Классный час "Профессиональные склонности и интересы"
классный час (8 класс) на тему

Ларкина Ольга Алексеевна

Классный час "Профессиональные склонности и интересы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnye_sklonnosti_i_interesy.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: Профессиональные склонности и интересы

Класс: 8

Когда не удовлетворяются потребности, жить трудно;
когда не получают пищу интересы или их нет — жить скучно.
М. Эриксон

Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы - это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности.

Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия.

В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть ли совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность.

Склонность - стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам.

Выявление интересов и склонностей.

Тест по выявлению интересов учащихся

Инструкция:
Необходимо ответить на все вопросы прилагаемой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если Вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится - один плюс; равнодушны, не знаете - нуль; если не нравится - один минус.

Подсчитав по каждому столбцу сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):

I - физика,
II - математика,
III - экономика и бизнес, 
IV - техника и электротехника, 
V - химия,
VI - биология и сельское хозяйство,
VII - медицина, 
VIII - география и геология, 
IX - история,
X - филология, журналистика, 
XI - искусство, 
XII - педагогика, 
XIII - труд в сфере обслуживания,
XIV - военное дело,
XV - спорт .

Степень активности интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1-2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3-4-х колонках - у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов; если в 5-6-х колонках - вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.

Лист ответов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90


Анкета по изучению профессиональной направленности

Любите ли вы? Нравится ли вам? :

1. Читать книги типа “Занимательная физика”, “Физики шутят” .
2. Читать книги типа “Занимательная математика”, “Математические досуги” .
3. Интересоваться вопросами экономической географии, сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятии, развития отраслей хозяйства 4. Читать журналы “Юный техник”, “Техника молодежи”, знакомиться с достижениями в области техники, радиоэлектроники по публикациям в научно-популярных журналах.
5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков .
6. Читать о жизни растений и животных .
7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины .
8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам .
9. Читать книги об исторических личностях и событиях .
10. Читать произведения классиков мировой литературы .
11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку .
12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого)
13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели .
14. Читать книги о войнах и сражениях .
15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.

16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков .
17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков .
18. Изучать вопросы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей хозяйства, узнавать о достижениях в области планирования и учета на предприятии .
19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники .
20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций .
21. Изучать ботанику, зоологию, биологию .
22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма .
23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых .
24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом .
25. Читать литературно-критические статьи .
26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки .
27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение .
28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе приводить в порядок свое помещение.

29. Знакомиться с военной техникой .
30. Ходить на матчи и спортивные состязания .
31. Проводить опыты по физике .
32. Решать математические задачи .
33. Точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов, знать бюджет семьи .
34. Читать технические чертежи и схемы. Разбираться в схемах радиоаппаратуры.
35. Готовить растворы, взвешивать реактивы .
36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями. животными .
37. Изучать причины возникновения разных болезней .
38. Собирать коллекцию минералов .
39. Изучать историю. возникновения народов и государств .
40. Изучать иностранные языки .
41. Декламировать, петь, выступать на сцене .
42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.
43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п .
44. Принимать участие в военизированных походах .
45. Играть в спортивные игры .
46. Заниматься в физическом кружке .
47. Заниматься в математическом кружке .
48. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда .
49. Собирать и ремонтировать разные механизмы, исправлять электроприборы и повреждения в электросети .
50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии) .
51. Заниматься в биологическом кружке .
52. Знакомиться с работой медсестры и врача .
53. Составлять геологические и географические карты .
54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях .
55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник .
56. Заниматься в драматическом кружке .
57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения .
58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.) .
59. Участвовать в военных играх и походах .
60. Принимать участие в спортивных соревнованиях .
61. Участвовать в физических олимпиадах .
62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах .
63. Посещать “Школу бизнеса”, “Школу прикладной экономики”, кружки “Юный менеджер”, “Юный предприниматель” и др .
64. Изготовлять модели самолетов, планеров, кораблей, собирать радиоприборы или какие-либо другие конструкции .
65. Участвовать в химических олимпиадах .
66. Участвовать в биологических олимпиадах .
67. Ухаживать за больными .
68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности .
69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке .
70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке .
71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву .
72. Заниматься с младшими школьниками .
73. Постоянно общаться со многими и разными людьми .
74. Быть организатором (командиром) в играх и походах .
75. Заниматься в спортивной секции .
76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике .
77. Организовывать математические конкурсы .
78. Принимать участие в конкурсах юных экономистов .
79. Заниматься в кружке технического творчества .
80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа “Химия вокруг нас” .
81. Проводить опытническую работу по биологии .
82. Заниматься в кружке санитаров .
83. Участвовать в географических или геологических экспедициях .
84. Принимать участие в организации походов по родному краю .
85. Писать сценарии к литературному вечеру.
86. Посещать театры, музеи, выставки .
87. Заниматься с младшими братьями и сестрами .
88. Дарить подарки, сделанные своими руками .
89. Изучать военное дело .
90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах .

Интерес к профессии

Цели: начальная диагностика профессиональных интересов; предварительное знакомство с классификацией профессий, понятием «предмет труда»; активизация интереса к миру профессий.

«Или-или» по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник»

Инструкция. Прочитайте оба высказывания и выберите действие, которое вам больше нравится. Найдите его номер в бланке и отметьте его.

Ч

Т

П

З

И

10а

10б

12а

11б

11а

12б

13а

14б

14а

13б

15а

15б

16б

17б

16а

19б

17а

18а

19а

20а

20б

18б

  • Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б)
  • Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б)
  • Иллюстрировать книги (3а) или следить за развитием растений (3б)
  • Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б)
  • Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б)
  • Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б)
  • Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б)
  • Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б)
  • Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б)
  • Лечить животных (10а) или лечить людей (10б)
  • Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б)
  • Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б)
  • Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б)
  • Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б)
  • Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б)
  • Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б)
  • Расписывать стены (17а) или строить здания (17б)
  • Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б)
  • Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б)
  • Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б)

Обработка результатов. Сосчитайте число отмеченных номеров в каждом из пяти столбцов и запишите в пустой клетке.

6-8 баллов – выраженный интерес к предмету труда;

3-5 баллов – умеренный интерес к предмету труда;

0-2 балла – слабый интерес к предмету труда.

У кого больше всего баллов в первом столбце? Кто может назвать самую интересную для него профессию? Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек).

Итак, чтобы управлять своими или чужими интересами, необходимо соблюдать следующие условия:

1) добровольность — цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;

2) постепенность — следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;

3) положительные эмоции — «усилие на грани приятного» — заниматься надо до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость

Профессиональные склонности

Цели: диагностика профессиональных склонностей; развитие представлений о классификации видов деятельности.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.

Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.

Опросник профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)

Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности. Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.

А

 

 

Б

 

В

 

А

 

Б

В

 

А

Б

 

В

 

 

 

 

А

 

Б

В

А

Б

В

 

 

 

А

Б

 

 

 

В

 

А

Б

В

 

 

А

 

 

 

Б

В

 

А

 

Б

В

 

 

 

 

А

Б

В

А

Б

В

 

 

 

 

 

А

Б

В

 

А

 

 

 

Б

В

 

А

 

Б

В

 

А

 

Б

 

В

 

А

 

Б

 

 

В

 

 

 

А

Б

В

А

Б

В

 

 

 

 

 

А

 

Б

В

А

 

Б

 

 

В

 

А

Б

В

 

 

 

А

Б

В

 

 

 

А

 

Б

 

В

А

 

 

 

Б

В

Сумма баллов

I

II

III

IV

V

VI

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю, прежде всего

а) дружелюбие и отзывчивость

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение;

11. Мне интереснее беседовать о

а) человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;

б) с машинами, механизмами;

в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми;

б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о

а) защите интересов и прав граждан;

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда; б) физкультуры; в) математики.

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о

а) выдающихся ученых и их открытиях;

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии;

б) художественной выставке;

в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности.

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием требуют от человека способности находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

2 - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Людей, склонных к исследовательской деятельности, отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка и монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедициями, охранной и оперативной работой, службой в армии предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф) требуют от человека собранности и аккуратности.

Вспомните, на какие группы делятся профессии по предмету труда. Как они соотносятся со шкалами данной методики?

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на ...

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Профессия - это тягость,переходящая врадость.Задачи: показать родителям значениераннего определенияпрофессиональныхсклонностейи способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значени...

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Выступление на родительском собрании...

Родительское собрание. Тема «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Цель собрания - формирование готовности обучающихся школьников  к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.Задачи: 1. Выявление профессиональных интересов и склоннос...

Формирование склонностей и интереса к математике

Формирование склонностей и интереса к математике...

Склонности и интересы.

Открытый урок для 5 классов ранняя профориентация....

родительское собрание «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»

Это родительское собрание провела как завершающее в учебном году для родителей учащихся 10 класса....