Логопедическое занятие "Домашние птицы" для уч-ся 1 класса с задержкой психического развития.
план-конспект занятия на тему

Флягина Наталья Сергеевна

Предлагаемое занятие направлено на совершенствование умения согласовывать прилагательные с существительными, образовывать звукоподражательные глаголы, существительные в единственном и множественном числе, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками,  образовывать прилагательные от других частей речи.

 

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon логопедическое занятие 48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
« Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА

ТЕМА: Домашние птицы.

учитель-логопед

Флягина Н.С.

ЦЕЛЬ:  Совершенствование навыка словообразования через лексическую тему «Домашние птицы»

ЗАДАЧИ:

      Образовательные:

- Систематизировать представления учащихся о домашних птицах, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.

- Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать звукоподражательные глаголы, существительные в единственном и множественном числе, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками.

- Формирование умения образовывать прилагательные от других частей речи.

      Коррекционные:

- Развитие слухового, зрительного внимания, мышления, памяти сообразительности,  понимания речи.

- Развивать навык развёрнутого высказывания, через ответ на вопрос.

- Активизировать и обогащать словарь обучающихся.

- Развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания.

- Совершенствование навыка анализа слова и предложения.

     Воспитательные

- Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

ОБОРУДОВАНИЕ:  картинки с изображением домашних птиц (курицы, петуха, цыплят, гуся, гусыни, гусят, утки, утят, индюка, индюшки, индюшат); разрезные картинки  петуха, лисы, гуся, индюка; части тела птиц: крыло утки, шея гуся, лапы курицы; картинка с  изображением девочки Маши; картина птичьего двора; кассы букв; схемы предложений; наборное полотно, фишки для звуковой дорожки;  схема алгоритма выделения ударного звука.

Ход занятия.

I Орг. Момент.

- Здравствуйте!   Ребята, перед вами лежат части разрезанной картинки. Давайте соберём её?  (уч-ся собирают каждый свою картинку)

- Кто получился? (петух, лиса, индюк, гусь)

- Посмотрите, какая картинка лишняя?   (лиса) 

- Почему?   (т.к. она относится к диким животным)

- А как назвать остальных птиц одним словом?  (домашние)

- Почему эти птицы называются «домашними»? (они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними)

- А где можно увидеть домашних птиц?  ( в деревне)

- А каких домашних птиц вы ещё знаете? (курица)

II Сообщение темы занятия

- Сегодня мы будем говорить о домашних птицах.  

- Где живут птицы?  (на птичьем дворе)

- Ребята,  как называют человека, который ухаживает за птицами? (птичник)

- Правильно. А я знаю девочку  Машу, она очень любит ухаживать за птицами.. Скажу вам по секрету,  Маша очень любит стихи. Давайте расскажем про Машу стишок.

III Работа над речевым дыханием.

- Ша-ша-ша наша Маша хороша. 

- Этот стишок можно рассказывать тихо, громко, шепотом. Можно весело. Можно удивлённо.

IV Работа по теме занятия

- Молодцы! Ребята, а как  Маша ухаживает за птицами? (кормит, поит, убирает)

- А из чего едят птицы? (из кормушки)

-  Что едят птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

- Посмотрите внимательно, каких птиц мы здесь встретили? (петуха, курицу, гуся, утку, индюка)

- Назовите части тела  петуха. (уч-ся показывает на картинке и проговаривает: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

- А где находится голова у петушка? (спереди)

- А хвост? (сзади)

- А туловище? (посередине)

- А лапки? (внизу)

- А как разговаривает петух?  (кукарекает)

- А курица? (квохчет, кудахчет)

- А утка? (крякает)

- А гусь? (шипит)

- А индюк? (болобочет)

- Ребята, давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

- У петуха..   (курица-цыплёнок)  -  Показываю картинку.

- А если их много? (цыплята) 

- А как ласково можно назвать цыплёнка? (цыплёночек) 

- У гуся..(гусыня-гусёнок) А если их много? (гусята) А как ласково можно назвать гусёнка? (гусёночек)

- У индюка…(индюшка-индюшонок)  А если их много? (индюшата) А как ласково можно назвать индюшонка? (индюшоночек)

V Пальчиковая гимнастика.

- Ребята утята, решили погулять.

- Приготовили пальчики: (поочерёдно сгибаем пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвёртый – за водой.

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал

А девятый всех догнал,

А десятый испугался.

Громко – громко запищал:

- Пи-пи-пи!

- Не пищи, поищи!

- Молодцы!

VI Работа по теме занятия

Игра «Что было сначала?

- Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (уч-ся выкладывают последовательно картинки, результат проговаривают)   -  НАСЕСТ-ГНЕЗДО-ЯЙЦО-ПТЕНЕЦ.

-Молодцы!

Игра «Подбери признак»

- Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов  

- У петуха бородка какая? (красная) Значит петух какой? (краснобородый)

- У гуся шея какая? (длинная) Значит гусь какой? (длинношеий)

- У утки клюв какой? (красный) Значит утка  какая? (красноклювая)

- Ребята, у гуся шея длинная, а у курицы… (короткая)

- Гусь гогочет громко, а шипит… (тихо)

- У петуха хвост длинный, а у утки..  (короткий)

- Индюшонок маленький, а индюк… (большой)

VII Физминутка

Вышла курочка-хохлатка,   (уч-ся по кругу иду за педагогом)

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко!»

Не ходите далеко!

На скамейке у дорожки  (уч-ся садятся на корточки, руки прикладывают к щеке, глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает       (затем глаза открывают, встают, пальцы рук, сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет!

Дидактическая игра «Чей, чьё, чьи»

- Молодцы! Садитесь на места.

- Ребята, посмотрите домашние птицы растеряли свои части тела, давайте определим, чьи они.

- Чей это хвост?  (петушиный)

- Чьи лапы?   (куриные)

-  Чья шея? (гусиная)

Чьё крыло? (утиное)

- Чья голова? (индюшачья)

Дидактическая игра «Помощники»

- Молодцы! А теперь давайте поможем птичнице Маше. Давайте вспомним все действия со словом «кормить»   (покормить, накормить, перекормить, закормить, выкормить)

- Посмотрите ребята, домашние птицы поели и заважничали, захвастались друг перед другом.

- У петуха стал не голос, а голосище.

- У индюка, не хвост, а …(хвостище)

- У утки не лапы, а …(лапищи)

- У курицы не крыло, а.. (крылище)

 - У гуся не шея, а…(шеища)

- У индюка не клюв, а… (клювище)

- Молодцы!

VIII Анализ предложения

- А сейчас давайте составим предложение со словами «Маша и петух».  ( Маша смотрит на петуха.) 

- А если добавить слово «индюк».  ( Маша смотрит на петуха и индюка.)

- Кто смотрит на петуха и индюка?  (Маша)

- Что делает Маша?   (смотрит на петуха и индюка)

- Выложите схему предложения.

IX Анализ слова

- Составьте звуковую дорожку слова «Маша»  -  у доски  (МАША- 2 гласных звука, в слове 2 слога, 1 звук А – ударный, ударный слог – МА)

- Назовите все звуки в слове по порядку.  ( М  А  Ш  А  )

- Обозначьте каждый звук буквой.

- Молодцы!

X  Итог 

- Ну вот и подошло к концу наше занятие.

- Ребята о каких птицах мы сегодня говорили? (о домашних)

- Каких птиц называют домашними? (которые живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними)

- Полезны ли для человека домашние птицы? (полезны)

- Чем? (они дают мясо, перо, пух, яйца)

- Ребята, а как нужно заботиться о домашних птицах?  (ухаживать за ними, кормить, убирать)

- Молодцы!  А сейчас поднимите тот жетон, которым вы оцениваете сегодняшнее занятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кубиков с моделями звуков в процессе индивидуальной логопедической деятельности с детьми с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи.

Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, но хотелось бы рассмотреть применение моделей звуков.  Данные модели предложила В.М.Акименко, но я не стала испол...

Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...

Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Представляю свою презентацию к реферату  "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...

презентация Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития

презентация Использование ИКТ в логопедической работе  с детьми с задержкой психического развития...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...