«Развитие речи (графика и письмо)» предметная область «Филология»
рабочая программа по психологии на тему
Рабочая программа для детей 2 класса с тяжелой умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shishkina_razvitie_rechi.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелаболихинская основная общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
Принято. МО учителей начальных классов Протокол № 1 от « 30 » августа 2016 г. |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Развитие речи
(графика и письмо)»
предметная область «Филология»
для реализации ИУП Шишкиной Юлии
на 2016/2017 учебный год
Составитель: Т.А. Акатьева, педагог-психолог
Шелаболиха 2016 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Развитие речи (графика и письмо) разработана на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под. ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 (34 учебные недели) часов в год.
Планируемые результаты:
Уметь:
- рисовать контурные и цветные изображения по трафаретам;
- рисовать («писать») контурные линии, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, насыпанной на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
- рисовать простые эстампы (с помощью педагога), отражающие смысловые единицы;
- обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения с целью создания целого;
- написать печатные буквы имени («печатание» букв);
- написанию письменных букв по трафаретам;
- рисовать плакаты с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
Содержание курса.
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности.
Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия.
Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).
Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжать и разжать кулаки, встряхнуть и помахать кистями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. Совершенствование взаимодействия в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров, как специальных (мячи, валики, кольца), так и импровизированных (шишки, каштаны, орехи). Стимулирование интереса учащихся к природным материалам и приемам самомассажа с помощью круп и плодов (рис, горох, фасоль), насыпанных в емкости.
«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.
Упражнения на формирование представлений учащихся о соотношении формы предмета с эталоном. Вместе с учащимися выбор в окружающем пространстве предметов круглой и квадратной формы, зарисовывание их и называние эталонной формы: круглый, квадратный (называет учитель).
Обучение учащихся совместным с учителем и самостоятельным обследовательским действиям перед рисованием. (Учитель показывает учащимся образцы таких действий, стимулируя желание учащихся проводить обследование объектов в определенной последовательности.)
Обучение рисованию округлых форм (овощи, фрукты) на одном листе, предлагая для основы бумажные листы в форме тарелки, подноса и т. п.: «Яблоки на тарелке», «Овощи на подносе», «Помидоры в банке».
Обучение учащихся рассматриванию узоров на посуде, на декоративных досках в процессе воспитания у них элементарного чувства композиции. Совместное с учащимися рисование узоров в полоске, в квадрате, в круге, в овале. Беседы с учащимися о красоте узоров и стимуляция их к диалогу о выполненных ими рисунках, используя для этого вербальные и невербальные средства общения.
Совместная с учащимися лепка из пластилина приемами защипывания, оттягивания.
Рисование восковыми мелками. Соотнесение изображения с картинкой при выборе «такого же» из нескольких картинок.
Рисование красками приемами примакивания и касания кончиком кисти, составление узоров из точек и мазков на полоске по образцу, данному учителем.
Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года», «Птичьи разговоры», «Разное настроение», «Сделаем удивленное лицо», «Солнечные зайчики», «Старенькая бабушка» и др.
Ритмические упражнения. Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития учащихся). Бросание мяча учителю. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Упражнения выполняются с ритмическим сопровождением: хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен и т. п.
«Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий: пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги под ритмические удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.
«Письменные упражнения». «Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий по точкам и пунктирам фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги.
Знакомство с линейкой. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке (с помощью учителя).
