Модифицированная коррекционно-развивающая программа по работе с подростками с ОВЗ.
рабочая программа по психологии на тему
На 1 год обучения. Возраст 12-18 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_podrostkom_ovz.docx | 64.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗВОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «САВИТАР» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА АГИДЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ ДОД ЦДО
для детей «Савитар»
____________ Р.Н. Шугаепов
«__»_______________201_г.
Коррекционно-развивающая программа по работе
с подростками с ОВЗ
На 1 год обучения
Возраст детей 12-18 лет
Рассмотрено на заседании
педагогического совета ЦДО для детей
протокол №___от «__»___20__г.
ВЫПОЛНИЛ:
Педагог-психолог
Шарипова И.Ф.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3
2. Учебно-тематический план. Третий год обучения………………………….….....6
3. Содержание программы………………………………………………….………….7
4. Методическое обеспечение программы……………………………………………17
5. Литература, использованная для разработки программы…………………………19
6. Литература, рекомендуемая для детей и родителей……………………………….20
Пояснительная записка
Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:
-отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;
- определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;
- расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии – размытости и неопределенности ролевой структуры личности;
- обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;
- профессиональное самоопределение;
- движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;
- стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.
У детей с ОВЗ эти проблемы выражены наиболее ярко и поэтому они нуждаются в особом внимании. Перед родителями подростков детей с ОВЗ встает вопрос о профориентации, куда отправить ребенка учиться, справиться ли он с учебой, сможет ли учиться, как будет общаться со сверстниками. Программа является подготовкой ребенка к взрослой жизни.
Цель программы : формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, помощь в решении проблемы профессионального выбора.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
Обучающие:
- Обучение коммуникативным навыкам;
- Обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
- Формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться при необходимости за помощью;
Развивающие:
- Формирование навыка самопознания;
- Способствовать личностному развитию;
- Способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств;
Воспитательные:
- Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
- Формирование атмосферы, способствующей адаптации детей, чьи возможности ограничены;
- Познание и воспитание собственной личности ребенка посредством межличностного общения;
- Воспитание чувства терпимости;
- Воспитание интереса к совместной деятельности;
- Воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе;
- Воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;
Отличительная особенность программы
Программа предназначена для подростков со сложностями социальной адаптации, подростки с ОВЗ. Подростку необходима психологическая поддержка специалиста и позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми.
В программе затронуты интересующие подростков вопросы: вопросы решения конфликтов, как принимать решения, как понять другого человека, как справиться с негативными эмоциями, профориентация.
Ключевые понятия
Я-Концепция – это система представлений человека о самом себе;
Самоуважение – чувство собственного достоинства;
Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности;
Принятие решения – этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия;
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах;
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера;
Взаимодействие – действие одного человека по отношению к другому или совместно с другим;
Ценности – это то, что дорого и важно для человека;
Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто;
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности;
Профессиограмма - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику;
Профессия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки;
Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности;
Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.;
Программа реализуется в четыре блока. Первый блок включает в себя диагностику и формирование группы. Второй включает в себя 4 основных раздела. Третий блок – диагностика в середине года. Курс занятий завершается четвертым блоком, в который входит повторная диагностика детей с целью оценки эффективности программы.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
При работе по данной программе учитывается возрастные особенности подростков. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 12 до 18 лет.
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -72; 2год обучения -72.
Ожидаемые результаты:
Приглашая подростков на занятие, где основными действующими лицами выступают их собственные «Я», мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
На групповых занятиях ребята «пробиваются к своему подлинному Я».
В результате учащиеся должны ЗНАТЬ:
- Осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
- Получить информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
- Научить пользоваться правилами выбора профессии;
- Наличие навыка самопознания;
- Осознание личностных ценностей;
- Наличие реального жизненного плана;
- Определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
В результате учащиеся должны УМЕТЬ:
- Сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях;
- Сформировать способность принимать ответственность за собственное поведение;
- Адекватные навыки общения;
- Уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
- Обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.
