Модифицированная коррекционно-развивающая программа по работе с подростками с ОВЗ.
рабочая программа по психологии на тему

Шарипова Ирина Финасовна

На 1 год обучения. Возраст 12-18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_podrostkom_ovz.docx64.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗВОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «САВИТАР» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА АГИДЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                 Директор МАОУ ДОД ЦДО

                                                                                 для детей «Савитар»

                                                                                 ____________ Р.Н. Шугаепов

                                                                                 «__»_______________201_г.

Коррекционно-развивающая программа по работе

с подростками с ОВЗ

На 1 год обучения

Возраст детей 12-18 лет

                                                              Рассмотрено на заседании

                                                                                     педагогического совета ЦДО для детей

                                                                         протокол №___от «__»___20__г.

                                                                                            ВЫПОЛНИЛ:

                                                                                                  Педагог-психолог

                                                                                                                  Шарипова И.Ф.


Содержание программы:

1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3

2. Учебно-тематический план.  Третий год обучения………………………….….....6

3. Содержание программы………………………………………………….………….7

4. Методическое обеспечение программы……………………………………………17

5. Литература, использованная для разработки программы…………………………19

6. Литература, рекомендуемая для детей и родителей……………………………….20


Пояснительная записка

Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов  самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:

-отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;

- определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;

- расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии – размытости и неопределенности ролевой структуры личности;

- обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;

- профессиональное самоопределение;

- движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;

- стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.

У детей с ОВЗ эти проблемы выражены наиболее ярко и поэтому они нуждаются в особом внимании. Перед родителями подростков детей с ОВЗ встает вопрос о профориентации, куда отправить ребенка учиться, справиться ли он с учебой, сможет ли учиться, как будет общаться со сверстниками. Программа является подготовкой ребенка к взрослой жизни.

Цель программы : формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, помощь в решении проблемы профессионального выбора.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

Обучающие:

  • Обучение коммуникативным навыкам;
  • Обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
  • Формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться при необходимости за помощью;

Развивающие:

  • Формирование навыка самопознания;
  • Способствовать личностному развитию;
  • Способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств;

Воспитательные:

  • Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
  • Формирование атмосферы, способствующей адаптации детей, чьи возможности ограничены;
  • Познание и воспитание собственной личности ребенка посредством межличностного общения;
  • Воспитание чувства терпимости;
  • Воспитание интереса к совместной деятельности;
  • Воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе;
  • Воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;


Отличительная особенность программы

Программа предназначена для подростков со сложностями социальной адаптации, подростки с ОВЗ. Подростку необходима психологическая поддержка специалиста и позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми.

В программе затронуты интересующие подростков вопросы: вопросы решения конфликтов, как принимать решения, как понять другого человека, как справиться с негативными эмоциями, профориентация.

Ключевые понятия

Я-Концепция – это система представлений человека о самом себе;

Самоуважение – чувство собственного достоинства;

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности;

Принятие решения – этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия;

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах;

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера;

Взаимодействие – действие одного человека по отношению к другому или совместно с другим;

Ценности – это то, что дорого и важно для человека;

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто;

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности;

Профессиограмма - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику;

Профессия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки;

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности;

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.;

Программа реализуется в четыре блока. Первый блок включает в себя диагностику и формирование группы. Второй включает в себя 4 основных раздела. Третий блок – диагностика в середине года. Курс занятий завершается четвертым блоком, в который входит повторная диагностика детей с целью оценки эффективности программы.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

При работе по данной программе учитывается возрастные особенности подростков. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 12 до 18 лет.

Режим занятий

Занятия проходят  2 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -72; 2год обучения -72.

Ожидаемые результаты:

Приглашая подростков на занятие, где основными действующими лицами выступают их собственные «Я», мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.

На групповых занятиях ребята «пробиваются к своему подлинному Я».

В результате учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • Осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
  • Получить информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
  • Научить пользоваться правилами выбора профессии;
  • Наличие навыка самопознания;
  • Осознание личностных ценностей;
  • Наличие реального жизненного плана;
  • Определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;

В результате учащиеся должны УМЕТЬ:

  • Сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях;
  • Сформировать способность принимать ответственность за собственное поведение;
  • Адекватные навыки общения;
  • Уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
  • Обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.

Прогнозируемые результаты и способы проверки:

Структура  диагностического обследования состоит из трех срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч), в середине и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента воспитанников от общего количества детей в группе, которые улучшили показатели от начала к концу совместной работы.

Для контроля эффективности програмы используются следующии методы психологической диагностики:

  • Метод наблюдений;
  • Психологическая беседа, интервью;
  • Психологические тесты:

- проективная методика «Несуществующее животное»;

- Проективная методика «Кактус»;

- Методика «Корректурная проба»;

- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;

- Тест Э.Ф. Замбицявичена;

 - Тест школьной тревожности Филлипса;

- Тест креативности Торренса.;

- тест агрессивности (опросник Почебут Л.Г.);

- Методика «Интеллектуальная лабильность»;

- Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;

- Опросник адаптации для детей и родителей;

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

практические

1

Раздел 1. Перекресток

4

10

14

Часть 1

2

6

8

Часть 2

2

4

6

2.

Раздел 2. Точка опоры

4

10

14

1 блок. Доверие

2

5

7

2 блок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций

1

3

4

3 блок. Жизненные ценности и последствия

1

2

3

3.

Раздел 3. Поговорим о недостатках

1

3

4

4.

Раздел 4. Я в мире профессии

10

24

34

1 часть

5

12

17

2 часть

5

12

17

5

Диагностика

0

6

6

Итого

19

53

72


Содержание тем

Тема

Содержание

Часы

Формы работы

Методическое обеспечение

Перекресток. Часть 1.

8

Я – это я

Правила группы;

Упражнение «Листок»;

Упражнение «Профиль»;

Упражнение «Описание чувств»;

1

Упражнения на осознание своей личностной уникальности, своих чувств, беседа, обсуждение

Рабочие листы № 1-3 (личностный профиль, описание чувств, неоконченное предложение) по количеству участников

Самоуважение

Упражнение «Закончи предложение»;

Упражнение «Комплимент»;

Упражнение «Цель на неделю»;

Упражнение «Мои успехи»;

1

Беседа упражнение, прогнозирование

Рабочий лист № 4 «Мои цели на неделю»

Чувства

Упражнение 1;

Упражнение 2;

Упражнение «Перелицовка»;

1

Упражнения регуляцию эмоций, групповая дискуссия, работа по карточкам

Картинки с иллюстрациями различных чувств; карточки с прилагательными, обозначающими различные чувства

Принятие решений

Этапы принятия решения;

Упражнение «Щелчок»;

Игра «Последствие»;

1

беседа, обсуждение

Карточки с описанием сложных ситуаций

Стресс

Мозговой штурм «Что такое стресс»;

Упражнение «Стрессовые ситуации»;Памятка «Способы борьбы со стрессом»;

Упражнение «Мне нужна помощь»;

1

Мозговой штурм, дискуссия

Рабочий листы № 5 «Стрессовые ситуации» ( по числу участников) и №6 «мне нужна помощь» ( по числу участников)

Общение

Вводное упражнение «Аборигены»;

Упражнение «Портрет человека слушающего»;

Упражнение «Тройки»;

Упражнение «Приглашение и отказ»;

Посещение глухим больного соседа;

1

Обсуждение, дискуссия, работа по карточкам, сюжетно-ролевая игра

Карточки с ключевым словом; журнальные иллюстрации, рисунки, фотографии, разговаривающих людей

Взаимодействие с окружающими

Упражнение «Путаница»;

Притча «Рай и ад»;

Упражнение «Ищу друга»;  