Обрисовывание ладоней учащихся и создание композиций. Ладонь ученика прикладывается к бумаге (песку, манке, прицельной доске) — обводится пальцем по контуру — обрисовывается карандашом (мелом, кистью, палочкой). Упражнение повторяется несколько раз, разное расположение ладоней позволяет создавать композиции из их изображений. Упражнение выполняется вместе с учителем, который в речевой форме комментирует все действия.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий |
1 | Упражнения для развития тонкой моторики рук. | 25 ч. |
2 | Рисуночное письмо. | 22 ч. |
3 | Жестово-образные игры. Ритмические упражнения. | 10 ч. |
4 | Письменные упражнения. | 9 ч. |
5 | Мониторинг. | 2 ч. |
Итого | 68ч. |
Тематический план
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Упражнения для развития тонкой моторики рук. | 25 ч. | |
1, 2 | Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, языка, пальцев и кистей рук сопряжено с педагогом. | 2 |
3-5 | Упражнения на развитие умения учащихся узнавать предметы с разной поверхностью: гладкая, шершавая. | 3 |
6, 7 | Упражнения на развитие умения учащихся узнавать предметы разной температуры: теплый, холодный. | 2 |
8, 9 | Упражнения на развитие общей и ручной моторики | 2 |
10-15 | Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа с использованием различных массажеров: природных материалов, насыпанных в емкость. | 6 |
16 | Упражнения по развитию двигательной подражательности: скольжение рук педагога по телу ребенка с осуществлением определенного действия. | 1 |
17 | Упражнения на развитие умения узнавать предметы на основе тактильного восприятия. | 1 |
18 | Упражнения для кистей рук: сжать, разжать, встряхнуть и помахать кистями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. | 1 |
19, 20 | Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия с предметами, развитие двигательной подражательности. | 2 |
21, 22 | Обучение удержанию предмета в руке. Разделение деятельности двух рук. | 2 |
23-25 | Упражнения на умение узнавать предметы тактильно, совместно с педагогом определять их свойства. | 3 |
Рисуночное письмо. | 22 ч. | |
26-28 | Упражнения с внутренним трафаретом: обводка и штриховка: карандашом, шариковой ручкой. | 3 |
29 | Формирование представлений о соотношении формы предмета с эталоном. Выбор в окружающей среде предметов круглой и квадратной формы, называние эталонной формы: круглой, квадратной. | 1 |
30-32 | Обучение обследованию и рисованию округлых форм. | 3 |
33-35 | Обучение рассматриванию узоров. Беседа о красоте узоров. Рисование узоров на: полоске, в квадрате, в круге. | 3 |
36, 37 | Рисование приемами примакивания и касания кончиком кисти. | 2 |
38-40 | Упражнения, подводящие к изготовлению поделок из пластилина и природного материала. | 3 |
41, 42 | Создание фигурки ежа из природного материала и лепных деталей. | 2 |
43, 44 | Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом. | 2 |
45-47 | Обучение аппликации: использование готовых деталей для создания образа с помощью аппликации. | 3 |
Жестово-образные игры. Ритмические упражнения. | 10 ч. | |
48, 49 | Игры на сохранение равновесия, сохранения равновесия и покоя. | 2 |
50, 51 | Игры-пантомимы. | 2 |
52, 53 | Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг к другу с помощью педагога. Упражнения сопровождаются под ритмические удары по барабану, хлопки учителя. | 2 |
54, 55 | «Письмо» прямых и извилистых линий вертикальных и горизонтальных пальцем на манке, фломастерами, маркерами под ритмичные удары музыкальных инструментов. | 2 |
56, 57 | Рисование на манке волнистых линий, сопровождая действия звучанием музыки. | 2 |
Письменные упражнения. | 9 ч. | |
58-61 | «Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых линий по точкам и пунктирам фломастерами, карандашами, ручкой на листе бумаги. | 4 |
62 | Знакомство с линейкой. Рисование линий по линейке карандашом, ручкой. | 1 |
63 | Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя. | 1 |
64-66 | Обрисовывание ладоней и создание композиций из них. | 3 |
Мониторинг | 2ч. | |
67 | Сентябрь. Стартовая диагностика. | 1 |
68 | Май. Итоговая диагностика. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебник английского языка для 5 класса общеобраз. школ
Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебн...
Рабочая программа по предмету "Развитие речи (графика и письмо)", ОВЗ первый год обучения надомно.
Рабочая программа по предмету "Развитие речи (графика и письмо)", ОВЗ первый год обучения надомно....
АЛГОРИТМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»
Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, значительно расширяется их кругозор в предметной области «Филология». Технология учебного исслед...
ФГОС, особенности стандарта 2-го поколения, ФГОС для предметной области "Филология".
Чем отличается новый стандарт от предыдущих?1. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора нарезультаты выявления запросов личности, семьи, общества и государствак результатам общего обр...
Рабочая программа по родной (русской)литературе предметная область «Филология» для 5-9 класса
Рабочая программа по родной литературе 5-9 классы...
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
Материал является приложением к собственному инновационному опыту и содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...
ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология" ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающихся
ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология".ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающих...