Исследовательская работа "Загадки полушарий головного мозга"
творческая работа учащихся по биологии (9 класс) по теме
Исследовательская работа "Загадки полушарий головного мозга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Саюкинский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Платоновской средней общеобразовательной школы
Загадки полушарий головного мозга
Исследовательская работа по психологии
Автор: Черкасова
Татьяна Александровна
Руководитель:
учитель химии и биологии
Чернова Любовь Евгеньевна
с. Саюкино 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Межполушарная асимметрия
1.1.Историческая справка………………………………………………5
1.2.Функциональная асимметрия мозга и её виды…………………..7
1.3.Методика исследования индивидуального профиля
асимметрии………………………………………………………………..10
Глава 2. Результаты исследований……………………………………15
3. Выводы…………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………20
4.Список литературы……………………………………………………21
5. Приложения……………………………………………………………22
ВВЕДНИЕ
Период школьного обучения, являющийся важным в жизни ребёнка, характеризуется формированием всесторонне развитой личности. Поэтому неблагоприятное протекание этого периода ведёт, как правило, к нарушениям нормального развития ребёнка во всех сферах – физической, психологической, социальной.
Процесс учения зависит в немалой степени и от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития.
Оказывается, индивидуальность личности любого человека во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Физиологи выделяют такое понятие как межполушарная асимметрия головного мозга, т.е. способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функции другого полушария.
Насколько важна межполушарная асимметрия человеческого мозга? Как функциональная асимметрия может повлиять на процесс обучения в школе? Изучению этой проблемы посвящена моя работа «Загадки полушарий головного мозга».
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе.
Объект исследования: учащиеся 8-9 классов
Предмет исследования: характер и особенности межполушарной асимметрии.
Цель исследования: выявить типы функционального доминирования полушарий головного мозга у учащихся 8-9 классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-популярную литературу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека.
2. Выявить у испытуемых разных возрастных групп признаки моторной, сенсорной и психической асимметрии, тип мышления.
3. Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека.
4. Установить соответствие между доминирующим полушарием и видом учебной деятельности, комфортной для ученика.
5.Довести результаты исследования до учителей, учащихся и их родителей.
Гипотеза: знания о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения.
Методы исследования:
- Анализ литературы
- Эксперимент
- Анкетирование
ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
- Историческая справка
Ещё во второй половине 19 века возникло представление о том, что две половины головного мозга человека различным образом получают, хранят и перерабатывают информацию, поступающую из органов чувств. В 1861 г. знаменитый французский патологоанатом Поль Брока обнаружил, что повреждение заднелобной доли левого полушария головного мозга у человека сопровождается расстройством речи. Он заявил, что мы говорим левым мозгом. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. А состояние, при котором человек теряет способность говорить, но при этом нормально читает, пишет и понимает то, что ему говорят, называют афазией Брока. Открытия П. Брока положили начало многочисленным исследованиям. Правильность его идеи быстро подтвердилась и в результате родилась теория доминантности мозговых полушарий.
Представление о доминировании левого полушария подразумевало, что правое полушарие является подчиненным, т.е. что оно не имеет каких-либо специфических свойств, как это отмечается по отношению к левому. Однако на протяжении всего периода возникновения и развития концепции тотального доминирования левого полушария несколько клиницистов, первым из которых нужно назвать английского невролога Д. Джексона (1864,1874,1876), отвергали эту одностороннюю формулировку природы доминантности мозговых полушарий.
.Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина установили, что больные с поражениями левого полушария тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональные состояния благодушия, безответственности, беспечности, возникающие под влиянием алкоголя, связывают с преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.
Согласно Л.Р. Зенкову, выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, эмоционально отрицательной. При выключении правого полушария ситуация оценивается как простая, ясная, понятная, что вызывает преобладание положительных эмоций.
М. Гриндер установил, что у людей с преобладающим правым полушарием память наглядно-образная, запоминание происходит по смыслу. При доминировании левого полушария память словесно-логическая, часто-«механическая».
