Основы профессионального самоопределения 9 класс
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Лазарева Ольга Николаевна

Рабочая программа элективного курса по профессиональному самоопределению школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_professionalnogo_samoopredeleniya_9_klass.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия№9»

Московского района г. Казани

«Рассмотрено»

 на заседании ШМО        

Протокол №1

От «___»________2016г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №9»

_______________/М.Б.Кузнецова/

«___»________2016г.

Программа элективного курса

«Основы профессионального самоопределения»

 9 класс

Программу составила

Лазарева Ольга Николаевна,

 учитель технологии  первой квалификационной категории,

учитель семьеведения

Рассмотрено на заседании

педагогического   совета  

Протокол №1 от «____»__________2016г.

2016-2017 уч. год

Учебно-тематическое планирование

Предмет: по технологии  элективный курс «Основы профессионального самоопределения»

Классы 9А, 9Б,9В

Учитель Лазарева Ольга Николаевна

Количество часов

Всего 17 час; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе  программы В.Д. Симоненко «Профессиональное самоопределение»/авт.-сост. А. Н. Бобровская, изд. Волгоград:Учитель,2007г. и «Рабочей тетради . Встреча с самим собой»: школа профессионального самоопределения для учащихся  8-9классов /авт.-сост. Е.К. Кустобаева, изд. Казань: Школа, 2005г.

Дополнительная литература

Учебник   Технология .9класс/В.Д. Симоненко, Вентана - Граф, 2000г

 Справочник Вузы, техникумы, колледжи, училища и лицеи г. Казани/2015г.

Справочник Вузы, техникумы, колледжи, училища и лицеи г. Казани/2014г.

Справочник Вузы, техникумы, колледжи, училища и лицеи г. Казани/2013г.

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база.

Рабочая программа элективного курса «Основы профессионального самоопределения»

разработана на основе:

Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

Закона РТ «Об образовании» № 68 от 22.07.2013г.;

Учебного плана МБОУ «Гимназия№9»г. Казани на 2016/2017 учебный год;

            программы В.Д. Симоненко «Профессиональное самоопределение»/авт.-сост. А. Н.              Бобровская, изд. Волгоград:Учитель,2007г. и «Рабочей тетради . Встреча с самим собой»: школа профессионального самоопределения для учащихся  8-9классов /авт.-сост. Е.К. Кустобаева, изд. Казань: Школа, 2005г.

Актуальность программы.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников

профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, результатом которого в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии.

Предмет «Основы профессионального самоопределения» призван помочь учащимся 9 классов сориентироваться в современном мире труда, профессий, проанализировать собственные интересы и склонности. Помощь учащимся предполагает специальную организацию деятельности, направленной на получение знаний о себе, своих профессиональных наклонностях и о многообразии профессий с последующей работой по соотнесению этих знаний с целью выбора дальнейшего образовательного маршрута.

Цели курса:

подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение;

развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях, воспитать уважение к рабочему человеку.

Задачи курса:

 Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

 Повышение профессиональной грамотности учащихся.

 Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального

самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей

профессиональной деятельности.

 Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.

 Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Общая характеристика курса

Элективный курс «Профессиональное самоопределение» призван для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, поможет познакомиться с основными секретами, тайнами мира профессий, какими они бывают, в чем их отличия, в каких учебных заведениях им обучают, какова роль здоровья в профессиональном успехе.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Содержание программы:

Внутренний мир человека и система представлений о себе(2ч.)

Сущность концепции «я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Профессиональные интересы и склонности (2ч.)

Сущность понятий «профессиональный интерес2 и «склонности2. Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) коммуникативных, организаторских склонностей (КОС-1)»

 Способности, условия их проявления и развития (2ч.)

Понятия о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счёт», тесты Айзенка.

Природные свойства нервной системы (2ч.)

 Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Психологические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2ч.)

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Коса», внимания тест Бурдона, «Красно-чёрная таблица», мышление методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равенна.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2ч.)

Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «Мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (2ч.)

Профессиональные и жизненные планы. Знакомство с учебными заведениями г.Казань.

Профессиональная деятельность и карьера. Резюме и его написание. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.

Здоровье и выбор профессии (1ч.)

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры.

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (1ч.)

Производство средств производства. Структура тяжёлой и лёгкой промышленностей. Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Формула профессии. Занятость и самозанятость, биржа труда.

Профессиональная проба. Защита проекта «Выбор профессии» (1ч.)

Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).

Выступление учащихся с защитой проектов «Выбор профессии».

Требования к уровню знаний , умений и навыков , полученных в результате обучения.

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:        

-Уровень развития своих профессионально важных качеств, сферы трудовой деятельности, правила выбора профессии, карьеры;

-знание правильного самоопределения для личности и общества, возможности человека в развитии различных профессионально-важных качеств;

- возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий;

-требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Выбор профессии».

уметь:

-осуществлять самоанализ своей личности;

-проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;

-выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»

-иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает

соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами

профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.

Ключевыми понятиями в данном курсе являются: профессия, карьера, жизненные

цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность,

призвание, технология поиска работы, резюме, деловое общение.

Методики, используемые на занятиях :тесты, тренинги, игры, психотехнологические упражнения и др.

Формы занятий в рамках данного курса: лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры.

В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются

имеющиеся знания у учащихся.

Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности,

возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в

различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и

желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего

жизненного пути и профессионального определения.

В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная

папка с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и

выбираемых профессиях и т.д.        

Место элективного курса.

 На изучение курса отводится 1ч. в неделю, итого 17ч. в учебный год.

Развитие компетентностей:

Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению,  навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Формы и методы контроля.

Знания и умения учащихся оцениваются по зачётной системе по факту выполнения  творческого проекта «Выбор профессии». Каждая работа выполняется индивидуально.

Критерии оценки проекта.

требования

Зачёт

Незачёт

Оформление

проекта

Обнаруживает  полное

соответствие  содержания

доклада  и  проделанной

работы.  Правильно  и

четко  отвечает  на  все

поставленные  вопросы.

Умеет  самостоятельно

подтвердить

теоретические  положения

конкретными примерами.

Обнаруживает  незнание

большей  части

проделанной  проектной

работы.  Не  может

правильно  и  четко

ответить  на  многие

вопросы.  Не  может

подтвердить

теоретические  положения

конкретными примерами.

Качество

проектного

изделия

Работа выполнена в

соответствии с

требованиями.

Правильность подбора

Информации. При проверке на антиплагиате авторство составляет более 70%

Работа скачена с Интернет ресурсов, проверку на антиплагиате не прошла.

Защита проекта

Умение отвечать на задаваемые вопросы.

Не умение презентовать свой продукт, не знание информации заложенной в выполненном проекте.

Список рекомендуемой литературы.

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
  3. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.
  4. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. – 132 с.
  5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 183 с.
  6. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.
  7. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
  8. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 кл. общественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144

Календарно- тематический план курса

«Основы профессионального самоопределения»

Темы занятий

Вид занятий

Образовательный продукт

Дата проведения

лекция

семинары

Практические занятия

1-2

Внутренний мир человека и система представлений о себе

Лекция

Тестирование

3-4

Профессиональные интересы и склонности

Беседа

Тестирование

5-6

Способности, условия их проявления и развития

Беседа

Тестирование

7-8

Природные свойства нервной системы

Лекция

Тестирование

9-10

Психологические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

Лекция

Тестирование

11-12

        Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

Беседа

Тестирование

13-14

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность

Беседа.

Сюжетно-ролевая игра, тестирование

Выполнение резюме

15

Здоровье и выбор профессии

Беседа

Тестирование

16

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности

Лекция

Практическая работа

Исследовательская работа

17

Профессиональная проба. Защита проекта «Выбор профессии»

Семинар

Защита проекта.

Презентация проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Основа профессионального самоопределения»

Обучение подростков выделять факторы, которые влияют на выбор профессионального пути;Обучение подростков технике уверенного аргументированного высказывания своей точки зрения и отношения к профе...

Аксиологические основы профессионального самоопределения школьников

Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональны...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «Основы профессионального самоопределения обучающихся»

Программа занятий "Основы професионального самоопределения обучающихся"...

Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения

Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...

Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения

Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...

Основы профессионального самоопределения 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо элективному курсу«Основы профессионального самоопределения»...