Занятие с презентацией "Невербальное общение (уникальные и универсальные жесты)"
презентация к уроку по психологии (6 класс)
Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах реципиента выражение его лица. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Но лицо может отразить переживаемые эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности. Лицо и тело человека является изумительно организованным экраном, где через движения мышц отражаются тончайшие движения души (Пол Экман «Узнай лжеца»).
Касаемо невербального общения должна добавить, что сейчас данная область психология сильно популяризирована. Во множестве появились зарубежные сериалы («Солги мне», «Менталист», «Психо»), где в качестве героев выступают люди с выраженными способностями чтения невербалики, микродвижений человека (порой их даже принимают за экстрасенсов). Несмотря на интерес школьников и взрослых к данной области психологии общения, я всегда стараюсь предостеречь от буквального понимания данной информации. Например, в книгах и статьях того же Пола Экмана говорится о том, что не нужно интерпретировать отдельно позу, отдельно мимику, движения глаз и т.д., настоящий специалист способен воспринимать невербальную информацию в системе, соотносить разные ее составляющие и только после этого делать выводы. Хочу представить вам занятие, направленное на развитие внимания невербальных сигналов, а также на понимание различий в этнокультурных коммуникациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.46 МБ |
Методическая разработка урока | 42 КБ |
Дополнительный материал к игре "Сыщик" | 44 КБ |
Памятка, которую можно раздать каждому ученику | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение – процесс взаимосвязи, взаимодействия людей и групп, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности (Л.П.Буева) Психологическое развитие человека Развитие человеческой культуры Сохранение, накапливание информации Без общения человек не развивается (синдром «Маугли»), или, отстав в развитии, деградирует психологически ?Что дает общение?
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ Материальное Непосредственное (с помощью предметов) (лицом к лицу) Идеальное Опосредованное (обмен мыслями, образами) (по телефону, через письма) Вербальное (слова) Невербальное (мимика, жесты и т.д.)
Озвучьте отрывок (вставьте любой отрывок видеофильма без голоса)
Посмотрите оотрывок (вставьте тот же отрывок видеофильма со звуками)
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ «ЯЗЫК ТЕЛА», «ЯЗЫК ЖЕСТА» ПОЗА ПОХОДКА МИМИКА ЖЕСТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ пространство
Задание «Частный сыщик» Андрей – помощник редактора журнала мод. Разберитесь, кто есть кто на фотографиях и отметьте в бланках.
8 3 2 1 9 5 6 11 4 7 10
8 3 2 1 9 5 6 11 4 ЮЛЯ АЛИНА ОЛЕГ КАТЯ ДЯДЯ ПАВЕЛ ИВАН ИРИНА КИРИЛЛ ДЯДЯ ИГОРЬ
Для американца – два, для немца – победа, для англичан - оскорбление Уинстон Черчилль – знак победы «Виктори»
Страны запада – «О кей», Япония – деньги,Франция и Бельгия – ноль, Латинская Америка - оскорбление
Традиционный американский футбольный жест, Италия – знак дъявола
Билл Клинтон наносит смертельное оскорбление всему арабскому миру, показывая ему подошвы своей обуви По-русски и по-немецки Борис Ельцин называет всех психами, по-французски — дураками, а по-голландски хвалит себя за умную мысль В Европе – все в порядке, останови машину. В Греции – оскорбление .
Рисунки из ресурсов: afisha.ru mirsovetov.ru http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=254914 raj.com.ua Видео-отрывки из к\ф «Каникулы петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», реж. В.Алеников, 1984 г.
Предварительный просмотр:
Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах реципиента выражение его лица. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Но лицо может отразить переживаемые эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности. Лицо и тело человека является изумительно организованным экраном, где через движения мышц отражаются тончайшие движения души (Пол Экман «Узнай лжеца»).
Касаемо невербального общения должна добавить, что сейчас данная область психология сильно популяризирована. Во множестве появились зарубежные сериалы («Солги мне», «Менталист», «Психо»), где в качестве героев выступают люди с выраженными способностями чтения невербалики, микродвижений человека (порой их даже принимают за экстрасенсов). Несмотря на интерес школьников и взрослых к данной области психологии общения, я всегда стараюсь предостеречь от буквального понимания данной информации. Например, в книгах и статьях того же Пола Экмана говорится о том, что не нужно интерпретировать отдельно позу, отдельно мимику, движения глаз и т.д., настоящий специалист способен воспринимать невербальную информацию в системе, соотносить разные ее составляющие и только после этого делать выводы. Хочу представить вам занятие, направленное на развитие внимания невербальных сигналов, а также на понимание различий в этнокультурных коммуникациях.
