элективный курс "Психология общения" для 8-х классов
календарно-тематическое планирование по психологии (8 класс) на тему
Целью курса «Психология общения» является развитие коммуникативных навыков учащихся, повышение уровня их психологической компетентности в коммуникативной сфере, обеспечение личностного развития подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_obshcheniya_dlya_8-h_klassov.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Алчевская средняя образовательная школа № 7»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 7»
_______________ Афанасьева Н. В.
«_____» _____________ 2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
8 КЛАСС
Составитель рабочей программы:
Доля Александра Евгеньевна
практический психолог
специалист ІІ категории
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по элективному курсу «Психология общения» для VІІІ класса создана основе авторских программ, разработанных педагогами – психологами для 8 – х классов.
Программа элективного курса «Психология общения»8 класс, составитель – педагог - психолог Киропьянова Н.В., Сыктывкар , 2012; Программа курса для 8-х классов "Психология общения", Е.М.Герасимова, преподаватель психологии Браславской гимназии, 2014; Программа по психологии общения 8 класс, составлена педагогом – психологом Мухиной М. С., Москва, 2015; Элективный курс для учащихся 8 –го класса «Психология общения», педагог-психолог Шаньгина С.А., СПб, 2013.
Программы взяты из:
- «Сборник программ элективных курсов», автор С.К. Сейнина, издательство «Дрофа», 2006 г.
- «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание»/ Министерство образования РФ – национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита – Пресс, 2004. – 96 с. – ISBN 5-7755 под редакцией А. Г. Каспржака.
Для разработки данной программы были проанализированы следующие программы:
- Попова, Е.Б. Навыки конструктивного общения // Вестник практической психологии образования №№ 3, 4 - 2009 г., № 1- 2010.;
- Зубкова, Н.Ф. «Психология общения» [Электронный ресурс] http://rudocs.exdat.com/docs/index-226550.html;
- Пушкина, Т.А. «Секреты общения» // МОУ «Гимназии с. Ивантеевка» 2006-2007;
- Рудянова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.
Также были рассмотрены учебные пособия:
- по социальной психологии: Столяренко Л.Д. Социальная психология – Ростов н/Д, 2009; Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков ч.1 (2001г.), ч. 2 (2003 г.); Андреева, Г. М. Психология социального познания М., 2004 и т.д.
- по психологии общения: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – Спб. 2003; Ильин Е.П. Психология общения – Спб. 2009; Крижанская, Ю. С. Третьеков, В. П. Грамматика общения 1990.
Рабочая программа по элективному курсу «Психология общения» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- пояснительную записку;
- содержание тем учебного курса;
- календарно – тематическое планирование;
- перечень методического обеспечения
Общая характеристика элективного курса:
Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать.
Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми.
В образовательных стандартах нового поколения в качестве одной из приоритетных областей развития личности школьника обозначены коммуникативные способности. Эти способности обеспечивают полноценное развитие личности, ее самореализацию и социализацию: на первый план выдвигается способность личности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем, вступать в коммуникации познавательного, нравственного, профессионального характера.
В современном мире обществу требуются социально-адаптированные, высокообразованные, инициативные, предприимчивые, творческие люди.
Возраст 13-14 лет это период, который характеризуется "взрывом" изменений самых различных физиологических систем, что объясняется, главным образом, их половым развитием, проявляющемся в определении полоролевого поведения.
Этот период необходимости социального признания, приводит к более активным, чем когда-либо поискам путей и средств самоутверждения. Самоутверждение личности идет за счет признания интеллектуальных способностей, физических данных или активной общественной работы. В ходе выполнения различных видов деятельности подростки стремятся подражать "образцам поведения", но не всегда получают желаемый результат, что может приводить к острым переживаниям неудач.
В ходе взросления меняется отношение к семье. Созревание когнитивных и эмоциональных функций может вести к тому, что подростки используют все свои новые способности в форме критики, сомнений, противодействий, что ведет к конфликтам в семье.
Общение подростков в референтных группах становится основным способом самоутверждения: в них происходит сравнение качеств друг друга, результатов деятельности, выражаются притязания на место и роль среди сверстников. В общении проходит процесс удовлетворения своих духовных, физических потребностей за счет обмена информацией и эмоциями, процесс построения межличностных отношений подростков. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят (или надеются найти): эмоциональное тепло, признание собственной значимости.
Таким образом, в восьмом классе под влиянием биологических и социальных факторов в образе "Я" подростка приоритетное развитие получает потребность в признании своего "Я", признании своего имени, своей психологической сущности и внешних физических данных, утверждение своего "Я" в социальном пространстве личности в общении с окружающими людьми, потребность в признании сущности как представителя пола. Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Ведущей деятельностью в этот период становится общение, оно формирует подростка как личность. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств, являются важными факторами, определяющими личностное развитие.
Цель курса «Психология общения» - развитие коммуникативных навыков учащихся, повышение уровня их психологической компетентности в коммуникативной сфере, обеспечение личностного развития подростков.
Задачи курса:
- повысить психологическую культуру подростка;
- сформировать базовые понятия из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии;
- развить навыки конструктивного общения;
- развить умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
- развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- повысить уровень рефлексивности;
- создать мотивацию для дальнейшего саморазвития учащихся.
Учебно–методический комплект, способствующий достижению поставленных целей и задач, включает в себя различные учебные пособия и монографии, на основании которых были написаны конспекты элективных занятий, а также сборники развивающих психологических игр и тренингов, фильмы и видеоролики, в которых освещаются предусмотренные темы.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся; обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, работа с ментальными картами, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций, публикаций.
По окончании курса учащиеся должны:
Знать:
- иметь общие представления о внутреннем мире человека, самопознании и саморазвитии,
- понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы,
- способы саморегуляции, доступные возрасту.
Уметь:
- определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям,
- свободно выражать свои чувства и переживания,
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
- владеть навыками саморегуляции и самопознания, соответствующие возрасту,
- владеть навыками конструктивного общения.
Длительность программы: данная программа состоит из 34 занятий (по 1 ч. 1 раз в неделю).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
содержание | кол-во часов |
Введение в практическую психологию общения | 2 |
Уверенность в себе | 5 |
Виды общения | 7 |
Технологии коммуникации | 8 |
Конфликт. Способы разрешения конфликтов | 5 |
Критика. Реагирование на нее. | 2 |
Типы и механизмы психологического воздействия. | 2 |
Саморегуляция. Средства и методы саморегуляции. | 1 |
Социальное взаимодействие. | 1 |
Заключительное занятие. | 1 |
ИТОГО | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
34 ЧАСА – 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ
В связи с праздничными днями, количество уроков уменьшилось до 31 часа. По темам: «Конфликт. Способы разрешения конфликтов» уменьшено на 2 часа и «Типы и механизмы психологического воздействия» на 1 час. Программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
№ п/п | № урока в теме | наименование разделов и тем | дата проведения | ||
по плану | по факту | приме чания | |||
Введение в практическую психологию общения (2 часа) | |||||
1 | 1 | Тренинговое занятие «Знакомство». | 05.09 | ||
2 | 2 | Роль общения в жизни и развитии человека. | 12.09 | ||
Уверенность в себе (5 часов) | |||||
3 | 1 | Речь. Речь как средство коммуникации. Особенности речевого общения. | 19.09 | ||
4 | 2 | Коммуникативная игра «Пойми меня» | 26.09 | ||
5 | 3 | Уверенность в себе. Умение оценивать свои достоинства и недостатки. | 03.10 | ||
6 | 4 | Чувства и эмоции. Их общая характеристика. | 10.10 | ||
7 | 5 | Выражение чувств и эмоций в межличностном взаимодействии (практикум) | 17.10 | ||
Виды общения (7часов) | |||||
8 | 1 | Формальное и неформальное общение. | 31.10 | ||
9 | 2 | Вербальное общение. Фазы речевого общения. | 07.11 | ||
10 | 3 | Невербальное общение. Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами (практикум) | 14.11 | ||
11 | 4 | Язык жестов. Умение понимать язык жестов (практикум) | 21.11 | ||
12 | 5 | Три стороны общения. Модель коммуникативного процесса. Функции общения. | 28.11 | ||
13 | 6 | Зона психологического комфорта. Исследование личностных границ (практикум) | 05.12 | ||
14 | 7 | Стратегии общения. | 12.12 | ||
Технологии коммуникации (8 часов) | |||||
15 | 1 | Социальные роли человека. | 19.12 | ||
16 | 2 | Психологические установки в общении. | 09.01 | ||
17 | 3 | Психологические позиции в общении. | 16.01 | ||
18 | 4 | Барьеры общения. Личные особенности и врожденные факторы, осложняющие общение. Темперамент (практикум) | 23.01 | ||
19 | 5 | 30.01 | |||
20 | 6 | Эмпатия. Развитие эмпатии (практикум) | 06.02 | ||
21 | 7 | Активное слушание (практикум) | 13.02 | ||
22 | 8 | Коммуникативная игра «Пойми меня» | 20.02 | ||
Конфликт. Общение в конфликте (3 часа) | |||||
23 | 1 | Причины конфликтов. Типы конфликтогенов. | 27.02 | ||
24 | 2 | Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. | 06.03 | ||
25 | 3 | Практическое занятие по стратегиям поведения в конфликтных ситуациях. | 13.03 | ||
Критика (2 часа) | |||||
26 | 1 | Понятие «критика». Тест «Как я реагирую на критику» | 27.03 | ||
27 | 2 | Умение реагировать на критику (практикум) | 03.04 | ||
Типы и механизмы психологического воздействия (1 час) | |||||
28 | 1 | Манипулирование. Заражение. Внушение. Убеждение. | 10.04 | ||
Саморегуляция (1 час) | |||||
29 | 1 | Понятия: самообладание, самоирония. Аффект. | 24.04 | ||
Социальное взаимодействие (1 час) | |||||
30 | 1 | Деловое общение. Его характеристика. | 15.05 | ||
Заключительное занятие (1 час) | |||||
31 | 1 | Коммуникативная игра «Душевный разговор» | 22.05 | ||
итого 31 час |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
общественно – научной предметной области
от ________________ № ________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________ Свешникова В. Ф.
«_____» __________2016 г
Список литературы
- Андреева, Г. М. Психология социального познания М., 2004
- Атватер, И. Я Вас слушаю. - «Экономика»,1988. – 111 с.
- Вердербер, Р., Вердербер К. Психология общения. – Спб. 2003
- Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.:, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
- Ильин, Е.П. Психология общения – Спб. 2009.
- Крижанская, Ю. С. Третьеков, В. П. Грамматика общения 1990
- Поварнин, С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М.:ТЕРРА, 2009. - 192 с.
- Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам - Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. 265 с.
- Рудякова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.
- Семечкин, Н.И. Психология малых групп: учеб. пособие / Н. И. Семечкин. - Владивосток: изд-во Дальневосточного государственного университета, 2005. – 117 с.
- Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследование: учеб. Пособие – Владивосток: изд. Дальневосточного университета, 2001. – 149с.
- Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб: Речь,2002. — 256 с.
- Столяренко, Л.Д. Социальная психология – Ростов н/Д, 2009.
- Трунов, Д.Г. Механизмы манипуляции и типы манипуляторов // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания: Материалы 4-й международной конференции РКА «Коммуникация-2008». М., 2008. С. 474-476.
- Чалдини, Р. Психология влияния. 5-е изд. – Спб.: Питер, 2013. – 304 с.
- Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб: Питер, 2011. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Элективные курсы: "Учитесь переводить 9 класс","Любите путешествовать? Добро пожаловать в Британию 9 класс","Употребление фразовых глаголов в современном английском языке 10 класс"
Элективные курсы для 9, 10, 11 классов...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)
Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...