Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР (методическая разработка)
методическая разработка на тему

Орлова Ольга Анатольевна

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboty_uchitelya-logopeda.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР

                          (методическая разработка)

                                                                       Орлова Ольга Анатольевна, учитель-логопед

         В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.

       Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

         Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия.

         Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами. Л.Ф. Островская, Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания)

        Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.

         Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.

          В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ГБДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

       Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в ГБДОУ и семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.

     Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

       Противоречие выбранной темы заключается в следующем: работу с семьей учителя – логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя – логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.

Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Объектом данной работы является уровень педагогической культуры родителей.

Предмет: формы и методы работы учителя-логопеда с родителями

Гипотеза: взаимосвязь работы учителя – логопеда и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если:

работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы;

логопед будет иметь индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;

внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;

отношение между родителями и логопедом будут доброжелательные, и их общая цель будет направлена на коррекцию речевых нарушений ребенка.

Задачи:

Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.

Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями

Изучение и анализ позиции родителей по отношению  к ребенку и его речевому дефекту, их педагогической осведомленности.

              Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. А для этого нам необходимо лучше узнать семью воспитанника учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребенка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

           Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и педагогическую осведомленность. Опираясь на технологию изучения семьи, предложенную О.В. Солодянкиной, родителям предлагалось заполнить анкету с вопросами типа: Кому из родителей ребенок отдает предпочтение? Кто чаще занимается с ребенком? Какие черты беспокоят вас в его характере? Обращается ли ребенок к вам за помощью и т.п. После анкетирования были проанализированы отношения между взрослыми и детьми в семье. Так, 50% родителей предъявляют разные требования к ребенку, 31,25% родителей редко общаются с детьми, в основном с ними общаются бабушки, у 12,5% родителей наблюдается дефицит общения с детьми и только 6,25 % предъявляют одинаковые требования к ребенку.

          Так, анализ результатов анкетирования помог разделить родителей на 4 группы.

1 группа: родители могут выявить лишь определенные явления и факты поведения ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек (25 % родителей)

2 группа: родители выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы(43,75 % родителей)

3 группа: родители стараются дать анализ явлениям раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.(25% родителей)

4 группа: родители достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны (6,25%)

          Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей показывает низкий уровень педагогической осведомленности. Зачастую они озабочены пребыванием ребенка в логопедической группе, считают, что дефект не столь серьезен и может пройти спонтанно. Большинство родителей замечают только нарушения в произносительной стороне речи, но не берут во внимание несовершенство лексико-грамматического строя речи, нарушения в воспроизведении слоговой структуры слов. И поэтому они не пытаются поддерживать тесную взаимосвязь с педагогами группы, не видят смысла в выполнении домашних заданий с детьми дома и тем самым не стараются стать участниками педагогического процесса.

          Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений. Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, необходимо рационально спланировать работу с родителями по преодолению речевых нарушений у детей.

 Основная часть

           Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

           Цель работы с родителями - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Ожидаемые результаты:

Участие родителей в воспитательно-образовательной работе

Повышение педагогической культуры родителей

Задачи, которые я ставила, работая с родителями в течение учебного года:

Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;

Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;

Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

Помочь родителям выбрать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;

Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

Успех в воспитании и обучении детей в ГБДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

            Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной теме (напр. тема в ноябре «Пальчиковая гимнастика»). Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические

Просветительские формы работы с родителями:

Родительские собрания

Информационные издания, стенды, папки (бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи», фотогазета «В мире детей», стенд «Ступеньки к школе»)

Индивидуальные беседы

Информационная корзина «Шкатулка вопросов»

Консультации – всеобучи

Практические формы работы:

Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)

Семинары – практикумы с участием детей

Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)

Подробнее остановлюсь на каждой форме работы.

       Групповые родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям мы уделяется особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем каждое собрание. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Собрание назначается во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Мне и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений.

Традиционные формы работы с родителями не совсем удобны, так как требуют определенного времени для ознакомления с ними. Поэтому для более эффективного сотрудничества с семьями мы решили выпускать для родителей бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячную газету «Шпаргалки для семьи» с которыми они могут познакомиться дома. Бюллетень «Полезная книга для родителей» выпускается один раз в год и содержит в себе информацию о том, чему должен научиться в учебном году ребенок; составляется с учетом программных требований. Зачастую родители даже и не знают, что должен уметь их ребенок, но в тоже время требуют от него непосильного. Этот бюллетень как раз нацеливает на то, чему дети должны научиться, что у них развивать, формировать по каждому разделу программы и речевому развитию в целом.

   Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо в начале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в группе выпускается один раз в месяцгазета «Шпаргалки для семьи». Она подчинена определенной тематике. Так, в год выпускается 7 журналов по разным темам: «Артикуляционные упражнения»; «Пальчиковая гимнастика»; «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готов ли ваш ребенок к школе» и др. (см. Приложение) Каждый родитель может взять газету домой и ознакомиться с ней дома. Выпуск газет позволил более плодотворно сотрудничать с родителями, которые с удовольствием знакомятся с их содержанием, делятся своими впечатлениями друг с другом, своим опытом по той или иной проблеме, также задают появившиеся вопросы нам. Отзывы родителей об этой форме работы положительные.

Фотогазета «В мире детей» представлена в виде фотографий детей на занятиях, в режимных моментах, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой газеты родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми в группе. Газета меняется 2 раза в год. Родителям и детям очень нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями.

Стенд «Ступеньки к школе» На этом стенде в сжатой форме отражается содержание основных моментов коррекционно развивающего обучения: советы родителям по выполнению домашних заданий, памятки и т.д.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в воспитании ребенка, коррекции речевых нарушений. Беседа может проводиться в течение всего учебного года и с каждым родителем. Зачастую родители на индивидуальных беседах задают вопросы, касающиеся непосредственно проблем развития их ребенка, они рассказывают о трудностях, которые возникают у них при воспитании и коррекции речевых нарушений. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

Информационная корзина «Шкатулка вопросов» организуется с целью получения тех вопросов, которые для родителей актуальны. Корзина представлена в виде коробки с прорезью, куда родители в письменном виде помещают свой вопрос или предложение по работе группы. Вопросы могут быть анонимного характера. Как правило, ответы на вопросы родители получают в ходе индивидуальных бесед или на консультациях.

Консультации-всеобучи в совместной работе учителя-логопеда и родителей важны. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций определяется на весь учебный год. Консультации - всеобучи важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих и докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций – всеобучей это - «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях-всеобучах родители могут делиться опытом друг с другом.

    Дневник красивой и правильной речи представляет собой обычную тетрадь. В нем записываются индивидуальные домашние задания по коррекции звукопроизношения. Выполнение заданий в дневнике позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата. На первой странице в дневнике отображается экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Это обозначается буквами: «П»- звук требует постановки; выполняем артикуляционные упражнения «А»- звук требует автоматизации в слогах, словах; «Д»- звуки нуждаются в дифференциации; «С»- необходимо следить за правильностью произношения этого звука в самостоятельной речи. Таким образом, с помощью экрана родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё не поставлен, какой автоматизируется, а какой введён в речь. Также в дневнике дается описание артикуляционных упражнений, которые с ребенком можно выполнять дома перед зеркалом. Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом, а на следующих проверяются. Если ребенок еще не в совершенстве выполняет то или иное задание, то оно задается еще раз. Родители выполняют записанное задание до тех пор, пока в тетради не появляется оценка (наклейка). Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по требованию логопеда может легко без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук, назвать картинки, повторить предложения, стихи и т.д. Родители отмечают удобство, доступность, наглядность, последовательность, систематичность, индивидуальность для каждого ребенка таких записей. Так, при

использовании дневника и помощи родителей закрепление произносительных навыков протекает более продуктивно. Фонетический дневник стимулирует родителей для своевременного и качественного выполнения домашних заданий с детьми. А наклейки в тетради вызывают желание у ребенка стремиться к лучшим результатам.

В структуре речевого дефекта детей с ОНР особое место занимают лексико-грамматические трудности. В коррекционно-развивающей работе по их преодолению используют различные приемы и методы. Мною были составлены логопедические тетради, для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Многие логопеды спорят о необходимости ведения логопедической тетради, ведь все знания даются на логопедических занятиях. Но, чтобы лучше закрепить в речи правильные грамматические категории необходимо постоянно тренироваться, а тренировка не только в детском саду, но и дома с близкими людьми даст более положительный эффект в речевом развитии детей. Другая цель- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Именно родители организуют свободное общение во время совместных прогулок, бесед, походов в магазин и т. д. участие родителей в данном виде деятельности является мощным стимулом в формировании речевых навыков ребенка. Родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению домашних заданий. Для удобства в тетради имеются необходимые рекомендации, правила выполнения заданий. Выполнять упражнения рекомендуется в игровой форме, на прогулках, в играх с мячом, а затем только записывать ответы детей. Также родителям необходимо создать учебную зону для ребенка дома, чтобы выполнять задания на развитие мелкой моторики. В основе составленных тетрадей положены дидактические принципы: переход от простого к сложному, системность, учет ведущей деятельности. Домашние задания в тетради разделены на 2 блока: первый блок (разделен по лексическим темам) направлен на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи. Второй блок (разделен на звуки и буквы, которые изучаются на занятиях) направлен на развитие фонематических представлений ребенка (представлений о звуках речи) и первоначальному обучению грамоте (т.е. простейшему чтению и подготовки руки к письму), то есть данный блок направлен на подготовку ребенка к школе. Предлагаемый материал строится по лексическому принципу. При составлении тетрадей я опиралась на программу Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Уровень выполнения заданий оценивается в виде печатей, наклеек. Если материал ребенком недостаточно усвоен, он отрабатывается на индивидуальном занятии с логопедом и в ходе логочаса с воспитателем.

Семинары – практикумы с участием детей проводятся с целью практического овладения родителями способами и приемами работы с детьми дома по устранению речевых нарушений. Используя эту форму, я стараюсь доступно и наглядно изложить в практической форме способы работы с детьми по тому или иному заданию. Так, мною демонстрируются фрагменты занятий, комментируются действия детей, задачи, последовательность выполнения заданий, тем самым я обучаю родителей игровым приемам, развиваю навыки общения с ребенком и коррекции его речевых нарушений. Как правило, данная форма работы проводится по подгруппам.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, приемов и методов, она служит стимуляцией активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, мы активизируем родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Так, с этой целью я провожу фронтальные открытые занятия для родителей. Онипроводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Так, открытые занятия проводятся 2 раза в год: в середине учебного года и в конце. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Также можно привлекать родителей к проведению занятий. “Вооружившись” знаниями на консультациях и семинарах-практикумах, они пробуют эти знания применить на практике. Конечно, с родителями заранее обговариваются задания, которые им нужно провести с детьми. Обычно участвуют в занятии 2-3 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы значительно повышается.

Индивидуальные открытые занятия знакомят родителей с практическими приемами автоматизации звуков. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий по дневнику красивой и правильной речи.

С помощью вышеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.

Выводы

        Учитывая индивидуальность каждого из родителей, рационально спланировав работу и приступив к ней, у меня возник интерес проверить, насколько поменялась позиция родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, а также повысилась ли педагогическая компетентность, осведомленность родителей, после проведенной с ними работы. Для этого, опираясь на технологию изучения семьи, предложенную О.В. Солодянкиной, повторно проводилось анкетирование. Анализ результатов анкетирования позволил установить следующие факты: родители дают развернутые ответы на вопросы анкеты, с готовностью откликаются на просьбы, серьезно воспринимают домашние задания, тщательно выполняют их, осознают речевые нарушения ребенка не только в неправильном произношении, но и в лексико-грамматической стороне речи. Родители стали достаточно педагогически наблюдательны. Также можно отметить, что родители стали предъявлять справедливые требования к ребенку, прислушиваться к советам педагогов, проявлять заинтересованность к процессу воспитания и развития детей. Анализ результатов анкетирования помог повторно разделить родителей на 4 группы

1 группа: родители могут выявить лишь определенные явления и факты поведения ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек (0% родителей)

2 группа: родители выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы (12,5 % родителей)

3 группа: родители стараются дать анализ явлениям раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.(56, 25% родителей)

4 группа: родители достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны. (31,25%)

Сравнительный анализ показывает, что уровень педагогической культуры возрос

Таким образом, для успешной коррекции речевых нарушений необходимо проводить просветительскую работу, привлекать внимание родителей к проблемам ребенка, научить их действовать совместно.

Следовательно, можно сказать, что систематическая, последовательная, разнообразная работа с родителями включает их в коррекционно-педагогический процесс и делает его участниками, что приводит к более высокому уровню педагогической осведомленности, а, следовательно, и у детей повышается уровень речевого развития.

Список литературы.

Бабина Е.С. Партнерство дошкольно-образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. №5

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009

Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. М., 2007

Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. 2004. №4

Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004

Максаков А.М. Правильно ли говорит ваш ребенок? М., 1988

Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. №11

Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М., 2007

Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007

Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. № 1

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1993

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы учителя - логопеда ДОУ с родителями

Взаимодействие учителя -логопеда с смьями воспитанников - один из наиболее важных аспектов в коррекционной работе, т.к. там, где родители высткпают активными помощниками педагога отмечаются наилучшие ...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР"

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным....

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».   Важной и неотъемл...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей Известно, что личность ребенка формируется прежде всего в семье. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие д...