшней встречи?
-Что понравилось? Что не понравилось?
-Какое задание давалось труднее всего? Почему?
-Какие чувства испытывали в ходе встречи?
-Изменились ли Ваши представления о воспитании приемного ребенка?
-Как Вы сейчас оцениваете свою готовность к приему ребенка?
Участники анализируют изменения представления о собственной готовности к интеграции в семью нового члена семьи.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Гринберг С. Н, Вараева Н. В. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. Санкт – Петербург, 2007 г.
2. Ослон В.Н. Основы воспитания ребенка в замещающей семье. Программа дистанционного обучения и сопровождения потенциальных и действующих усыновителей, опекунов(попечителей), приемных родителей и патронатных воспитателей по заочной форме с помощью дистанционных технологий. Ханты-Мансийск, 2010г.
3. Терновская М.Ф. Тренинговая программа для подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью. Выпуск 4, Москва 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности общения с ребенком в семье
Материал для родительского собрания в старших классах...
Особенности общения с ребенком в семье
Статья о воспитании в семье и об авторитете родителей....
Родительское собрание "Особенности общения с ребенком в семье"
Если дети живут в обстановке критики,они учатся критиковать и осуждать других людей;Если дети живут в обстановке вражды и злобы,они учатся быть злыми, учатся драться;Если дети живут среди насмешек,они...
Рекомендации замещающим родителям по воспитанию приемного ребенка переходного возраста.
Воспитать ребенка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего кровного, а ребенка из другой семьи. Переходный возраст-сложный, бурный, нестабильный и противоречивый пе...
Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье"
Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье". Приведены результаты анкетирования родителейи детей. Подняты важные проблемы....
Особенности общения с ребенком в семье
Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми является принятие ребенка. Принятие ребенка - это проявление такой родительской любв...
Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.
В материале освещается проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях. Рассматриваются построения взаимодействияи детей данной категории в приемной семье и школе, в родительском сообществе. В с...