Склонности и интересы.
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Сморчкова Светлана Александровна

Открытый урок для 5 классов ранняя профориентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для 5-ого класса  «Профессиональные интересы и склонности. Интерес к профессии».

Цели:

  • начальная диагностика профессиональных интересов;
  • предварительное знакомство с классификацией профессий;
  • активизация интереса к миру профессий.

Материалы: опросник и бланки к методике «Или-или», карточки к игре «найди пару», музыкальное сопровождение, проектор и экран, слайды к теме занятия.

Ход занятия:

1.Приветствие.(5-10 минут)

Упражнение « Добрые слова».

Разминка.

Упражнение «Кем быть?»

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.

Порядок исследования. Ребятам предлагается:

  • нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись.

2. Основной этап занятия:

Проведение методики «Или - или».

Раздать детям бланки ответов, на экран выводятся обработка результатов «Дифференциального - диагностического вопросника по методике Е.А.Климова».

Материалы: тексты опросника и бланки к упражнению «Или-или» (можно зачитывать пары утверждений вслух).

Я прочитаю Вам вслух оба высказывания, и выберите действие, которое вам больше нравится. Найдите его номер в бланке и отметьте его.

1.Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б)
2. Объяснять одноклассникам учебный материал (2а)  или чертить схемы, таблицы (2б)
3. Иллюстрировать книги (3а)  или следить за развитием растений (3б)
4. Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б)
5. Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б)
6. Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б)
7. Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б)
8. Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б)
9. Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б)
10. Лечить животных (10а) или лечить людей (10б)
11. Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б)
12. Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б)
13. Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б)
14. Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б)
15. Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б)
16. Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б)
17. Расписывать стены (17а) или строить здания (17б)
18. Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б)
19. Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б)
20. Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б)

Обработка результатов заключается в подсчете обведенных номеров в каждом из пяти столбцов:
Ч - «Человек», Т - «Техника», П - «Природа», З - «Знак», И - «Искусство».

  У кого больше всего баллов в первом столбце?

  Кто может назвать самую интересную для него профессию?

  Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек).

Игра «Найди пару»

К группе «Человек» относится большинство профессий. Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранной вами профессии, запишите внизу ее название и ее «пару»:


Врач

Учитель

Парикмахер

Экскурсовод

Библиотекарь

Продавец

Воспитатель

Продавец
………………
 


Покупатель

Клиент

Пациент

Читатель

Слушатель

Ученик

Воспитанник

Турист
………………
 

Таким же образом учащиеся выясняют, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство» и называют примеры этих профессий и по возможности предмет, или объект труда. Ребята должны чувствовать, что вам не безразлично, кем они станут. Поэтому важно услышать каждого и дать высказаться всем желающим.

Что значит, выбрать себе профессию?

Выбрать себе профессию — значит ответить на наиболее важные для осознанного выбора профессии вопросы: «Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества человека являются наиболее профессионально важными? Благодаря чему человек может достигать успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения и к тому же получая от этого удовлетворение?»

Психологам известно — наибольшее значение в процессе профессионального выбора имеют склонности и способности человека. Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением «Я ХОЧУ». Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления профессиональной деятельности. Способности мы можем выразить словами «Я МОГУ». Профессиональные склонности и способности являются наиболее важными психологическими качествами человека, которые являются необходимым условием правильного выбора профессии, успешности обучения и профессиональной дальнейшей деятельности. То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит, прежде всего, от его склонностей и способностей. Однако достаточно ли этого, чтобы правильно выбрать профессию? Приведем шуточный пример. Представим себе, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он действительно хочет этого и, к тому же, обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в России, и, следовательно, наш молодой человек не найдет себе применения в качестве сборщика кокосов. Таким образом, помимо «ХОЧУ» и «МОГУ» есть еще и третья составляющая, которую мы называем словом «НАДО». Это потребности рынка труда — наличие рабочих мест по избранной специальности. И если мы действительно хотим найти себе интересную, посильную, да и просто выгодную профессию, мы должны искать ее там, где сходятся «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО». «ХОЧУ» — Профессиональные склонности и интересы.
«МОГУ» —

  1. Состояние здоровья
  2. Профессиональная квалификация.
  3. Профессиональные способности.

