Семинар-практикум для классных руководителей "Мы голосуем за жизнь"
консультация по психологии на тему

Кадникова Светлана Юрьевна

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности социального педагога по профилактике суицида среди детей и подростков. 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). СУИЦИД - способность поставить под вопрос свою жизнь и изменить своё местонахождение. Смерть — побочный продукт суицида. Это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  «Мы голосуем за жизнь»

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма,

они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее,

у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров.

Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство?  Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.

«Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения России...»         

Эти слова кандидата педагогических наук, профессора Юрия Азарова являются руководством к деятельности службы социальных педагогов, психологов, педагогов, направленной на профилактику суицидальных явлений среди обучающихся школы.

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности социального педагога по профилактике суицида среди детей и подростков.  

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). СУИЦИД - способность поставить под вопрос свою жизнь и изменить своё местонахождение. Смерть — побочный продукт суицида. Это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

- Как часто встречаются случаи суицида среди детей и подростков? (ответы участников семинара)

На экране появляется слайд «Россия занимает третье  место в мире по числу законченных суицидов. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.

-Что побуждает, является причиной толкающей подростков на столь отчаянный шаг? (ответы участников семинара)

Не смотря на разные ситуации, психологи выделяют общие черты суицидальных явлений.

Это: 

   Цель: поиск решения в проблемной ситуации.

  • Причина: фрустрированная (неудовлетворенная) потребность.
  • Эмоция: безнадёжность, безысходность;
  • Когнитивная характеристика: резкое сужение сознания.
  • Мотивация: бегство.
  • Отношение к суициду: амбивалентность (человек не хочет умирать, но и жить не может).
  • Тенденция: сообщение о своих попытках в той или иной форме; соответствие суицидальных попыток общей личностной структуре

 

ОСОБЕННОСТИ  ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

  • Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и самоидентификации.
  • Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых.
  • Подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.

Группа риска подростков, склонных к суициду:

  • Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
  • Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
  • Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
  • Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).

Характерные черты суицидальных личностей:

  • Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.
  • Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.
  • Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя.
  • Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки.
  • Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством.
  • Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.
  • Они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».
  • Они обладают туннельным видением, т. е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации.
  • Они амбивалентны - хотят умереть, и в то же время, некоторым образом, хотят жить.

Вербальные (речевые) ключи:

  • Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».
  • Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
  • Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

Поведенческие ключи:

  • Отчаяние и плач.
  • Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
  • Нехватка жизненной активности.
  • Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
  • Повышение или потеря аппетита.
  • Вялость и апатия.
  • Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
  • Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
  • Приведение в порядок своих дел.
  • Отказ от личных вещей.
  • Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
  • Суицидальные попытки в прошлом.
  • Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
  • Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.
  • Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
  • Скудные планы на будущее.
  • Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

Ситуационные ключи:

  • Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
  • Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.
  • Недавняя перемена места жительства.
  • Семейные неурядицы.
  • Неприятности с законом.
  • Коммуникативные затруднения.
  • Проблемы со школой или занятостью.
  • Социальная изоляция.
  • Хроническая, прогрессирующая болезнь.
  • Нежелательная беременность.

Цель профилактической деятельности ОУ: создание в oбщеoбразoвательных учреждениях благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психического и психологического здоровья учащихся.

Задачи

 - укрепление социальной защищенности учащихся;

  • выявление причин, способствующих проявлению суицидального поведения;
  • совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов;
  • развитие социальной активности учащихся;
  • вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;
  • активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;
  • организация работы информационных групп из числа юношей и девушек по принципу «равный обучает равного»;

- активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.

Профилактическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса.

 Различают несколько уровней профилактики:

Первый уровень - общая профилактика.

Цель: повышение групповой сплоченности в школе.                                                                                                                                   Мероприятия: 1.Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.

2. Организация внеклассной воспитательной работы.

3.Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Второй уровень - первичная профилактика.

Цель: выделение групп суицидального риска, сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.                                                                                                  Мероприятия:  

1.Диагностика суицидального поведения.                                  

Особое внимание педагогическим работникам в oбщеoбразoвательных учреждениях  необходимо обращать на суицидальное поведение учащихся: на соответствующие высказывания, намеки, сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.                                            В рамках проведения комплекса профилактических мероприятий по предупреждению самоубийств  среди учащейся молодежи социальному педагогу, совместно с психологом школы  целесообразно исследовать причины и особенности суицидального поведения в  подростковом и юношеском возрасте.                                                                                                    

        Алгоритм исследования:                                                                          

   1.Исследование психологической атмосферы в семье, изучение личных дел учащихся, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обратить внимание на:  

      - несправедливое отношение со стороны родителей;

            - развод (или супружеские измены) в семье учащегося;

            - потерю одного из членов семьи;

                 - неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;

                 - одиночество;

            - недостаток внимания и  заботы со стороны окружающих.

2. Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт учащихся, особенно обратить внимание на:

            - реальные конфликты и мотивы его участников; 

            - патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости); 

            - соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических средств.

3. Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог», выявление референтных групп, особенно обратить внимание на:

               - отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;

               - несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников; 

              - несправедливые требования к учащемуся; 

              - принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;

               - страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.

