АЛГОРИТМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»
статья

Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, значительно расширяется их кругозор в предметной области «Филология». Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»

Аверина Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы
МБОУ СКОШ36 III-IV видов,  к. фил. н.,

г. Озёрск, Челябинская область,

Российская Федерация

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития образования нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.

Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа.  Научно-исследовательская деятельность, особенно в её классическом понимании, нацелена на выявление сущности и закономерностей изучаемых явлений и процессов.

В основе исследовательской деятельности школьника лежит технология проектной деятельности. С.Т. Шацкий определяет её так: «…это развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий.

Обучающиеся 8-9 классов средней школы выполняют исследовательский проект «Анализ  лексемы». Назовём составляющие выполнения последовательных действий.

Первый этап – выбор лексемы. Чаще всего учащиеся выбирают имена существительные (берёза, звезда, ночь, кошка), реже – имена прилагательные – маленький, благородный, прекрасный.

Второй этап - создание своих оригинальные картотеки, которые собираются методом сплошной выборки из произведений русских и зарубежных писателей ХIХ - ХХ веков, научной, научно-популярной литературы, публицистики.

Третий этап – работа со словарями. Школьники работают с толковыми словарями, словарями синонимов, антонимов, омонимов, словарями символов.

Четвёртый этап – описание языкового материала. Для учеников средней школы достаточно нелегко даётся систематизация материала, его интерпретация.

Результаты исследовательских проектов представляются авторами в разной форме: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); тезисы, доклад для устного выступления или стендовый   - оформление наглядного материала, текста и иллюстраций.

Изучение русского языка, родного языка, его региональных особенностей, воспитание любви к родному краю, уважения к традициям разных народов, населяющих Российскую Федерацию, – вот непреходящие задачи системы российского образования, и особую актуальность они приобретают в настоящее время. В рамках приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере образования лингвокраеведение  приобретает особую значимость. Лингвистические факты открывают нам богатые ресурсы культурологической, межкультурной, этнографической и другой информации.

Для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области мы предлагаем курс внеурочной деятельности «Лингвистическое краеведение Южного Урала». Основная его цель – ознакомление учащихся с этноязыковым, историко-культурным своеобразием и основными особенностями функционирования русского языка на территории Южного Урала. Задача курса – привлечь внимание обучающихся к языковой среде, окружающей их и содержащей материал, помогающий в изучении истории региона, его культуры.

Региональная ономастика представлена в программе данного курса двумя разделами – антропонимикой и топонимикой. Лингвистическое краеведение – это особый вид исследовательской работы обучающихся, которая предполагает изучение языковых традиций, характерных лингвистических особенностей того или иного региона.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей.

Анализ тем исследовательских работ, выполненных учениками г.Озёрска Челябинской области, показывает, что круг их интересов весьма широк: лингвокраеведение, стилистика, ономастика, топонимика, фразеология и др. Немало исследований связано с региональным компонентом: «Языковые текстообразующие средства исторических песен Урала», «Русские фамилии жителей г.Озерска Челябинской области», «Лингвистический анализ названий улиц города Озёрска Челябинской области», «Лингвистический аспект топонимики города Озёрска и его окрестностей (Каслинского и Кыштымского районов Челябинской области)».

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнение.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм.

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Тема отражает характерные черты проблемы. Цель формируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Например, цель и задачи исследования «Рекламные слоганы СМИ г.Озерска Челябинской области в аспекте взаимодействия языка и культуры» были сформулированы следующим образом:

«Цель - выявить национально-культурную специфику рекламных слоганов СМИ г. Озёрска Челябинской области.

 В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.

  1. Выявить уровень взаимодействия языка и культуры в рекламных текстах.
  2. Провести анализ рекламных текстов как убеждающего дискурса с позиции лингвориторики.
  3. Выявить грамматическую структуру слоганов, средства выражения подлежащего и сказуемого, осложненность предложений однородными членами.
  4. Проследить употребление императивных речевых жанров.
  5. Провести социолингвистическое исследование».

Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы. Особенностью исследовательских работ по лингвистике является описание языковых единиц. С этой целью школьниками создаются свои оригинальные картотеки, которые собираются методом сплошной выборки из произведений русских и советских писателей ХIХ - ХХ веков, научной, научно-популярной литературы, публицистики. Авторские картотеки наших учащихся насчитывают от 20 до 300 языковых единиц в 1000 употреблений, что обеспечивает достоверность полученных в исследовании результатов.

Провести самостоятельно анализ и синтез полученных данных ученику средней общеобразовательной школы трудно. Но этот навык формируется постепенно. Школьники учатся видеть текст, а в тексте - языковые единицы, определять их стилистические функции. Приведём пример семантической классификации топонимов Кыштымского и Каслинского районов Челябинской области, выполненной учеником 8 класса:

«Все собранные нами языковые единицы относятся к макротопонимам, имеют широкую среду функционирования, обладают устойчивостью, оформляются в соответствии с правилами литературного языка. Наиболее древний слой представляет гидронимия. Из собранной картотеки их самое большое количество – 62 языковые единицы. Это объясняется особенностями исследуемой местности - север Челябинской области, Кыштымский и Каслинский районы. Здесь большое количество озёр, что и позволило учёным использовать природные ресурсы для возведения ядерно-химического предприятия.

а) Название гидронима указывает на место его нахождения (9 языковых единиц):

р. Тайгинка. Указывает на горную местность, покрытую труднопроходимыми хвойными лесами (тюркский язык);

р. Слюдянка. Расположена около залежей слюды;

оз. Ул-Агач «длинное, лесное» (башкир.). Находится в лесу, имеет большую протяженность.

б) Название гидроним раскрывает качество водного объекта (9 языковых единиц):

оз. Иртяш – «каменистое место» (башкир.), что соответствует действительности: берега и дно озера отличаются каменистостью;

оз. Киреты – «упрямое, своенравное» (башкир.). Из всех озёр Каслинской группы наиболее сильно подвержено воздействию северо-западных ветров и является бурным и непостоянным;

оз. Урашта – «витое» (башкир.). Название характеризует извилистую береговую линию.

в) В гидронимии отражена флора и фауна Южного Урала (4 языковые единицы):

оз. Карагуш – «чёрная птица» (башкир.). Так башкиры называли орла-беркута;

оз. Кабанье. Указывает на место былого обитания кабанов».

Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования. В школьных исследовательских работах они носят частный характер и касаются описываемого языкового явления. Например:

«55 % названий улиц города Озерска дано по фамилиям выдающихся людей, среди которых преобладают деятели революции, люди, оставившие свой след в истории города и градообразующего предприятия производственного объединения «Маяк». Это связано с особенностями возникновения города как закрытого территориального образования и производственного объединения «Маяк» – первенца страны по производству компонентов ядерного оружия. Озерск – молодой город, ему всего 56 лет (основан в 1945 году).

Основной язык – прародитель названий улиц г. Озерска – русский (90%).

В названиях улиц города Озерска преобладают 7 – 8 фонемные слова, по количеству слогов – 4-х сложные.

Ударение фиксированное, чаще всего на 2-й слог от начала (55 %).

Названия улиц образованы 3-мя способами: субстантивацией, аф-фиксацией и приставочно-суффиксальным способами. Продуктивными суффиксами являются  -ск, -н, -ов.

46,8 % названий улиц – имена существительные в родительном падеже. 53,2 % субстантивированных прилагательных в форме именительного падежа. Есть одно прилагательное, не перешедшее в класс существительных, которое наблюдается в составном названии. 67,2 % названий улиц г. Озерска имеют форму мужского рода».

Практическая значимость проведённых исследований заключается в использовании полученных результатов в общеобразовательном курсе русского языка при изучении филологических, исторических, географических и краеведческих циклов. Авторы научных исследований выступают с докладами перед одноклассниками, принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня, тезисы своих сообщений публикуют в сборниках материалов конференций.

Таким образом, усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, значительно расширяется их кругозор  в предметной области «Филология». Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу,  самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Аверина, М.А. Деятельность учителя русского языка  и литературы по формированию научно-исследовательской компетенции учащихся /М.А. Аверина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – 86 с.
  2. Аверина, М.А. Методика анализа языковых текстообразующих средств (на материале исторических песен Урала) // Проблемы лингвистического краеведения /М.А. Аверина. – Пермь, 2007. – С.11-15.
  3. Аверина, М.А. Анализ языковых текстообразующих средств — составляющая элективного курса «Лингвистическое краеведение Южного Урала»/ М.А. Аверина  // Инновации в науке. – 2013. – № 18-1. –  С. 98-105.
  4. Аверина, М.А. Семантическая организация риторических восклицаний (на материале уральских СМИ) / М.А. Аверина  // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 1 (6). –  С. 289-291.
  5. Аверина, М.А. Лингвокраеведение Южного Урала на уроках русского языка в средней школе/ М.А. Аверина  // Инновации в науке. – 2013. – № 24. –  С. 104-108.
  6. Бахвалова, Т.В.  Лингвокраеведческая составляющая в подготовке будущего учителя / Т.В. Бахвалова  //  Педагогическое образование и наука –  2010 – № 7– С.21– 26.
  7. Кадоло, Т.А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка  / Т. А. Кадоло // Вестник ТГПУ – . 2012. 2 (117) – С.126–130.
  8. Узденова, Х.Т. Лингвистическое краеведение как средство формирования гражданской позиции будущих педагогов в условиях университета / Х. Т. Узденова // Научные проблемы гуманитарных исследований –  2011. – Выпуск 1 – С.171–177.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебник английского языка для 5 класса общеобраз. школ

Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебн...

«Развитие речи (графика и письмо)» предметная область «Филология»

Рабочая программа для детей 2 класса с тяжелой умственной отсталостью...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО  В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБ...

ФГОС, особенности стандарта 2-го поколения, ФГОС для предметной области "Филология".

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?1. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора нарезультаты выявления запросов личности, семьи, общества и государствак результатам общего обр...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология" ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающихся

ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология".ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающих...