Профилактическая работа с родителями
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Карпова Елена Вячеславовна

Материал для повышения  психолого – педагогической культуры,  уровня информированности по проблемам злоупотребления психоактивными веществами  родителей..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilakticheskaya_rabota_s_roditelyami._konkurs.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

по профилактике злоупотребления психоактивными веществами

(опыт работы педагога психолога МОУ Семилукской СОШ №1

 с УИОП Карповой Е.В.).

ЦЕЛЬ:  повышение  психолого – педагогической культуры,  уровня информированности по проблемам злоупотребления психоактивными веществами  родителей, улучшение микроклимата в семье.

Просветительская работа осуществляется по результатам диагностики, показавшей недостаточную информированность родителей, касающуюся:

I. Виды наркотических препаратов, психотропных веществ, их действия на организм. Нормативные документы по проблемам наркомании.

II. Стратегий семейного воспитания, ведущих к конфликтам.

III. Преодоления проблем воспитания подростков, особенностей их поведенческих реакций.

Информирование родителей осуществляется в форме бесед, лекториев, дискуссий, выпуска информационных листов, просмотра тематических фильмов.

  1. Виды наркотических препаратов, психотропных веществ и их

действие на организм .

Информационный лист

Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков.

Физиологические признаки

Бледность кожи, расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; замедленная или несвязная речь, потеря аппетита, похудение или наоборот, чрезмерное употребление пищи, хронический кашель, плохая координация движений (пошатывание или спотыкание), состояние опьянения без запаха алкоголя.

Поведенческие признаки

Беспричинное возбуждение, вялость, повышенная работоспособность, нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания, уходы из дому, прогулы в школе по непонятным причинам, трудности в сосредоточении па чем-то конкретном; бессонница, болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения; повышенная утомляемость, нежелание общаться с людьми, с которыми раньше был близок, ухудшение успеваемости в школе, постоянные просьбы дать денег; пропажа из дому ценностей, книг, одежды, видео — и аудиотехники; частые телефонные звонки; избегания участия в делах, которые раньше были интересными; частое вранье, лживость, изворотливость, склонность сочинять небылицы, уход от ответов на прямые вопросы, внешняя неопрятность, прослушивание специфической музыки, проведение большей части времени в компаниях асоциального типа.

Очевидные признаки употребления наркотиков.

    Следы от уколов, порезы, капсулы, пузырьки, маленькие закопченные ложечки, жестяные банки, пачки лекарств снотворного или успокаивающего действия, папиросы типа «Беломор» в пачках из-под сигарет, непонятные запахи в квартире, чище уксуса. Приведем краткую характеристику видов наркотических и психотропных средств и особенностей их воздействия на человеческий организм. «Кто хоть раз испил слезу мака, тот будет плакать всю жизнь»

Препараты морфия

 (информация, полученная родителями на собрании в ходе дискуссии)

       Морфин, опий и их аналоги — кодеин, промедол и др. — принадлежат к группе наркотических обезболивающих препаратов и применяются в медицине в качестве эффективных обезболивающих препаратов при онкологических заболеваниях, а также в хирургии в послеоперационном периоде.

      В немедицинских целях опиаты употребляют путем внутривенных или подкожных инъекций, иногда вдыхают. Млечный сок, полученный из незрелых головок мака опийного в виде водной вытяжки, вводят внутривенно, в быту широко используется «ханка» — обработанный уксусным ангидридом («ангиной») по специальной технологии опий-сырец. Употребление препаратов опия сопровождается ощущением удовольствия, «однообразного тепла от макушки до пятки, каждая клеточка в тепле» — так описывают свои ощущения наркоманы, хотя первоначальные инъекции могут сопровождаться тошнотой, рвотой, «мерзкое состояние», отмечается лжепродуктивная деятельность (делают много, бодры, активны, но при этом допускают множество ошибок, некритичны), просыпается «волчий аппетит», «бомбят холодильник».

Привыкание к этой группе происходит быстро, после 2-3 инъекций.

      Опийные наркоманы становятся грустными, эгоистичными, пренебрегают семейными обязанностями, первоначально скрывают факт употребления наркотика, затем колются открыто. При добывании наркотика наркоман не останавливается ни перед чем, преступает закон. Лживость наркоманов не знает границ. Без введения наркотиков они угнетены, раздражительны; сразу же после введения наркотика буквально оживают, становятся веселыми, говорливыми, деятельными; исчезает вялость,
утомляемость, упадок сил, они блаженны, благодушны, мечтательны, согласны на любое лечение. Внешние признаки: сухая кожа с землистым оттенком, зрачки узкие, лицо одутловатое, худые, падает артериальное давление. Следствие введения наркотиков—рубцы, инфильтраты, нагноения.

  Если наркотик не поступает в течение 6-18 часов после последнего приема, появляются: зевота, слезотечение, «из носа реки», «голова и коленки пухнут»; ничего не едят, кожа гусиная, зрачки расширены, он мечется, бегает, не .может усидеть на месте, демонстративные рыдания, агрессия.

Через 5-11 дней после последнего приема наркотика явления физической зависимости (абстиненции) уходят, но наркоманы еще долго остаются угрюмыми, злыми, испытывают бессонницу, страхи, т.е. остается психологическая зависимость.

Нередко при абстиненции наркоманы погибают от передозировки, так как стараются побольше, с запасом ввести наркотик, появляется алчность, жадность. На высоте крайне тягостного плохого настроения кончают жизнь самоубийством через повешение, выбрасываются из квартир многоэтажных домов; бросаются под движущийся транспорт или делают себе, «золотой укол», т.е. вводят многократно превышающую обычную дозу и умирают во сне от остановки дыхания (опий угнетает дыхательный центр). Наркоманы, употребляющие опий и его суррогаты, как правило более 10-ти лет не живут, умирают от передозировки, самоубийств, истощения организма, «гепатита-убийцы В, С», СПИДа (колются они, как правило, одним, пущенным но кругу шприцом), от различных инфекций.

Эффективного лечения наркотической зависимости, и особенно опийной, к
сожалению, нет (нельзя верить рекламе): более 96 % пролечившихся вновь возвращаются к употреблению наркотика (через день, неделю, месяц, годы), психологическая память остается пожизненно.

Приведем пример истории одного пациента, Алексей, 22 года.

«Первый раз попробовал травку, а точнее — химку, в 14 лет, курил 2-3 раза в неделю, в основном «паровозиком», деньги брал у родителей на кино, дискотеки, видеокассеты. В 16 лет пить пиво и выкуривать косяк стало привычно, нас было шестеро, в том числе и две девчонки себя считали крутыми; в 16,5 лет попробовал «кубик хамки» (опий «самопальный»), сперва вырвало, но на 2-й раз «пошло», «торчал», казалось весь мелкими мурашками покрываюсь, «приход» был «классный», но через 2 месяца уже кололся, чтобы избежать ломки, а то
страшно — «голова словно разлетается, в нее словно вбивают здоровенные гвозди, а коленки так разбухают и болят, что готов стенку грызть, срываешься и несешься на «точку» за дозой, прихватив из дома все, что можно обменять, продать на дозу, а там еще не «сварили» и наступает конец света, но вот доза и на 4-6 часов — жить можно, до следующей дозы, интенсивно ищешь деньги на очередную дозу, а это уже 300-400 рублей в день, а мне всего 22 года. У меня никого нет, друзья шарахаются от меня, родители выгнали, т.к. полквартиры «унес» и обменял за дозу, живу у бабушки, сплю на матраце, на полу при голых стенах, в
квартире ничего нет, все утащил. Лечился пять раз в психиатрической больнице, кололся уже в больнице, друзья передавали, или сразу после выхода из больницы, максимум через неделю, понял одно — никому я не нужен, в больнице нужны только деньги моих родителей, а они тоже не «резиновые», сказали, лучше дочь поднимем, а ты подыхай. Двое друзей умерли — ошиблись в дозе, двое «сидят» в зоне за грабеж. Практически не сплю, постоянно в голове — где взять «ширево». Мне теперь все равно, все «по бороде», никто мне не поможет, куда меня только не возили, даже в Киргизию, к Нузуралиеву, только 5000 тысяч долларов жалко, сколько бы мне хватило бы колоться, все равно не помог. Все, я труп, буду копить на золотой, «ширнусь машиной» окончатся все мои проблемы, надо где-то взять сразу 1500 рублей».

