Основы профессионального самоопределения 9 класс
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по профессиональному самоопределению школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_professionalnogo_samoopredeleniya_9_klass.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№9»
Московского района г. Казани
«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол №1 От «___»________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №9» _______________/М.Б.Кузнецова/ «___»________2016г. |
Программа элективного курса
«Основы профессионального самоопределения»
9 класс
Программу составила
Лазарева Ольга Николаевна,
учитель технологии первой квалификационной категории,
учитель семьеведения
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от «____»__________2016г.
2016-2017 уч. год
Учебно-тематическое планирование
Предмет: по технологии элективный курс «Основы профессионального самоопределения»
Классы 9А, 9Б,9В
Учитель Лазарева Ольга Николаевна
Количество часов
Всего 17 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы В.Д. Симоненко «Профессиональное самоопределение»/авт.-сост. А. Н. Бобровская, изд. Волгоград:Учитель,2007г. и «Рабочей тетради . Встреча с самим собой»: школа профессионального самоопределения для учащихся 8-9классов /авт.-сост. Е.К. Кустобаева, изд. Казань: Школа, 2005г.
Дополнительная литература
Учебник Технология .9класс/В.Д. Симоненко, Вентана - Граф, 2000г
Справочник Вузы, техникумы, колледжи, училища и лицеи г. Казани/2015г.
Справочник Вузы, техникумы, колледжи, училища и лицеи г. Казани/2014г.
Справочник Вузы, техникумы, колледжи, училища и лицеи г. Казани/2013г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа элективного курса «Основы профессионального самоопределения»
разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Закона РТ «Об образовании» № 68 от 22.07.2013г.;
Учебного плана МБОУ «Гимназия№9»г. Казани на 2016/2017 учебный год;
программы В.Д. Симоненко «Профессиональное самоопределение»/авт.-сост. А. Н. Бобровская, изд. Волгоград:Учитель,2007г. и «Рабочей тетради . Встреча с самим собой»: школа профессионального самоопределения для учащихся 8-9классов /авт.-сост. Е.К. Кустобаева, изд. Казань: Школа, 2005г.
Актуальность программы.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников
профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, результатом которого в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии.
Предмет «Основы профессионального самоопределения» призван помочь учащимся 9 классов сориентироваться в современном мире труда, профессий, проанализировать собственные интересы и склонности. Помощь учащимся предполагает специальную организацию деятельности, направленной на получение знаний о себе, своих профессиональных наклонностях и о многообразии профессий с последующей работой по соотнесению этих знаний с целью выбора дальнейшего образовательного маршрута.
Цели курса:
подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение;
развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях, воспитать уважение к рабочему человеку.
Задачи курса:
∙ Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.
∙ Повышение профессиональной грамотности учащихся.
∙ Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального
самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей
профессиональной деятельности.
∙ Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
∙ Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Общая характеристика курса
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» призван для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, поможет познакомиться с основными секретами, тайнами мира профессий, какими они бывают, в чем их отличия, в каких учебных заведениях им обучают, какова роль здоровья в профессиональном успехе.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Содержание программы:
Внутренний мир человека и система представлений о себе(2ч.)
Сущность концепции «я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Профессиональные интересы и склонности (2ч.)
Сущность понятий «профессиональный интерес2 и «склонности2. Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) коммуникативных, организаторских склонностей (КОС-1)»
Способности, условия их проявления и развития (2ч.)
Понятия о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счёт», тесты Айзенка.
Природные свойства нервной системы (2ч.)
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.
Психологические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2ч.)
Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Коса», внимания тест Бурдона, «Красно-чёрная таблица», мышление методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равенна.
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2ч.)
Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «Мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (2ч.)
Профессиональные и жизненные планы. Знакомство с учебными заведениями г.Казань.
Профессиональная деятельность и карьера. Резюме и его написание. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.
Здоровье и выбор профессии (1ч.)
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры.
Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (1ч.)
Производство средств производства. Структура тяжёлой и лёгкой промышленностей. Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Формула профессии. Занятость и самозанятость, биржа труда.
Профессиональная проба. Защита проекта «Выбор профессии» (1ч.)
Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).
Выступление учащихся с защитой проектов «Выбор профессии».
Требования к уровню знаний , умений и навыков , полученных в результате обучения.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
-Уровень развития своих профессионально важных качеств, сферы трудовой деятельности, правила выбора профессии, карьеры;
-знание правильного самоопределения для личности и общества, возможности человека в развитии различных профессионально-важных качеств;
- возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий;
-требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Выбор профессии».
уметь:
-осуществлять самоанализ своей личности;
-проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;
-выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»
-иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает
соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами
профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.
Ключевыми понятиями в данном курсе являются: профессия, карьера, жизненные
цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность,
призвание, технология поиска работы, резюме, деловое общение.
Методики, используемые на занятиях :тесты, тренинги, игры, психотехнологические упражнения и др.
Формы занятий в рамках данного курса: лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры.
В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются
имеющиеся знания у учащихся.
Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности,
возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.
Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в
различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и
желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего
жизненного пути и профессионального определения.
В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная
папка с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и
выбираемых профессиях и т.д.
Место элективного курса.
На изучение курса отводится 1ч. в неделю, итого 17ч. в учебный год.
Развитие компетентностей:
Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).
3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)
Формы и методы контроля.
Знания и умения учащихся оцениваются по зачётной системе по факту выполнения творческого проекта «Выбор профессии». Каждая работа выполняется индивидуально.
Критерии оценки проекта.
требования | Зачёт | Незачёт |
Оформление проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Качество проектного изделия | Работа выполнена в соответствии с требованиями. Правильность подбора Информации. При проверке на антиплагиате авторство составляет более 70% | Работа скачена с Интернет ресурсов, проверку на антиплагиате не прошла. |
Защита проекта | Умение отвечать на задаваемые вопросы. | Не умение презентовать свой продукт, не знание информации заложенной в выполненном проекте. |
Список рекомендуемой литературы.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.
- Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. – 132 с.
- Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 183 с.
- Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.
- Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
- Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 кл. общественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144
Календарно- тематический план курса
«Основы профессионального самоопределения»
№ | Темы занятий | Вид занятий | Образовательный продукт | Дата проведения | ||||
лекция | семинары | Практические занятия | ||||||
1-2 | Внутренний мир человека и система представлений о себе | Лекция | Тестирование | |||||
3-4 | Профессиональные интересы и склонности | Беседа | Тестирование | |||||
5-6 | Способности, условия их проявления и развития | Беседа | Тестирование | |||||
7-8 | Природные свойства нервной системы | Лекция | Тестирование | |||||
9-10 | Психологические процессы и их роль в профессиональном самоопределении | Лекция | Тестирование | |||||
11-12 | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении | Беседа | Тестирование | |||||
13-14 | Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность | Беседа. | Сюжетно-ролевая игра, тестирование | Выполнение резюме | ||||
15 | Здоровье и выбор профессии | Беседа | Тестирование | |||||
16 | Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности | Лекция | Практическая работа | Исследовательская работа | ||||
17 | Профессиональная проба. Защита проекта «Выбор профессии» | Семинар | Защита проекта. | Презентация проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Основа профессионального самоопределения»
Обучение подростков выделять факторы, которые влияют на выбор профессионального пути;Обучение подростков технике уверенного аргументированного высказывания своей точки зрения и отношения к профе...
Аксиологические основы профессионального самоопределения школьников
Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональны...
Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «Основы профессионального самоопределения обучающихся»
Программа занятий "Основы професионального самоопределения обучающихся"...
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...
Основы профессионального самоопределения 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо элективному курсу«Основы профессионального самоопределения»...