АЛГОРИТМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АЛГОРИТМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»
Аверина Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СКОШ36 III-IV видов, к. фил. н.,
г. Озёрск, Челябинская область,
Российская Федерация
На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития образования нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.
Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа. Научно-исследовательская деятельность, особенно в её классическом понимании, нацелена на выявление сущности и закономерностей изучаемых явлений и процессов.
В основе исследовательской деятельности школьника лежит технология проектной деятельности. С.Т. Шацкий определяет её так: «…это развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий.
Обучающиеся 8-9 классов средней школы выполняют исследовательский проект «Анализ лексемы». Назовём составляющие выполнения последовательных действий.
Первый этап – выбор лексемы. Чаще всего учащиеся выбирают имена существительные (берёза, звезда, ночь, кошка), реже – имена прилагательные – маленький, благородный, прекрасный.
Второй этап - создание своих оригинальные картотеки, которые собираются методом сплошной выборки из произведений русских и зарубежных писателей ХIХ - ХХ веков, научной, научно-популярной литературы, публицистики.
Третий этап – работа со словарями. Школьники работают с толковыми словарями, словарями синонимов, антонимов, омонимов, словарями символов.
Четвёртый этап – описание языкового материала. Для учеников средней школы достаточно нелегко даётся систематизация материала, его интерпретация.
Результаты исследовательских проектов представляются авторами в разной форме: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); тезисы, доклад для устного выступления или стендовый - оформление наглядного материала, текста и иллюстраций.
Изучение русского языка, родного языка, его региональных особенностей, воспитание любви к родному краю, уважения к традициям разных народов, населяющих Российскую Федерацию, – вот непреходящие задачи системы российского образования, и особую актуальность они приобретают в настоящее время. В рамках приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере образования лингвокраеведение приобретает особую значимость. Лингвистические факты открывают нам богатые ресурсы культурологической, межкультурной, этнографической и другой информации.
Для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области мы предлагаем курс внеурочной деятельности «Лингвистическое краеведение Южного Урала». Основная его цель – ознакомление учащихся с этноязыковым, историко-культурным своеобразием и основными особенностями функционирования русского языка на территории Южного Урала. Задача курса – привлечь внимание обучающихся к языковой среде, окружающей их и содержащей материал, помогающий в изучении истории региона, его культуры.
Региональная ономастика представлена в программе данного курса двумя разделами – антропонимикой и топонимикой. Лингвистическое краеведение – это особый вид исследовательской работы обучающихся, которая предполагает изучение языковых традиций, характерных лингвистических особенностей того или иного региона.
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей.
Анализ тем исследовательских работ, выполненных учениками г.Озёрска Челябинской области, показывает, что круг их интересов весьма широк: лингвокраеведение, стилистика, ономастика, топонимика, фразеология и др. Немало исследований связано с региональным компонентом: «Языковые текстообразующие средства исторических песен Урала», «Русские фамилии жителей г.Озерска Челябинской области», «Лингвистический анализ названий улиц города Озёрска Челябинской области», «Лингвистический аспект топонимики города Озёрска и его окрестностей (Каслинского и Кыштымского районов Челябинской области)».
Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнение.
Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм.
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Тема отражает характерные черты проблемы. Цель формируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Например, цель и задачи исследования «Рекламные слоганы СМИ г.Озерска Челябинской области в аспекте взаимодействия языка и культуры» были сформулированы следующим образом:
«Цель - выявить национально-культурную специфику рекламных слоганов СМИ г. Озёрска Челябинской области.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.
- Выявить уровень взаимодействия языка и культуры в рекламных текстах.
- Провести анализ рекламных текстов как убеждающего дискурса с позиции лингвориторики.
- Выявить грамматическую структуру слоганов, средства выражения подлежащего и сказуемого, осложненность предложений однородными членами.
- Проследить употребление императивных речевых жанров.
- Провести социолингвистическое исследование».
Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы. Особенностью исследовательских работ по лингвистике является описание языковых единиц. С этой целью школьниками создаются свои оригинальные картотеки, которые собираются методом сплошной выборки из произведений русских и советских писателей ХIХ - ХХ веков, научной, научно-популярной литературы, публицистики. Авторские картотеки наших учащихся насчитывают от 20 до 300 языковых единиц в 1000 употреблений, что обеспечивает достоверность полученных в исследовании результатов.
Провести самостоятельно анализ и синтез полученных данных ученику средней общеобразовательной школы трудно. Но этот навык формируется постепенно. Школьники учатся видеть текст, а в тексте - языковые единицы, определять их стилистические функции. Приведём пример семантической классификации топонимов Кыштымского и Каслинского районов Челябинской области, выполненной учеником 8 класса:
«Все собранные нами языковые единицы относятся к макротопонимам, имеют широкую среду функционирования, обладают устойчивостью, оформляются в соответствии с правилами литературного языка. Наиболее древний слой представляет гидронимия. Из собранной картотеки их самое большое количество – 62 языковые единицы. Это объясняется особенностями исследуемой местности - север Челябинской области, Кыштымский и Каслинский районы. Здесь большое количество озёр, что и позволило учёным использовать природные ресурсы для возведения ядерно-химического предприятия.