Переработка информации по Н.Л. Галеевой при доминировании правого полушария быстрая, иногда мгновенная. При преобладании левого полушария - последовательная, медленная.
В 1981 году американскому неврологу Р.У.Сперри была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий мозга». Разделение познавательных функций каждого из полушарий получило название функциональной асимметрии.
1.2. Функциональная асимметрия мозга и её виды.
Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование знаковой информацией, а также чтение и счет, отвечает за эмоции любопытства, радости, тогда как функция правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений.
Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
Одним из важнейших свойств индивидуальности человека является функциональная асимметрия мозга, которая в большой степени определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.
Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Как правило, мы никогда не выполняем задания, опираясь на активность лишь одного из полушарий, действует весь мозг. Оба полушария активны, они работают совместно, передают друг другу информацию, распределяют деятельность между собой и т.п. Вопрос лишь в том, какое из полушарий в каждом случае доминирует, какое более активно.
Научные данные о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения людей разного возраста, выбора той или иной профессии. Нередко говорят о том, что «правополушарным» людям, или «художникам», лучше выбирать профессии актёров, журналистов, музыкантов, художников, а «левополушарным», или «мыслителям» - профессии математиков, инженеров, программистов, юристов. Однако такое мнение не находит полного подтверждения в научных исследованиях, пскольку, во-первых, любая профессия требует людей с разными способностями, а во-вторых, наш мозг обладает широкими возможностями развития и компенсации, т.е. замещения одних функций другими. Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека [5].
Под моторной (или двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Левши и правши отличаются во всем двигательном поведении, психомоторных процессах в целом. У большинства людей правая рука превосходит левую по силе ловкости, скорости реакции, тонкости двигательной координации [7]. Движения ведущей руки управляются, осознаются точнее. При одновременном движении обеих рук больше внимания человека концентрируется на движениях ведущей руки [4].
Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела. Асимметрия зрения проявляется в том, что, несмотря на бинокулярное зрение, зрительные впечатления каждого из глаз обладают неодинаковой силой, качеством, четкостью зрительного образа. Ведущий глаз первым останавливается на предмете. Асимметрия слуха проявляется в его остроте, качестве восприятия вербальной и музыкальной информации. По данным ряда исследований, продуктивность воспроизведения левшей, ниже, чем у правшей [7].
Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции [6]. Принципиальная закономерность в отношении психической асимметрии состоит в том, что левое полушарие в основном ответственно за двигательные функции, язык и речь, а правое управляет навыками, связанными с чувственным (прежде всего, зрительным) и пространственным опытом.
Функциональная асимметрия мозга лежит в основе индивидуального профиля латеральной организации (ИПЛО). Профиль латеральной организации формируется по схеме мануальное (моторное) предпочтение –слуховое предпочтение – зрительное предпочтение. Логически оправдано ожидание трех профилей: правого (правши), смешанного (амбидекстры) и левого (левши), подразумевающих сочетание соответственно только правых, правых и левых и только левых асимметрий органов движений и чувств.
1.3.Методика исследования индивидуального профиля асимметрии.
Все проявления асимметрии рассматриваются в трёх совокупностях: моторной, сенсорной, психической асимметриях.
Характеристика моторной асимметрии состоит из сочетания нескольких признаков функционального неравенства рук, ног. Для определения ведущей руки (левша, правша, амбидекстр) используют метод тестирования [3].
- Определение ведущей руки:
а) сомкните руки в «замок». Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая;
б) тест на аплодирование : активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей руки;
в) какой рукой вы пишите?
г) какой рукой вы бросаете мяч в цель?
д) поза «Наполеона» или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье);
е) развязать узелки на веревочке (какой рукой вытягивает, та и ведущая);
ж) построить колодец из спичек;
- Определение ведущей ноги:
а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая);
б) сделать шаг с места (ведущая нога первая);
в) пнуть по мячу;
г) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая);
д) встать на какую-либо поверхность (стульчик) (какая нога первая – та и ведущая).
Для определения сенсорной асимметрии имеется множество методик: определение ведущего глаза, определение ведущего уха [4].
- Определение ведущего глаза:
а) моргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз);
б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу?
в) какой глаз вы закрываете при прицеливании?
г) закрывая поочередно оба глаза, определите остроту зрения, рассматривая отдаленный мелкий предмет (буквы, рисунок). Ведущий глаз обладает большей остротой зрения;
д) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.
- 2. Определение ведущего уха:
а) каким ухом вы лучше слышите шепот?
б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов?
в) каким ухом оборачиваетесь при оклике?
г) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону?
д) представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?
- Для определения психической асимметрии применяется:
a) Тест «Лица», который состоит в предъявлении испытуемым двух зеркальных изображений лиц с неопределенным эмоциональным содержанием образа. Задание состояло в том, чтобы определить положение (левое или правое) «грустного» лица. Тест основан на восприятии правым полушарием.
преимущественно отрицательных эмоций (Рис. 1). Поскольку первым при выборе реагирует ведущий глаз (например, левый). Образная информация поступает в определенное полушарие (в данном случае в правое), где оценивается как отрицательная. Признание левого изображения «грустным» считается признаком доминирования правого полушария.
Рис. 1. Иллюстрация к тесту «Лица».
б) Тест «Фигуры» состоит в предъявлении испытуемым изображений фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и зигзага. С вероятностью 85% этот психогеометрический тест выявляет типологию характера испытуемых и, в частности, особенности интеллектуальной деятельности и эмоциональной сферы, что связано с доминированием правого или левого полушария. О преимуществе правого полушария свидетельствует предпочтение испытуемым фигур круга или зигзага, так как эти лица отличаются образным, интуитивным, интегративным, эмоционально окрашенным мышлением и хорошим воображением. Для лиц, выбравших квадрат, прямоугольник или треугольник характерна переработка информации в последовательном формате, способность к анализу, внимание к деталям; эти испытуемые скорее вычисляют результат, чем догадываются о нем, что свидетельствует о преобладании левого полушария.
в) Вербальный тест (Тест Павлова И. П.). Данный тест показывает, какой тип мышления доминирует у данного человека: логическое, за которое отвечает левое полушарие или образное, за которое отвечает правое полушарие. Испытуемым предлагается разделить на группы по любому признаку перечень из девяти слов, предъявляемых в следующем порядке: рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица. При доминировании логического мышления слова разделялись по принципу: покровы – животные – действия или глаголы – существительные. При доминировании образного мышления слова разделялись по принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать.
На основании результатов полученных при анкетировании и выполнении проб по каждому типу асимметрии подсчитывается коэффициент латерализации признака по следующей формуле [6]:
Кпр = (Еп-Ел)/(Еп+Ел+Ео) х 100%,
где Кпр – коэффициент правой руки;
Еп – количество действий, выполняемых правой рукой;
Ел – количество действий, выполняемых левой рукой;
Ео – количество, действий выполняемых, правой и левой рукой в равной степени.
Аналогично вычисляется коэффициент для ведущих ноги, глаза, уха и психической функции. Если коэффициент латерализации признака больше +15, это говорит о преобладании правой функции, меньше –15 – преобладает левая функция. Если он находится в интервале от –15 до +15, значит испытуемый – амбидекстр по данной функции.
На основании значений коэффициентов асимметрий формируется профиль латеральной организации по схеме: мануальное предпочтение – слуховое предпочтение – зрительное предпочтение (каждый вариант асимметрии характеризуется определенным сочетанием буквенных обозначений, где П – преобладание правых функций над левыми, А – их равенство, Л – преобладание левых функций над правыми: например, тип праворукий – правоухий – правоглазый обозначается как ППП.
По соотношению трех видов асимметрий, по этой схеме теоретически возможны 27 вариантов профилей: ППП, ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, которые характеризуют различные варианты "правшества"; ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛАП, ЛПА, ЛЛА, ЛАЛ, ЛАА, характеризующие "левшество"; а так же ААА, АПП, АПА, ААП, АПЛ, АЛП, ААЛ, АЛА, АЛЛ– отражающие приблизительное равенство левой и правой рук (амбидекстрию) при различных соотношениях слуховых и зрительных функций.
Для создания наиболее комфортных условий процесса обучения с учётом доминирующего полушария учащихся рекомендуется использовать данные таблицы (Приложение 1) по материалам книги А.Л.Сиротюк (2001).
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.
В исследовании индивидуального профиля асимметрии приняли участие учащиеся 8-9 классов нашей школы. Каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Ряд упражнений позволили выявить ведущую руку, ногу – характеристики моторной асимметрии, ведущий глаз и ухо – сенсорной асимметрии и ряд тестов на определение психической асимметрии.
Как видно из данных, представленных в таблице 2 (Приложение 2) и диаграмме 1 (Приложение 3) в 8 классе из 14 обследуемых учащихся:
- С преобладанием левого полушария (правши) – 11 человек (79%)
- С доминирующим правым полушарием (левши) – 1 человек (7%)
- Доминирующее полушарие не выявлено (амбидекстры) – 2 человека (14%).
Как видно из данных, представленных в таблице 3 (Приложение 4) и диаграмме 2 (Приложение 3) в 9 классе из 17 обследуемых учащихся:
- С преобладанием левого полушария (правши) – 15 человек (88%)
- С доминирующим правым полушарием (левши) – 0 человек (0%)
- Доминирующее полушарие не выявлено ( амбидекстры) – 2 человека (12%).
Как видно из диаграммы 3 (Приложение5) в 8 классе из 14 обследуемых учащихся:
1.Абстрактно-логическое мышление имеют 27 % правшей. Они обладают логическим мышлением, а значит, ведущим у них в мыслительных процессах является левое полушарие.
2.Образное мышление имеют 73 % правшей, 100% левшей и 100% амбидекстров. У них ведущим в мыслительных процессах является правое (творческое) полушарие.
Как видно из диаграммы 4 (Приложение 5) в 9 классе из 17 обследуемых учащихся:
1.Абстрактно-логическое мышление имеют 33 % правшей.
2.Образное мышление имеют 66 % правшей и 100% амбидекстров.
4. ВЫВОДЫ
По результатам исследования: 1. Большинство учащихся 8-9 классов нашей школы (84 %) относятся к правшам, то есть, доминирующим у них является левое полушарие.
Для оптимизации учебного процесса обучающихся этой группы с учетом преобладающего профиля их латеральной организации, в соответствии с рекомендациями, представленными в таблице 1 (Приложение 1) необходимо учитывать следующее:
- рабочая полусфера доски - правая, предпочтительны тёмная доска и светлый мел;
- абстрактный линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке - условия, необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации;
- векторы мотивации - стремление к самостоятельности, глубина знаний,
высокая потребность в умственной деятельности, потребность в образовании. Логический интеллект. Память - словесно-логическая, часто - «механическая». Хорошо оперируют цифрами, знаками;
- в деятельности - интересует результат, задания с неограниченным сроком выполнения;
- методы проверки - решение задач, выбор готового варианта ответа из нескольких,
- формы, приёмы, технологии обучения - это анализ подробностей, объектов и процессов, анализ результатов, логические задания, выявление различий, выявление деталей, работа по алгоритму.
1 обучающийся 8 класса (3 %) является левшой, то есть, доминирующим у него является правое полушарие. К нему необходим индивидуальный подход с учётом рекомендаций (приложение 1).
2. У большинства учащихся 8-9 классов (74%) развито образное мышление. Не обнаружив существенной разницы в творческом мышлении детей-левшей, детей-правшей и детей-амбидекстров, предполагаю, что межполушарная асимметрия головного мозга на развитие творческого мышления у детей фактически не влияет. Этот факт можно объяснить тем, что в данном возрасте образные компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях).