4. Дезадаптирующие условия:

          - снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам; 

          - своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;

          - неадекватную самооценку личностных возможностей; 

          - утрату понимания ценности жизни;

               - потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;

                - отождествление  себя  с  человеком, совершившим  самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств"); 

                - состояние переутомления; 

      - паническую боязнь будущего.

Мероприятия: Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Цель  - Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. Основным направлением профилактики самоубийств  среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни. Но проводить профилактические мероприятия такого плана следует очень грамотно, корректно, не привлекая ненужного любопытства, с привлечением специалистов (психологов, психотерапевтов, психоневрологов и др.)

Мероприятия:                                                                                            

     1.Классные часы, круглые столы, стендовая информация.                                        

    2.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Третий уровень - вторичная профилактика.

Цель - Предотвращение самоубийства.

Мероприятия:                                                                                                                      1.Оценка риска самоубийства. Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья, запрос помощи. Оповещение родителей.                                         2. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

Четвертый уровень - третичная профилактика. 

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев.                                                                                                                     Мероприятия:                                                                                                         1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Таким образом, задачи социального педагога в рамках профилактической деятельности ОУ — изучение социальных условий, в которых формируется суицидальное поведение, и разработка на основе полученных знаний эффективных психопрофилактических мероприятий.  

 Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:

- Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.

В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: " Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения... В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов... Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки - это не Вы".

Участникам семинара вручается буклет «Избавление от стрессоров»

Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка.

Нужно научиться  ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ подростка с деструктивного НА КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Например,  вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?».

- Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию.

        Формы работы: объединения дополнительного образования разного направления,  вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.

- ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.

Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа социального педагога с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида.

Направления работы с родителями по профилактике суицида:

  • Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
  • Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
  • Формирование у родителей потребности в самообразовании.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ  ПОРТРЕТ РЕБЕНКА, СКЛОННОГО К СУИЦИДУ.

Задание: из предложенного  словесного описания личностной характеристики  подростка определить признаки, вызывающие тревогу у педагогов по группе суицидального риска.

Группа № 1.

Обучающийся 9 класса Ал. не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. Ал. не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.

Группа № 2.

Обучающаяся 11 класса К. проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников К.авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.

Группа № 3.

Вад. всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время ещё больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8-ом классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты, т. к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, владеет многообразной информацией. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушёл из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.

Группа № 4.

Обучающегося Н. (10 класс) характеризуют как «среднего» ученика: учится на «3» и «4», иногда опаздывает на уроки, изредка прогуливает занятия, дисциплину на уроке нарушает редко, от учителей старается держаться на расстоянии. В классе заметной роли не играет. Мама подростка заметила, что у сына исчезли все школьные друзья, звонят совсем незнакомые ребята. Подросток плохо ест, много пьёт жидкости. Настроение обычно подавленное. Возникает ощущение, что Н. кого-то боится, но помощи не просит. Обеспокоенные родители обратились за помощью к психологу, но подросток отказался от встречи со специалистом.

Группа № 5.

З. и Денис (11 класс) встречались более года. Их любовные отношения были у всех на виду. Денис - авторитетный человек в школе, хороший спортсмен. З. приехала из другого города, имеет мало знакомых, все друзья – приятели Дениса. Отношения имели и сексуальный характер, о чём знала мама девушки. Некоторое время назад в 10 классе появилась новая ученица, очень яркая и активная. Денис на глазах всей школы стал проявлять к новенькой знаки внимания, на З. перестал обращать внимание. По школе поползли слухи о беременности З.

МЕТОД «ВЕРТУШКА»

Составить план мероприятий по формированию антисуицидальных факторов

В начале в течение 10-15 минут каждая группа оформляет свою часть задания. Затем происходит передача задания следующей группе, которая в течение 5 минут изучает и дополняет заполненное предыдущей группой.

Так продолжается до того момента, пока лист не вернется к «хозяевам».

В конце выступление рабочей группы.

Обсуждение

Григорьева А. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Голосуем вместе за жизнь вместе»

(профилактика суицида). Сургут, 2009г

Использованная и рекомендуемая  литература

  1. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. – СПб., 1999.
  2. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков// Вестник психосоциальной работы.- 1994. - №1.- С.44-52.
  3. Диагностика суицидального поведения: Метод.рекомендации /Сост. А.Г.Амбрумова, В.А. Тихоненко. – М., 1981.
  4. Дюргейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М., 1994.
  5. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Справочное пособие. Мн., 1999.
  6. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.
  7. Суицидология: прошлое и настоящее: Сб. статей /Сост. А.Н. моховиков. – М., 2001.
  8. Телефон доверия в системе социально-психологической службы.- М., 1988.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
  10. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы: Пер. с англ. – М., 2001.

Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

Семинар-практикум для классных руководителей

Семинар-практикум для классных руководителй, в котором предлагается технология написания воспитательных мероприятий (методических разработок)....

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...

Семинар-практикум по теме «Классный час как одна из форм организации воспитательного процесса»

Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационн...

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся категории группа риска»

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителяс родителями учащихся категории "группа риска"»...

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка" ПУБЛИКАЦИЯ  https://urok.1sept.ru/articles/641820...

Семинар-практикум «Позитивное мышление - ключ к счастливой жизни»

Методическая разработка семинара-практикума «Позитивное мышление - ключ к счастливой жизни» для педагогов общеобразоватльных учреждений.Цель семинара-практикума: формирование навыка п...