Прогнозируемые результаты и способы проверки:
Структура диагностического обследования состоит из трех срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч), в середине и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).
Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента воспитанников от общего количества детей в группе, которые улучшили показатели от начала к концу совместной работы.
Для контроля эффективности програмы используются следующии методы психологической диагностики:
- Метод наблюдений;
- Психологическая беседа, интервью;
- Психологические тесты:
- проективная методика «Несуществующее животное»;
- Проективная методика «Кактус»;
- Методика «Корректурная проба»;
- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;
- Тест Э.Ф. Замбицявичена;
- Тест школьной тревожности Филлипса;
- Тест креативности Торренса.;
- тест агрессивности (опросник Почебут Л.Г.);
- Методика «Интеллектуальная лабильность»;
- Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;
- Опросник адаптации для детей и родителей;
№ | Название темы | Количество часов | всего | |
теоретические | практические | |||
1 | Раздел 1. Перекресток | 4 | 10 | 14 |
Часть 1 | 2 | 6 | 8 | |
Часть 2 | 2 | 4 | 6 | |
2. | Раздел 2. Точка опоры | 4 | 10 | 14 |
1 блок. Доверие | 2 | 5 | 7 | |
2 блок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций | 1 | 3 | 4 | |
3 блок. Жизненные ценности и последствия | 1 | 2 | 3 | |
3. | Раздел 3. Поговорим о недостатках | 1 | 3 | 4 |
4. | Раздел 4. Я в мире профессии | 10 | 24 | 34 |
1 часть | 5 | 12 | 17 | |
2 часть | 5 | 12 | 17 | |
5 | Диагностика | 0 | 6 | 6 |
Итого | 19 | 53 | 72 |
Содержание тем | |||||
Тема | Содержание | Часы | Формы работы | Методическое обеспечение | |
Перекресток. Часть 1. | 8 | ||||
Я – это я | Правила группы; Упражнение «Листок»; Упражнение «Профиль»; Упражнение «Описание чувств»; | 1 | Упражнения на осознание своей личностной уникальности, своих чувств, беседа, обсуждение | Рабочие листы № 1-3 (личностный профиль, описание чувств, неоконченное предложение) по количеству участников | |
Самоуважение | Упражнение «Закончи предложение»; Упражнение «Комплимент»; Упражнение «Цель на неделю»; Упражнение «Мои успехи»; | 1 | Беседа упражнение, прогнозирование | Рабочий лист № 4 «Мои цели на неделю» | |
Чувства | Упражнение 1; Упражнение 2; Упражнение «Перелицовка»; | 1 | Упражнения регуляцию эмоций, групповая дискуссия, работа по карточкам | Картинки с иллюстрациями различных чувств; карточки с прилагательными, обозначающими различные чувства | |
Принятие решений | Этапы принятия решения; Упражнение «Щелчок»; Игра «Последствие»; | 1 | беседа, обсуждение | Карточки с описанием сложных ситуаций | |
Стресс | Мозговой штурм «Что такое стресс»; Упражнение «Стрессовые ситуации»;Памятка «Способы борьбы со стрессом»; Упражнение «Мне нужна помощь»; | 1 | Мозговой штурм, дискуссия | Рабочий листы № 5 «Стрессовые ситуации» ( по числу участников) и №6 «мне нужна помощь» ( по числу участников) | |
Общение | Вводное упражнение «Аборигены»; Упражнение «Портрет человека слушающего»; Упражнение «Тройки»; Упражнение «Приглашение и отказ»; Посещение глухим больного соседа; | 1 | Обсуждение, дискуссия, работа по карточкам, сюжетно-ролевая игра | Карточки с ключевым словом; журнальные иллюстрации, рисунки, фотографии, разговаривающих людей | |
Взаимодействие с окружающими | Упражнение «Путаница»; Притча «Рай и ад»; Упражнение «Ищу друга»; Упражнение «Помощь»; Упражнение «Группа» | 1 | Обсуждение. дискуссия, метод анализа | Газеты, журналы, ножницы. клей, степлер, рабочие листы №7,8 | |
