Основы профессионального самоопределения 9 класс
рабочая программа (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Основы профессионального самоопределения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_ops_9_klass.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа с. Антоновка Завитинского района
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/_______ Протокол №______ от «___»______20___г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР _________/_________ | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с. Антоновка ________Э.С.Антонюк |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Основы профессионального самоопределения»
2019-2020 учебный год
Учитель: Арефина Наталья Ильинична, высшая КК
Класс: 9
Всего часов в год: 17
Всего часов в неделю: 1, 1 полугодие
с. Антоновка, 2019
Пояснительная записка
В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Многие при выборе профессии руководствуются чужим мнением, стремятся к власти, шумной славе, большим деньгам. Забывая о главных вопросах для каждого человека: «Кто Я? Что Я могу?». Знания себя, своих способностей и возможностей, а также совпадение их с потребностями рынка труда – залог успеха. Быть профессионально успешным значит состояться как личность, быть угодным и полезным себе и окружающим.
Данный курс знакомит учащихся 9 классов с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.
Ключевыми понятиями в данном курсе являются: личностное и профессиональное самоопределение, перспектива будущего, психологическое время, профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, самопрезентация.
Форма организации образовательного процесса, по программе предполагает использование в работе различных форм занятий:
Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е. Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л. Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), ЛПП Пряжникова Н.С., тренинги, игры, психотехнологические упражнения и др.
Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, ролевые игры, тренинг.
В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания учащихся. На теоретических занятиях используются ИКТ – информационные и коммуникативные технологии (компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией).
Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.
Ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.
В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.
Новизна в данной программе заключается в том, что занятия являются практико-ориентированными, то есть большее количество часов отведено на выполнение практических работ. Содержание программы предусмотрено на 1 полугодие учебного года. Конечным результатом является защита проекта «Самопрезентация личных и профессиональных качеств».
В результате выполнения данного курса учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- личная профессиональная перспектива;
- восприятие времени и перспектива будущего;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- карьера, этапы построения карьеры;
- личный профессиональный план;
- адекватная самооценка;
- профпригодность;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям,
- личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- разработать этапы своей профессиональной карьеры.
В программе «Личностное и профессиональное самоопределение» четыре раздела:
Темы разделов и количество часов курса
№ п/п | Тема разделов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
1. | Введение | 1 | |
2. | Юность – пора самоопределения | 2 | 2 |
3. | Профессиональное самоопределение | 2 | 2 |
4. | Мир профессий | 1 | 2 |
5. | Познай себя | 1 | 4 |
Всего: 17 часов | 7 | 10 |
Содержание программы:
1. Введение (1час) Предмет, цель и задачи курса. Предмет, цель и задачи курса. Профессия и человек. Важность выбора профессии в жизни человека. Выбор профессии и жизненное самоопределение. Что такое жизненное самоопределение.
2. Юность – пора самоопределения (4 час) Возрастные границы юности. На пороге взрослой жизни. Время в жизни человека. Физическое, биологическое, психологическое и другие виды времени. Понятие психологического времени. «Быстрое» и «медленное» время. Отношение человека к прошлому, настоящему и будущему. Самоопределение – главная задача юности. Варианты жизненного самоопределения: творческое и прагматическое самоопределение. Временная перспектива и умение жить в настоящем. Факторы, влияющие на жизненное самоопределение: личный опыт, семейные традиции, мнение окружающих, социальное окружение, социально-экономические условия и др. Личностное самоопределение – центр социализации. Объективные и субъектиные предпосылки феномена.
3. Профессиональное самоопределение (4 часа). Понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – основные этапы. Понятие психологической готовности к профессиональному самоопределению. Элементы психологической готовности к профессиональному самоопределению. Осознание своих способностей, интересов, склонностей. Общие и специальные способности в освоении профессий. Этапы осознания своих способностей, интересов, склонностей. Препятствия для осознания своих профессионально значимых качеств. Средства осознания своих способностей, интересов, склонностей. Профориентационная психодиагностика. Детерминанты выбора: внешние и внутренние. Внешние детерминанты: социальная ситуация, система ценностей в обществе, экономическая ситуация, влияние микросоциума (семейной ситуации и др.). Внутренние детерминанты: система ценностей человека, мотивация личности (доминирующие мотивы — познавательные или другие), самооценка, способности. Принятие ответственности за решение. Выбор профессиональной сферы. Детерминанты выбора: внешние и внутренние. Внешние – «престиж» профессии как общественное мнение, мода на профессию, возможности получения профессионального образования в существующих условиях, ситуация на рынке труда. «Микросоциальные» внешние обстоятельства – мнение родных и друзей. Внутренние детерминанты – профессиональные интересы, специальные способности и другие профессионально значимые качества. Профессиональная карьера. Юношеская мечта о достижении больших высот в профессии. Этапы становления профессионала. Профессиональный труд и достижение человеком вершины жизненного пути. Значение профессионального самообразования. Самообразование в овладении профессией. Самообразование как непременное условие успехов в овладении профессией. Потребность в самообразовании как признак интереса к выбранной профессии. Особенности современной ситуации в мире профессий и необходимость непрерывного профессионального и самообразования. Построение осуществимого плана профессионального самоопределения.