- Мы начали занятие с того, что я упомянула невербальные средства общения. А что это такое? Чтобы понять, выполните такое упражнение. Сейчас вы увидите на экране видео-отрывок. Я покажу его вам, вы подумаете и попробуете его озвучить, Смотрим (Упражнение «Озвучка»)
А теперь посмотрим, о чем герои говорили на самом деле (смотрим видео-отрывок)
- Как мы смогли догадаться, о чем говорят герои? Правильно, с помощью движений, мимики, жестов. Это и есть невербальное общение – неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальный язык - вид общения когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Например, актеры немого кино активно использовали язык телодвижений, поскольку это было единственное доступное средство общения.
Альбер Мерабян – один из первых, кто начал изучать язык телодвижений, пришел к выводу, что 7% информации передается вербально – словами, 38% - вокально (тон голоса, ударение, способ произнесения звуков) и 55% - невербальными сигналами. Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствие эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. Американские исследователи Л. Зунин и Н. Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика. Политики, например, знаю это и пользуются языком невербального общения, чтобы сделать свои выступления более убедительными. Политики многому научились с тех пор, как в 1960 году прошли первые теледебаты между кандидатами в президенты США Ричардом Никсоном и Джоном Кеннеди. В то время, как Кеннеди выглядел естественным и непринужденным на экране телевизора, Никсон покрывался испариной, нервничал и произвел в целом впечатление человека неискреннего и не застуживающего доверия. Потенциальные избиратели, смотревшие эти теледебаты, отдали свои симпатии Кеннеди, тогда как те, кто слушал эти же выступления по радио, пребывали в уверенности, что верх одержал Никсон.
- А теперь давайте посмотрим, оценим себя – а насколько вы хорошо разбираетесь в языке невербалики? Упражнение «Фотограф». Итак, представьте – что вы частный сыщик. И вот к вам приходит клиента – Андрей, который работает в модном журнале. У него из домашнего компьютера пропали некоторые статьи и разработки, которые он вскоре обнаружил у конкурентов. Доступ к компьютеру есть только у родственников и он подозревает из. Для вас он принес фотографии своих родственников и их характеристики. Но ветер разбросал фотографии, они перепутались. Вы должны догадаться кто есть кто на фотографии по характеристикам и отметить номера фотографий в бланках. Имейте в виду что на слайде присутствуют две лишние фотографии, которые не имеют никакого отношения к делу. На работу вам отводится 4 минуты. А теперь посмотрите правильный вариант.
- 5. А теперь представим такую ситуацию – вы оказались в чужой стране и не знаете язык. Как вы сможете объясниться с представителями этой страны? Какие жесты смогут помочь? (недоумение, я не опасен, горе, хочу кушать, у меня все хорошо)
- Правильно есть универсальные жесты, большинство основных сигналов общения являются одинаковыми во всем мире. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся. Кивок почти везде означает «да», то есть подтверждение. Жест отрицания, «нет». Однако наряду с универсальными жестами, безошибочно прочитываемыми представителями большинства культур, существует множество жестов, которые в разных культурах имеют различный, а иногда и прямо противоположный смысл. (анекдот)
Например: знак «виктории». В Великобритании этот жест истолковывается как оскорбление. В годы Второй мировой войны его в качестве символа победы использовал Уинстон Черчилль, однако разворачивал ладонь к собеседнику. Такой жест своими корнями уходит в глубокое прошлое. Английские лучники использовали средний и указательный пальцы для того, чтобы направлять свои стрелы. Попавшим в плен лучникам часто отрубали пальцы, чтобы те не могли больше стрелять. И это знак стали использовать как оскорбительный боевой знак – английский лучники показывали противнику, что им еще есть чем стрелять. Англичане оскорбляли пленных немцев привычным им жестом, а те думали, что победители подчеркивают свою победу.
Жест «кольцо» получил распространение в США в начале Х1Х века. Значение выражения «о кей» универсально для всех англоговорящих стран. Однако во Франциии Бельгии этот жест означает «О» или ничего. В Японии такой жест означает деньги. В 50-е годы Ричард Никсон посетил страны Латинской Америки с визитом доброй воли, чтобы ослабить напряженность в отношениях между разными странами. Сойдя с трапа самолета, он приветствовал ожидавших его людей американским жестом «о кей». Возмущенный шум и свист крайне удивили Никсона.
Следующий жест «рога». Часто таким жестом приветствуют любимые рок-группы, также этот жест означает знак команды «чикаго буллс» (быки), но в 1985 году в Риме были арестованы 5 американцев, которые узнав, что техасская команда выиграла очередной матч, устроили на территории Ватикана радостные пляски с подобными жестами. А в Италии данный жест является дьявольским.
- Неверное истолкование жестов приводит к неловкостям. Отправляясь в зарубежную страну, постарайтесь узнать, какое значение вашим жестам придают местные жители. А теперь закончим наше занятие тем, что вы выразите свое мнение, свое отношение к прошедшему занятию с помощью языка невербалики.