а) Название гидронима указывает на место его нахождения (9 языковых единиц):
р. Тайгинка. Указывает на горную местность, покрытую труднопроходимыми хвойными лесами (тюркский язык);
р. Слюдянка. Расположена около залежей слюды;
оз. Ул-Агач «длинное, лесное» (башкир.). Находится в лесу, имеет большую протяженность.
б) Название гидроним раскрывает качество водного объекта (9 языковых единиц):
оз. Иртяш – «каменистое место» (башкир.), что соответствует действительности: берега и дно озера отличаются каменистостью;
оз. Киреты – «упрямое, своенравное» (башкир.). Из всех озёр Каслинской группы наиболее сильно подвержено воздействию северо-западных ветров и является бурным и непостоянным;
оз. Урашта – «витое» (башкир.). Название характеризует извилистую береговую линию.
в) В гидронимии отражена флора и фауна Южного Урала (4 языковые единицы):
оз. Карагуш – «чёрная птица» (башкир.). Так башкиры называли орла-беркута;
оз. Кабанье. Указывает на место былого обитания кабанов».
Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования. В школьных исследовательских работах они носят частный характер и касаются описываемого языкового явления. Например:
«55 % названий улиц города Озерска дано по фамилиям выдающихся людей, среди которых преобладают деятели революции, люди, оставившие свой след в истории города и градообразующего предприятия производственного объединения «Маяк». Это связано с особенностями возникновения города как закрытого территориального образования и производственного объединения «Маяк» – первенца страны по производству компонентов ядерного оружия. Озерск – молодой город, ему всего 56 лет (основан в 1945 году).
Основной язык – прародитель названий улиц г. Озерска – русский (90%).
В названиях улиц города Озерска преобладают 7 – 8 фонемные слова, по количеству слогов – 4-х сложные.
Ударение фиксированное, чаще всего на 2-й слог от начала (55 %).
Названия улиц образованы 3-мя способами: субстантивацией, аф-фиксацией и приставочно-суффиксальным способами. Продуктивными суффиксами являются -ск, -н, -ов.
46,8 % названий улиц – имена существительные в родительном падеже. 53,2 % субстантивированных прилагательных в форме именительного падежа. Есть одно прилагательное, не перешедшее в класс существительных, которое наблюдается в составном названии. 67,2 % названий улиц г. Озерска имеют форму мужского рода».
Практическая значимость проведённых исследований заключается в использовании полученных результатов в общеобразовательном курсе русского языка при изучении филологических, исторических, географических и краеведческих циклов. Авторы научных исследований выступают с докладами перед одноклассниками, принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня, тезисы своих сообщений публикуют в сборниках материалов конференций.
Таким образом, усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, значительно расширяется их кругозор в предметной области «Филология». Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Аверина, М.А. Деятельность учителя русского языка и литературы по формированию научно-исследовательской компетенции учащихся /М.А. Аверина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – 86 с.
- Аверина, М.А. Методика анализа языковых текстообразующих средств (на материале исторических песен Урала) // Проблемы лингвистического краеведения /М.А. Аверина. – Пермь, 2007. – С.11-15.
- Аверина, М.А. Анализ языковых текстообразующих средств — составляющая элективного курса «Лингвистическое краеведение Южного Урала»/ М.А. Аверина // Инновации в науке. – 2013. – № 18-1. – С. 98-105.
- Аверина, М.А. Семантическая организация риторических восклицаний (на материале уральских СМИ) / М.А. Аверина // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 1 (6). – С. 289-291.
- Аверина, М.А. Лингвокраеведение Южного Урала на уроках русского языка в средней школе/ М.А. Аверина // Инновации в науке. – 2013. – № 24. – С. 104-108.
- Бахвалова, Т.В. Лингвокраеведческая составляющая в подготовке будущего учителя / Т.В. Бахвалова // Педагогическое образование и наука – 2010 – № 7– С.21– 26.
- Кадоло, Т.А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка / Т. А. Кадоло // Вестник ТГПУ – . 2012. 2 (117) – С.126–130.
- Узденова, Х.Т. Лингвистическое краеведение как средство формирования гражданской позиции будущих педагогов в условиях университета / Х. Т. Узденова // Научные проблемы гуманитарных исследований – 2011. – Выпуск 1 – С.171–177.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебник английского языка для 5 класса общеобраз. школ
Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебн...
«Развитие речи (графика и письмо)» предметная область «Филология»
Рабочая программа для детей 2 класса с тяжелой умственной отсталостью...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБ...
ФГОС, особенности стандарта 2-го поколения, ФГОС для предметной области "Филология".
Чем отличается новый стандарт от предыдущих?1. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора нарезультаты выявления запросов личности, семьи, общества и государствак результатам общего обр...
Рабочая программа по родной (русской)литературе предметная область «Филология» для 5-9 класса
Рабочая программа по родной литературе 5-9 классы...
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
Материал является приложением к собственному инновационному опыту и содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...
ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология" ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающихся
ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология".ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающих...