Поведение родителей в кризисной ситуации (методическая разработка)
учебно-методический материал по психологии на тему

Надежда Александровна Муханова

Цель: информировать о типах кризиса, дифференцировать его разновидности, дать практические рекомендации для педагогов и родителей о поведении во время кризисной ситуации ребенка/подростка. Информировать о возможности получить помощь в кризисной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povedenie_roditeley_v_krizisnoy_situatsii_12_09_16.pptx134.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекцию подготовила педагог-психолог, методист ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района СПб к . псх . наук Муханова Н. А. Поведение родителей в ситуации кризиса

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС?

Слайд 3

ДВЕ СТОРОНЫ КРИЗИСА И ероглиф слова « кризис» состоит из двух частей : « возможность» и « опасность» .

Слайд 4

Виды кризисов Нормативно-возрастные психологические кризисы - это особые временные отрезки, возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой и характеризующиеся резкими качественными изменениями в личности и сознании человека, в сфере его социальных отношений. Индивидуальные кризисы: травматические кризисы (травмы, катастрофы, насилие, и т.д.), переход на новый этап индивидуации , (экзистенциальные, трансформационные кризисы) кризисы утраты (потери близких, расставание, развод).

Слайд 5

Нормативно-возрастные психологические кризисы Кризис подросткового возраста (10-11 до 15-17 лет). В этом возрасте происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Признаки: физиологические изменения и, связанная с ними, эмоциональная неустойчивость; переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости; учебная деятельность вытесняется интимно-личностным общением со сверстниками;

Слайд 6

Кризис подросткового возраста открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; самопознание через противопоставление миру взрослых и чувство принадлежности к миру сверстников; появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости».

Слайд 7

Рекомендации родителям разработайте систему последовательных требований и правил , санкций за их нарушение, а также поощрений. Правила должны быть гибкими и их не должно быть очень много, при установлении запретов, объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях, аргументируйте свой запрет, выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель, проявляйте заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка,

Слайд 8

Рекомендации родителям в общении пытайтесь придерживаться формата диалога , если хотите высказать ребенку возмущение его поступком, тревогу или беспокойство за него, то говорите о своих чувствах от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем и о его поведении, дайте ему возможность делать самостоятельный выбор. Уважайте его право выбора, в том числе - на совершение ошибки. При этом принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности,

Слайд 9

Рекомендации родителям будьте внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка, показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения, старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу, не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

Слайд 10

Индивидуальные кризисы в жизни человека Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта.

Слайд 11

ТРАВМАТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ БЫВАЮТ: одиночные длительные причинённые людьми (насилие, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты ) причинённые стихийным/природным бедствием повторяющиеся краткосрочные

Слайд 12

Травматические кризисы. Жестокое обращение с детьми физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение телесного повреждения ребёнку; сексуальное насилие - использование ребёнка или подростка другим лицом для получения собственного сексуального удовлетворения; пренебрежение нуждами ребёнка - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности не достигшего 18-летнего возраста ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Слайд 13

Травматические кризисы. Психологическое насилие 1. Психологическое пренебрежение – последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку. 2. Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком (критика, изоляция, оскорбление, высмеивание, и т.д.)

Слайд 14

Реакция ребенка на эмоциональную травму , 12-ти – 14-ти летние мальчики могут: в отношениях вести себя по-детски (инфантильно); выражать сильную злость на нечестность произошедшего; выражать беспокойство или эйфорию по поводу выживания; увидеть символическое значение (знаки) происходившего до несчастья и присоединить символические причины выживания после несчастного случая; подавлять свои мысли и чувства, чтобы избежать конфронтации с несчастьем; заболеть психосоматическими заболеваниями. 10- 12-ти летние девочки 12-14-ти летние мальчики могут:

Слайд 15

Реакция ребенка на эмоциональную травму 12 / 14-ти – 18-ти летние юноши и девушки могут: чувствовать злость, стыд, настороженность и паранойю, предательство; считать, что сами навлекли на себя ситуацию, которая стала причиной их психологической травмы; сформировать (часто бессознательно) «чувство бессмертия»; страдать нарушениями сна и приема пищи; страдать депрессией, психосоматическими заболеваниями; терять контроль над своими импульсами, и стать угрозой для себя и других; начать употреблять алкоголь и наркотические вещества; вести себя «дурашливо» и, в целом, инфантильно; Боязнь того, что несчастье может повториться, может изменять видение своих перспектив в будущем.

Слайд 16

Как родители могут помочь детям справиться к эмоциональной травмой 1. Помогите ребенку уменьшить внутреннее напряжение, приспособиться и дайте поддержку в решении насущных проблем. 2.Позвольте ребенку быть более зависимыми от вас, т.к. ему необходимо обновление чувства защищенности; проводите с ним больше времени, дайте почувствовать вашу заботу, физическую поддержку. 3.Как можно быстрее возобновите обычный ежедневный жизненный ритм.

Слайд 17

Как родители могут помочь справиться к эмоциональной травмой 4. Предоставьте ребенку возможность выразить свои чувства, в т.ч. страх, боль, и гнев без критики со стороны. 5. Говорите с ребенком о том, что произошло, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на его вопросы. 6. Ваше поведение и реакции сильно влияют на ребенка. 7. Если во время произошедшего или после этого вы наблюдали необычное поведение или реакции ребенка, ищите помощь у специалистов (психологов, психотерапевтов).

Слайд 18

Индивидуальные кризисы в жизни человека Кризис утраты – переживание, человеческий опыт, возникающий вследствие потери близких, расставания, развода. ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ РАЗВОДА УСЛОВНО ДЕЛЯТ НА ТРИ СТАДИИ: первая , острая фаза, длится около двух лет. Время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми, вторая – переходная. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъёмы и спады, третья фаза - создание нового жизненного стиля. Один или оба родителя могут создать новые семьи. Если дети не подготовлены к этому, отношения с приёмными родителями могут складываться сложно , вызывать напряжение у взрослых и детей.

Слайд 19

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА Что хочет ребенок в ситуации развода: «Я хочу, чтобы вы оба были частью моей жизни», «Перестаньте ругаться и научитесь ладить друг с другом», «Я хочу проводить время с каждым из вас. Уделите мне время и не ревнуйте меня к другому родителю», «Не используйте меня, как посредника, в ваших отношениях», «Не говорите плохо при мне о другом родителе».

Слайд 20

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА будьте открыты и честны ( дайте ребенку объяснение сложившейся ситуации, расскажите как может измениться ваша жизнь). Чем младше ребенок, тем менее детальны должны быть ваши объяснения, если это возможно, придерживайтесь единого объяснения ситуации развода с вашим супругом (ой), избегайте обвинений и критики супруга(и), помогите ребенку выразить свои чувства по поводу сложившейся ситуации.

Слайд 21

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА дайте ребенку понять, что родители продолжают его поддерживать и любить, продолжайте поддерживать традиции и правила, которые существовали у вас в семье до развода, научитесь заботиться и о себе, попытайтесь наладить контакт со своим бывшим супругом(ой) и договориться о стратегиях воспитания.

Слайд 22

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ СМЕРТИ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА Типичные реакции человека: Шок и Отрицание Вспышки гнева и злость Регрессия в поведении Постоянные вопросы о случившемся

Слайд 23

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ СМЕРТИ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА будьте открыты и честны о том, что произошло (с учетом возраста ребенка), дайте ему возможность выразить свои чувства, дайте возможность получать информацию о произошедшем событии, если ребенок этого хочет, позвольте ему быть на похоронах, позаботьтесь о себе.

Слайд 24

Суицид Возрастные риски: с 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Группу риска составляют подростки: которые говорят о том, что хотят покончить жизнь самоубийством и обсуждают, как это сделать, имеющие доступ к оружию, лекарствам, др. средствам, которые могут использоваться для совершения самоубийства, страдающие депрессией, социально изолированные, употребляющие ПАВ, с аутоагрессивным поведением/попытками суицида в прошлом, близкие люди/кумиры которых, недавно покончили жизнь самоубийством.

Слайд 25

Как помочь ребёнку будьте бдительны, отнеситесь к этому серьёзно, не оставляйте ребенка одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше/попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь, для того, чтобы показать ребенку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт, обратитесь за помощью к психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Методическая разработка.

Методическая разработка по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях» разработана  для ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей, интересов учащихся в углу...

Стратегии речевого поведения в англоязычной среде, спецкурс: методическая разработка

В разработке представлены рабочая программа спецкурса, календарно-тематическое планирование и аннотация для  воспитанников и их родителей. Занятия основаны на технологиях личностно-ориентированно...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР (методическая разработка)

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гарм...

Навигатор поведения для педагогов в кризисной ситуации в образовательном учреждении

Алгоритм действия сотрудников образовательного учереждения в кризисных ситуациях....

Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ по теме «Этапы переживания родителями детей с ОВЗ кризисной ситуации, связанной с появлением в семье ребенка с патологией»

Рождение ребенка с нарушениями воспринимается родителями, как величайшая трагедия.  Все надежды и ожидания с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление этого события и обретение новых ...