Упражнение «Помощь»;

Упражнение «Группа»

1

Обсуждение. дискуссия, метод анализа

Газеты, журналы, ножницы. клей, степлер, рабочие листы №7,8

Ценности

Вводное упражнение «Торги»;

Упражнение «Незаконченное упражнение»;

Упражнение «ответы на вопросы»;

Упражнение 3;

Упражнение 4;

Упражнение «6 ценностей»;

1

Беседа, дискуссия, упражнения на осознание своих ценностей

Рабочий лист №9 с примером незаконченных предложений, чистый лист бумаги для каждого участника, рабочий лист №10 с примером ситуации и списком альтернатив для каждого участника

Перекресток. Часть 2.

6

Курение

Дискуссия;

Причины курения и некурения;

Долговременные последствия курения;

Немедленные эффекты курения;

Процесс превращения в курильщика;

Социальная приемлемость курения;

Права не курящих;

2

Дискуссия, беседа

Рабочие листы для участников с №1 по №4

Алкоголь

Природа алкоголя;

Распростроненность употребления алкоголя;

Модели употребления алкоголя;

Мотивы употребления//не употребления алкоголя;

Влияние алкоголя на организм человека;

Социальная приемлемость употребления алкоголя;

2

Дискуссия, беседа

Рабочие листы №1 «Проверь свои знания» ( по числу участников)Ю №2 «Факты об алкоголизме» ( по числу участников)

Наркотики

Международная торговля наркотиками;

Причины употребления и условия неупотребления наркотических веществ;

Природа наркотических веществ;

Стадии развития зависимости;

Чем грозит наркоманам закон?;

Как отказаться, если предлагают попробовать наркотики?;

2

Дискуссия, беседа

Большие листы бумаги, фломастеры; рабочие листы № 1,2,3

 «Точка опоры». 1 блок. Доверие

7

«Контакт»

Психогимнастическое упражнение «заяц-заяц»;

Упражнение «Контакт»;

Упражнение «Переманивание»;

Упражнение «Очередь»;

Упражнение «Пожелание»;
Обратная связь

2

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия

Учимся слышать и понимать друг друга

Психогимнатическое упражнение «Любопытные»;

Упражнение «Иностранец и переводчик»;

Упражнение «Испорченный телефон»;

Упражнение «Пожелание»;

Обратная связь

2

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Сплочение и доверие

Психогимнастическое упражнение «Разделение по признаку»;

Упражнение «Связывание»;

Упражнение «Доверяющее падение»;

Упражнение «Подарок»;

Обратная связь

2

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Канат.

Мы – команда

Психогимнастическое упражнение «Ассоциации»;

Упражнение «Необитаемый остров»;

Обратная связь

1

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Мяч

«Точка опоры». 2 блок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций

4

Конфликт

Психогимнастическое упражнение «Толкачи»;

Упражнение «Конфликты»;

Упражнение «Агрессивный контакт»;

Обратная связь

2

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Бланки с агрессивными высказываниями

Без масок

Психогимнастическое упражнение «Ассоциации по алфавиту»;

Упражнение «Без маски»;

Упражнение «Волк и семеро козлят»;

Обратная связь

2

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, сюжетно-ролевая игра

Карточки с незаконченными фразами, предложениями, карточки с названиями героев сказки «Волк и семеро козлят»

«Точка опоры». 3 блок. Жизненные ценности и перспективы

3

Ценности и последствия

Психогимнастическое упражнение «Состояние»;

Групповой рисунок «Домики»;

Психогимнастическое упражнение «Пожелание»;

Обратная связь

2

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, элементы арт-терапии

Ватман, карандаши, фломастеры

Жизненные перспективы

Психогимнастическое упражнение «Приветствие»;

Психогимнастическое упражнение «Правда – ложь»;

Ролевая игра «Мафия»;

Игра «Путаница»;

Обратная связь

1

Психогимнастическое упражнение, групповая дискуссия, ролевая игра

Карточки для игры «Мафия»

 «Поговорим о недостатках»

4

Воровство

Библейская легенда;

Рассказ Н.Носова «Огурцы»;

1

Обсуждение, беседа.

