Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)
материал на тему
В данном материале Вы сможете познакомиться с понятием адаптация и ее компонетами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)
Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное понятие, которое включает в себя физическую, психологическую, личностную и интеллектуальную готовность. Физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, и физическим развитием. Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению необходимо заметить, что «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» ( Л.А. Венгер). Что же поможет ребенку «всему этому научиться»? Прежде всего его мотивационная готовность, т.е наличие желания учиться.
Определение уровня мотивационной сферы входит и в личностную готовность, которая включает в себя принятие новой социальной роли - роли ученика. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, соблюдать школьные правила, регулировать эмоциональное состояние. И здесь хочется отметить, что большая часть учащихся делать этого не умеет. Дети очень шумные, подвижные, выбегают на перемену с криком, визгом, не могут организовать себя самостоятельно, например, организовать игру без взрослого, посмотреть книгу и т.д.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка обширного кругозора, запаса конкретных знаний, сформированности мышления, памяти, развития мелкой моторики руки. О результатах готовности к школьному обучению можно говорить, исходя из наблюдений за учащимися на занятиях в школе. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Уровни адаптации.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе
Высокий уровень
- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые учителем требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
- Внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения самостоятельно.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение
Средний уровень
- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
- Усваивает основное содержание учебных программ.
- Поддерживает хорошие отношения со сверстниками и сзрослыми.
- Самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
Низкий уровень
- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдаются нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
- К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников
С целью изучения адаптации первоклассников к школьному обучению были проведены ряд педагогических диагностик и получены следующие рузультаты:
Методика Н Лускановой
Цель: оценка уровня школьной мотивации.
- Тебе нравится в школе?
- не очень – 8% (2 чел)
- нравится -82% (24 чел)
- не нравится – 10% (3 чел)
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома - 48% (14 чел)
- бывает по-разному – 17% (5 чел)
- иду с радостью – 35% (10 чел)
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю - 17% (5 чел)
- остался бы дома – 35% (10 чел)
- пошел бы в школу - 48% (14 чел)
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится - 38% (11 чел)
- бывает по-разному -17% (5 чел)
- нравится – 45% ( 13 чел)
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы - 33% (8 чел)
- не хотел бы – 57% (14 чел)
- не знаю -10% (2 чел)
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю -3% (1 чел)
- не хотел бы – 52% ( 15 чел)
- хотел бы – 45% (13 чел)
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто -80% (23 чел)
- редко – 10% (3 чел)
- не рассказываю -10% (3 чел)
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю - 0
- хотел бы – 31% (9 чел)
- не хотел бы – 69% (20 чел)
- У тебя в классе много друзей?
- мало - 7% (2 чел)
- много -93% (27 чел)
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся - 83 % (24 чел)
- не очень - 17% (5 чел)
- не нравятся – 0
Высокий уровень школьной мотивации – 0;
Хорошая школьная мотивация – 20;
Внешняя мотивация – 9 человек.
Рекомендации учителям
по адаптации первоклассников:
1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.:
- обеспечить своевременную смену видов деятельности;
- не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
- отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
- использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
2. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
3. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
4. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
5. Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
6. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
7. Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
8. Помогать детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок. Просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
9. Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
10. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения
Актуализация знании родителей по проблеме психологической готовности к школе....
Адаптационный период первоклассника, или первый раз в 1 класс.
Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанност...
О некоторых вопросах психологической готовности учителя к обучению младших подростков в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю
Период переходя из 4 класса в 5 класс является сложным не только для ученика, но и для учителя. В статье рассматриваются основные моменты, на которые свое внимание необходимо обратить учителю. Од...
Психологическая готовность ребенка к школе, проблемы адаптации.
Психологическое содержание готовности ребенка к обучению в школе составляет процесс ориентации и освоения школьником новой социальной ситуации развития.Принятие ребенком новой социальной позиции...
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Что такое квест? (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...
Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе
Психологическая готовность первоклассников к обучениюв школе...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Адаптационный период первоклассников»
Данное выступление направлено на психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребёнка к школе...