Курс коррекционно - развивающих занятий «Растем вверх!» (самооценка подростков)
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему
Коррекционно- развивающий курс занятий направлен на формирование адекватной самооценки у подростков, одного из самых важных качеств характера личности, необходимых для самоопределения, формирования воли и уверенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
курскКоррекционно-развивающих занятий "Растем вверх" | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Знаменская СОШ
Курс коррекционно - развивающих занятий
«Растем вверх!»
(самооценка подростков)
Сроки реализации - 14 часов
Педагог-психолог: Логинова Т.А.
2016
Пояснительная записка
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
1. Коррекционно- развивающий курс занятий направлен на формирование адекватной самооценки у подростков, одного из самых важных качеств характера личности, необходимых для самоопределения, формирования воли и уверенности.
Актуальность курса: Одна из частых причин обращения к психологу - это трудности, испытываемые подростком в оценке самого себя, своих возможностей, качеств и места в жизни. Многочисленные исследования показывают, сколь важна адекватная самооценка для развития личности, взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
2.Данный курс занятий призван помочь родителям и педагогам в воспитании у подростков адекватной самооценки, во избегании появления завышенного самомнения, высокомерия. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка это одно из условий совершенствования личности, помогающая выработать такие черты характера как самодисциплина, принципиальность - одно из ценных личных качеств, придающих характеру деятельную направленность, скромность. Заниженная самооценка способствует недооценке своих достоинств, робость в отстаивании своей позиции, в высказывании своих взглядов.
З. Цель: формирование адекватной самооценки у подростков
4.Задачи:
1. Формирование умения оценивать возможности и результаты своей деятельности и деятельности других людей.
2. Самопознание - формирование «Я» - образа через получение знаний о себе - соотношение образа Я идеального и Я реального.
5.Характеристика возраста:
Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.
6.Сроки реализации:14 часов
7.Форма реализации курса:
-Индивидуальная работа (возможны консультации по личным запросам)
-Групповая работа (тренинг с элементам лекций, бесед)
-Работа с семьей (информирование, личные консультации)
8.Ожидаемый результат:
1. Понимание и принятие других людей
2. Позитивный «Я» - образ
3. Адекватная самооценка
Содержание
Блок 1 – введение
Этот блок упражнений предназначен для знакомства подростков с таким видом групповой работы как тренинг. Так же здесь освещается основная тема занятий – самооценка.
Тема 1: Что такое тренинг? Правила тренинга.
1.Мини-лекция психолога на тему: «Что такое тренинг?»
Занятие начинается с мини-лекции психолога на тему: «Что такое тренинг?» Слово «тренинг» произошло от глагола тренировать, тренироваться. Как вы знаете тренировать можно не только мышцы в спортивном зале, но и качества, свойства личности.
Психолог спрашивает подростков, какие бы качества они бы хотели тренировать в себе? Что требует тренировки? Этим мы и будем заниматься на наших занятиях! (полученные ответы можно оформить на большом листе бумаги для наглядности).
Итак, тренинг – это целенаправленная тренировка, обучение чему-либо. Это методы, рассчитанные на обучение и способные оказывать влияние на психологию и поведение человека. Это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности.
Далее психолог предлагает Правила тренинга:
- Мы есть одна команда
- Здесь можно говорить все, что хочешь и все, что думаешь.
- Каждый имеет право на свое мнение.
- Никто никого не перебивает и не осмеивает.
- Все, что мы будем говорить и делать здесь, станет нашей тайной
- Наши занятия не урок, оценок здесь мы не ставим.
- Если кому-то не нравится то, о чем начинаем говорить, можно воспользоваться правилом «Стоп!»
Для создания в группе атмосферы доверия и открытости психолог предлагает подросткам придумать свои правила.
Тема 2: Самооценка
- Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самооценки, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.
Инструкция:
На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)
2.Методика Дембо-Рубинштейна для определение самооценки.
Цель: Изучения уровня самооценки черт характера.
Материал: На листе бумаги в клетку чертят две горизонтальные параллельные линии, между которыми расстояние в 10 клеток. С левого края чертят первую вертикальную линию (пробную), соединяющую обе горизонтали.
Инструкция: Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.
1. В самой верхней точке находятся те, кто считают себя самыми добрыми, в самой нижней - те, кто считают себя самыми злыми. Между ними — все остальные. Отметь точкой, куда бы ты поставил себя на этой вертикальной линии?
2. В самой верхней точке - самые щедрые люди, в самой нижней - самые жадные. Где находишься ты?
3. Честность.
4. Дружелюбие.
5. Справедливость.
6. Находчивость.
7. Трудолюбие.
8. Самостоятельность.
9. Заботливость.
10. Организованность.
11. Нравишься ли ты себе, какой ты есть?
12. Хотел бы ты стать еще лучше: вежливее, трудолюбивее, справедливее и т.д.?
13. Что нужно сделать, чтобы стать лучше?
14. Ты так уже делаешь?
Обработать тест предлагается подросткам под руководством психолога.
Далее психолог предлагает побеседовать на тему: «Что же такое самооценка? что влияет на нашу самооценку?»
Психолог предлагает ребятам ответить на этот вопрос, поразмышлять на данную тему.
Примерные вопросы и задания:
- Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций, в которых ваша самооценка растет, а когда наоборот падает.
-Какие люди и как влияют на нашу самооценку?
-Что вы чувствуете, когда вашей самооценке нанесен «удар»?
- Как вы думаете, почему самооценка – важный регулятор поведения? Приведите, пожалуйста, свой пример к этому высказыванию.
В конце беседы тренер подводит итог: итак, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Блок 2 – «Мы глазами других и мы на самом деле».
Этот блок упражнений предназначен для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения межличностного общения. С помощью данных методик выявляется преобладающий тип отношений к людям, к себе, практикуется правильное понимание и принятие других людей.
Тема 1: Я и значимые другие (родители, друзья, учителя)
1. Упражнение «Интервью»
Упражнение выполняется в парах, желательно чтобы в парах находились малознакомые люди. На каждого человека отводиться 3 минуты.
Инструкция: Задавайте вопросы своему партнеру, стараясь, что-то о нем узнать. Затем в течение одной минуты расскажите о своем партнере. Представьте его, сделайте это ярко и интересно.
После упражнения проводиться обсуждение. Подростки рассказывают о своих впечатлениях, эмоциях, о чувствах, которые они испытывали, слушая рассказ о себе.
2. Упражнение «Ситуации, влияющие на самооценку подростков»
Цель: упражнение направлено на исследование межличностных отношений. Наиболее часто выделяются два фактора: доминирование- подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Благодаря этому упражнению подросток учиться понимать других и адекватно реагировать на критику, либо уметь отстоять свою позицию, в случае если критика была незаслуженной.
Упражнение выполняется в парах. Участники пар тянут карточки, на которых написаны ситуации, которые необходимо обыграть. После обыгрывания, участники должны поменяться ролями и снова разыграть юту же ситуацию.
Ситуации:
1. Учитель ругает ученика у доски за неправильно решенную задачу
2.Родители ругают ребенка в присутствии его друзей за то, что он не помыл посуду
3.Учитель ругает ученика за невыполненное домашнее задание
4. Родители хвалят ребенка за хорошую оценку.
5. Друзья хвалят за хороший поступок
6. Учитель хвалит за успех на олимпиаде.
После выполнения упражнения проводиться обсуждение, подростки анализируют свое поведение и свои ощущения, и пытаются выяснить, правильно ли они поступили; также, параллельно, выясняется, заслужена ли была критика в их адрес.
В ходе обсуждения затрагиваются такие важные понятия: критика, ответственность, личностное мнение, жизненная позиция, авторитарность, дружелюбие, агрессивность.
3. Информационное письмо родителям «О необходимости формирования позитивного Я образа у ребенка»
Текст: «Уважаемые Родители! Ваш Ребенок – это самое дорогое и самое ценное, что у вас есть! От вас сейчас в большей степени зависит то, какой человек вырастет из вашего ребенка! Ваш ребенок еще многого не понимает, ему еще во многом необходима ваша помощь и поддержка! Именно, вы, уважаемые Родители, для него являетесь авторитетом, образцом поведения, помощником, другом, даже если ваш Ребенок вам об этом никогда не говорил! Именно ваша помощь необходима сейчас ребенку в формировании позитивного «Я» - образа. Мы не просим Вас льстить ребенку, перехваливать, только отмечайте его достижения и успехи!»
Тема 2: Я и мои качества.
Данный набор упражнений помогает подростку лучше узнать себя, узнать свои достоинства, качества, характер, отличительные особенности.
Он учит, помогает говорить о себе, анализировать себя, понимать себя и свой внутренний мир.
1.Упражнение «4 персонажа».
Инструкция: Изобразите себя в образе четырех персонажей: растения, животного, неодушевленного предмета, человека.
Через данных, нарисованных персонажей можно выделить: особенности личности, черты характера, пристрастия, интересы, эмоции, описание ситуаций в которых человек оказался.
На основе этих признаков можно выделить значимость человека либо описания себя, либо описания внешнего мира.
Это упражнение – это самопредъявление, самоанализ, рефлексия. После упражнения необходимо провести беседу, подросткам задаются вопросы: «Что общего у вас с ним?», «Что это для вас?». Необходимо заметить, что самое крупное изображение означает самое значимое, на это надо обратить внимание подростка.
Блок 3- Формирование позитивного Я образа
Данный блок упражнений направлен на формирование позитивного «Я» - образа через получение новой информации о себе, своих умениях, достижениях.
Тема 1: Я как личность.
1.Проективная методика «Дорисуй рисунок»
Инструкция: Вам предложен стимульный материал в виде восьми фрагментов (смотри приложение). Дорисуйте эти фрагменты, расставьте очередность рисунков.
Каждых из получившихся рисунков представляет определенную сферу:
- «Я» человека и его место в мире.
- «Я» и его движение или обездвиженность в пространстве.
- Ясность мотивов и стремлений.
- Проблема «Я»: активное или пассивное отношение к преградам
на жизненном пути.
- Возможность продолжения жизненного пути.
- Символ прошлого и настоящего, отношений с близкими.
- Деликатность, чувственность.
- Убежище «Я».
На основе полученных рисунков – образов проводится беседа или индивидуальная консультация, на которой психолог помогает «расшифровать», интерпретировать образы.
Тема 2: Я и мои достижения
1.Упражнение «Я умею, я могу». Карта моих достижений.
Психолог предлагает участникам группы написать список своих умений и достижений. Особое внимание стоит уделить тому, что качества достижений не учитывается. Оформить данную работу нужно творчески в виде «Карты достижений». Получившуюся работу можно поместить дома на видном месте, чтобы она напоминала подростку о его умениях и достижениях и, таким образом, укрепляла его самооценку.
Блок 4 - Заключительное занятие
Подведение итогов.
На последнем занятии проводится повторная диагностика с помощью проективного рисунка «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» и методики Дембо-Рубинштейна на определение самооценки. Полученные результаты сравниваются с первоначальными, чтобы определить чего мы достигли с помощью данной психолого-педагогической программы.
Далее проводится заключительная беседа о занятии в целом. Психолог просит подростков поделиться своими впечатлениями о занятии, спрашивает, пригодятся ли полученные знания, умения, навыки в дальнейшем.
Учебно-тематическое планирование:
Блоки | Тема | Дата | Кол-во часов | Форма |
Введение | 1.Что такое тренинг? Правила тренинга | 1 | Мини-лекция Групповая работа | |
2.Понятие самооценка | 3 | Проективная методика Тест Беседа | ||
Мы глазами других и мы на самом деле | 1.Я и значимые другие (родители, друзья, учителя) | 2 | Упражнения в парах Информационное письмо родителям Проективная методика | |
2. Я и мои качества | 2 | |||
Формирование позитивного «Я» - образа | 1.Я как личность. | 2 | Проективная методика Упражнение. Творческая работа | |
2.Я и мои достижения | 2 | |||
Заключительное занятие | Подведение итогов | 2 | Проективная методика Тест Беседа |
Список литературы:
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., Владос – Пресс,2004
- Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.СПб,2000
- Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.
- Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997
Приложение к проективной методике «Дорисуй рисунок»
Приложение:
Методика Дембо-Рубинштейна на определение самооценки.
Форма протокола:
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Общее кол-во баллов | 11 | 12 | 13 | 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).
Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы). Основная цельданной работы: формирование ребенка как личности, реализация имеющегося потен...
Программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» (вариант 4.2)
программа (вариант 4.2)...
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по работе с подростками с ОВЗ.
На 1 год обучения. Возраст 12-18 лет....
Контрольно - оценочная деятельность учителя достижений обучающимися планируемых результатов освоения курсов коррекционно - развивающейся области в свете требований ФГОС по курсу РРС и ФПСР
Оценинвание учащихся на занятиях РРС и ФПСР...
Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками асоциального поведения
Дети – это наша старость.Правильное воспитание – это наша счастливая старость,плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,это наша вина перед другими людьми, перед всей стра...
Сборник коррекционно-развивающих игр и упражнений для подростков с трудностями в обучениии
Целью данных коррекционно-развивающих упражнений является оказание информационной помощи педагогам по организации во время урока. Основная коррекционная задача – это внесение элементов коррекции...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...