Школьная физкультура: взгляд психолога.
занимательные факты по психологии на тему
Зачем нужна школьная физкультура?
Какой быть школьной физкультуре?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взгляд психолога на школьную физкультуру. | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1
Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога.
Автор: Мохов Павел Николаевич
Педагог-психолог
2016 год
Введение…………………..……………………………………………………….3
Психологический аспект физического воспитания…….…………………...….4
Использование упражнений психологического характера………..………….13
Элементы психологического тренинга для использования на уроках по физической культуре………………………...…………………………………..17
Заключение……………………………………………………………...………..21
Библиография………………………………………………….…………………22
Введение.
Уроки физической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, литература и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей-предметников к урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры.
Актуальность данной работы заключается в том, что настало время переосмыслить роль уроков по физической культуре, не только в физическом, но и умственном развитии учащихся.
Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, мы хотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения.
Цель: внести новый подход в построении занятий по физкультуре создавая атмосферу для увеличения интереса и привлечения к самостоятельным занятиям.
Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания. С этой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств - это внешний результат физического воспитания. Однако существует еще и не менее важный внутренний - психологический результат, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случае отсутствует.
Задачи: раскрыть психологический аспект, обогатить общепринятое представление о назначении уроков физкультуры.
Общепринятое представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др. и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых невозможна подлинная культура физического воспитания. К ним относятся: воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, значение и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние, владение приемами и методами восстановления сил, потребность в укреплении своего здоровья, а потому наличие интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Среди этих компонентов особо хотелось бы выделить культуру выполнения движений и овладения любым новым двигательным действием. С нашей точки зрения, формирование и развитие психологических механизмов этого компонента должно составлять одну из главных психолого-педагогических задач физического воспитания в школе.
Психологический аспект физического воспитания.
Остановимся на двух психологических аспектах физического воспитания; первый отражает активизирующее влияние занятий физической культурой на протекание различных психических процессов человека, второй связан с формирование психологических основ двигательного развития, в частности с развитием психомоторики учащихся: в этом аспекте физическое воспитание направлено на подготовку двигательной сферы учащихся к овладению любыми новыми двигательными навыками в будущей трудовой деятельности, что в некоторой реализуется на уроках. Однако с целью повышения эффективности уроков физкультуры в процессе их проведения необходимо осуществлять более целенаправленное и осознанное психомоторное развитие учащихся. Рассмотрим подробнее первый психологический аспект физического воспитания. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Надо отметить, что, несмотря на свое большое самостоятельное значение, активизация психических процессов не входит в число задач, которые выдвигаются различными теориями физического воспитания. А ведь она особенно важна для уроков физкультуры в школе, где часто у учащихся наблюдается умственное переутомление. Поэтому активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих уроках является, безусловно, первоочередной задачей.
Следует отметить, что во всех проведенных исследованиях показатели психических процессов изучались до и после выполнения физических упражнений. Наш подход несколько иной: он состоял в сравнительном изучении особенностей протекания психических процессов после физической нагрузки и после умственной. С этой целью мы исследовали продуктивность выполнения простейшей мыслительной деятельности (по показателям выполнения корректурной пробы) у третьеклассников после уроков физкультуры и математики. Оказалось, что после обоих уроков число правильно просмотренных знаков увеличилось приблизительно в равной степени. Вместе с тем было выделено специфическое влияние урока физкультуры на протекание мыслительных процессов. Так, при одинаковом исходном уровне до уроков после урока физкультуры мыслительная деятельность школьников протекала активнее, чем после урока математики: возросла точность выполнения задания, количество просмотренных знаков увеличилось на 21%, скорость мыслительной деятельности возросла на 6%, в то время как после урока математики она снизилась на 3%. Таким образом, наши результаты относятся к числу полученных разными исследователями данных, свидетельствующих о том, что под влиянием физических упражнений происходит активизация психических процессов, которая положительно сказывается на осуществлении умственной деятельности в целом. В связи с этим представляют интерес и результаты изучения особенностей протекания психических процессов у учащихся III классов, освобожденных от занятий физкультурой, а именно у тех, кто:
1) не присутствовал на занятиях в спортивном зале, а находился в классе;
2) присутствовал в спортивном зале и наблюдал за своими одноклассниками. Показатели мыслительной деятельности у второй группы оказались лишь на 2, 5% хуже соответствующих показателей у занимавшихся физкультурой школьников, а у первой группы - на 19, 4% хуже.
Таким образом, даже только присутствие на уроке физкультуры и наблюдение за занимающимися одноклассниками активизируют психическую деятельность учащихся. Аналогичное влияние на процессы внимания найдено у освобожденных от физкультуры учеников VIII-XI классов. Такова общая закономерность влияния занятий физическими упражнениями на активизацию умственной деятельности учащихся. Однако имеется ряд данных, свидетельствующих о том, что достижение такого положительного влияния требует дифференцированного использования физических упражнений, различающихся по виду и длительности выполнения, а также учета индивидуально-типологических особенностей и степени физической подготовленности учащихся. Так, экспериментально установлено, что длительность осложненного бега (со скачками) прямо связана с объемом кратковременной памяти: чем длительнее бег (в пределах 1, 5 мин), тем больше объем памяти. При выполнении прыжков через скамейку наблюдается обратное: прыжки в течение 15-45 с. оказывают сильное отрицательное влияние на процессы кратковременного запоминания. Кроме того, один и тот же вид упражнений, выполняемых в течение разных периодов времени, может оказать разное влияние на процессы памяти. Например, упражнения по перетягиванию каната в течение 30 с. положительно сказываются на увеличении объема кратковременной памяти, однако через 45 с. после начала этого упражнения показатели памяти ухудшаются и становятся ниже исходных. В отношении процессов внимания отмечается, что их показатели заметно снижаются в результате выполнения прыжков или простого бега перед самым началом занятий по другим предметам. Упражнение же по перетягиванию или подтягиванию, выполняемое в течение не более чем 30 с., или непродолжительные вольные упражнения (в течение 1, 5 мин) могут способствовать активизации внимания. Конкретные результаты получены и при изучении динамики процессов внимания под воздействием уроков физкультуры различного характера и интенсивности . Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов внимания оказали уроки физкультуры со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парные упражнения), самое неблагоприятное - интенсивные (бег в полную силу на 500 и 100 м). Промежуточное положение заняли уроки с низкой интенсивностью и эмоциональностью упражнений (выполнение строевых упражнений, разучивание .элементов техники прыжка в высоту, бросание мяча, занятия на гимнастических снарядах). В течение таких уроков учащиеся некоторое время находились без действия, ожидая своей очереди. Аналогичные данные, свидетельствующие о дифференцированном воздействии физической нагрузки на умственную работоспособностью внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации, получены на студентах и спортсменах.
Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с нашей точки зрения, является одной из психологических задач школьных уроков физкультуры. Другой психологический аспект школьной физкультуры состоит в том, что она должна быть направлена на двигательное развитие учащихся. Основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт считал, что, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий. Принципиально важное значение имеет представление П.Ф. Лесгафта о том, что для развития двигательной деятельности необходимо использовать те же приемы, что и для умственного развития, а именно приемы дифференцирования ощущений по времени и степени проявления и сравнения их. Таким образом, двигательное развитие в его психологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственного развития, проявляющимся в степени развития процессов анализа и сравнения.
Не вдаваясь детально в содержательную сторону двигательного развития, остановимся на наиболее важной с психологической точки зрения его составной части, связанной с психомоторным развитием субъекта. По своему психологическому содержанию развитие психомоторики тесно связано с формированием образа двигательного действия, с совершенствованием механизмов произвольного управления двигательными действиями, с развитием познавательной сферы субъекта. Надо отметить, что психомоторное развитие (на микроуровне) в определенной степени имеет место и на других школьных уроках, где используется двигательная деятельность, - на уроках труда, рисования и даже письма. Однако на уроках физкультуры, объектом которой становится сама двигательная деятельность, создаются наилучшие возможности для развития психомоторики. Рассмотрим более подробно составляющие психомоторного развития. В психологии спорта известно, что высокое качество исполнения двигательного действия в значительной мере обусловлено характеристиками сформированного образа этого действия - его адекватности, полноты, дифференцированности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что передовые учителя физической культуры это хорошо понимают и пользуются при обучении новым двигательным навыкам специальными приемами, направленными на формирование адекватных образов двигательных действий. Важную роль в этом процессе играет всесторонняя активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физкультуры при усвоении учебного материала. С этой целью ряд учителей используют технические средства обучения, нестандартное спортивное оборудование, наглядные пособия . Так, например, при обучении учащихся V-VII классов лазанию по отвесному канату использование в качестве наглядного пособия плакатов с изображением нескольких основных элементов упражнения способствует формированию адекватного образа данного двигательного действия и поэтому более быстрому и точному усвоению учебного материала . Кроме того, созданию у учащихся правильного представления о выполняемом действии очень помогает прием установления сходства и различия. Например, чтобы учащиеся поняли зависимость полета тела от скорости, получаемой при отталкивании, учитель предлагает определить разницу длины прыжка с места и с разбега . И наконец, в процессе формирования образа двигательного действия велика роль слова, с помощью которого раскрывается сущность предлагаемого упражнения, техника изучаемых движений. От правильности и точности обозначения словом основных элементов движения зависит и точность выполнения самого движения. Перед учителем физкультуры должна стоять задача не только формировать у учащихся адекватный и точный образ каждого усваиваемого двигательного действия, но и научить учащихся формировать образы и планировать выполнение новых двигательных действий самостоятельно. А это возможно, когда учащиеся хорошо усвоили все психологические приемы формирования образа двигательного действия.
Далее перед учащимся стоит задача выполнения данного двигательного действия на основе сформированного образа. Здесь основное внимание должно быть направлено на совершенствование механизма произвольного управления двигательным действием, которое является одним из факторов психомоторного развития. Важным моментом здесь является умение учащегося осознавать свои движения. Научить этому - одна из задач школьных уроков физкультуры. После того как субъект научился изолированно осуществлять отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими с целью приспособления к конкретным условиям их выполнения, для его дальнейшего физического развития, считал П.Ф. Лесгафт, необходимо упражнять мышцы путем увеличения числа выполняемых движений и скорости их осуществления. Основываясь на своих теоретических представлениях, он разработал систему упражнений, цель которых состояла в том, чтобы научить ребенка сознательно производить различные движения, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным. Принципиально важным в этой - системе является постоянная умственная активность, сопровождающая выполнение движений различной сложности и направленная на сравнение как самих выполняемых движений, так и возникающих при их осуществлении мышечных ощущений. Большое значение придавал П.Ф. Лесгафт развитию способности к точному различению пространственных отношений и распределению работы по времени. С этой целью он предложил исполнять простые и сложные упражнения в соответствии с точным обозначением как пространственных, так и временных параметров. И наконец, применяя все описанные упражнения, необходимо подготовить учащихся к самостоятельному выполнению любого вида работы на основе только словесного описания.
Психологический анализ данной системы упражнений показывает, что она нацелена на развитие и совершенствование процесса произвольного управления двигательными действиями. Именно в этом и видел П.Ф. Лесгафт основную задачу физического воспитания школьников. В этой связи отметим, что широкое использование учителем физкультуры различных приемов, направленных на повышение умственной активности учащихся при усвоении учебного материала, одновременно может положительно повлиять и на осознание учащимися своих двигательных ощущений. Наконец, психомоторное развитие учащихся тесно связано с развитием их познавательных процессов, в первую очередь с развитием таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение, дифференцирование. В самом деле, качественное исполнение того или иного двигательного действия с заданными параметрами требует прежде всего четкого дифференцированного отражения его в сознании и в формировании на этой основе адекватного образа движения. Это возможно тогда, когда процессы анализа и синтеза имеют такой уровень развития, благодаря которому становится возможной необходимая степень расчлененности восприятия. Процесс анализа усваиваемой двигательной структуры заключается во все большем мысленном ее расчленении на отдельные элементы между ними и интегрировании результатов этого анализа в виде целого, но внутренне расчлененного. При изучении какого-либо двигательного действия его структура в сознании первоначально выступает в виде малодифференцированного целого. Качественное воспроизведение такого действия в целом или отдельных его составляющих в этом случае затруднено. Лишь по мере осуществления анализа составляющих это движение, его элементы будут выступать все более отчетливо, будут устанавливаться связи между элементами целой структуры и с работой отдельных групп мышц.
В связи с этим физкультура в не меньшей степени, чем другие школьные предметы, предоставляет возможности для развития познавательных процессов учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий. Поэтому включение в программу по физическому воспитанию специальных упражнений, способствующих осознанному, отчетливому осуществлению изолированных движений, сложно-координированных движений, т.е. движений, выполнение которых требует высокой степени дифференциации отдельных мышечных ощущений, сопровождение выполнения этих движений их вербальным описанием должно в конечном счете привести к формированию у учащихся способности к четкому, дифференцированному восприятию отдельных элементов любой двигательной структуры. Мы полагаем, что эта способность, тесно связанная с уровнем развития аналитико-синтетической деятельности мозга, непременно проявится и при овладении учеником материалов других школьных дисциплин, что положительно скажется на общей успеваемости учащегося и умственном развитии в целом. Так, в проведенном нами эксперименте было выявлено, что первоклассники, лучше усваивающие и запоминающие последовательность из 32 движений, имеют и более высокий средний балл школьной успеваемости.
Итак, физическое воспитание, традиционно непосредственно направленное на развитие физических качеств субъекта, необходимо должно быть направлено и на повышение осознания субъектом выполняемых им движений. от чего зависит совершенствование механизма произвольного управления движениями. Именно в подготовке учащихся к трудовой профессиональной деятельности, связанной с овладением различными двигательными навыками, мы видим роль физкультуры в школе. Мы не акцентируем внимание на оздоровительном эффекте занятий физическими упражнениями, так как считаем, что он не требует специальной постановки такой задачи, а является закономерным следствием реализации программы двигательного развития учащихся. Безусловно, постановка перед физической культурой в школе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого учителя.
Использования упражнений «психологического» характера.
Опыт старших поколений по большинству жизненных позиций оказывается не совсем актуальным, так как молодому поколению приходится принимать окружающую действительность как догму и быстро решать, находя свое место-нишу в ней, а порой и отвоевывая, проявляя решительность, решая принципиально новые социально-психологические и социально-экономические жизненно важные проблемы, с которыми ранее не сталкивались ни его родители, ни он сам. Такие действия требуют подчас не только напряжения интеллектуальных, но и значительных физических усилий, которых порой не хватает. Эти действия не всегда несут в себе долгосрочное положительное процветание общества и личности в частности, а наоборот, «процветая», несут угрозу существования общества. Сфера деятельности наших зарубежных коллег включает сферу фитнеса, образовательной системы, вопросы формирования здорового образа жизни и многое другое. Нашим спортивным психологам также пора расширять «сферу своего влияния», проще говоря – сферу приложения своих сил. Ниже представлен один из методических подходов работы спортивного психолога в области профилактики девиантного поведения подростков. Казалось бы – что тут необычного? Необычен «симбиоз» физической подготовки и психологического тренинга.
Одновременно с показателями ярко выраженной девиации подростков (склонность к асоциальному поведению, нежелание учиться, некорректное поведение по отношению к одноклассникам, учителями и др.) в предварительных исследованиях были отмечены:
- повышенный уровень агрессивности и тревожности,
- низкий уровень волевой саморегуляции,
- эгоцентричность,
- депрессивные настроения,
- неуверенность и скованность,
- недостаточная социальная адаптация (в том числе узкий спектр коммуникативных навыков) и др.
Данные личностные особенности еще неустойчивы и относительно пластичны. Способствовать позитивным изменениям этих психологических черт учащихся на этапе их интенсивного «взросления» и профессионального самоопределения, можно за счет:
- формы и содержания педагогического процесса в целом,
- использования физических нагрузок, специальных упражнений и двигательных заданий,
- использования упражнений (заданий) «психологического» характера.
Если два первых средства формирования личности достаточно очевидно реализуются в условиях проведения практических и теоретических уроков по физической культуре, то третья, несмотря на очевидное «воспитательное» значение, нуждается в адаптации к специфическим условиях проведения академического урока по физической культуре.
Нельзя забывать, что использование упражнений психологической направленности требует от учителя физической культуры:
- владения большим арсеналом упражнений данного типа,
- умения «гибко» его использовать в зависимости от:
а) динамичной ситуации учебно-тренировочного процесса,
б) специфики учебного материала, который реализуется на данном уроке,
в) временных ограничений, которые диктует необходимость полноценного прохождения запланированного (основного) учебного материала,
- умения мотивировать учащихся на выполнение упражнений данного типа.
Таким образом, становится очевидной необходимость разработки для тренеров-преподавателей, работающих с подростками (в том числе, проявляющих девиантное поведение), дополнительного учебного «блока» - психологического тренинга для практического использования в специфических условиях урока по физической культуре.
Для более удобного практического использования, каждое упражнение этого «арсенала» должно характеризоваться как минимум четырьмя признаками:
- раздел учебной программы, в рамках которого может быть использовано данное задание;
- форма выполнения задания (групповое, парное или индивидуальное выполнение);
- наиболее предпочтительная часть урока (вводная, основная, заключительная);
- направленность задания (например, снижение агрессивности, повышение самоконтроля, волевая подготовка и др.).
Важно подчеркнуть, что направленность психологических упражнений может быть двух типов:
1) они могут усиливать и закреплять положительный психолого-педагогический эффект использования специфических физических нагрузок и двигательных заданий. Например, на уроке по программе «легкая атлетика» элементы психологического тренинга могут быть направлены на дальнейшее развитие смелости, решительности и эмоциональной устойчивости,
2) они могут способствовать развитию тех сторон личности, которые важны на этапе профессиональной ориентации или напрямую связаны с профилактикой девиантного поведения. Например, формирование активной жизненной позиции, повышение самоконтроля, повышение интереса к учебе, развитие коммуникативных навыков и др.
Ниже в качестве примера представлен обобщенный формат «психологического блока» для использования на уроках по физической культуре, куда, в соответствии с рубрикацией, входят примеры заданий, апробированные в психологической практике и адаптированные нами для специфических условий физкультурно-спортивной работы.
ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
№ | Раздел учебной программы | Форма организа-ции | Исполь-зование в структуре урока | Направлен-ность задания |
Содержание задания |
1 | Спортивные игры | групповая | подг. часть | Формирование доверия к окружающим | Поочередное «падение» назад, на руки партнерам |
осн.часть | Умение сотрудничать | Замена критики партнеров за неудачи в игре вербальными и тактильными элементами поддержки | |||
закл.часть | Формирование эмпатии | Поочередное перечисление «сильных» качеств членов группы (класса) | |||
парная | подг. часть | Умение сотрудничать | «Парная эстафета», включающая изменение направления движения при условии, что задание выполняет человек с завязанными глазами, а второй, находясь рядом, корректирует его движение | ||
осн.часть | Совершенствование навыков концентрации | Выполнение двигательных заданий с первоначальной визуализацией траектории броска (подачи) | |||
закл.часть | Развитие навыков саморегуляции | Поочередная «настройка дыхания» под темп партнера. | |||
индивид. | подг. часть | Формирование ответственнос-ти | Формулирование индивидуальных задач на урок с последующим самоотчетом по их выполнению | ||
осн.часть | Формирование рационального отношения к неудачам | В случае ошибки в игре переводить недовольство собой в корректирующую игровую установку. | |||
закл.часть | Совершенствование навыков концентрации | В условиях тишины в зале - фиксация звуков, которые слышны вне помещения (с последующим их перечислнением) | |||
2 | Гимнастика и акробатика | групповая | подг. часть | Профессионально-прикладная подготовка | В соответствии с разделом программы и планом урока проведение аналогий «двигательный навык- профессиональная самореализация» |
осн.часть | Совершенствование навыков саморегуляции | Задания по идеомоторному выполнению предстоящих упражнений | |||
закл.часть | Формирование смысложизненной ориентации | Поочередный подбор «персональной надписи на майке» (девиза) для каждого участника группы (класса) с кратким обоснованием | |||
парная | подг. часть | Волевая подготовка | Формулирование «обязательств» по выполнению на данном уроке определенных задач с последующим взаимным контролем | ||
осн.часть | Совершенствование коммуникативных навыков | Поочередное «обучение» друг друга какому-либо элементу, включая элементы страховки | |||
закл.часть | Формирование доверия | Сидя или лежа массаж спины и воротниковой зоны | |||
индивид. | подг. часть | Совершенствование навыков психологической подготовки | Визуализация своих действий на уроке (до четкого представления своего успешного действия, но не более трех попыток) | ||
3 | Кроссовая подготовка | групповая | подг. часть | Совершенствование волевой подготовки | Преодоление дистанции с предварительным «посвящением» результата кому-то из близких людей и с последующим обсуждением результатов и ощущений |
осн.часть | Совершенствование навыков концентрации | Фиксация на внешних факторах, а не на внутренних ощущениях | |||
осн.часть | Формирование товарищеского отношения | Помощь слабым спортсменам по принципу «бег за лидером», эмоциональная (в т.ч. вербальная) поддержка отстающих |
Представленный выше методический подход может быть легко внедрен в практику проведения занятий по физической культуре для учащихся на этапе профессиональной ориентации, а также в учебно-воспитательной работе с теми подростками, в чьем поведении присутствуют признаки девиантного поведения.
Заключение.
К сожалению, в современных учебных и методических пособиях по физическому воспитанию не уделяется должного внимания двум вышеобозначенным психологическим аспектам физического воспитания в школе. Даже в новейшем учебном пособии по психологии физического воспитания эти задачи не нашли отражения в числе целей физического воспитания школьников. Мы считаем, что взгляд на школьную физкультуру с психологической точки зрения, которая на первый план выдвигает развитие личности учащегося, отражает новое, зарождающееся направление на гуманизацию физкультурно-спортивной деятельности. Обсуждение вопроса о задачах физического воспитания в школе тесно связано с проблемой определения содержания уроков физкультуры, нам представляется, что решение с современных психолого-педагогических позиций вопроса "Зачем нужна школьная физкультура?" должно определять решение вопроса "Какой быть школьной физкультуре?", который сейчас активно обсуждается на страницах прессы.
Конечно, рассмотренные нами задачи ни в коей мере не отменяют другие проблемы, стоящие перед учителем физической культуры, - формирование нравственности, волевых, коллективистических качеств учащихся и др. Важно чтобы учитель физкультуры ясно их осознавал, в том числе и те задачи, которые рассмотрены в данной статье. С нашей точки зрения, развитие школьной физической культуры должно идти не по линии полиспортивной подготовки, а в направлении формирования и всестороннего развития у учащихся сенсорной культуры. Одной из важнейших проблем современной школы является проблема развития у учащихся нового понимания изменяющихся социально-экономических отношений не только в обществе, в своем коллективе, в семье, но и к самому к себе.
Библиография
1. Статья Н.Р. Локалова «Какой быть школьной физкультуре?»
2. Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Психолог 21 века: взгляд в будущее».
С небес полночных падает звезда, И птицы улетают в край далёкий, Но со мною остаётся навсегда Свет науки психологии прекрасный От сердца к сердцу,...
Практический проект "Дизайн школьного дворика – взгляд в будущее"
Практический проект "Дизайн школьного дворика – взгляд в будущее"...
Комплекс ГТО не панацея от всех бед школьной физкультуры «УГ Москва», №41 от 13 октября 2015 года
В марте 2014 года рабочая группа Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта опубликовала доклад «О развитии массового спорта и физического воспитания нас...
Статья "Применение родителями санкций и наказаний. Взгляд психолога"
Эта призвана помочь родителям разобраться, как полезнее применять санкции в отношении ребенка, чтобы они действительно работали....
Вся правда о дистанте. Взгляд психолога
Семинар по теме "Вся правда о дистанте. Взгляд психолога"...
Выступление на родительском собрании« Адаптация первоклассников к школьному обучению». педагог-психолог Захарова М.Г.
Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребенка. Оно кардинальным образом меняет его образ жизни....
«Школьный музей – взгляд в будущее»
Работа школьного музея «Молодая гвардия» на Международном проекте является одним из успешных инициатив, направленных на воспитание подрастающего поколения, Он становится точкой роста для ш...