Текст библейской легенды о Георгии Победоносце, Расссказ Н.Носова «Огурцы»

Жестокость

Отрывок из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»;

Жестокость;

1

Обсуждение, беседа.

Отрывок из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино, таблички со словами, истории из жизни

Лживость

«Шила в мешке не утаишь»;

Упражнение «Ситуации»;

1

Обсуждение, беседа.

Пословицы про ложь

Сквернословие

Упражнение «Пословицы и герои сказок»;

Аудиозапись «Красная шапочка»;

Стихотворения У.Э. Асадов;

1

Обсуждение, беседа.

Пословицы о цене слова, аудиозапись «Красная шапочка»

.

Я в мире профессии.  Часть 1

17

Урок самопознания и откровенности

Упражнение «Зато»;

Психологический настрой под музыку;

Рисунок «Внутренняя сущность»;

Упражнение «Закончи предложение» (по кругу);

Упражнение «Закончи предложение» (письменно в тетради);

Упражнение «Живая анкета»;

1

Обсуждение, дискуссия, элементы арт-терапии,

Магнитофон, кассеты, бумага, фломастер, рабочая тетрадь

Мой внутренний мир

Правила поведения в группе;

Анкета;

Упражнение «Ключи в мой внутренний дом»;

1

Обсуждение, беседа

Магнитофон, кассета. ключи разной формы, бумага

Личность

Упражнение «Индивидуальность личности»;

Упражнение «Я уникальный»;

Упражнение «Письмо себе, любимому»;

Тест Д.Холланда по определению типа личности;

2

Беседа, дискуссия. диагностические тесты, тренинговые упражнения

Тест Д. Холланда

Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе.

Упражнение «День бывает…»;

Тестовое задание «Мои взаимоотношения с одноклассниками»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Тестовые бланки

В человеке все должно быть прекрасно.

Упражнение «Комфорт - это…»;

Составление словесного портрета;

Обсуждение по теме «Почему у людей разных профессий возникают разные взгляды на одни и те  же вещи (явления)»;

Упражнение «Благородный поступок»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Жизненные ценности

Анкета «О смысле жизни»;

Тест «Мои ценности»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности.

Упражнение «Запомните буквы»;

Обсуждение 10 правил самоорганизации внимания при усвоении учебного материала;

Опыт 1. Определение объема кратковременной памяти;

Опыт 2. Определение уровня смысловой памяти;

Опыт 3. Проверка уровня зрительной памяти;

Опыт 4. Проверка слуховой памяти;

Опыт 5. Роль осмысленности в запоминании;

Опыт 6. Избирательный характер памяти;

Теоретический блок мышления;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Карточки (ИДЛОТСАП, ЛИСТОПАД), картинки по восприятию, задание

Исследование самооценки

Тест «Как у тебя с самооценкой?»;

Знакомство с правилами поднятия самооценки;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Тест «Как у тебя с самооценкой?», правила поднятия самооценки

Самореализация

Самореализации;

Опросник самоактуализации тест «САМОАЛ»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Опросник самооактуализации

Игровые пробы

Упражнение «Игровая проба 1»;

Упражнение «Кто есть кто?»;

Упражнение «Игровая проба 2»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Карточки с буквами алфавита

Что? Где? Когда?

Игра «Что? Где? Когда?»

1

Треинговые упражнения, групповые дискуссии

Конверт с вопросами

Моя жизнь

Упражнение «Контакт»;

Упражнение «Список жизненных целей»;

Упражнение «Линия жизни»;

2

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Конверт с вопросами

Личностный профиль

Упражнение «Презентация индивидуальности»;

Игра «Автопортрет»;

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, элементы арт-терапии

Я в мире профессии.  Часть 2.

17

Внутренний мир человека и система представлений о себе

Рассуждение по теме «Кто я? Какой я?»;

Игра «Ассоциации»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Профессиональные и жизненные планы

Игра «ловушки – капканчики»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Бумага, бланки ответов

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении

Определение самооценки по Ю.И.Кисилеву

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Бланки опроса «Самооценка личности» (по методики Ю.И. Кисилева)

Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности

Определение  типа темперамента;

Тест «Вот какой  меня темперамент!»;

Определение акцентуации характера. Психологический тест «Что вы знаете о себе?» Или выявление акцентуации характера;

2

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Тест «Вот какой у меня темперамент!», тест «Что вы знаете о себе?»

Профессиональные интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессии

Анкетирование по карте интересов А.Е. Голомштока;

Изучение склонностей и способностей;

Методика изучения способностей учащихся;

Дифференциально-диагностический поросник «Я предпочту» (ДДО);

2

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Карта «Интересов» А.Е. Голомштока, дифференциально-диагностический поросник «Я предпочту»(ДДО), опросник способностей

Определение профессиональных предпочтений

Опросник профессиональных предпочтений;

Полигон профессиональных предпочтений;

Игра «Классифицируйте профессии по типам»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Опросник «Профессиональных предпочтений» (ОПП), карточки с названиями профессий

Профессии, специальности, должности. Их классификация по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда

Игра «Профессия и специальности»;

Знакомство с схемой анализа профессии;

Упражнение «Закодируй профессию»;

Упражнение «Профессия необходимое качество»;

2

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Знакомство с профессиограммой

Профессиограмма;

Упражнение «Игра в профессии»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении  и выборе карьеры

Упражнение «Факторы влияющие на выбор профессии»;

Тест «Мотивы выбора профессии»;

Тест «Матрица выбора профессии»;

Тест «Мотивы выбора профессии»,

Игра «Выбор профиля»;

2

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения, диагностические методы

Тест «Мотивы выбора профессии», материал к игре «Выбор профиля»

Учебные заведения

Знакомство с условиями поступления и обучения в различных учебных заведениях;

Игра «Профессия – учебное заведения»;

1

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Справочники для поступающих

Проектирование профессионального плана, его коррекция с четом рынка труда

Правила выбора профессии;

Ошибки и затруднения при выборе профессии;

Игра «Советчик»;

Построение личного профессионального плана;

2

Беседа, обсуждение, тренинговые упражнения

Бланки для игры «Советчик»,

Устраиваемся на работу по правилам

Советы при трудоустройстве;

Составление резюме;

Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»;

1

Сюжетно-ролевая игра,

Изучение личности ребенка с ОВЗ

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

6

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

Итого

72


Методическое обеспечение программы.

Формы, методы работы.

Для того чтобы сделать занятия в группе личностно значимыми для учащихся, при выборе методов обучения руководствуемся следующими положениями:

- смысловая целостность занятия;

- включение методик, допускающих разно вариативное отношение к результатам и обсуждаемым вопросам;

- динамичность, увлекательность упражнений и методик;

- разнообразие методов работы: Метод анализа конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии, психогимнастические упражнения, диагностические тесты, тренинговые упражнения, элементы арт-терапии.

Для реализации программы необходимо использовать активные формы работы. Методы, используемые на занятии, следующие:

Мозговой штурм применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи и мнения без каких-либо комментариев учителя или других учеников. Идеи фиксируются в письменному виде, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное время или не истощается идея;

Дискуссия – является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов занятий. Большинство занятий включают какую-либо форму дискуссии;

Группы обучения при взаимодействии является наиболее принятой и эффективной методикой, используемой в профилактике зависимостей. Дети работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируют идеи и решают проблемы. Пока группа работает над заданием, руководитель ходит между ними, отвечает на любые возникающие вопросы и разрешает возникающие проблемы. Для завершения такой работы необходима некоторая общая дискуссия - заключение;

Драматические представления могут иметь форму ролевых игр. Радиопередач, телевизионных шоу и т.п. Это деятельность, которая мотивирует учеников за счет включения в деятельность, тренировки поведения, изучения предмета, который вызывает наибольший интерес;

Выступления могут осуществляться как индивидуально, так и группой подростков. Ученикам нравиться учиться друг от друга и слушать друг друга, эта деятельность стимулирует положительное взаимодействие;

Ролевое моделирование мотивирует учеников. Т.к. требует от них активности и тренировки поведения. Ученики действуют так, как в жизни, или по крайней мере так, как бы они действовали в реальной жизни. Иногда учитель раздает роли, а иногда только подает идею и просит импровизировать. Подросткам следует дать время подумать о главном действии игры и о том, чем она должна кончится;

Лекции учителя – сообщение информации от руководителя детям. В некоторых случаях – это наилучший путь сообщения информации. Обычно этот метод используется в комбинации с другими для страховки высокой мотивации и уровня обучения;

Рабочие листы. Детей просят заполнить листы индивидуально или в группах. Листы требуют обсуждения всей группой и обязательной своевременной обратной связи;

Примерная структура занятий:

1этап – подготовительный: мозговой штурм по теме урока или вопросу темы; разминочное упражнение;

2 этап – введение новой информации: мини лекции (определение понятия); работа в круге; дискуссия;

3 этап – тренировка: работа в малых группах; ролевое моделирование; различные упражнения;

4 этап – применение полученного опыта на практике: проекты; упражнения; дискуссия; домашнее задание.

Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе «Копилка» психолога.

Дидактический материал:

N п/п

Название

  1.  

Картотека на коррекцию и развитие мышления

Картотека на коррекцию и развитие памяти

Картотека на коррекцию и развитие воображения

Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук

Картотека пальчиковых гимнастик

Картотека на коррекцию и развитие внимания

Картотека дыхательных гимнастик

Игры на коррекцию внимания

Картотека минут релаксации

10 

Диагностический набор

11 

Разрезные картинки разной конфигурации

12 

Картотека с целью коррекции и развития эмоциональной сферы

13 

Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся

Материально-технические условия.

  1. Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер.
  2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
  3. Материалы для занятий: тетради в клетку 18 листов; цветные карандаши (12 цветов); краски; ручки шариковые; бумага для ксерокса.

Литература, использованная для разработки программы.

  1. А.Р Маллер Помощь детям с недостатками развития// Книга для родителей, МОСКВА 2006
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб: Питер, 2007 - 271 с: ил
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков - СПб.: Питер, 2007. —160 е.: ил
  4. Групповая психотерапия подростков - Контрольно-курсовая работа по дисциплине "Основы психотерапии" на тему «Групповая психотерапия подростков». Выполнена студентом 3 курса специальности "психология". Объем 26 листов, шрифт Times New Roman, 12, интервал 1,5.
  5. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с.
  6. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития»
  7. Психогимнастика в тренинге. Автор: Ю.Н. Хрящева, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко, 2006 – 141с.
  8. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост. Е.Д. Шваб.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2011.- 167с.
  9. Работа с подросткам девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические  тренинги/ авт.-сост. И.А. Устюгова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013. – 148с.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

1.        А.Р. Маллер. "Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей". М.: АПК и ПРО, 2002. -64с.;

2.        Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью.  Минск: БелАПДИ, 1996.— 108 с.;

3.        Аппе Ф.  Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д. В. Ермолаева.  М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия);

4.        Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Морозова С.С. Издательство: Владос, 2010, с. 176.;

5.        Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.СПб.: Питер, 2008, с.320.;

6.        Баенская Е.Р. Помощь в воспита-нии детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст).  М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.;

7.        Баум Хайке.  Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, 2002.— 144 с.;