Ценности | Вводное упражнение «Торги»; Упражнение «Незаконченное упражнение»; Упражнение «ответы на вопросы»; Упражнение 3; Упражнение 4; Упражнение «6 ценностей»; | 1 | Беседа, дискуссия, упражнения на осознание своих ценностей | Рабочий лист №9 с примером незаконченных предложений, чистый лист бумаги для каждого участника, рабочий лист №10 с примером ситуации и списком альтернатив для каждого участника | |
Перекресток. Часть 2. | 6 | ||||
Курение | Дискуссия; Причины курения и некурения; Долговременные последствия курения; Немедленные эффекты курения; Процесс превращения в курильщика; Социальная приемлемость курения; Права не курящих; | 2 | Дискуссия, беседа | Рабочие листы для участников с №1 по №4 | |
Алкоголь | Природа алкоголя; Распростроненность употребления алкоголя; Модели употребления алкоголя; Мотивы употребления//не употребления алкоголя; Влияние алкоголя на организм человека; Социальная приемлемость употребления алкоголя; | 2 | Дискуссия, беседа | Рабочие листы №1 «Проверь свои знания» ( по числу участников)Ю №2 «Факты об алкоголизме» ( по числу участников) | |
Наркотики | Международная торговля наркотиками; Причины употребления и условия неупотребления наркотических веществ; Природа наркотических веществ; Стадии развития зависимости; Чем грозит наркоманам закон?; Как отказаться, если предлагают попробовать наркотики?; | 2 | Дискуссия, беседа | Большие листы бумаги, фломастеры; рабочие листы № 1,2,3 | |
«Точка опоры». 1 блок. Доверие | 7 | ||||
«Контакт» | Психогимнастическое упражнение «заяц-заяц»; Упражнение «Контакт»; Упражнение «Переманивание»; Упражнение «Очередь»; Упражнение «Пожелание»; | 2 | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия | ||
Учимся слышать и понимать друг друга | Психогимнатическое упражнение «Любопытные»; Упражнение «Иностранец и переводчик»; Упражнение «Испорченный телефон»; Упражнение «Пожелание»; Обратная связь | 2 | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения | ||
Сплочение и доверие | Психогимнастическое упражнение «Разделение по признаку»; Упражнение «Связывание»; Упражнение «Доверяющее падение»; Упражнение «Подарок»; Обратная связь | 2 | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения | Канат. | |
Мы – команда | Психогимнастическое упражнение «Ассоциации»; Упражнение «Необитаемый остров»; Обратная связь | 1 | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения | Мяч | |
«Точка опоры». 2 блок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций | 4 | ||||
Конфликт | Психогимнастическое упражнение «Толкачи»; Упражнение «Конфликты»; Упражнение «Агрессивный контакт»; Обратная связь | 2 | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения | Бланки с агрессивными высказываниями | |
Без масок | Психогимнастическое упражнение «Ассоциации по алфавиту»; Упражнение «Без маски»; Упражнение «Волк и семеро козлят»; Обратная связь | 2 | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, сюжетно-ролевая игра | Карточки с незаконченными фразами, предложениями, карточки с названиями героев сказки «Волк и семеро козлят» | |
«Точка опоры». 3 блок. Жизненные ценности и перспективы | 3 | ||||
Ценности и последствия | Психогимнастическое упражнение «Состояние»; Групповой рисунок «Домики»; Психогимнастическое упражнение «Пожелание»; Обратная связь | 2 | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, элементы арт-терапии | Ватман, карандаши, фломастеры | |
Жизненные перспективы | Психогимнастическое упражнение «Приветствие»; Психогимнастическое упражнение «Правда – ложь»; Ролевая игра «Мафия»; Игра «Путаница»; Обратная связь | 1 | Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, ролевая игра | Карточки для игры «Мафия» | |
«Поговорим о недостатках» | 4 | ||||
Воровство | Библейская легенда; Рассказ Н.Носова «Огурцы»; | 1 | Обсуждение, беседа. | Текст библейской легенды о Георгии Победоносце, Расссказ Н.Носова «Огурцы» | |
Жестокость | Отрывок из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Жестокость; | 1 | Обсуждение, беседа. | Отрывок из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино, таблички со словами, истории из жизни | |
Лживость | «Шила в мешке не утаишь»; Упражнение «Ситуации»; | 1 | Обсуждение, беседа. | Пословицы про ложь | |
Сквернословие | Упражнение «Пословицы и герои сказок»; Аудиозапись «Красная шапочка»; Стихотворения У.Э. Асадов; | 1 | Обсуждение, беседа. | Пословицы о цене слова, аудиозапись «Красная шапочка» | |
. | Я в мире профессии. Часть 1 | 17 | |||
Урок самопознания и откровенности | Упражнение «Зато»; Психологический настрой под музыку; Рисунок «Внутренняя сущность»; Упражнение «Закончи предложение» (по кругу); Упражнение «Закончи предложение» (письменно в тетради); Упражнение «Живая анкета»; | 1 | Обсуждение, дискуссия, элементы арт-терапии, | Магнитофон, кассеты, бумага, фломастер, рабочая тетрадь | |
Мой внутренний мир | Правила поведения в группе; Анкета; Упражнение «Ключи в мой внутренний дом»; | 1 | Обсуждение, беседа | Магнитофон, кассета. ключи разной формы, бумага | |
Личность | Упражнение «Индивидуальность личности»; Упражнение «Я уникальный»; Упражнение «Письмо себе, любимому»; Тест Д.Холланда по определению типа личности; | 2 | Беседа, дискуссия. диагностические тесты, тренинговые упражнения | Тест Д. Холланда | |
Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе. | Упражнение «День бывает…»; Тестовое задание «Мои взаимоотношения с одноклассниками»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Тестовые бланки | |
В человеке все должно быть прекрасно. | Упражнение «Комфорт - это…»; Составление словесного портрета; Обсуждение по теме «Почему у людей разных профессий возникают разные взгляды на одни и те же вещи (явления)»; Упражнение «Благородный поступок»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | ||
Жизненные ценности | Анкета «О смысле жизни»; Тест «Мои ценности»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | ||
Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности. | Упражнение «Запомните буквы»; Обсуждение 10 правил самоорганизации внимания при усвоении учебного материала; Опыт 1. Определение объема кратковременной памяти; Опыт 2. Определение уровня смысловой памяти; Опыт 3. Проверка уровня зрительной памяти; Опыт 4. Проверка слуховой памяти; Опыт 5. Роль осмысленности в запоминании; Опыт 6. Избирательный характер памяти; Теоретический блок мышления; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Карточки (ИДЛОТСАП, ЛИСТОПАД), картинки по восприятию, задание | |
Исследование самооценки | Тест «Как у тебя с самооценкой?»; Знакомство с правилами поднятия самооценки; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Тест «Как у тебя с самооценкой?», правила поднятия самооценки | |
Самореализация | Самореализации; Опросник самоактуализации тест «САМОАЛ»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Опросник самооактуализации | |
Игровые пробы | Упражнение «Игровая проба 1»; Упражнение «Кто есть кто?»; Упражнение «Игровая проба 2»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Карточки с буквами алфавита | |
Что? Где? Когда? | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | Треинговые упражнения, групповые дискуссии | Конверт с вопросами | |
Моя жизнь | Упражнение «Контакт»; Упражнение «Список жизненных целей»; Упражнение «Линия жизни»; | 2 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Конверт с вопросами | |
Личностный профиль | Упражнение «Презентация индивидуальности»; Игра «Автопортрет»; | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, элементы арт-терапии | |||
Я в мире профессии. Часть 2. | 17 | ||||
Внутренний мир человека и система представлений о себе | Рассуждение по теме «Кто я? Какой я?»; Игра «Ассоциации»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | ||
Профессиональные и жизненные планы | Игра «ловушки – капканчики»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Бумага, бланки ответов | |
Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении | Определение самооценки по Ю.И.Кисилеву | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Бланки опроса «Самооценка личности» (по методики Ю.И. Кисилева) | |
Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности | Определение типа темперамента; Тест «Вот какой меня темперамент!»; Определение акцентуации характера. Психологический тест «Что вы знаете о себе?» Или выявление акцентуации характера; | 2 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Тест «Вот какой у меня темперамент!», тест «Что вы знаете о себе?» | |
Профессиональные интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессии | Анкетирование по карте интересов А.Е. Голомштока; Изучение склонностей и способностей; Методика изучения способностей учащихся; Дифференциально-диагностический поросник «Я предпочту» (ДДО); | 2 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Карта «Интересов» А.Е. Голомштока, дифференциально-диагностический поросник «Я предпочту»(ДДО), опросник способностей | |
Определение профессиональных предпочтений | Опросник профессиональных предпочтений; Полигон профессиональных предпочтений; Игра «Классифицируйте профессии по типам»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Опросник «Профессиональных предпочтений» (ОПП), карточки с названиями профессий | |
Профессии, специальности, должности. Их классификация по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда | Игра «Профессия и специальности»; Знакомство с схемой анализа профессии; Упражнение «Закодируй профессию»; Упражнение «Профессия необходимое качество»; | 2 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | ||
Знакомство с профессиограммой | Профессиограмма; Упражнение «Игра в профессии»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | ||
Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры | Упражнение «Факторы влияющие на выбор профессии»; Тест «Мотивы выбора профессии»; Тест «Матрица выбора профессии»; Тест «Мотивы выбора профессии», Игра «Выбор профиля»; | 2 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы | Тест «Мотивы выбора профессии», материал к игре «Выбор профиля» | |
Учебные заведения | Знакомство с условиями поступления и обучения в различных учебных заведениях; Игра «Профессия – учебное заведения»; | 1 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Справочники для поступающих | |
Проектирование профессионального плана, его коррекция с четом рынка труда | Правила выбора профессии; Ошибки и затруднения при выборе профессии; Игра «Советчик»; Построение личного профессионального плана; | 2 | Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения | Бланки для игры «Советчик», | |
Устраиваемся на работу по правилам | Советы при трудоустройстве; Составление резюме; Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»; | 1 | Сюжетно-ролевая игра, | ||
Изучение личности ребенка с ОВЗ | Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии | 6 | Опрос, беседа, тестирование, наблюдение. | Тетради, бланки | |
Итого | 72 |
Методическое обеспечение программы.
Формы, методы работы.
Для того чтобы сделать занятия в группе личностно значимыми для учащихся, при выборе методов обучения руководствуемся следующими положениями:
- смысловая целостность занятия;
- включение методик, допускающих разно вариативное отношение к результатам и обсуждаемым вопросам;
- динамичность, увлекательность упражнений и методик;
- разнообразие методов работы: Метод анализа конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии, психогимнастические упражнения, диагностические тесты, тренинговые упражнения, элементы арт-терапии.
