Аксиологические основы профессионального самоопределения школьников
статья по теме
Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознанию требований профессии к человеку,сформированности профессионально важных качеств.Они формируются на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Школа должна направить свои усилия на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей учащихся. Очень важно выявить и актуализировать нравственный потенциал личности школьника, способного взять на себя моральную ответственность за решение и действия,персонифицирующего своё Я в контексте с другими, стремящегося к нравственной самооценке и самосовершенствованию.При этом ценностный подход к детской личности, уважение её самобытности, понимание того, что учащийся является субъектом собственной жизни и отношений с окружающим миром, предполагает целую палитру новых подходов к взаимодействию с детьми в образовательном учреждении.Цель статьи-осмыслить развитие ценностно-смысловой сферы личности как ресурса профессионального самоопределения учащихся, обосновать необходимость новых подходов к формированию их профориентационных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аксиологические основы профессионального самоопределения школьников.
Можарова Г.Л., методист, ответственный сотрудник за профориентацию ГБОУ СОШ № 598 ЗАО г. Москвы
Одно из основных положений документа «О стратегии развития России до 2020 года» состоит в том, что «Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной» и что «развитие человека-это и основная цель…и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет».
Нравственная дезориентация современной молодёжи, размытость её смысложизненных ориентиров выдвигают проблему нравственно-этического воспитания подрастающего поколения на уровень национального приоритета в государственной политике страны, одного из ключевых факторов модернизации российского образования.
Требует переосмысления и перезагрузки и традиционная диагностическая модель профориентации учащихся. Актуализируя требования и потребности государства и общества, всё большее количество школ выбирает социально-педагогический подход к профессиональной ориентации подростков, ориентированный на развитие активности, ответственности личности, формирование ключевых профориентационных компетенций.
Среди основных задач профориентационной работы в школе мы редко можем встретить задачу формирования ценностно-смысловой стороны самоопределения учащихся. Между тем всё более актуальным становится аксиологический подход к решению задач профессионального самоопределения, рассматривающий человека как высшую цель и ценность общественного развития.
Потребность в самоуважении мотивирует старшего школьника к стремлению обосновать ценностные характеристики своей личности, образа Я. Соответственно его поведение детерминировано активным познавательным процессом, поиском знаний о себе, стремлением к самоутверждению в новых ситуациях. Достижение самоуважения и его культивирование является прочным субъектным основанием личностного становления старшеклассника, поскольку является важной основой нравственного самоопределения.
Но, к сожалению, очень часто в современной образовательной среде данная потребность игнорируется. От учащихся требуется профессиональный выбор, успешное профильное обучение, высокое качество успеваемости, следование школьным правилам. При данном подходе очень часто забывается личность подростка, его отношение к себе, то есть собственная субъектность.
Потребность старшеклассников к самопознанию связана с открытием новых пластов культуры, деятельностью, направленной на преобразование окружающего мира. Здесь важно отметить концептуальное положение С.Л.Рубинштейна о творческой самодеятельности, при которой, творя себя, человек творит мир. Таким образом, в условиях нравственного самоопределения, самопознания старшекласснику необходима творческая самодеятельность для удовлетворения его потребности в самоактуализации. По теории А.Маслоу все потребности связаны именно с потребностью в самоактуализации, к которой стремится каждая личность. Для старшего школьного возраста это чрезвычайно важно. Само понятие самоактуализации в гуманистической психологии является опорным в личностном развитии.
Учитывая фактор самостоятельности и самоактуализации в развитии субъектности личности школьника педагогу необходимо создавать условия, удовлетворяющие психологические и социальные потребности воспитанников. Всё это обращает педагога, занимающегося воспитанием детей, к ценностно-смысловой направленности личности ребёнка и даёт педагогические ориентиры и критерии её развития.
Критериями развития аксиологических и социальных компетенций личности школьника можно считать:
-достигнутый уровень этических, психологических и социальных знаний
-культура чувств
-нравственно ориентированное поведение
-потребность в рефлексии, нравственной оценке и самооценке
Понятие «ценность» в процессе развития личности является ведущим и подразумевает:
-достоинство личности и её поступков, этическую характеристику
-ценностные представления. Это моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости и счастья.
Под ценностью можно подразумевать и то, что выделяется индивидом как смысло-значимое для него. Растущему человеку важно осознать ценностно значимые смыслы человеческого бытия. В. Франкл сформулировал это достаточно чётко: «быть человеком означает быть обращённым к смыслу, требующему осуществления, к ценностям, требующим реализации…Человек живёт идеалами и ценностями».
Выделение учащимися во взаимодействии категории ценность и смысл можно рассматривать качественным результатом развития ценностно-смысловой сферы личности, поскольку, как говорил Франкл, «…лишь в той мере, в какой человеку удаётся осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя». Следовательно, самоосуществление - это поиск смысла собственной жизнедеятельности, приложение к этому своих сил и душевных стремлений, следование его ценностным основаниям.