8.        Бациев В., Дименштейн Р., Кантор П., Ларикова И. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот». — М.: Теревинф, 2007. – 112 с.;

9.        Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.;

10.        Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. / Пер. с англ. О.Ю. Поповой – Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.– 112 с. – (Особый ребенок);

11.        Бирте Борре, Кристер Ларссон и Гуннар Франсом. Эпилепсия. Вопросы и ответы. Минск: БелАПДИ;

12.        Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Издательство: Academia, 2003, с. 144.;

13.        Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. "Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях".М.: Изд-во Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008.—208 с.;

14.        Валентина Ласлоцки. «Мой маленький Будда». Теревинф, 2009.;

15.        Вейс Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой.М.: Московский Центр вальдорфской  педагогики, 1992, 168 с.;

16.        Вернер Дэвид. "Реабилитация де-тей-инвалидов". «Филантроп», 1995;

17.        Визель Т.Г. Аномалии речевого развития. (В помощь родителям). Издательство: М., В. Секачёв, 2011, с.46.;

18.        Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Коняева Н.П. , Никандрова Т.С. Издательство: Владос, 2010, с. 199;

19.        Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. Янн П.А. Издательство: Academia, 2003, с. 248;

20.        Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Бгажнокова И.М. , Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Издательство: Владос, 2010, с. 239;

21.        Гальего Р. Я сижу на берегу. М.: Лимбус Пресс, 2005. - 356 с.;

22.        Грин Росс В.  Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. Пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. М.: Теревинф, 2008. – 264 с.;

23.        Грэндин Т., Скариано М.   Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма;

24.        Гудхарт П. Джинни и ее дракончик. Пер. с англ. О. Белозерова; М.: ОГИ, 2002. — 120 с. — (Мы вместе);

25.        Дети - "тюфяки" и дети - "катастрофы".  Мурашова Екатерина. Издательство: Рама Паблишинг, 2010;

26.        Дети с комплексными нарушения-ми в развитии: педагогическая помощь.    Жигорева М.В. Издательство: Academia, 2006, с. 240;

27.        Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. Издательство: НИИ школьных технологий, 2008, с.192;

28.        Дети с синдромом Ретта.  Под ред. М.С. Дименштейн. Перевод с франц. Н. Ливандовской, Ю. Пузырей, В. Архангельской.М.: Теревинф, 2009. - 264 с.;

29.        Дилигенский Н. "Слово сквозь безмолвие". М.: Центр лечебной педагогики, 2000, с.96;

30.        Доман  Глен  "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" Рига, Теревинф, Juridiskais birojs Vindex, SIA, 2007, 329с;

31.        Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Автор: Головчиц Л.А. Издательство: Владос, 2010, с. 319;

32.        Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек: повесть. М.: Дет. лит., 1975. – 185 с.: ил.;

33.        Зимина Л.: Солнечные дети с синдромом Дауна.М.: Эксмо, 2010;

34.        Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Автор: Баряева Л.Б. , Овчинникова Т.С. , Черная О.В.  Издательство: Каро, 2010,  с. 248;

35.        Издательство: Каро, 2005, с. 336;

36.        Исенина Е.И. "Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни". М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. — 80 с;

37.        Каган Г. Окно в другое измерение.Иеру салим: Филобиблон, 2009. – 52 с., фото;

38.        Карвасарская Е.Е.   Книга: "Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы… Книга для тех, чья жизнь связана с аутичны-ми детьми."  М.: Генезис, 2010;

39.        Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми.  М.: Теревинф, 2003.— 70 с.;

40.        Каролина.  Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Аттермиер С.М. , Дженс К.Г. , Джонсон-Мартин Н.М. , Хаккер Б.Дж.