Алексей, 22-х лет, был осужден на 8 лет колонии строгого режима за разбойный грабеж с применением холодного оружия. Подумайте, стоит ли про жить так свою юность и молодость, а после 8 лет тюрьмы что его ждет, и главное, кем он выйдет из нее? Жизнь проходит, так и не начавшись.

Препараты индийской конопли

Гашишемания. Гашиш — индийская конопля, наркотик, известный также под названием марихуана, план, анаша, банг, харас, дагга. Основное наркотическое вещество конопли — каннабинол. Самое распространенное название в обиходной речи: «трава», «дурь», «чернушка». Готовится из цветков в виде смолообразного вещества и получается гашиш: обычный способ применения — курение, однако иногда жуют или добавляют в напитки.

Препараты конопли по популярности занимают второе место в мире среди других интоксикантов, уступая только алкоголю. Особенностью каннабиноидов является их способность соединяться с жирами, благодаря чему они легко проникают в клетки головного мозга и надолго там задерживаются, выводятся же из организма— до недели, особенно каннабоиды легко накапливаются в центрах памяти структур головного мозга, ответственных за кратковременную память, результатом чего становится невозможность «обкурившегося» вспомнить, где он находится, чем занимался, а тем более, что ел и пил вчера.

Гашиш снижает вменяемость человека, вызывает ложные ощущения, узнавания, способствует возникновению психических заболеваний, нарушает менструальный цикл у женщин и образование сперматозоидов у мужчин, приводит к преждевременным родам; за счет ложной ориентировки в пространстве и недооценки происходящего способствует совершению правонарушений к травматизму.

При однократном приеме (курении) гашиш вызывает легкое опьянение с приливом
сил, особой легкостью в движениях, обостренным восприятием окружающего, нереальными сексуальными фантазиями. Появляется желание танцевать, неудержимо смеяться, темп мышления ускоряется, мысли скачут, курильщик теряет связь с окружающими, его начинает раздражать то, что его веселье не разделяют окружающие. Если душевное равновесие до приема наркотика было нарушено, то после приема гашиша обиды резко обостряются, и нередко в таком состоянии человек совершает самоубийство.

Через 8-10 часов после приема гашиша нарастают слабость, сонливость и человек буквально «проваливается в глубокий оглушающий сон». Бытует мнение о безвредности, легкости марихуаны, о свободной продаже в странах западной Европы, например в Голландии. Но это не совсем так. Действительно him продают наркотик, но в специальных кафе и по рецепту врача безнадежно больным с целью хоть как-то сгладить их болезненные переживания. Да, физической абстиненции нет, но есть другое: способность вызывать тяжелые психические расстройства вплоть до шизофрении и эпилепсии, а за счет иллюзорного (обманного) восприятия окружающего прием гашиша приводит к авариям, травмам, гибели людей, к непредсказуемости поступков, вплоть до покушения на жизнь человека, самоубийства, изнасилования, кражи.

Гашиш является первой ступенью перед употреблением сильных наркотиков, таких, как морфий, героин.                                                         

 Наиболее заметными признаками опьянения подростков препаратами конопли являются: покраснение глаз, расширение зрачков и продолжительный беспричинный смех.             

 Пример:«В следственный изолятор были доставлены четверо подростков 15-16-ти лет. Они были сонливы и подавлены и не понимали, куда и за что их доставили. В ходе следствия выяснилось, что по кругу, т.е. паровозом выкурили 3 «косяка», выпили пять бутылок крепленого пива и, как потом сказал один из них, «крышу сорвало». Они втроем повесили в ванной комнате на бельевой веревке кошку и выбросили с шестого этажа цветной телевизор. Почему они это сделали, объяснить не смогли. Судебно-психиатрической экспертизой были признаны вменяемы». Вот и безвредность и легкость марихуаны.