3. Основываясь на исследованиях профессиональных психологов можно посоветовать учащимся имеющим “Левополушарное” мышление выбрать для изучения (например, на профильном уровне в дистанционной форме) предметы, связанные с точными науками, т. к. данный тип мышления является дискретным и аналитическим. С его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках, что является обязательным условием социального общения.
Учащимся “Правополушарным” — науки гуманитарного цикла, т. к. пространственно-образное мышление данного типа людей является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.
Учащиеся – амбидекстры, у которых оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом, могут выбрать естественно - научный профиль, где сочетаются как точные, так и гуманитарные науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В моей работе собран большой материал, который поможет учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать "западающее" полушарие.
Эта работа помогла мне осознать, что если владеть методикой определения функциональной асимметрии обучающихся, то она может быть использована педагогами в качестве диагностики при формировании профильных классов и вспомогательного материала в процессе корректировки работы с правополушарными и левополушарными детьми. А это значит, что наша гипотеза подтвердилась.
Но нужно помнить, что хотя предпосылки к становлению функциональной асимметрии головного мозга передаются генетически, сама она, как тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург.: ЛИТУР, 2001.-478с.
- Блум Ф., Лейзерсон А. Мозговой разум и поведение.- Москва.: Мир, 1988.-240с.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- Москва.: Мир, 2006.-162с.
- Дубровина М. Ю. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная). Антропологические подходы в современном образовании.- Новокузнецк.: Педагогика, 1991.-231с.
- Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии.- М.: Наука, 2001.-180с.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг.- Москва.: Мир, 1983.-152с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1
Соответствие между доминированием полушария мозга и формой или видом учебной работы, комфортным для ученика.
По материалам книги Сиротюк А.Л. «Обучение с учётом психофизиологии» М.,2001 г.
Мотивационный этап | Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают | Учащиеся с явным доминированием левого полушария предпочитают |
Пространственная организация | Рабочая полусфера доски - левая | Рабочая полусфера доски - правая |
Цветовая организация | Светлая доска — тёмный мел | Тёмная доска — светлый мел |
Условия,необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации | Гештальт(образы) Контекст Связь информации с реальностью,практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм | Детали Технологии Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке |
Векторы мотивации | Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности | Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании |
Восприятие информации | Целостное Внимательны к интонациям Предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия Есть визуалы | Дискретное Смысловая сторона речи Чаще — аудиалы,реже - визуалы |
Переработка информации | Быстрая Иногда - мгновенная | Последовательная Медленная |
Интеллект | Интуитивный | Логический |
Эмоции | Экстравертированность Легко «выходят из себя» | Чаще — интровертированность Практически не «выходят из себя» |
Память | Наглядно-образная Смысловая | Словечески-логическая Часто - «механическая» |
Мышление | Оперирование образами Систематизация по реальным критериям Легко оперирует трёхмерными моделями Ставит «мысленные эксперименты» | Оперирование цифрами,знаками Систематизация по формальным критериям Двумерное(на плоскости) |
Деятельность | Приверженность к практике: интересует сам процесс Задания с точным сроком выполнения | Приверженность теории: интересует результатов Задания с неограниченным сроком выполнения |
Этап диагностики и коррекции знаний | Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают | Учащиеся с явным доминированием левого полушария предпочитают |