Для реализации программы необходимо использовать активные формы работы. Методы, используемые на занятии, следующие:
Мозговой штурм применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи и мнения без каких-либо комментариев учителя или других учеников. Идеи фиксируются в письменному виде, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное время или не истощается идея;
Дискуссия – является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов занятий. Большинство занятий включают какую-либо форму дискуссии;
Группы обучения при взаимодействии является наиболее принятой и эффективной методикой, используемой в профилактике зависимостей. Дети работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируют идеи и решают проблемы. Пока группа работает над заданием, руководитель ходит между ними, отвечает на любые возникающие вопросы и разрешает возникающие проблемы. Для завершения такой работы необходима некоторая общая дискуссия - заключение;
Драматические представления могут иметь форму ролевых игр. Радиопередач, телевизионных шоу и т.п. Это деятельность, которая мотивирует учеников за счет включения в деятельность, тренировки поведения, изучения предмета, который вызывает наибольший интерес;
Выступления могут осуществляться как индивидуально, так и группой подростков. Ученикам нравиться учиться друг от друга и слушать друг друга, эта деятельность стимулирует положительное взаимодействие;
Ролевое моделирование мотивирует учеников. Т.к. требует от них активности и тренировки поведения. Ученики действуют так, как в жизни, или по крайней мере так, как бы они действовали в реальной жизни. Иногда учитель раздает роли, а иногда только подает идею и просит импровизировать. Подросткам следует дать время подумать о главном действии игры и о том, чем она должна кончится;
Лекции учителя – сообщение информации от руководителя детям. В некоторых случаях – это наилучший путь сообщения информации. Обычно этот метод используется в комбинации с другими для страховки высокой мотивации и уровня обучения;
Рабочие листы. Детей просят заполнить листы индивидуально или в группах. Листы требуют обсуждения всей группой и обязательной своевременной обратной связи;
Примерная структура занятий:
1этап – подготовительный: мозговой штурм по теме урока или вопросу темы; разминочное упражнение;
2 этап – введение новой информации: мини лекции (определение понятия); работа в круге; дискуссия;
3 этап – тренировка: работа в малых группах; ролевое моделирование; различные упражнения;
4 этап – применение полученного опыта на практике: проекты; упражнения; дискуссия; домашнее задание.
Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе «Копилка» психолога.
Дидактический материал:
N п/п | Название |
Картотека на коррекцию и развитие мышления | |
2 | Картотека на коррекцию и развитие памяти |
3 | Картотека на коррекцию и развитие воображения |
4 | Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук |
5 | Картотека пальчиковых гимнастик |
6 | Картотека на коррекцию и развитие внимания |
7 | Картотека дыхательных гимнастик |
8 | Игры на коррекцию внимания |
9 | Картотека минут релаксации |
10 | Диагностический набор |
11 | Разрезные картинки разной конфигурации |
12 | Картотека с целью коррекции и развития эмоциональной сферы |
13 | Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся |
Материально-технические условия.
- Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- Материалы для занятий: тетради в клетку 18 листов; цветные карандаши (12 цветов); краски; ручки шариковые; бумага для ксерокса.
Литература, использованная для разработки программы.
- А.Р Маллер Помощь детям с недостатками развития// Книга для родителей, МОСКВА 2006
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб: Питер, 2007 - 271 с: ил
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков - СПб.: Питер, 2007. —160 е.: ил
- Групповая психотерапия подростков - Контрольно-курсовая работа по дисциплине "Основы психотерапии" на тему «Групповая психотерапия подростков». Выполнена студентом 3 курса специальности "психология". Объем 26 листов, шрифт Times New Roman, 12, интервал 1,5.
- Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития»
- Психогимнастика в тренинге. Автор: Ю.Н. Хрящева, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко, 2006 – 141с.
- Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост. Е.Д. Шваб.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2011.- 167с.
- Работа с подросткам девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги/ авт.-сост. И.А. Устюгова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013. – 148с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1. А.Р. Маллер. "Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей". М.: АПК и ПРО, 2002. -64с.;
2. Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью. Минск: БелАПДИ, 1996.— 108 с.;
3. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д. В. Ермолаева. М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия);
4. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Морозова С.С. Издательство: Владос, 2010, с. 176.;
5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.СПб.: Питер, 2008, с.320.;
6. Баенская Е.Р. Помощь в воспита-нии детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.;
7. Баум Хайке. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, 2002.— 144 с.;
8. Бациев В., Дименштейн Р., Кантор П., Ларикова И. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот». — М.: Теревинф, 2007. – 112 с.;
9. Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.;
10. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. / Пер. с англ. О.Ю. Поповой – Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.– 112 с. – (Особый ребенок);
11. Бирте Борре, Кристер Ларссон и Гуннар Франсом. Эпилепсия. Вопросы и ответы. Минск: БелАПДИ;
12. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Издательство: Academia, 2003, с. 144.;
13. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. "Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях".М.: Изд-во Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008.—208 с.;
14. Валентина Ласлоцки. «Мой маленький Будда». Теревинф, 2009.;
15. Вейс Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой.М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992, 168 с.;
16. Вернер Дэвид. "Реабилитация де-тей-инвалидов". «Филантроп», 1995;
17. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития. (В помощь родителям). Издательство: М., В. Секачёв, 2011, с.46.;
18. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Коняева Н.П. , Никандрова Т.С. Издательство: Владос, 2010, с. 199;
19. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. Янн П.А. Издательство: Academia, 2003, с. 248;
20. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Бгажнокова И.М. , Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Издательство: Владос, 2010, с. 239;
21. Гальего Р. Я сижу на берегу. М.: Лимбус Пресс, 2005. - 356 с.;
22. Грин Росс В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. Пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. М.: Теревинф, 2008. – 264 с.;
23. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма;
24. Гудхарт П. Джинни и ее дракончик. Пер. с англ. О. Белозерова; М.: ОГИ, 2002. — 120 с. — (Мы вместе);
25. Дети - "тюфяки" и дети - "катастрофы". Мурашова Екатерина. Издательство: Рама Паблишинг, 2010;
26. Дети с комплексными нарушения-ми в развитии: педагогическая помощь. Жигорева М.В. Издательство: Academia, 2006, с. 240;
27. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. Издательство: НИИ школьных технологий, 2008, с.192;
28. Дети с синдромом Ретта. Под ред. М.С. Дименштейн. Перевод с франц. Н. Ливандовской, Ю. Пузырей, В. Архангельской.М.: Теревинф, 2009. - 264 с.;
29. Дилигенский Н. "Слово сквозь безмолвие". М.: Центр лечебной педагогики, 2000, с.96;
30. Доман Глен "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" Рига, Теревинф, Juridiskais birojs Vindex, SIA, 2007, 329с;
31. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Автор: Головчиц Л.А. Издательство: Владос, 2010, с. 319;
32. Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек: повесть. М.: Дет. лит., 1975. – 185 с.: ил.;
33. Зимина Л.: Солнечные дети с синдромом Дауна.М.: Эксмо, 2010;
34. Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Автор: Баряева Л.Б. , Овчинникова Т.С. , Черная О.В. Издательство: Каро, 2010, с. 248;
35. Издательство: Каро, 2005, с. 336;
36. Исенина Е.И. "Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни". М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. — 80 с;
37. Каган Г. Окно в другое измерение.Иеру салим: Филобиблон, 2009. – 52 с., фото;
38. Карвасарская Е.Е. Книга: "Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы… Книга для тех, чья жизнь связана с аутичны-ми детьми." М.: Генезис, 2010;
39. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003.— 70 с.;
40. Каролина. Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Аттермиер С.М. , Дженс К.Г. , Джонсон-Мартин Н.М. , Хаккер Б.Дж.