41.        Кафенгауз Б.Ю. Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания. М.: практическая медицина, 2008. – 208 с., 34 илл.;

42.        Качесов В. А.   ДЦП. Основы интенсивной реабилитации. Издательство: ЭЛБИ-СПб .,  2005, с. 130.;

43.        Келлер Е.А. История моей жизни. Перевод с английского Е.Ф.Левиной, Изда-тельство: Захаров, 2003г., 270 стр.;

44.        Киз Д. Цветы для Элджернона.  Пер. с англ. С. Шарова. – М.: ЭКСМО; Спб.: Домино, 2007. – 313 с.;

45.        Киллили М. Детский церебраль-ный паралич: История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь: Повесть. Пер. с англ. И. Сендерихиной. СПб.: Питер КОМ, 1998. –288 с.;

46.        Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. Л.В. Хариной. – М.: Теревинф, 2006. – 112 с.;

47.        Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Перевод с немецкого К. А. Шарр, М., Тере-винф, 2010, с. 240;

48.        Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2004, с.136.;

49.        Кондуктивная педагогика А.Пете: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Финк А. Издательство: Academia, 2003, с. 136.;

50.        Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Дружинина Л.А. Издательство: Экзамен, 2006, с. 156.;

51.        Кочеткова Н.А., Аксёнова Е.В., Петренко В.М.   Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи. Издательство В. Секачев, 2011, с.136.;

52.        Крапивин В. Самолет по имени Сережка. Издательство: Центрполиграф, Москва, 2001;

53.        Крапивин В.П. Та сторона, где ветер: повесть. М.: Дет. лит., 1985. – 286 с.;

54.        Красный Ю. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Издательство 000 «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» Москва, 2006, 204 стр.;

55.        Кроуфорд Ч. Бег на трех ногах: повесть.  Пер. с англ. М. Литвиновой. – М.: Дет. лит, 1980. – 111 с.;

56.        Кулидж С. Что Кейти делала. М.: АСТ, Астрель, 2010г. 832 стр.;

57.        Леймбах М. Дэниэл молчит. Пер. с англ. Е. Ивашина. - М. : Фантом-Пресс, ЭКСМО, 2008. - 352 с. - (Воспитание чувств);

58.        Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье". М. Просвещение, 1991, -319 с.;

59.        Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Теревинф, 2009, с. 144.;

60.        Литтл Д. Неуклюжая Анна. Пер. с англ. О. Бухиной;  худож. М.Патрушева. - М. : Центр "Нарния", 2005. - 240с.: ил. - (Тропа Пилигрима);

61.        Литтл Д. Слышишь пение?Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М. Патрушева. – М.: Центр «Нарния», 2006. – 314 с.;

62.        Лупан Сесиль  Поверь в свое дитя. Пер.  Дюшен Е. И., Издательство: Азбука, 2010 г.;

63.        Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.;

64.        Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М.: ОГИ, 2003. – 372 с. – (Мы вместе).;

65.        Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. Степанова О.А. Издательство: Academia, 2003, с. 272.;

66.        Методика обучения глухих детей произношению. Волкова К.А. , Казанская В.Л. , Денисова О.А. Издательство: Владос, 2008, с. 224.;

67.        Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Головчиц Л.П. , Носкова Л.П.  Издательство: Владос, 2004, с. 344.;

68.        Монтессори-терапия. Опыт и перспективы развития. Изд. В. Секачев, 2010, с. 160;

69.        Моржина Елена. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. Теревинф, 2006г.;

70.        Тамара Крюкова.  Костя+Ника Издательство: Аквилегия-М, 2009, с.320.;

71.        Э.И Леонгард.  Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. II Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве" , М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.–80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками асоциального поведения

Дети – это наша старость.Правильное воспитание – это наша счастливая старость,плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,это наша вина перед другими людьми, перед всей стра...

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет (включительно)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей, профилактической и прсветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ОНРПрограмма предназначена для детей 4-5 лет (включительно)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у подростков.

   Данная  программа адресована подросткам (6-11 класс), учащихся  в  МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, имеющих высокий уровень тревожности. Рабочая программа состав...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с подростком с суицидальным риском"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). В программе описан подход к психологическому сопровождению подростка "группы риска". (2018-2019 учебный год)...