Самоконтроль | Не всегда контролируют правильность речи Допускают смысловые пропуски | Высокий самоконтроль правильности речи |
Характерные ошибки | Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв,описки Имена собственные пишут часто со строчной буквы | Замена одних согласных другими Падежные окончания Написание лишних букв Пропуск мягкого знака Безударная гласная в корне |
Методы проверки | Устный опрос Вопросы «развёрнутого» типа | Решение задач Выбор готового варианта ответа из нескольких |
Учебные предметы | Формы,приёмы,технологии обучения,предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием | |
Правого полушария | Левого полушария | |
Естественные науки | Мозговой штурм Просмотр фильма Прогнозирование Выявление сходства разных объектов Сравнение фактов Выделение сути Выделение важнейших моментов в процессах Обобщение Экскурсии, путешествия | Анализ подробностей объектов и процессов Анализ результатов Логические задания Выявление различий Выявление деталей Создание категорий Работа по алгоритму |
Приложение 2
Таблица 2
Результаты исследования профиля латеральной организации учащихся 8 класса
№ п/п | Пол | Асимметрия | Мышление | П-правша Л-левша А-амбидекстр | Преобладающее полушарие | ||
Моторная | Сенсорная | Психологическая | |||||
1 | М | А | П | Л | О | А | Оба |
2 | Ж | П | П | П | О | П | Левое |
3 | Ж | П | Л | П | О | П | Левое |
4 | М | П | П | Л | О | П | Левое |
5 | Ж | П | П | П | О | П | Левое |
6 | М | П | П | П | О | П | Левое |
7 | М | Л | Л | Л | О | Л | Правое |
8 | Ж | П | П | П | О | П | Левое |
9 | Ж | П | А | П | А/Л | П | Левое |
10 | Ж | П | П | П | О | П | Левое |
11 | Ж | П | П | П | А/Л | П | Левое |
12 | М | П | А | А | А/Л | П | Левое |
13 | М | П | П | П | О | П | Левое |
14 | М | А | Л | А | О | А | Оба |
А/Л – абстрактное/логическое
О – образное
Приложение 3
Таблица 3
Результаты исследования профиля материальной организации учащихся 9 класса
№ п/п | Пол | Асимметрия | Мышление | П-правша Л-левша А-амбидекстр | Преобладающее полушарие | ||
Моторная | Сенсорная | Психологическая | |||||
1 | Ж | П | П | П | А/Л | П | Левое |
2 | Ж | А | П | П | О | А | Оба |
3 | М | А | Л | Л | О | А | Оба |
4 | Ж | П | Л | Л | О | П | Левое |
5 | Ж | П | П | П | О | П | Левое |
6 | М | П | А | А | О | П | Левое |
7 | М | П | А | А | О | П | Левое |
8 | М | П | П | П | О | П | Левое |
9 | Ж | П | П | А | О | П | Левое |
10 | М | П | П | А | О | П | Левое |
11 | Ж | П | А | А | О | П | Левое |
12 | Ж | П | Л | Л | О | П | Левое |
13 | Ж | П | П | П | О | П | Левое |
14 | М | П | А | А | А/Л | П | Левое |
15 | Ж | П | П | П | А/Л | П | Левое |
16 | Ж | П | П | А | А/Л | П | Левое |
17 | Ж | П | А | А | А/Л | П | Левое |
А/Л – абстрактное/логическое
О – образное
Приложение 4
Диаграмма 1
Процентное соотношение учащихся 8 класса, относящихся к разному латеральному профилю
Диаграмма 2
Процентное соотношение учащихся 9 класса, относящихся к разному латеральному профилю
Приложение 5
Диаграмма 3
Тип мышления учащихся 8 класса
Диаграмма 4
Тип мышления учащихся 9 класса
А/Л – абстрактно/логическое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс
Представлен урок по технологии модульного обучения....
Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека
Лобная доля.1)Двигательный анализатор располагается в передней _центральной извилине и парацентральной дольке. В V и отчасти VI слое располагаются гигантские пирамидные клетки Беца, волокна кото...
Работа правого и левого полушарий головного мозга
В нашем головном мозге два полушария -правое и левое. Схема наглядно показывает за что отвечают разные полушария....
Гармоничное взаимодействие полушарий головного мозга
Рисование - это навык, которым можно овладеть и которому можно научиться. Рисование , во-первых, дает доступ к правому полушарию головного мозга, ответственному за развитие творческого, интуитивного м...
Развитие полушарий головного мозга. Игра на координацию движения и речь.
Приём можно использовать как на уроке для запоминания стихотворений, правил, песен, так и в качестве зарядки или физминутки на уроке или на внеурочной деятельности. Я использую этот приём в школе орат...
Учет ассимметрии полушарий головного мозга
Рекомендации для педагогов...