Важно вычленить для осмысления школьниками три базовые направления ценностных смыслов жизнедеятельности человека:
-ценности творчества, созидания,
-ценности переживания,
-ценности отношения,
которые в широком смысле могут отражать три основные пути, какими человек может найти смысл в жизни.
Первый - это то, что он даёт миру в своих творениях, что созидает, второй - это то, что он берёт от мира в своих встречах и переживаниях, третий - это позиция, которую он занимает по отношению к своему положению в жизни
Поиск ценностного смысла заложен в любых воспитательных системах, в их основе -моральный выбор самой личности, требующей напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять важный смысл общечеловеческих законов в каждом конкретном случае.
Это поле напряжения, связанного с нравственным выбором, лежит в основе классных часов для учащихся 5-9 классов «Беседы о самоопределении» Г.В. Резапкиной. Эта программа удачно интегрирует психологические и этические знания и вписывается в парадигму аксиологического подхода, о котором речь шла выше.
«Беседы о самоопределении» помогают подросткам найти ответ на ключевые вопросы «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Иметь или быть?», «Быть или казаться?», «Для чего люди работают?», « Что для меня главное в жизни?». Проведение подобных занятий имеет глубокий ценностный смысл
При проведении классных часов желательно использовать методически новый инструментарий общения с подростками - это прежде всего технология этического диалога с учащимися. Анализ современных научных исследований показывает, что диалоговая форма взаимодействия с учащимися становится инновационной технологией, заявляется как ведущий принцип личностно-ориентированного образования.
В понимании сущности диалогического общения огромную роль играет творческое наследие М.М.Бахтина, ведь главное идея его гуманитарного метода «быть - значит общаться диалогически».
Диалог основан на восприятии другого как «ожидаемого собеседника» (А.Ухтомский), на педагогическом постулате «каждый слышим, значим, интересен».
Инновационный метод «этического диалога» со школьниками разработан и введён в практику д.п.н., профессором А.И. Шемшуриной, заведующей лабораторией аксиологических основ воспитания РАО.
Диалоговая технология общения со школьниками на классных часах позволяет:
-развить и обогатить ценностно-смысловую сферу личности учащихся
-укрепить приоритет нравственности в школьной среде и жизнедеятельности школьников
-способствовать формированию нравственных и социальных компетенций учащихся
Диалогическое общение применимо не только на классных часах, но и в программах профориентации и активизации профессионального самоопределения школьников. На мой взгляд одной из самых удачных программ такого рода является программа «Моя будущая профессия и карьера» к.п.н. Д.А. Парнова.
Я провожу занятия «Профессиональное самоопределение» по этой программе уже три года. Структурно программа состоит из пяти модулей. В три из них - «Я в мире профессий и на рынке труда», «Я и мои индивидуальные особенности», «Моя будущая профессия и карьера» - органично включаются в диалоговое взаимодействие с учащимися темы этической направленности.
Диалогическое общение не просто. Осмелюсь заметить, чтобы эффективно проводить занятия надо многое изменить прежде всего в самом себе. Поменять модель взаимодействия с детьми, проанализировать вербальные и невербальные средства общения, избавляться от авторитарного тона и интонации. Не просто просвещать, вещать, а воспитывать! Воспитывать словом - самое сложное, что есть в педагогике и в школе. Слово учителя я считаю самым необходимым и тонким прикосновением человека к сердцу подростка, жаждущего быть хорошим, стать лучше, чем был вчера. И здесь никаких монологов поучающего характера! Монологический подход нарушает принцип субъектности, потому что каждый ученик индивидуален, и ему важно самому увидеть и осознать, что и как необходимо человеку в его жизнедеятельности.
Мы должны освободиться от желания навязывать свои взгляды и мнения, должны помнить, что диалогический принцип - «минимум воздействий». Итак, не поучать, а говорить на уровне понимания собеседника!
Диалогическое общение это один из наиболее эффективных способов реализации ценностно-ориентированного подхода, позволяющий педагогу стать партнёром в общении со школьниками в беседах о призвании, труде, будущей профессии, ощутить радость от сотворчества, со-участия и со-бытИя…
И если мы считаем одним из основных критериев эффективности профориентационной работы сформированную потребность в обоснованном выборе профессии, то обоснованный самостоятельный выбор невозможен без сформированности ценностных оснований личности и высокой степени нравственной рефлексии.
Акцент на формировании ценностных ориентиров в самоопределении школьников, позволит говорить не просто о формальном профориентационном просвещении учащихся, а о профориентационном воспитании. Ответ на вопрос «Каким быть?» должен быть найден прежде, чем на вопрос «Кем быть?».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы профессионального самоопределения школьников
Презентация авторской программы на педагогическом совете....
Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...
Проект "Мой выбор" в профессиональном самоопределении школьников
Программа элективного курса "Мой выбор"...
Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).
Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...
Применение эвристических методов в поддержке образовательно – профессионального самоопределения школьника
Профессиональное самоопределение школьников...
Статья «Основа профессионального самоопределения»
Обучение подростков выделять факторы, которые влияют на выбор профессионального пути;Обучение подростков технике уверенного аргументированного высказывания своей точки зрения и отношения к профе...
Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"
Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...