Учет ассимметрии полушарий головного мозга
материал по психологии на тему

Суббач Яна Игоревна

Рекомендации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соответствие между доминированием полушария мозга и формой или видом учебной работы, комфортным для ученика.

Правополушарные
предпочтения

Левополушарные
предпочтения

Мотивационныйэтап

Пространственная организация

Рабочая полусфера доски - левая.

Рабочая полусфера доски - правая.

Условия, необходимые длявозникновения
стабильной учебной мотивации

Образы
Контекст
Связь информации с реальностью, практикой
Творческие задания
Эксперименты
Музыкальный фон
Речевой и музыкальный ритм

Детали
Технологии
Абстрактный линейный стиль изложения информации
Неоднократное повторение
учебного материала
Тишина на уроке

Векторы мотивации

Завоевание авторитета
Престижность положения в коллективе
Установление новых контактов
Социальная значимость деятельности

Стремлениексамостоятельности
Глубина знаний
Высокая потребность в умственной деятельности
Потребность в образовании

Цветовая организация

Светлая доска – темный мел

Темная доска – светлый мел

Операциональный этап

Восприятие информации

Целостное
Внимательны к интонации, предпочитают ощущения, Кинестетический канал восприятия
Есть визуалы

Дискретное
Смысловая сторона речи
Чаще - аудиалы, реже - визуалы

Переработка информации

Быстрая, иногда - мгновенная

Последовательная
Медленная

Интеллект

Интуитивный

Логический

Эмоции

Экстравертированность
Легко «выходят из себя» 

Интровертированность
Практически «не выходят из себя»

Память

Наглядно-образная
Смысловая

Словесно-логическая
Часто - механическая

Правополушарные
предпочтения

Левополушарные
предпочтения

Мышление

Оперирование образами
Систематизация по реальным критериям
Легко оперирует трехмерными моделями
Ставит «мысленные эксперименты»

Оперирование цифрами и знаками
Систематизация по формальным критериям
Двумерное (на плоскости)

Деятельность

Приверженность к практике: интересует сам процесс
Задания с точным сроком выполнения

Приверженность теории: интересует результат
Задания с неограниченным сроком выполнения

Этап диагностики и коррекции

Самоконтроль

Не всегда контролируют правильность речи
Допускают смысловые пропуски

Высокий самоконтроль правильности речи

Характерные ошибки

Ударные гласные
Ошибки в словарных словах
Пропуски букв, описки
Имена собственные пишут часто со строчной буквы

Замена одних согласных другими
Падежные окончания
Написание лишних букв
Пропуск мягкого знака
Безударная гласная в корне

Методы проверки

Устный опрос
Вопросы «развернутого» типа

Решение задач
Выбор готового варианта
из нескольких

Учебные предметы(предпочитаемыеформы, приемы, технологии обучения)

Естественные 
науки

Мозговой штурм
Просмотр фильма
Прогнозирование
Выявление сходства объектов
Сравнение фактов
Выделение сути
Выделение важных моментов в процессах
Обобщение
Экскурсии, путешествия

Анализ подробностей объектов и процессов
Анализ результатов
Логические задания
Выявление различий
Выявление деталей
Создание категорий
Работа по алгоритму

Математика

Синтез,

задания на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями(геометрия),

задание в картинках, схемы, таблицы

Анализ,

вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости,

задание в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение

Словесность

Сочинение составление слов и предложений из частей,

чтение-нахождение взаимосвязи, пересказ,

чтение по ролям, инсценировка, творческие работы

Анализ рассказа,

разбор слов и предложение по составу,

обучение других, применение правил, понятийное понимание слов

Иностранный язык

Рационально-логический способ изучения,

усвоение правил и грамматических конструкций,

обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части,

проверка после урока деятельность требующая отсроченной реакции

Интуитивный способ изучения,

образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры,

работа с наглядностью фильмами и карточками, деятельность требующая быстрой реакции,

задание на правописание, интервью,

синтез текстов и слов предложенных частей

В соревнованиях

Левополушарные. Индивидуальная борьба, рассчитывает только на свои силы

Правополушарные. Командная борьба, обостренное чувство честной борьбы, “один за всех и все за одного”.

Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу.

Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Загадки полушарий головного мозга"

Исследовательская работа "Загадки полушарий головного мозга"...

Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс

Представлен урок по технологии модульного обучения....

Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека

Лобная доля.1)Двигательный анализатор располагается в передней _центральной извилине и парацентральной дольке. В V и отчасти VI слое располагаются гигантские пирамидные клетки Беца, волокна кото...

Работа правого и левого полушарий головного мозга

В нашем головном мозге два полушария -правое и левое. Схема наглядно показывает за что отвечают разные полушария....

Гармоничное взаимодействие полушарий головного мозга

Рисование - это навык, которым можно овладеть и которому можно научиться. Рисование , во-первых, дает доступ к правому полушарию головного мозга, ответственному за развитие творческого, интуитивного м...

Развитие полушарий головного мозга. Игра на координацию движения и речь.

Приём можно использовать как на уроке для запоминания стихотворений, правил, песен, так и в качестве зарядки или физминутки на уроке или на внеурочной деятельности. Я использую этот приём в школе орат...