Мир профессий (3 часа)
Мир профессий: классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям. Формула профессии. Матрица выбора профессии. Понятие профессиограммы. Пути получения профессии. Типичные ошибки в выборе профессии.
Познание себя (5 часа).
Профессиональные интересы. Самооценка и уровень притязаний. Творческий потенциал. Способности и профессиональная пригодность. Здоровье и профессия. Защита проекта «Самопрезентация личных и профессиональных качеств»
Календарно- тематическое планирование
Наименование тем занятий | Кол-во часов | Дата | Вид занятий | Наглядные пособия | |
План | Факт | ||||
Тема 1.1. Предмет, цель и задачи курса. Профессия и человек. Важность выбора профессии в жизни человека. Выбор профессии и жизненное самоопределение. Что такое жизненное самоопределение. | 1 | 06.09 | ЛК | ИКТ | |
Раздел 2. Юность – пора самоопределения | 4 | - | - | ||
Тема 2.1 Возрастные границы юности. Время в жизни человека. Физическое, биологическое, психологическое и другие виды времени. Понятие психологического времени. Отношение человека к прошлому, настоящему и будущему. Временная перспектива. | 1 | 13.09 | ЛК | ИКТ | |
Практическое занятие. Размышление о прошлом настоящем и будущем. Учащимся предлагается присоединиться к спору трех мудрецов ведущих спор о важности прошлого, настоящего и будущего в жизни человека. Поразмышлять на эту тему письменно, в виде небольшого эссе. | 1 | 20.09 | ПЗ | Раздаточный материал для инд. работы | |
Тема 2.2 Самоопределение – главная задача юности. Варианты жизненного самоопределения. Факторы, влияющие на жизненное самоопределение. | 1 | 27.09 | ЛЗ | ИКТ | |
Практическое занятие. Основы персонального менеджмента | 1 | 04.10 | ПР | Раздаточный материал для инд. работы | |
Раздел 3. Профессиональное самоопределение | 4 | - | - | ||
Тема 3.1. Понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – основные этапы. Понятие психологической готовности к профессиональному самоопределению. Элементы психологической готовности к профессиональному самоопределению (осознание своих способностей, этапы и средства осознания, препятствия для осознания). | 1 | 11.10 | ЛК | ||
Практическое занятие Ролевая профориентационная игра «Три судьбы» | 1 | 18.10 | ПР | Раздаточный материал для инд. работы | |
Тема 3.2. Профориентационная психодиагностика. Детерминанты выбора: внешние и внутренние. Принятие ответственности за решение. Выбор профессиональной сферы. Профессиональная карьера. Юношеская мечта о достижении больших высот в профессии. Этапы становления профессионала. Значение профессионального самообразования. Самообразование в овладении профессией. Потребность в самообразовании как признак интереса к выбранной профессии. | 1 | 25.10 | ЛК | ИКТ | |
Практическая занятие Личная профессиональная перспектива. Выявить ЛПП с помощью опросника Н.С. Пряжникова. Анализ результатов. | 1 | 08.11 | ПЗ | Раздаточный материал для инд. работы | |
Раздел 4. Мир профессий | 3 | - | - | ||
Тема 4.1 Мир профессий: классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям. Формула профессии. Матрица выбора профессии. Понятие профессиограммы. Пути получения профессии. Типичные ошибки в выборе профессии. | 1 | 15.11 | ЛК | ИКТ | |
Практическое занятие. Формула профессии (Н.С.Пряжников). Матрица выбора профессии. Профориентационная игра «Ассоциация» | 1 | 22.11 | ПЗ | Раздаточный материал для инд. работы | |
Практическое занятие. Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии. Ролевая игра «Персонажи и профессии» | 1 | 29.11 | ПЗ | Раздаточный материал для инд. работы | |
Раздел 5. Познай себя | 5 | - | - | ||
Тема 5.1 Внутренний мир человека и система представлений о себе. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Влияние темперамента на выбор профессии. Здоровье и выбор профессии. | 1 | 06.12 | ЛК | ИКТ | |
Практическая занятие. Учебный сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса». | 1 | 13.12 | ПК | Раздаточный материал для инд. работы | |
Тема 5.2 Самооценка и уровень притязаний Самопрезентация. Составление резюме. | 1 | 20.12 | ЛК | ИКТ | |
Практическая занятие. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей. Изучения профессий по психологическим характеристикам – требованиям. | 1 | 27.12 | ПР | Раздаточный материал для инд. работы | |
Практическое занятие. Защита проекта «Самопрезентация личных и профессиональных качеств» | 1 | ПЗ | Проекты, презентации | ||
ВСЕГО: 17 часов | 7/10 | - | - |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
2019-2020 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Основа профессионального самоопределения»
Обучение подростков выделять факторы, которые влияют на выбор профессионального пути;Обучение подростков технике уверенного аргументированного высказывания своей точки зрения и отношения к профе...
Аксиологические основы профессионального самоопределения школьников
Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональны...
Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «Основы профессионального самоопределения обучающихся»
Программа занятий "Основы професионального самоопределения обучающихся"...
Основы профессионального самоопределения 9 класс
Рабочая программа элективного курса по профессиональному самоопределению школьников....
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...