Применение на практике новых форм работы "Родительский клуб !Я и Ты"
проект (8 класс) по теме
Работа в школе каждый педагог осознает, что воспитательная деятельность проходит гораздо успешнее, если учреждение взаимодействует с родителями учеников. Если у них стоят одни цели, если каждый из них транслирует детям одни и те же ценности и правила. Мотивация таких детей к учебе и творческой деятельности гораздо выше, чем у детей, родители и учителя которых говорят на "разных языках" воспитания.
Настоящей находкой для нашей школы стала такая форма работы как "Родительский клуб". Это не простое родительское собрание, это беседа и взаимное обучение педагогов и родителей, невероятный обмен опытом.
Мы взяли за основу уже готовую разработку и изменили её под себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_ty.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Синявинская средняя общеобразовательная школа"
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор школы
____________С.Л. Шушпанова _______О.В. Шохина
Программа родительского клуба
«Я и Ты»
Кировский район
2014 год
Пояснительная записка
Родительские клубы — мало известная и редко используемая в практике форма работы. Они реализуют сразу несколько функций: и просвещение, и профилактику, и консультирование. Кроме того, они формируют атмосферу доверия и настоящего сотрудничества между педагогами и родителями, создавая уникальный, постоянный и даже интимный круг общения взрослых. Конечно, все это сильно сплачивает родителей, педагогов.
Родительский клуб — это не родительское собрание, не тренинг, не лекция или семинар, это скорее дискуссионное собрание по той или иной проблеме. Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его участников — родителей, педагогов. Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказываться на определённую тему. Безусловно, заранее готовится материал для обсуждения, информация, которую хочется донести до родителей, но иногда бывает, что клуб проходит не совсем так, как было запланировано. И это вполне оправданно для клуба, ведь зачастую родители хотят обсудить более подробно какие-то моменты, увлекаются, поэтому может не остаться времени для запланированной части. На начальном этапе организации клуба немаловажна задача мотивировки родителей.
По ходу времени темы РК корректируются, поскольку постоянно возникают новые актуальные проблемы, требующие решения и обсуждения. Если говорить об условиях организации родительского клуба, то для него прежде всего необходимо просторное помещение, желательно с круглым столом и доской, которое постоянно будет использоваться для его проведения. Это может быть любая подходящая классная комната, или актовый зал.
Продолжительность клуба колеблется от 1 часа до 1,5 часов. Необходимо отметить, что структура и схема подачи информации в родительском клубе отвечают универсальным психологическим правилам.[1]
Наш родительский клуб основан на разработках уже опробованных в другом учреждении, но он дает нам возможность пройти этот путь учитывая опыт коллег, и возможность привнести в него новые формы.
Актуальность
Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.
Учёные утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.
Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский всеобуч, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.[2]
Родительский клуб "Я и Ты"
Не воспитывайте детей,
все равно они будут похожи на вас
Положение о клубе « Я и Ты»
1. Общие положения.[3]
1.1. Клуб «Я и Ты» является одной из форм деятельности социально-педагогической работы, объединяющих родителей общими интересами, к общению друг с другом, к сотрудничеству с педагогами, специалистами по работе с семьёй.
1.2. Клуб «Я и Ты» осуществляет свою деятельность по отдельному плану, составляемому в начале года
2. Основные цели и задачи Клуба «Я и Ты».
2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение педагогической культуры родителей, путём приобретения ими педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров
2.2. Задачи:
- Оказание педагогической и методическойпомощи родителям;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствование формирования родительских навыков;
- развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
- обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.
3. Управление Клубом «Я и Ты»
3.1.Общее руководство Клубом «Я и Ты» осуществляет администрация школы
3.2. Руководство деятельностью Клуба «Я и Ты» осуществляют руководители Клуба – зам. директора по ВР, соц. педагог.
3.3. Органом коллективного управления Клубом «Я и Ты» является общее собрание Клуба.
3.4. Ответственность за содержание деятельности Клуба «Я и Ты» несёт Администрация МКОУ «Синявинская СОШ» и руководители Клуба – зам по ВР, соц.педагог.
4. Материальная и финансовая база Клуба «Я и Ты».
4.1. Помещение, оборудование, мебель для работы Клуба «Я и Ты» предоставляет Администрация МКОУ «Синявинская СОШ»
4.2. Руководители Клуба «Я и Ты» несут ответственность за сохранность предоставленных материальных ценностей, за соблюдение установленного Администрацией МКОУ «Синявинская СОШ» порядка и режима работы.
4.3. Финансовая поддержка Клуба «Я и Ты» обеспечивается Администрацией МКОУ «Синявинская СОШ».
Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная»
Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение педагогической культуры родителей путём приобретения ими педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.
Задачи:
- оказание педагогической помощи родителям;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
- развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
- обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.
Условия реализации Клуба
Место проведения – МКОУ «Синявинская СОШ »
Сроки реализации – Заседание Клуба «Я и Ты» проводится 1 раз в полугодие, или по необходимости в течение учебного года. Запланировано 2 тематические встречи, по запросу родителей могут быть дополнительные заседания.
Время – Длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.
Оборудование – кабинет, коврики, кресла, столики, доска, проектор. В праздничные встречи - актовый зал.
Содержание программы
Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.
Участниками Клуба могут быть: родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.
Формы организации работы Клуба: «круглый стол», тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.
Структура заседаний Клуба:
1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога, родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.
2. Практическая часть – предполагает реализацию (или «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.
Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:
- позитивный настрой;
- отсутствие назидательности и нравоучений;
- «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.
В работе Клуба осуществляется комплексный подход: привлекаются зам по ВР, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, мед. персонал, инструктор по физ-ре.
Возможные темы для проведения заседаний Клуба
Тема заседания №1 – «Наши дети» (приложение 1) | |
Цель | Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребёнку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми. |
Теоретическая часть | Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми. |
Практическая часть | В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми. |
Обратная связь | Возможные формы организации: 1) буклет с практическими рекомендациями «Как прожить день без нервотрёпки…» 2) домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений» 3) вопросы, пожелания родителей. |
Тема заседания №2 – «Мама, папа, я – вместе мы семья» | |
Цель | Активное включение родителей и детей в содружество «врач-педагог-семья» с целью гигиенического воспитания детей, привития им навыков здорового образа жизни. |
Теоретическая часть | Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, заболеваний органов зрения, слуха. Профилактике зависимостей |
Практическая часть | В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие стрессоустойчивости. |
Обратная связь | Возможные формы организации: 1) анкета для родителей и детей «Вредные привычки»; 2) «Письмо» для родителей с рекомендациями по организации правильного режима дня; 3) вопросы, пожелания родителей. |
Прогнозируемый результат:
Участие в работе Клуба поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров. К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.
Литература:
- Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
- Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.
- Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
- Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240c.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.
- Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.
- Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.
[1] Настольная книга школьного психолога. 1—4 классы / Л. М. Новикова, И. В. Самойлова. — М. : Эксмо, 2009. — 384 с. — (Настольная книга учителя).
[2] Родительский клуб "Семейная гостиная" 2012/13
Авторы: Гусакова Людмила Алексеевна, Сидлецкая Ольга Александровна, Степанчикова Любовь Николаевна
Редакция: Софья Леонидовна Шушпанова
[3] Родительский клуб "Семейная гостиная" 2012/13
Авторы: Гусакова Людмила Алексеевна, Сидлецкая Ольга Александровна, Степанчикова Любовь Николаевна
Редакция: Софья Леонидовна Шушпанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на практике согласно новому ФГОС.
Введение ФГОС требует от учителя новых подходов к планированию и проведению уроков . Одним из важных условий организации учебной деятельности школьников является формирование у них не только системы з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)...
Практика применения активных и интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе
Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению. Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность ...
Новые формы воспитательных практик
Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....
Новые формы воспитательных практик
Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....
Новые формы воспитательных практик
Материал для выступления...
Новые формы воспитательных практик
Клуб "Международный этикет"...