«НАДО» - Спрос на рынке труда и возможности трудоустройства.

Самый надежный способ выбора профессии

В начале пути отклонишься на шаг - завтра будешь на чужой дороге. (Ф. Честерфилд, английский писатель, XVIII век) Последовательность ваших действий при выборе профессии, — профессии, которая станет любимой и единственной на всю жизнь - состоит в следующем. Прежде всего, следует опереться на свои профессиональные желания, на то, что мы назвали словом «ХОЧУ». Для этого профессиональные желания следует выявить. Далее нужно измерить и оценить свои профессиональные возможности (то, что называется «МОГУ»). Затем необходимо сравнить свои «ХОЧУ» со своими «МОГУ». Понятно, что «ХОЧУ» и «МОГУ» не всегда совпадают. Например, молодой человек хочет быть профессиональным летчиком. Однако если он носит очки, то ему следует забыть о своем желании, поскольку возможности быть летчиком у него нет. Следовательно, искать свою профессию надо там, где «ХОЧУ» и «МОГУ» соответствуют друг другу — совпадают. На следующем шаге нужно изучить действительные возможности и потребности рынка труда, т.е. сориентироваться в «НАДО» и затем попробовать найти соответствие между этими тремя компонентами: «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО». Собственно, все дальнейшее содержание нашей книги представляет собой материал, позволяющий вам проделать эту последовательность действий. Итак, подведем итог. Самый надежный способ выбора профессии состоит в следующем:

  • Во-первых, определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности.
  • Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность и возможности.
  • В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей, т. е. по каким профессиям можно найти себе работу.
  • В том случае, если вы сумеете совместить «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО», ваш профессиональный выбор будет удачным.

Ты можешь стать умнее тремя путями: 
- Путем опыта — это самый горький путь;
- Путем подражания — это самый легкий путь;
- Путем размышления — это самый благородный путь.
(Древняя китайская пословица)

 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ

Слайд 2

ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ Группа «Человек»: Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют социальную значимость.

Слайд 3

ГРУППА «ТЕХНИКА » Профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности и хорошего здоровья.

Слайд 4

ГРУППА «ПРИРОДА» Профессии связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение- вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе.

Слайд 5

ГРУППА «ЗНАК» Профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков и диаграмм.

Слайд 6

ГРУППА «ИСКУССТВО» Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания-необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Бланк ответов методика «Или-или»

Ч

Т

П

З

И

10а

10б

12а

11б

11а

12б

13а

14б

14а

13б

15а

15б

16б

17б

16а

19б

17а

18а

19а

20а

20б

18б

 

Бланк ответов методика «Или-или»

Ч

Т

П

З

И

10а

10б

12а

11б

11а

12б

13а

14б

14а

13б

15а

15б

16б

17б

16а

19б

17а

18а

19а

20а

20б

18б

 

Врач

Покупатель

Учитель

Клиент

Парикмахер

Пациент

Экскурсовод

Читатель

Библиотекарь

Слушатель

Продавец

Ученик

Воспитатель

Воспитанник

Продавец

Турист

Врач

Покупатель

Учитель

Клиент

Парикмахер

Пациент

Экскурсовод

Читатель

Библиотекарь

Слушатель

Продавец

Ученик

Воспитатель

Воспитанник

Продавец

Турист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на ...

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Профессия - это тягость,переходящая врадость.Задачи: показать родителям значениераннего определенияпрофессиональныхсклонностейи способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значени...

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Выступление на родительском собрании...

Родительское собрание. Тема «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Цель собрания - формирование готовности обучающихся школьников  к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.Задачи: 1. Выявление профессиональных интересов и склоннос...

Формирование склонностей и интереса к математике

Формирование склонностей и интереса к математике...

Классный час "Профессиональные склонности и интересы"

Классный час "Профессиональные склонности и интересы"...

родительское собрание «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»

Это родительское собрание провела как завершающее в учебном году для родителей учащихся 10 класса....