Семинар-практикум «Позитивное мышление - ключ к счастливой жизни»
методическая разработка по психологии

Горельцева Елена Владимировна

Методическая разработка семинара-практикума «Позитивное мышление - ключ к счастливой жизни» для педагогов общеобразоватльных учреждений.

Цель семинара-практикума: формирование навыка позитивного мышления для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Позитивное мышление - ключ к счастливой жизни»

Авторы: педагог-психолог Горельцева Е.В.

педагог-психолог Грищенко И.В.

Цель: формирование навыка позитивного мышления для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов.

 

Задачи:

1.         Раскрыть понятие и роль позитивного мышления в жизни человека.

2.         Способствовать осмыслению ценности позитивного мышления в трудных жизненных ситуациях.

3.         Пробудить творческий потенциал.

4.         Познакомить с приемами и техниками позитивного мышления.

Продолжительность: 1,5-2 часа

Материалы и оборудование: флипчарт, магниты, листы ватмана, цветные карандаши и фломастеры, ларец с эмоциями и чувствами, интерактивный экран для демонстрации мультфильма, демонстрационный мультфильм, карточки с буквами зеленого и желтого цветов (для составления слов с целью деления участников на команды), очки «счастливый взгляд», карточки с ситуациями, аптечка с «лекарствами» для позитивного мышления в виде буклета с рекомендациями, цветик-семицветик (для рефлексии).

Категория участников: педагоги

Количество участников: 14 человек

 

Ход занятия:

 

Ритуал приветствия (положительный настрой на занятие, снижение эмоционального напряжения)

Уважаемые коллеги, добрый день! Я рада видеть вас на тренинге «Позитивное мышление – ключ к счастливой жизни». Давайте улыбнемся друг другу и скажем добрые слова (комплимент, пожелание).

Знакомство с правилами групповой работы:

-Активность

-Уважение и доброжелательность

- Конфиденциальность

- Безоценочное отношение

- Я-высказывания

- Правило одного микрофона (один говорит, другие слушают)

Сегодня мы с вами поговорим о позитивном мышлении и его влиянии на жизнь человека.

Позитивное мышление – это:

-  хорошие мысли, слова и образы, являющиеся источником личностного роста и успеха в жизни;

- главная часть эмоционального интеллекта, который связан с управлением эмоциями и ситуациями в позитивном, оптимистичном и конструктивном ключе;

- умение находить в любой момент жизни повод для радости и воспринимать неудачи рационально, анализируя причины и принимая, как ценный опыт.

Упражнение «Эмоциональная палитра» (классификация эмоций и чувств). Эмоции бывают: позитивные и негативные, полезные и неполезные, положительные и отрицательные, конструктивные и разрушительные. У меня есть ларец с эмоциями, предлагаю вам разделить эмоции и чувства на две категории: позитивные и негативные.

В какой ситуации вы испытывали данную эмоцию/чувство?

Участники тренинга достают из «Ларца эмоций» карточки с названиями чувств и эмоций и прикрепляют их на магнитной доске по категориям: позитивные и негативные.

Мультфильм «Сила позитивного мышления»

Позитивные и негативные мысли оказывают влияние на мозг человека и определяют его дальнейшую жизнь. Как? Смотрите в мультфильме. Внимание на экран! (просмотр мультфильма)

Вопросы для обсуждения:

-        В чем смысл мультфильма?

-        Какие чувства и эмоции испытывают герои?

- К какому результату приводит позитивное/негативное восприятие жизненных ситуаций?

-        Как герои влияют друг на друга?

 

Вывод: Мультфильм наглядно демонстрирует силу позитивного мышления. Наши мысли и эмоции могут оказывать влияние на нашу жизнь. «Тот, кто мыслит позитивно, имеет решение для любой проблемы. Тот, кто мыслит негативно, имеет проблему в любом решении».

Влияние мыслей проявляется незаметно. Необходимо помнить, что позитивными или негативными мыслями каждый уже сейчас вносит вклад в формирование качества жизни человека.

Позитивное мышление не в том, чтобы не замечать негатива, а в том, чтобы правильно на него реагировать. Позитивное мышление помогает спокойному, без обвинения, конструктивному реагированию на свои и чужие ошибки, строить грамотную критику, осуществлять мотивацию и поддержку. Позитивное мышление - один из основных инструментов и важный этап в развитии личности, залог успеха, межличностной и внутренней гармонии.

У каждого из нас есть возможность выбора каждый день, каждую минуту. Мы сами принимаем решение, в какой цвет раскрасить свой сегодняшний день. Мы сами решаем: стакан, наполненный наполовину, - он наполовину пустой или наполовину полный? Как отреагировать на каракули в гостиной - приступом ярости или смеха? Как воспринимать увольнение с работы - как крах всех надежд или как внезапно открывшиеся новые горизонты?

И так во всем, без исключения. Просто сделайте свой выбор. Найдите у себя в душе точку опоры. Раскрасьте свою жизнь в яркие светлые тона, ведь это Ваша жизнь. И тогда, скорее всего, Вы перестанете задумываться над темой позитивного мышления, - это просто станет Вашим образом жизни.

Арт-терапевтическое упражнение «Преобразуй в позитив. Образ выгоревшего педагога».

Инструкция: Сейчас мы с вами разделимся на две команды следующим образом: каждый участник вытягивает карточку с буквой. Буквы зеленого и желтого цветов. Команды распределяются по цвету букв и составляют из них слово («позитив», «энергия»). Из этих слов можно составить словосочетание «позитивная энергия». У каждой команды на столе лежит лист ватмана, на котором нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога и записать его название на обратной стороне ватмана. Вам дается на выполнение этого задания 10-15 мин.

Команды анализируют рисунки друг друга.

 Вопросы для обсуждения:

- Что вы видите на рисунке?

- Какие символы используются, чтобы выразить эмоциональное состояние? (эмоции, мимика, жесты, поза).

После обсуждения авторы называют свой рисунок и озвучивают, каков был их замысел, кого они нарисовали.

Прошу команды обменяться рисунками («образами»). Ваша задача - изменить рисунок, чтобы вместо негатива на нем было изображено что-то позитивное, можно дописать фразы и придумать новое название.

Давайте обсудим, как изменился рисунок.

Команды комментируют полученный результат (рисунки-образы).

Вывод: все можно изменить в лучшую сторону, тогда жизнь будет счастливой и насыщенной. Позитивное мышление – это могучая сила. «Если вы хотите изменить что-то малое в своей жизни - измените отношение, но если вам нужны большие перемены - меняйте мышление». «Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир».

 Упражнение «Счастливый взгляд» (карточки с ситуациями). Я хочу предложить вам поиграть в игру. Необходимо прочитать ситуацию и найти в ней позитивные моменты, т.е. посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Карточки с предложенными ситуациями:

Вы опоздали на автобус.

Вам дали поручение, но Вы не хотите его выполнять.

Вас обрызгала машина.

Вы потеряли телефон.

Ученик пролил на Вас сок в буфете.

Коллега внезапно перестал с Вами общаться.

На Вас внезапно и громко чихнул ученик. Вы испугались.

Ученик опоздал на урок на 15 минут.

Ученик в очередной раз пришел на урок без сменной обуви.

Вы являетесь классным руководителем, и учитель-предметник не хочет ставить отметку «5» ученику, который учится на «отлично».

Педсовет. Вы оказались единственным педагогом в школе, кто не прошел тест по Конституции.

Вы узнали, что ученик пришел к педагогу-психологу/социальному педагогу и «нажаловался» на Вас.

На работе задержали зарплату.

Большая часть класса написали контрольную работу на неудовлетворительную оценку.

Упражнение «Аптечка для позитивного мышления»

Мы познакомились с понятием «позитивное мышление» и что значит мыслить позитивно. Давайте вместе с вами соберем «аптечку для позитивного мышления», подумаем над рекомендациями, которые мы могли бы предложить друг другу, чтобы научиться позитивно мыслить.

В формате мозгового штурма педагоги предлагают возможные рекомендации для формирования позитивного мышления, которые записываем на флипчарт.

Коллеги, посмотрите на список рекомендаций. Они вам помогут в формировании позитивного образа мышления.

Предлагаю вам «аптечку» в виде рекомендаций, чтобы научиться мыслить позитивно (педагогам раздаются буклеты с рекомендациями «Учимся мыслить позитивно»).

Вывод: Позитивный образ мышления является важнейшим фактором успеха и личностного роста педагога, способствует сохранению и укреплению его психического здоровья, а также делает более успешным не только самого человека, но и окружающих его людей. Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше, помогайте учащимся сформировать позитивные взгляды на жизнь, поверить в свои силы, почувствовать себя успешным. Позитивное мышление - ключ к счастливой жизни!

Рефлексия (Цветик-семицветик):

Что вы нового сегодня узнали?

Что для вас было интересным?

Трудно ли было отвечать на вопросы и предложенные ситуации?

Считаете ли вы полезным сегодняшнее занятие?

Какие чувства и эмоции вы сейчас испытываете?

Хотите ли Вы продолжать участвовать в занятиях по данной теме?

Какой вывод для себя Вы сегодня сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальные игры на развитие внимание, памяти и мышления" семинар - практикум для родителей.

Познакомитьродителей с музыкальными играми на развитие внимание, памяти и мышления.  Этот материал поможет в домашних условиях развить и активизировать музыкальные и творческие спопобности детей....

Семинар-практикум для классных руководителей "Мы голосуем за жизнь"

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности социального педагога по профилактике суицида среди детей и подростков. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишени...

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...

Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп «Счастливый случай»

Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп«Счастливый случай»...

Семинар – практикум «Конструкторы «ТИКО» и «ЛЕГО» - помощники в развитии пространственного мышления»

      Сегодня с вами попробуем окунуться в мир конструирования. Прежде всего, зададимся вопросом: «Для чего нужен конструктор? В самую первую очередь - это хороший пов...

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка" ПУБЛИКАЦИЯ  https://urok.1sept.ru/articles/641820...