41. Кафенгауз Б.Ю. Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания. М.: практическая медицина, 2008. – 208 с., 34 илл.;
42. Качесов В. А. ДЦП. Основы интенсивной реабилитации. Издательство: ЭЛБИ-СПб ., 2005, с. 130.;
43. Келлер Е.А. История моей жизни. Перевод с английского Е.Ф.Левиной, Изда-тельство: Захаров, 2003г., 270 стр.;
44. Киз Д. Цветы для Элджернона. Пер. с англ. С. Шарова. – М.: ЭКСМО; Спб.: Домино, 2007. – 313 с.;
45. Киллили М. Детский церебраль-ный паралич: История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь: Повесть. Пер. с англ. И. Сендерихиной. СПб.: Питер КОМ, 1998. –288 с.;
46. Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. Л.В. Хариной. – М.: Теревинф, 2006. – 112 с.;
47. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Перевод с немецкого К. А. Шарр, М., Тере-винф, 2010, с. 240;
48. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2004, с.136.;
49. Кондуктивная педагогика А.Пете: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Финк А. Издательство: Academia, 2003, с. 136.;
50. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Дружинина Л.А. Издательство: Экзамен, 2006, с. 156.;
51. Кочеткова Н.А., Аксёнова Е.В., Петренко В.М. Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи. Издательство В. Секачев, 2011, с.136.;
52. Крапивин В. Самолет по имени Сережка. Издательство: Центрполиграф, Москва, 2001;
53. Крапивин В.П. Та сторона, где ветер: повесть. М.: Дет. лит., 1985. – 286 с.;
54. Красный Ю. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Издательство 000 «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» Москва, 2006, 204 стр.;
55. Кроуфорд Ч. Бег на трех ногах: повесть. Пер. с англ. М. Литвиновой. – М.: Дет. лит, 1980. – 111 с.;
56. Кулидж С. Что Кейти делала. М.: АСТ, Астрель, 2010г. 832 стр.;
57. Леймбах М. Дэниэл молчит. Пер. с англ. Е. Ивашина. - М. : Фантом-Пресс, ЭКСМО, 2008. - 352 с. - (Воспитание чувств);
58. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье". М. Просвещение, 1991, -319 с.;
59. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Теревинф, 2009, с. 144.;
60. Литтл Д. Неуклюжая Анна. Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М.Патрушева. - М. : Центр "Нарния", 2005. - 240с.: ил. - (Тропа Пилигрима);
61. Литтл Д. Слышишь пение?Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М. Патрушева. – М.: Центр «Нарния», 2006. – 314 с.;
62. Лупан Сесиль Поверь в свое дитя. Пер. Дюшен Е. И., Издательство: Азбука, 2010 г.;
63. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.;
64. Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М.: ОГИ, 2003. – 372 с. – (Мы вместе).;
65. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. Степанова О.А. Издательство: Academia, 2003, с. 272.;
66. Методика обучения глухих детей произношению. Волкова К.А. , Казанская В.Л. , Денисова О.А. Издательство: Владос, 2008, с. 224.;
67. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Головчиц Л.П. , Носкова Л.П. Издательство: Владос, 2004, с. 344.;
68. Монтессори-терапия. Опыт и перспективы развития. Изд. В. Секачев, 2010, с. 160;
69. Моржина Елена. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. Теревинф, 2006г.;
70. Тамара Крюкова. Костя+Ника Издательство: Аквилегия-М, 2009, с.320.;
71. Э.И Леонгард. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. II Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве" , М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.–80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с ОВЗ.
На 2 года обучения. Возраст детей 7-18 лет....
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по работе с дошкольниками с ОВЗ.
на 1 год обучения. Возраст 3-6 лет....
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками асоциального поведения
Дети – это наша старость.Правильное воспитание – это наша счастливая старость,плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,это наша вина перед другими людьми, перед всей стра...
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет (включительно)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей, профилактической и прсветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ОНРПрограмма предназначена для детей 4-5 лет (включительно)...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у подростков.
Данная программа адресована подросткам (6-11 класс), учащихся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, имеющих высокий уровень тревожности. Рабочая программа состав...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с подростком с суицидальным риском"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). В программе описан подход к психологическому сопровождению подростка "группы риска". (2018-2019 учебный год)...