ФГОС, особенности стандарта 2-го поколения, ФГОС для предметной области "Филология".
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

1. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на

результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства

к результатам общего образования.

2.Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация

на достижениене только предметных образовательных результатов, но,

прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими

универсальными способами учебной деятельности.

3.Третье существенное отличие ФГОС от предшествующих версий –

это отличие в структуре.

Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.odt23 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10-11

кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) I.

Общие положения 1. Федеральный государственный образовательный стандарт

среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой

совокупность требований, обязательных при реализации основной

образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее –

основной образовательной программы) образовательными учреждениями,

имеющими государственную аккредитации.

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной

образовательной программы; к структуре основной образовательной

программы, в том числе требования к соотношению частей основной

образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной

части основной образовательной программы и части, формируемой

участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной

образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-

техническим и иным условиям.

Внедрение нового образовательного стандарта в современных условиях

является тем средством, которое призвано обеспечить планируемый уровень

качества образования, обеспечить внедрение в образование целого ряда давно

обсуждаемых новаций.

Стандарт должен учитывать требования как к содержанию обучения, так и к

результатам обучения и воспитательной работе в школе.

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

1. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на

результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства

к результатам общего образования.

2.Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация

на достижениене только предметных образовательных результатов, но,

прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими

универсальными способами учебной деятельности.

3.Третье существенное отличие ФГОС от предшествующих версий –

это отличие в структуре.

Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении, который

обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в

системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в

познавательном процессе. Целью обучения становится не передача

определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития

индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов.

Результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

основного общего образования подразделяются на личностные - готовность

и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

ориентация на достижение высокого духовно-нравственного уровня),

метапредметные - овладение универсальными учебными действиями и

способность их использования в учебной, познавательной и социальной

практике и предметные - умения, специфические для данной предметной

области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного

предмета.

В чём заключается особенность школьного филологического

образования вв условиях введения ФГОС?

Изучение предметной области «Филология» – языка как знаковой системы,

лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской,

этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть

понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам

отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и

воспитания уважения к ним;

осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,

способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому,

этическому и познавательному развитию;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего

изучения языков, c установкой на билингвизм;обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения

более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения

основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на

материале основ наук».

Курс учебного предмета «Русский язык» направлен наформирование

коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и

культуроведческой компетенций. В учебном процессе содержательные

линии, направленные на формирование данных компетенций, неразрывно

взаимосвязаны. При изучении каждого раздела курса учащиеся не толькополучают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и

навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают

различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о

родном языке как национально-культурном феномене.

Учитель-словесник на уроках русского языка призван реализовать

коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление

материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается

перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые

явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляютсяосновные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе

изучения данных понятий.

При таком подходе к изучению русского языка создаются оптимальные условия

формирования функциональной грамотности как способности человека

максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней

функционировать.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы

программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных

ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,

его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к

родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языкакак явления национальной культуры; стремление к речевому

самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств

для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной

школы программы по русскому (родному) языку являются:

владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и

дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,

ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение

разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая

средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы

Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в

том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную

тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к

преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате

чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их

содержания, стилистических особенностей и использованных языковых

средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности

(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать

достигнутые результаты;

владение различными видами монолога (повествование, описание,

рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-

расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание

разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,

лексических, грамматических, стилистических норм современного русского

литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в

процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого

этикета; адекватноиспользовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной

деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность

оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях

актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной

жизни;способность использовать родной язык как средство получения знаний

по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и

навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках

иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в

процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания,

участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-

культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального

и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы

программы по русскому языку являются:

1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как

национального языка русского народа, как государственного языка Российской

Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры

народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в

образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его

уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;

язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их

виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,

публицистический, официально-деловой стили, язык художественной

литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей

и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,

описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их

признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии

русского языка, основными нормами русского литературного языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,

пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей

речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий

языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого

общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,

словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического

анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с

точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей

языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и

грамматической синонимии и использование их в собственной речевой

практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать

эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов

художественной литературы.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет

«Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература

является одним из основных источников обогащения речи учащихся,

формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение

языка художественных произведений способствует пониманию учащимися

эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной

русской речью.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при

изучении предмета «Литература», являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание

чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к

русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач

различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы

и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в

основной школе проявляются в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять

причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,

формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность,

оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее,

анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в

следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и

фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в.,

русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной

литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,

выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных

ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его

принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и

формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,

характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких

произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции,

изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии

идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического

анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе

литературного произведения;в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и

культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других

народов

- формулирование собственного отношения к произведениям русской

литературы, их оценка

-собственная интерпретация (в отдельных. случаях) изученных

литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров,

осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с

использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на

вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные

монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,

проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие

работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

3) эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование

эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов

литературных произведений.

Современные условия требуют от учителя организовать процесс обучения

так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании у

школьников системы жизненно важных, практически востребованных знаний и

умений, что позволит им адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и

творчески. Для прочного усвоения знаний и умений по тому или иному

предмету, требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к

изучаемому материалу.

Сегодня существенно меняется роль учителя: из «транслятора» информации он

превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик

не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а

становится активным участником по приобретению и освоению этой

инфомации. Ученик должен стать субъектом деятельности.

Для достижения таких личностных результатов, как способность к

самоопределению, готовность и способность к самосовершенствованию,

осознание собственных достоинств и недостатков и др., нельзя обойтись без

таких этапов учебной деятельности, как оценивание(самооценка) и рефлексия.

Cистема оценки результатов ФГОС

Оцениваются результаты предметные, метапредметные и личностные.

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между

результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в

начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная

диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом

удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.

Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия

(образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников

Предметные результаты освоения основной образовательной

программы устанавливаются на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для

учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение

преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для

учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно

на подготовку к последующему профессиональному образованию , развитие

индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это

предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических

знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов

ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей

культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и

способов действий на метапредметной основе. Предметные результаты

освоения основной образовательной программы должны обеспечивать

возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или

профессиональной деятельности. .

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной

программы определяют содержательно-критериальную и нормативную основу

оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной

программы, деятельности педагогических работников, образовательных

учреждений. Освоение обучающимися основной образовательной программы

завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией

выпускников. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится

по всем изучавшимся учебным предметам.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основную

образовательную программу, проводится в форме единого государственного

экзамена по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным

предметам: « Русский язык и литература »;

Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или

углубленный), в соответствии с которым будет проводиться государственная

(итоговая) аттестация в форме единого государственного экзамена. Допускается

прохождение обучающимися государственной (итоговой) аттестации по

завершению изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после

10 класса. Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том

числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся,

осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных

предметных областей: Предметная область «Филология», включающая учебные

предметы: « Русский язык и литература » (базовый и углубленный уровни);

использования в образовательном процессе современных образовательных

технологий; обновления содержания основной образовательной программы,

методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития

системы образования , запросов обучающихся и их родителей (законных

представителей) с учётом особенностей развития субъекта Российской

Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному о...

ФГОС-Новые стандарты в образовании

презентации, публикации и т.д........

Статья "Соответствие содержания современного УМК по иностранному языку требованиям ФГОС, достижению предметных, метапредметных, личностных результатов на основе содержания используемых ФГОС"

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как ...

Доклад на тему "Особенности оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках математики"

Доклад на тему "Особенности оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках математики" с презентацией...

Стандарты второго воколения (ФГОС ООО и ФГОС СОО)

Нормативно-правовая база педагога...

Логика построения и особенности разработки исследовательского проекта в рамках предметной области «Технология».

В  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  обозначен  компетентностный  подход  в  обучении.  Практика показывает, средством формиро...

Отличительные особенности стандартов 1 , 2 и 3 поколений

В данной работе сравниваются стандарты трех поколений,выделяются их отличительные особенности,плюсы и минусы....