Кокаин

Кокаин — это алкалоид, содержащийся в листьях тропического куста «коки». По своему действию относится к группе стимуляторов с эйфорическим и местно обезболивающим действием. При однократном применении кокаина наступает эйфория, облегчается течение мыслей, человек становится чрезмерно активным, болтливым, ощущает повышенное стремление к деятельности. Его вводят подкожно, внутривенно, но наиболее часто и привычно в виде порошка, который или вдыхают или втирают в слизистые (в небо, в десны, слизистые:
носа, влагалища, крайней плоти, последние два способа нашли применение для стимуляции сексуальной активности и остроты сексуальных переживаний).

К кокаину привыкают быстро, время приятного действия порции кокаина не превышает 25-40 минут, через 2-3 часа, когда действие кокаина ослабевает, наступает слабость и раздражительность, бессонница, нервозность, подавленность, формируется импотенция.

При «отнятии» кокаина наблюдаются выраженные психические расстройства: бредовые идеи ревности и преследования, устрашающие зрительные галлюцинации, явления тактильного галлюциноза (больным кажется, что под их кожей ползают черви, клопы и т.д.). Предпочтение кокаину отдают богатые наркоманы, и привлекает их то, что его не надо вводить внутривенно, приводя в негодность кровеносные сосуды. Вдохнул в себя немного порошка — получил желаемое состояние. Нередки случаи смерти кокаиниста от остро развившейся
сердечной недостаточности или передозировки, в состоянии психоза, в результате самоубийства.

Российские подростки и молодежь, за редким исключением, кокаин и его производные («КРЭК») не используют из-за недоступности их по цене.

Психотропные и психостимулирующие вещества

Эфедрон (лед, эфенди, мулька, космос, фенька) — одни из самых сильнодействующих препаратов, получаемых из эфедрина. Способ введения в организм внутривенный. Последствия его употребления трагичны. При употреблении эфедрона резко увеличивается двигательная активность, ложный «острый» ум со множеством ошибок, но главное - чувство необычайного сексуального возбуждения, такой нагрузки организм просто не выдерживает, особенно сердечная мышца- становится дряблой и не обеспечивает ткани кровью. Поражаются мозг, печень почки.

Полная зависимость от эфедрона наступает через месяц; через 6-12 месяцев человек полностью деградирует интеллектуально, до уровня 7-15 лет. «Соскочить», как выражаются наркоманы, с эфедрона практически невозможно.

Экстази — сильный синтетический стимулятор с незначительно выраженным галлюциногенным действием. Широкое применение нашел у любителей потанцевать на дискотеках всю ночь. Выпускается в виде таблеток. Действие таблетки экстази длится 3-8 часов и в зависимости от добавок увеличивает активность в движениях, сексе, чувстве совершенного счастья. Торговцами этот наркотик на молодежных дискотеках рекламируется как безвредный и не вызывающий физической зависимости.

Однако потребление экстази приводит к галлюцинациям, при длительном употреблении грозит депрессией, душевными срывами, суицидами, шизофренией. Смерть может наступить в результате обезвоживания организма во время ганца, Следует отметить, что при регулярном приеме экстази возникает депрессивный синдром воздержания: бессонница, угнетенное состояние, нарушение функций головного мозга, асоциальное поведение и как результат — тюремное заключение, а иногда гибель от передозировки. Одновременный прием 3-5 таблеток экстази — смертельная доза.

Многие считают «экстази» абсолютно безвредным препаратом, таким же он
рекламируется среди молодежи, но его продавцы сознательно умалчивают об
истощающем организм подростка действии этого психостимулятора. Приведем один пример из клинической практики.

Пример: Альбина, 19 лет. Правда— красивое имя? Подстать ему и девушка: отличается завидной внешностью, интеллектом. Воспитывалась в благополучной семье, мать — начальник отдела кредитования, отец — начальник службы безопасности одного из нефтеперерабатывающих предприятий. В семье Альбина росла одна, но при этом не была избалованной и успешно училась, была обеспеченной и считалась вполне удачной «партией» для любого молодого человека. Альбина цену себе знала, вольности пресекала, но веселые и шумные компании, где являлась центром внимания, любила. Казалось бы, все хорошо и нормально: естественно быть счастливой и жить для себя в период максимами им 18-20-ти летних. С удовольствием по пятницам или субботам посещала ночные клубы, где пользовалась успехом у молодых людей, принимала участие в импровизированных конкурсах красоты, где занимала призовые места. С 17 лет систематически приобретала на вечер по I таблетке «экстази» — для веселья и танцев, а потанцевать она любила.
Спиртное практически не употребляла. Посоветовал принимать «экстази» по 1 таблетке во время ночных дискотек ее молодой человек, с которым она планировала в последующем создать семью. Он так же принимал «экстази», но по 2—3 таблетки, доказывал на своем примере безопасность и полезность приема наркотического стимулятора для ночного веселья, взамен приему алкоголя. Был также из обеспеченной семьи, служил работником компьютерной фирмы.

В один из июньских вечеров, на вечерне-ночной дискотеке Альбина приняла таблетку «экстази», было весело и хорошо, «веселье катило». Но около 2-х часов ночи почувствовала усталость, легкие колющие боли в сердце, которым не придала особого значения и по совету своего молодого человека Кирилла купила (ведь недорого, намного дешевле 2-х бокалов хорошего вина) и выпила  1 таблетку «экстази». Через 10-15 минут почувствовала себя веселой, ноги сами хотели танцевать, вот только сильно беспокоила жажда, танцевала прямо с бутылкой «фанты», боли в сердце стали глуше и как бы тише.

В 2.30 в клуб была вызвана по «03» реанимационная бригада, в связи с тем, что у одной из девушек случился обморок, а затем остановка дыхания и сердечной деятельности. Ею оказалась Альбина. Девушке несказанно повезло, что «бригада» прибыла буквально тут же, так как в это время была недалеко, возвращалась с вызова. Больная была доставлена в инфарктное отделение краевой больницы, где был подтвержден обширный инфаркт левого желудочка сердца. Альбина в детстве перенесла ревматический миокардит, имела нарушение проводимости пучка Гисса. Альбине 19 лет, она по-прежнему приятная и умная девушка, но является инвалидом второй группы, страдает одышкой и навсегда прокляла тот день, когда впервые, не подумав и поддавшись искушению, попробовала «экстази». Кирилла с этого страшного вечера не видела, но слышала, что его выгнали с «треском» из компьютерной фирмы уличив в приеме наркотика и профессиональных подлогах. Перебивается случайной работой у «сетевиков». Основное сейчас для Альбины — сможет ли она родить в будущем вообще, и родить здорового ребенка в частности, учитывая ее больное сердце. А если пет? Где счастливая семейная жизнь?

Снотворные и седативные вещества, вызывающие зависимость

Чаще вызывают привыкание производные барбитуровой кислоты: барбитал-натрий, фенобарбитал, ноксирон. адалин, бромурал- хлоралгидрат.

Привыкание к снотворным часто наблюдается у больных алкоголизмом, наркоманов (полинаркомания), у больных эпилепсией. Однако пристрастие к снотворным возможно и у лиц со стойкой бессонницей. Постепенно дозы барбитуратов, вызывающие сон, возрастают. Затем больные начинают принимать оарбитураты не только на ночь, но и днем в качестве успокаивающего средства. Не столько успокаивающий, сколько эйфоризирующий эффект этих лекарств способствует развитию наркомании.

Признаки приема барбитуратов: расширенные зрачки, покраснение лица и верхней части туловища, резкая мышечная слабость. При приеме барбитуратов, (а они содержатся и в корвалоле, валокордине, валосердине — сердечных препаратах, а также в седалгине, пенталгине, коделаке) — у человека отмечается повышенная двигательная активность, необоснованное веселье, речь при этом часто несвязна, наступает оглушение и не понимание смысла обращенных к нему вопросов. Отмечаются также ничем не обоснованные случаи агрессии по отношению к посторонним людям.

В состоянии опьянения барбитуратами движения у человека размашисты и некоординированны, при ходьбе — пошатывание, речь — как у сильно выпившего человека.

Медицинский работник школы отличит опьянение снотворными от алкогольного опьянения по следующим признакам: расширенные зрачки, их слабая реакция на свет, качательные движения глазных яблок при крайних отведениях  в сторону: сероватый оттенок кожи с гнойничковыми заболеваниями, коричневый налет на языке, редкий пульс и низкое артериальное давление, снижение температуры тела на 0,5-1,0 градусов С ниже нормы.

Употребление барбитуратов и транквилизаторов становится популярным среди подростков из-за их дешевизны и доступности, особенно барбитуратов, которые входят в состав лекарственных препаратов, отпускаемых без рецептов, таких как: корвалол, валокордин, валосердин, темпалдол, седалгин и т.д.

Если подросток находится в состоянии, напоминающем опьянение, но без характерного запаха спирта, необходимо обследовать его у нарколога, так как промедление опасно для жизни ребенка.

Употребление барбитуратов опасно тем, что на определенном этапе утрачивается контроль за количеством принимаемого препарата, и передозировки часто заканчиваются смертью.

 Пример: В одном из хирургических отделений краевой больницы работал замечательный, талантливый хирург.  После развода с женой  стал чувствовать боли в сердце, и чтобы унять их,  спать спокойнее,  начал употреблять валокордин (содержит фенобарбитал), через 1 месяц, уже перед началом операции выпивал полностью флакон лекарства, а еще через 1,5 месяца в день уходило по 3-4 флакона валокордина, благо лекарства данного было достаточно. Если не принял лекарство, «все валилось из рук, руки дрожали», стал раздражительным, участились послеоперационные осложнения у больных и именно после его операций. Лицо стало синюшне-красным, одутловатым, И только через полгода старшая операционная медицинская сестра обратила внимание на нездоровье, болезненность хирурга П., проанализировав все, выявили у врача — хирурга барбитуратовую зависимость и цирроз печени, прошел лечение, переосвидетельствование на врачебно-трудовой комиссии, хирургом более работать не смог, работал хирургом кабинета поликлиники, через 2 года находился на лечении с диагнозом «алкогольный психоз».

В данном конкретном случае барбитуровая зависимость спровоцировала злокачественную форму алкоголизма. Оказалось — совместилось несовместимое.

Токсикомания летучими органическими
растворителями

Ингалянты—это своеобразные летучие наркотически действующие вещества, которые имеются в средствах технической и бытовой химии и которые используются для опьянения.

К данной группе интоксикантов относятся вещества, содержащие бензин, ацетон, бензол, этиловый и метиловый эфиры, метиленовый, а также изопропиловый спирты. Их доступность, дешевизна и возможность их свободного приобретения способствует привлечению подростков и детей к их употреблению.

В круг подростков — интоксикантов входят дети из неблагополучных семей низкого уровня развития и дохода, где родители злоупотребляют алкоголем, но есть и исключения. Употребляют ингалянты,  как правило,  в группе; способ введения — нюхание, «пыхание», отсюда и термин «нюхальщик».

Опьянение ингалянтами на первой фазе их действия напоминает интоксикацию алкоголем: головокружение, приятный шум в голове, а также чувство тепла и расслабленности. В некоторых случаях подросток испытывает головную боль, тошноту, рвоту, страх — и он прекращает вдыхание паров токсичных веществ. При их отсутствии и продолжении вдыхания у подростков проявляется беспечность, веселье. Они смеются и поют. Тело невесомо, руки-ноги кажутся уродливыми или разными по длине, объему, нарушается координация движений, отсюда падения, вызывающие смех у других и у самого «нюхальщика». Исчезает привычное восприятие своего тела, токсикоман ощущает себя в полете, «свободное парение или полет», иногда видит, как от тела отделяются его части.

Интоксикация ингалянтами, как правило, активизирует сексуальное влечение, которое удовлетворяется любым путем. У каждого свой «мультик», свой «глюк» прокручивается внутри головы. Затем наступают вялость, усталость, рассеянность.

Разные ингалянты действуют на детей по - разному: например, при вдыхании паров клея « Момент», отмечается опьянение, эйфория, галлюцинации типа «мультиков». Однако часто в случае передозировки наблюдается тяжелое нарушение сознания, выражающееся в оцепенении, переходящем в  кому, и, теряя сознание, подростки не в силах освободиться от пакета, надетого на голову, погибают.

Пары ацетона, толуола, растворителя действуют еще токсичнее. Сознание нарушается по типу оглушения: они совершенно не реагируют на окружающее, сидят в оцепенении, улыбка на лице, наступает кома и паралич дыхания.

Вдыхание паров бензина сопровождается эйфорией, состоянием блаженства, обездвижением. В дальнейшем возникают яркие зрительные галлюцинации устрашающего характера и вызывают не столько страх, сколько любопытство. Затем апатия, вялость и головная боль. Далеко не все «пыхальщики» приобретают зависимость от интоксиканта, в основном приобщению детей к нюхачеству способствуют различные психические отклонения, и основным здесь признается ранняя алкоголизация детей.

Однако с развитием токсикомании подростки перестают принимать спиртное. Дети начинают прогуливать занятия, не готовят уроки, почти не бывают дома, все время проводят на улице, грубы и раздражительны с родителями, педагогами, воруют не только у себя дома, но и у одноклассников.

Уважаемые родители, вы  должны обратить внимание на внешний вид ребенка: он бледный, худой, неряшливый, не соблюдает правил личной гигиены, у него пропал аппетит и плохой сон, он быстро утомляется, раздражителен и плаксив. Одежда и волосы подростка издают характерный запах. Зрачки расширены, дрожат конечности, пальцы рук, веки, судороги сводят некоторые мышцы. Скандалит, агрессивен, затем тосклив и угнетен, тревожен и насторожен — все это абстиненция.

  1. Нормативные документы по проблемам наркомании

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечения)

В Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. включены 7 статей и 17 составов преступлений о наркотиках (188 -Контрабанда, 228, 229, 230, 231, 232, 233).

Статья 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

1.  Незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере — наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

2.  Незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ — наказываются лишением свободы па срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

3.  Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;

б)неоднократно;

в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

4.  Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере, — наказываются лишением свободы па срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

5.   Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труди или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы ни срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению их совершивших, обнаружению имущества, добытого «преступным путем, освобождается от уголовной ответственности заданное преступление.

Статья 232. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических  средств или психотропных веществ

1.   Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ — наказываются лишением свободы на срок до четырех лет

2.  Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или  иных  документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ

Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей.

Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом ни срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуэ1сдепного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных
документов, государственных наград,, штампов, печатей.

1.  Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2.  Те же деяния, совершенные неоднократно — наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.

3.  Использование заведомо подложного документа — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами пи срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

  1. Стратегии семейного воспитания, ведущие к конфликтам (материал для родительских собраний).

Родители – люди, у которых разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, которые могут стать для вас горем или радостью. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у  взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

  1. Безнадзорность и бесконтрольность – ситуация, когда родитель излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увеселений, попадают  под влияние «уличных» компаний.
  2. Гиперопека – жизнь ребёнка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит всё время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоят за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим  «всё дозволено». У подростков всё это может вылиться в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы, желания беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
  3. Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановки эмоциональной отверженности,  безразличия, холодности. Ребёнок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно  внимательны и добры к нему.
  4. «Жестокое воспитание» - за малейшую провинность ребёнка сурово наказывают и он растёт в постоянном страхе. На основе страха в ребенке могут развиться отрицательные качества (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).
  5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности -  с малых лет ребёнку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие – своё и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребёнка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Воспитание должно осуществляться на позитивной основе. Родители хотят видеть своих детей умными, порядочными, способными отвечать за свои поступки.  Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались их скрыть. И не нужно каждый раз стараться быть «на высоте», да это и невозможно. Наша реакция на поступки детей может быть самой разной, но если дать ребёнку понять, что мы чувствуем, чем вызваны наши поступки, он сможет научиться принимать решения, ориентируясь на чувство другого. Родители часто упрекают детей в эгоизме, в том, что он с ними не считается, но  часто ли дают ему возможность познать себя, ориентируют ли его в своих чувствах? Для этого надо уметь их открывать.

Каждому из нас нужно такое место, где можно не притворяться, где тебя не обманут, где всё хорошо и спокойно, где можно отдохнуть душой. Это место – семья, дом.

У родителей есть возможность выбора.  Именно от них зависит в большей степени, каким вырастет их ребёнок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их нравоучения и  слова.

                               

Как преодолеть трудности воспитания

(информационные стенды для родителей).

              Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).

  Скрытые формы неблагополучия ребёнка - пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.

Самая сложная задача учителя и родителя - найти ключик к пониманию  ребёнка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Рекомендации для родителей:

Что поможет не провоцировать агрессивные реакции у ребенка           

1.     Запреты, крики  усугубляют проблемы.

2.     Санкция должна соответствовать поступку.

3.     Вспышки агрессии взрослого недопустимы в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.                                   

4.     Чаще  прикасайтесь к ребенку (тактильный контакт).

5.     Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства ребенка.

6.     Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.

7.     Используйте удивление для реагирования на агрессию.

8.     Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.

9.     Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.

10.   Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.

11.   Дайте понять ребёнку, что он любим.

Рекомендации для родителей:

Если ребенок склонен к конфликтному поведению

1.   Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).

2.  Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.

3.  Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.

4.  Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.

5.  Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.

6.  Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

Если у Вас тревожный ребенок

1.  Выясните причину тревожности.

2.  Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.

3.  Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.

4.  Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.

                                        Если у Вас застенчивый ребёнок

1.  Не давите на ребёнка собственным авторитетом.

2.  Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.

3.  Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.

4.  Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.

5.  Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

6.  Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.

7.  Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.

8.  Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.

9.  Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими

ребёнку.

10.   Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.

Если ребенок склонен к проявлению упрямства

1.  Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.

2.  Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.

3.  Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.

4.  Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.

5.  Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

Если у Вас аутичный ребенок

1.  Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.

2.  Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.       

3.  Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.

4.  Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.

5.  Заинтересуйте ролевыми играми.                                                 .

6.  Учите замене монологов диалогами.

7.  Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребёнок испытывает страх.

8.  Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздражают.

9.  В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло.

10.   Дозируйте всё новое в разумных пределах.

11.   Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.

Если ребенок нервничает

1.  Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.

2.  Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.

3.  Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».

4.  Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы - пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.

5.  Найдите со семи взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.

6.  Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.

7.  Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни - явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем
ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.

1.  Выясните причину гипердинамичности. Нередко она - следствие мозговой

дисфункции.

2.  Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним

 режим дня и стремитесь следовать ему.

3.  Главное лекарственное средство - игра.

4.  Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.

5.Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте компании.

6  Учите сдерживать бурные эмоции и   не выплёскивайте на ребёнка. Спрячьте

раздражение и ярость.

7  Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте телесно, лучше лишайте свободы действий.

Если ребенок периодически «устраивает сцены»

1.  Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг запросов.

2.  Не утешайте ребёнка запретными вещами.

3.  Умейте переключать внимание ребёнка.

4.  То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.

5.  Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.

6.  Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием, превратите в игру. Успокойте сюрпризом.

7.  Требования должны быть эмоционально привлекательными.

8.  Чаще говорите «можно».

Если ребенок невнимательный

Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает, то что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.

1.  Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, включайте виды деятельности, требующие концентрации внимания.

2.  Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3.  Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4.  Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок  времени, чтобы он мог его завершить.

5.   Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

        Родители получают заинтересовавшие их рекомендации.

        Ближе к завершению родительского собрания устанавливаю обратную связь - родители делятся полученными впечатлениями, делают выводы. Цель проведенной работы  достигнута – основной вывод , сделанный родителями заключался в том, что если ребенку хорошо дома, есть взаимопонимание с родителями, общие интересы – ребенок не окажется на улице, не станет употреблять наркотики, а если существуют проблемы во взаимоотношениях – их можно решить совместными усилиями – безвыходных ситуаций не бывает.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шишковец Т.А. Осложнённое поведение подростков. М., 2006.
  2. Петрынин А.Г., Щекатуров И.Е. Профилактика распространения алкоголизма, наркомании и курения среди подростков в образовательных учреждениях. Х., 2003
  3. Научно – методический журнал заместителя директора школы №6. 2005
  4. Классный руководитель. Журнал. №3. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная профилактическая работа педагогов и родителей по сохранению здоровья обучающихся

Эта статья будет интересна тем, кто не знает, с чего начать масштабную, но такую нужную работу по профилактике заболеваемости педагогов и обучающихся...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

Рекомендации педагогам по организации профилактической работы с родителями по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков

Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том,  что значимые д...

Профилактическая работа с родителями

Профилактическая работа с родителями,стоящими на ВШУ....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ«ПУТЬ К УСПЕХУ»...

Программа просветительской и профилактической работы с родителями

                      Программа просветительской и профилактической работы с родителями в условиях надомного обучения...