Предварительный просмотр:
Андрей – клиент частного сыщика | № фото | |
Алина | Старшая сестра Андрея. Работает в рекламном агенстве, является начальником отдела, дизайнер по образованию. Холодная, расчетливая, уверенная в себе. Считает, что ради достижения своей цели все средства хороши. | |
Кирилл | Брат Андрея, работник офиса, недавно по глупости был замешан в какую-то аферу на работе. Его не уволили, но о подробностях он семье не рассказывает, в последнее время он никому не доверяет. | |
Ирина | Девушка Кирилла – любит деньги и власть, работает моделью. Есть подозрение, что в аферу Кирилл влез именно из-за ее влияния. Уверенная, высоко себя ценит. | |
Катя | Девушка Андрея. Она что-то скрывает. При этом – нежная, ранимая, обожает музыку и поэзию. | |
Дядя Павел | Содержит маленький ресторанчик. У него в гостях всем всегда комфортно – веселый и открытый человек. Правда многим надоедают его шутки и анекдоты. Есть сын и дочь: Юля и Иван. | |
Иван | Сын дяди Павела. Иван – студент, но к учебе у него большого интереса нет. С трудом сдает сессии. Мечтает о путешествиях. | |
Юля | Дочь дяди Павла, состоит в неформальном движении. Такая же веселая и открытая, как и ее отец, ведет дневник в Интернете. | |
Олег | Начальник Андрея – настоящий босс. Любит демонстрировать свою власть и последнее слово всегда остается за ним. | |
Дядя Игорь | Живет один, он пенсионер. Но в последнее время за ним нужен уход – стал нервный, раздражительный. Ему кажется, что за ним кто-то следит. | |
Лишние фото | Напишите номера двух фото, которые попали вдело нашего клиента случайно и не имеют к нему отношения |
Андрей – клиент частного сыщика | № фото | |
Алина | Старшая сестра Андрея. Работает в рекламном агенстве, является начальником отдела, дизайнер по образованию. Холодная, расчетливая, уверенная в себе. Считает, что ради достижения своей цели все средства хороши. | |
Кирилл | брат, работник офиса, недавно по глупости был замешан в какую-то аферу на работе. Его не уволили, но о подробностях он семье не рассказывает, в последнее время он никому не доверяет. | |
Ирина | Девушка Кирилла – любит деньги и власть, работает моделью. Есть подозрение, что в аферу Кирилл влез именно из-за ее влияния. Уверенная, высоко себя ценит. | |
Катя | Девушка Андрея. Она что-то скрывает. При этом – нежная, ранимая, обожает музыку и поэзию. | |
Дядя Павел | Содержит маленький ресторанчик. У него в гостях всем всегда комфортно – веселый и открытый человек. Правда многим надоедают его шутки и анекдоты. Есть сын и дочь: Юля и Иван. | |
Иван | Сын дяди Павела. Иван – студент, но к учебе у него большого интереса нет. С трудом сдает сессии. Мечтает о путешествиях. | |
Юля | Дочь дяди Павла, состоит в неформальном движении. Такая же веселая и открытая, как и ее отец, ведет дневник в Интернете. | |
Олег | Начальник Андрея – настоящий босс. Любит демонстрировать свою власть и последнее слово всегда остается за ним. | |
Дядя Игорь | Живет один, он пенсионер. Но в последнее время за ним нужен уход – стал нервный, раздражительный. Ему кажется, что за ним кто-то следит. | |
Лишние фото | Напишите номера двух фото, которые попали в дело нашего клиента случайно и не имеют к нему отношения |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое занятие «Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий»
На методическом занятии педагогами обобщается опыт проведения интегрированных уроков с целью оптимизации процесса формирования универсальных учебных действий. Разработка занятия будет полезна ру...
Конспект открытого занятия Час психологического общения "Тайна имени" в рамках проведения Дня науки и творчества.
Конспект классного часа для учащихся 7-х классов по теме «Тайна имени». Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям, классным руководителям общеобразовательных школ. Учащиеся узнают и...
Занятие по психологии "Общение и взаимопонимание между юношами и девушками"
Это занятие можно проводить в рамках классного часа с десятиклассниками по теме "Общение и взаимопонимание между юношами и девушками"...
Речевой этикет. Конспект внеклассного занятия по культуре общения.
Общешкольная беседа....
5 кл., занятие по теме: "Общение"
Занятие-тренинг для подростков....
Открытое коррекционно - развивающее занятие "Секреты успешного общения"
Открытое коррекционно - развивающее занятие с элементами тренинга....
Конспект открытого занятия по общеобразовательной программе ДООП «Треннинг общения» Тема занятия «ТАКТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Конспект открытого занятияпо общеобразовательной ...