Работа Родительского клуба в рамках службы сопровождения детей, состоящих на ВШК, на учете в ОДН
статья по психологии по теме
В организации деятельности Родительского клуба ключевое значение имеют теория и практика детско-родительских отношений, так как работа направлена на преоделение негативных последствий деструктивного родительского поведения, включая профилактику безнадзорности несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_detsko-roditelskim_otnosheniyam.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Шворак С. А.,
Педагог - психолог
ГБОУ школа – интернат №28
основного общего образования
Калининского района
Санкт - Петербурга
Работа Родительского клуба
в рамках службы сопровождения детей, состоящих
на ВШК, на учете в ОДП.
В организации деятельности Родительского клуба ключевое значение имеют теория и практика детско-родительских отношений, так как работа направлена, прежде всего, на преодоление негативных последствий деструктивного родительского поведения, включая профилактику безнадзорности несовершеннолетних. Знание типологии и основных классификаций детско-родительских отношений позволяет специалисту более точно и за более короткое время провести адекватную диагностику проблем конкретной семьи. Адекватная диагностика нарушений детско-родительских отношений повышает эффективность деятельности специалистов, работающих с семьями, поскольку позволяет не только выяснять причины сложившегося положения, но и составлять индивидуальные программы коррекционной работы с каждой конкретной семьей [16].
Мы считаем, что наиболее актуальной проблемой, требующей своего решения в системе социальной работы, является проблема гармоничного непротиворечивого воспитания в семье. Влияние семейной среды на формирование личности выступает важнейшим фактором в силу того, что семья служит основным институтом социализации личности. Л. С. Выготский писал: «Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок; с другой стороны, на достижение необходимого социального уровня направлено все развитие ребенка» [3]. Поскольку для ребенка первой моделью социальной среды является родительская семья, то логично рассматривать семью в качестве основного патогенетического фактора. Иначе говоря, можно утверждать, что развитие асоциальных наклонностей у ребенка даже при их генетической обусловленности во многом зависит от условий воспитания в семье.
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцировано выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Дисфункциональная семья – это семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели членов семьи и общества в целом. Это препятствует личностному росту детей и взрослых, блокирует их потребности в позитивной самоактуализации.
Известный исследователь Э. Г. Эйдемиллер выделяет следующие функции семьи [17]:
- Воспитательная функция (удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родители могут себя реализовать в детях);
- Хозяйственно-бытовая функция (удовлетворяет материальные потребности членов семьи);
- Эмоциональная функция (удовлетворяет потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности);
- Функция духовного (культурного) общения (удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи);
- Функция первичного социального контроля (обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм);
- Сексуально-эротическая функция (удовлетворение сексуально – эротических потребностей).
Основополагающее значение для выделения типов и стилей семейного воспитания имели работы Д. Баумринд [7]. Критериями выделения были признаны: 1) характер эмоционального отношения к ребенку; 2) тип родительского контроля.
Классификация стилей родительского воспитания включает четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. Выделены также гармоничный и негармоничный типы семейного воспитания.
Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка, проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родительстве может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе [12].
Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким – контроля. Стиль общения авторитарных родителей – командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидная и неизменная. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткость запретов и требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть [12].
Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений[12].
Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции. Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов. Исследование показало, что сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка. Чем он старше, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется его собственной активностью и личностной позицией [12].
Гармоничный тип семейного воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой; высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей; признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка; отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях; признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания; обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований; систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю; разумной и адекватной системой санкций и поощрений; устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение системы воспитания в соответствии с возрастом ребенка [2].
Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны: недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности; низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей; высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми; ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей; завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность; неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие; повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком; недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.
Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного типа воспитания в семье [5]. Гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей. Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний. Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный.
«Чистая» гипопротекция характеризуется неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные потребности.
Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные его потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Достаточно часто за скрытой гипопротекцией кроется неосознанное эмоциональное отвержение ребенка.
Перфекционизм – рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет какие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение. Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда родители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой семье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например, отправляют его на все лето в дорогой престижный лагерь. Родители по отношению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.
Компенсаторная гиперопека - в ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь — за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет [7]. Гиперпротекция характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека может быть обусловленной доминированием мотива эмоционального контакта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья. Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, как не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи.
Доминирующая гиперпротекция – в основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, попытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Диктат и доминантность родителя выступают в форме категоричности, директивности и безапелляционности суждений, в стремлении установить неограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекословного послушания. Одной из причин родительской доминантности является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой.
Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей. Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму. Смешанная гиперопека — это переход от гиперопеки к гипоопеке, принимающей скрытые формы [7] . Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка.
Противоречивость воспитания выступает как несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного. Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи, например, в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспитания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в процесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих рефлексировать и согласовывать свои воспитательные подходы. Противоречивость воспитания может проявляться в дефиците эмоционального общения родителя с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контакта в более старшем возрасте. Частным случаем противоречивого воспитания является так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменяются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются. Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тревожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции, росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию [7].
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка. Дети, воспитывающиеся в атмосфере повышенной моральной ответственности, очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и соматизации психологических проблем, к высокой тревожности.
Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: искажение когнитивного образа ребенка и завышенное делегирование (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок). Это может быть вызвано объективными условиями социальной ситуации развития. Например, отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, и на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы) [7]. Еще один тип – гиперсоциализирующее воспитание выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе, а также на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях. Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределенность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка [7]. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка.
Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний. При этом практически полностью отсутствуют поощрения, имеет место несоразмерность проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивная враждебность родителя. Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения», «позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, в соответствии с механизмами проекции и рационализации. Ребенку приписываются всевозможные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испорченность, эгоизм и т.д [7].
Воспитание в культе болезни представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль «больной член семьи» [7].
Особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей воспитание в детских учреждениях (домах ребенка, детских домах, интернатах, у дальних родственников). Лишение семьи в раннем возрасте приводит к необратимым или трудно корригируемым нарушениям в формировании привязанности и автономии личности и базового доверия к миру. Наиболее яркими следствиями такого воспитания становятся расстройства эмоциональной сферы (страхи, тревожность, депрессия, трудности эмпатии), нарушения личностного и умственного развития, высокая агрессивность, жестокость и формирование девиантного, т.е. отклоняющегося от нормы, и делинквентного, выходящего за пределы правовых норм, поведения [7].
Значительный интерес представляют также выделенные А.Я. Варгой неадекватные типы материнского отношения [5].
1.Отношение матери к сыну по замещающему типу (сыну приписывается роль супруга, отношения в диаде строятся по типу поиска поддержки, перекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына). Сыну навязывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как в неполной, так и в полной семье. В полной — в случае коалиции мать - сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец - дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант воспитания скорее можно рассматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственности, поскольку отец не претендует на исключительность внимания дочери.
2. Симбиотическая связь матери с ребенком, характеризующаяся гиперопекой и низкой степенью эмоциональной дифференциации. Может быть как потворствующей, так и доминирующей, но главная, черта симбиотической связи — родитель и ребенок в сознании матери не разделены, представляют, единое целое. Это сильно сказывается в подростковом возрасте, так как симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками.
3. Лишение родительской любви. Любовь родителя используется как инструмент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить.
4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представляет угрозу для развития личности ребенка, поскольку может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.
Е.О. Смирнова выделяет девять вариантов родительского поведения в зависимости от выраженности личностного и предметного компонента родительского отношения [5]: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, потакающий, ситуативный и зависимый родитель. В каждом из перечисленных вариантов превалирует либо личностный компонент родительского отношения (любовь, сочувствие, сопереживание ребенку), либо предметный (требования, контроль, оценка качеств ребенка).
Строгий родитель директивен, авторитарен, ориентирован на социальные достижения, предъявляет ребенку высокие требования, далеко не всегда согласованные с его возможностями, ограничивает инициативу и активность самого ребенка.
Объяснительный родитель использует в воспитании стратегию объяснений, ориентируясь на ребенка как равноправного партнера.
Автономный родитель поощряет самостоятельность и независимость ребенка, предоставляя ему возможность самому находить решение проблем.
Компромиссный вариант в воспитании придерживается тактики равноценного обмена. Предлагая ребенку непривлекательное задание или поручение, он стремится «уравновесить» его наградой, учесть интересы, потребности и увлечения ребенка.
Содействующий родитель чувствителен как к нуждам, так и к потребностям ребенка, всегда готов прийти ему на помощь, ориентирован на равноправное сотрудничество, предоставляет ребенку шанс самостоятельно справиться с проблемой там, где это возможно.
Сочувствующий сенситивен к эмоциональному состоянию ребенка и его нуждам, сочувствует ему и сопереживает. Однако реальной помощи не оказывает, конкретных действий, направленных на разрешение проблемы, не предпринимает.
Потакающий вариант ставит интересы ребенка выше собственных интересов и интересов семьи. Готов пожертвовать всем, лишь бы удовлетворить потребности ребенка, даже в ущерб себе.
Ситуативный меняет свое поведение, требования, запреты, контроль и оценку ребенка в зависимости от конкретной ситуации. Система воспитания достаточно лабильна и изменчива.
Наконец, зависимый родитель не имеет своего собственного мнения в вопросах воспитания детей, привык полагаться на авторитеты. В случае неудач и трудностей в детско-родительских отношениях, зависимый родитель апеллирует к педагогам, собственным родителям, психологам, склонен к чтению психолого-педагогической литературы и надеется найти там ответы на волнующие его вопросы.
П. Вюрсмер выделяет четыре типа семей с нарушениями общения: семья, травматизирующая детей, навязчивая, лживая и непоследовательная.
Травматизирующая семья навязывает ребенку патологизирующую роль как дополнительную к роли жертвы или агрессора, с которыми идентифицирует себя родитель, переживший насилие в детском возрасте.
Навязчивая семья осуществляет постоянный контроль за ребенком, вызывающий у него чувство стеснения, стыда и злобы; рождающий атмосферу лицемерия и фальши.
Лживая семья практикует двойные стандарты, постоянное использование которых приводит к утрате ребенком чувства реальности и деперсонализации, к отчуждению.
В непоследовательной, ненадежной семье ребенок ощущает нестабильность и угрозу [5].
Дисгармоничные типы семейного воспитания создают условия для формирования негативных личностных качеств ребенка, особенно при наличии конституциональной предрасположенности. Однако было бы неверно упрощать характер связи между личностными особенностями ребенка и особенностями родительского стиля воспитания, трактуя их как причинноследственные. Известно, что одно и то же поведение родителя может вызвать два варианта реагирования ребенка: защитное и дополнительное.
Например, авторитарное поведение и диктат родителя могут вызвать защитное поведение подростка (агрессию, негативизм, сопротивление, грубость, уход), либо дополнительную форму отреагирования – зависимость, покорность, безынициативность. Способ реагирования в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В подростковом возрасте он определяется особенностями темперамента и характера, готовностью ребенка учитывать всю информацию, его актуальным эмоциональным состоянием и интерпретацией родительских действий [5].
С целью более объективной диагностики детско-родительских отношений можно воспользоваться психологической методикой "Подростки о родителях" [2]. Методика дополняет ряд известных приемов психологической диагностики подростков и семейных отношений, раскрывая содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков 13-18 лет. Методика апробирована на большой выборке социально-адаптированных подростков и подростков с различными формами психической дезадаптации, в том числе больных неврозами и отличающихся делинквентным поведением. Результаты ее применения дают принципиально новый материал, важный для психологического обоснования психокоррекционной работы не только с подростками, но и с родителями
Особый интерес представляет опросник для родителей «Анализ семейных отношений», разработанный В. Юстицкисом и модифицированный Э.Г. Эйдемиллером. Опросник предназначен для выявления различных видов патологизирующего (деструктивного) семейного воспитания [17]. Для коррекционной работы с семьей очень важно сопоставить результаты данных методик при опросе и матери, и ребенка, так как часто родители не осознают, как воспринимается детьми их стиль воспитания.
При диагностике детско-родительских отношений психологу также помогут: методика диагностики родительского отношения (ОРО) – авторы А. Я. Варга и В. В. Столин; тест «Кинетический рисунок семьи»; «Семья животных»; «Рисунок семьи»; «Детский апперцептивный тест»; «Шкала семейного окружения» (ШСО); опросник родительских установок PARY и методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Теоретические знания и психологические методики, о которых говорилось выше, находят эффективное применение в нашей работе на практике – в организации деятельности Родительского клуба при Отделении профилактики безнадзорности (включающее сопровождение алкоголезависимых семей) «Центра социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга».
В нашем Отделении на обслуживании состоит 90 семей, где воспитывается 138 детей. Не вызывает сомнения и то, что пьянство одного или обоих родителей препятствует созданию нормальной атмосферы в семье. Но глубина проблемы этим не исчерпывается.
Аморальное поведение родителей и отсутствие внимания к ребенку, алкоголизм матери до беременности и после родов, особенно во время кормления грудью, могут быть причиной различных отклонений в развитии детей и подростков. Так, из 93 детей в возрасте от 7 лет до 18 лет 11 детей обучаются в специализированных школах или коррекционных классах. Среди наших клиентов инвалидность имеют 9 детей, 3 несовершеннолетних состоят на учете в полиции. Лишенные ласки и заботы, подчас подвергаемые унижениям и физическим страданиям, дети алкоголиков нуждаются в участии и поддержке со стороны общества. Не находя этой поддержки, они вступают в жизнь надломленные, эмоционально неразвитые или даже морально искалеченные, с ненавистью и обидой на весь мир.
Специфические условия семейного воспитания, а правильнее сказать – его отсутствие, приводят к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию. Это вызывает у детей серьезные затруднения в учебе, которые, не будучи вовремя скорректированы и преодолены, закрепляются, накапливаются и препятствуют их полноценной подготовке к жизни в обществе. Таким образом, ребенок, живущий в условиях семейного алкоголизма, с одной стороны, может иметь наследственную неполноценность, повреждение центральной нервной системы и организма в целом под влиянием алкоголизма матери во время беременности; а с другой стороны, он страдает от отсутствия спокойной и доброжелательной обстановки дома. Кроме того, в семьях алкоголиков дети не получают полноценное питание и уход, страдают от психической депривации. В то же время специальные исследования показывают, что благоприятная семейная ситуация может нейтрализовать даже генетические особенности, обуславливающие повышение риска криминального поведения, а неблагоприятные – только усиливают их.
Учитывая все эти данные, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних, включающем службу сопровождения алкоголе-зависимых семей с детьми, был организован Родительский клуб, который работает уже более 4 лет. Работа клуба ведется по 2 направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Задачами клуба является:
- мотивация родителей на выполнение родительских обязанностей;
- просвещение родителей по вопросам воспитания детей;
- коррекция поведенческих и эмоциональных нарушений у детей;
- коррекция детско-родительских и семейных отношений.
Родительский клуб посещают родители, не употребляющие алкоголь более 2 недель и созависимые члены семьи (созависимый человек, по Мелоди Питии, – это тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на него и кто одержим попытками контролировать поведение этого человека).
Групповые занятия проводятся в виде лекций-дискуссий, тренингов, с обязательной последующей рефлексией. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, продолжительность – 90 минут, участвует от 5 до 10 человек. Темы занятий задаются психологом. Формы работы разные: с несовершеннолетними – это чаще всего индивидуальные консультации, с детьми до 10 лет – песочная психотерапия. При необходимости (что бывает довольно часто) проводятся семейные консультации или консультации родителя с ребенком. Кроме того, с отдельными семьями осуществляется особая продолжительная работа, которая включает диагностику и коррекцию нарушений детско-родительских отношений в данной семье.
Лекции-дискуссии, которые проводятся в клубе, организованы таким образом, чтобы у родителей формировалась мотивация на изменение отношений и родительских установок в семье. Темы занятий:
- Семья и ее роль в развитии личности ребенка
- Особенности семей, отягощенных алкогольной зависимостью
- Психологические особенности ребенка из алкоголезависимой семьи
- Нарушения процессов воспитания
- Подростковый возраст как фактор неправильного развития ребенка
- Асоциальное поведение подростков
- Сексуальное просвещение подростков
- Семейный конфликт
- Регуляция эмоциональных состояний
- Как общаться с гиперактивным ребенком?
- Готовность ребенка к школе и многие другие
Многим родителям очень трудно восстановить отношения с детьми, особенно если дети в подростковом возрасте. Такие родители чаще всего сами воспитывались в семьях алкоголиков. Поэтому реабилитация их отношений с ребенком – это очень трудная задача не только для специалистов, занимающихся данной проблемой, но, прежде всего, для самих родителей. С такими участниками проводится индивидуальная работа, включающая диагностику и коррекцию нарушений детско-родительских отношений в отдельной семье.
Знание теоретических основ семейного воспитания и типичных нарушений детско-родительских отношений, а также их последствий, позволяет специалисту, использующему профессиональные методики, провести диагностическое исследование за 15 – 20 минут. В дальнейшем это очень помогает в составлении индивидуальной программы реабилитации семьи.
Главным показателем эффективности работы Родительского клуба являются длительные ремиссии у родителей-алкоголиков, повышение заинтересованности жизнью детей и активного участия в процессах воспитания, т.е. возникает более ответственное выполнение родительских функций, налаживаются взаимоотношения в семье и, как следствие, улучшается эмоциональное состояние детей. В результате наблюдается повышение успеваемости ребенка в школе, упорядочивается посещение кружков по интересам, сокращаются случаи прогулов и правонарушений.
Семьи, принимающие участие в занятиях, получают не только знания в области детско-родительских отношений, но и обучаются применять их в жизни. Многие из них со временем уже не нуждаются в обслуживании нашим отделением, но продолжают посещать клуб и помогают другим родителям. Мы считаем, что работа клуба помогает не только нашим клиентам, но и содействует совершенствованию общества в целом.
Надеемся, что представленный в статье материал позволит психологам, социальным работникам и другим специалистам центров социальной помощи выработать единый взгляд на проблему детско-родительских отношений и будет способствовать планированию и проведению эффективных коррекционных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
- Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
- Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромыцина Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. – СПб.: «Речь», 2004. – 256 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т. 5. Основы дефектологии /Под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. (Акад. пед. Наук СССР).
- Детская психиатрия: Учебник /Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. – СПб: Питер, 2005. – 1120 с. (Серия национальная медицинская библиотека).
- Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. – 215 с.
- Либин А.В. Системная психотерапия Д. Баумринд. – СПб.; Питер, 1999.
- Личко А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей) – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1985. – 416 с., 2 л. ил.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – изд. 2-е, доп. и перераб. /А. Е. Личко. – Л.: Б. и., 1983. – 255 с.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 512 с.
- Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов и педагогов ̸ Е. М. Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 115с. – (Библиотека психолога).
- Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем./ Под ред. Х.Ремшмидта. – М.: Мир, 2000.– 656 с., ил.
- Райгородский Д. Я. (редактор – составитель). Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издат. Дом «БАХРАХ-М», 2005.– 640 с.
- Семейная психология. Хрестоматия /Сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Речь, 2007.– 400 с.
- Соколова Н. Г. Неврозы у детей. – Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 153 с. (Медицина для вас).
- Фрейд З. и др. «Эротика: психоанализ и учение о характерах». – СПб.: Издательство А. Голода, 2003. – 160 с.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М., Рига, 1997
- Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 3-е. – СПб.: Речь, 2007. – 352 с., илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы родительского клуба «Семейный очаг» 8«А» класса
Представлен план работы родительского клуба на учебный год....
Применение на практике новых форм работы "Родительский клуб !Я и Ты"
Работа в школе каждый педагог осознает, что воспитательная деятельность проходит гораздо успешнее, если учреждение взаимодействует с родителями учеников. Если у них стоят одни цели, если каждый из них...
«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»
В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках ФГОС возникла необходимость разраб...
Информация по мероприятиям об имеющихся лучших практиках вовлечения детей, состоящих на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Данный документ отражает главную суть воспитательной работы в школе, направленную, в том числе, и на создание условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования....
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...
Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...