Программа просветительской и профилактической работы с родителями
рабочая программа
Программа просветительской и профилактической работы с родителями в условиях надомного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа просветительской и профилактической работы с родителями | 52.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
просветительской и профилактической работы с родителями
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.
Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально - обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.
Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.
Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Педагог может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.
Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.
В центре программы - сотрудничество педагога и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.
Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических бесед; психолого-педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.
Основные направления деятельности:
- диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;
- практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации;
- привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.
Педагог осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.
Ожидаемые результаты
Активные формы работы с родителями дадут возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать согласованному принятию совместных решений.
Реализация программных мероприятий позволит в значительной мере снизить социальную напряжённость и разобщённость людей в их ближайшем жизненном окружении, повысить уровень культуры отношений между родителями, детьми, школой, комплексно решать вопросы профилактики асоциального поведения детей и подростков. Взаимодействие участников Программы будет способствовать укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
В результате осуществления реализации Программы ожидается:
- повышение уровня духовно-нравственного потенциала семьи;
- снижение уровня преступности среди несовершеннолетних;
- уменьшение уровня детской безнадзорности;
- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся;
- создание благоприятной образовательной, развивающей и воспитательной среды, здорового нравственно-психологического климата;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
Социально-педагогические результаты работы с родителями
На уровне детей и родителей:
- разрешение личностных проблем детей и родителей;
- повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.
На уровне учреждения:
- -повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родите
Методическое обеспечение
Методы взаимодействия с родителями
- методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
- методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;
Формы взаимодействия с родителями
Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.
Консультация для родителей – проводят педагог, специалисты службы сопровождения и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем.
Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей.
Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогом создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.
План работы
№ | Направление | Сроки исполнения | Ответственные | ||
Психолого-педагогическая диагностика | |||||
1. | Анкетирование родителей | ||||
«Изучение семей воспитанников, социального статуса семьи» | Сентябрь | Педагог | |||
Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы) | В начале учебного года Сентябрь | педагог | |||
Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами образования, пожелания родителей) | В конце учебного года Апрель | педагог | |||
2. | Анкетирование, тестирование, диагностика детей | ||||
Первичное (собеседование, тестирование) | Сентябрь | педагог | |||
Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности учебного заведения, педагогам, пожелания) | Май | педагог | |||
Опросники по проведенным мероприятиям | В течение учебного года | Педагог - психолог | |||
3. | Организационно-педагогическая деятельность | ||||
1. | Родительские собрания, встречи |
| Администрация, педагог | ||
Беседа «Как стать другом для своего ребенка» | Декабрь | Педагог | |||
Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации) | Март | ||||
Индивидуальное консультирование родителей | В течение года | ||||
Беседа «Безопасность детей на дороге» | 1 раз в квартал | ||||
2. 3. | Мероприятия с родителями и детьми | В соответствие с планом работы | Педагог | ||
| В соответствие с планом работы | ||||
В соответствие с планом работы | |||||
Выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ» | В соответствие с планом работы | ||||
Помощь родителей в подготовке к выставкам, соревнованиям, конкурсам, мероприятиям | В течение года | ||||
Изготовление поделок к Новому году | Декабрь | ||||
«Женский день – 8 марта» – изготовление подарков | Март | ||||
«День Защитника Отечества» - поздравление пап, дедушек | Февраль | ||||
Открытое занятие. Награждение родителей грамотами, благодарственными письмами | Май | ||||
Мероприятия с детьми | В соответствие с планом работы | Педагог | |||
«О маме с любовью” - конкурс рисунков. | В соответствие с планом работы | ||||
«Мой любимый папа» – праздничное поздравление | В соответствие с планом работы | ||||
Педагога и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагог должен стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
В процессе развития ребенка современная педагогика выделяет три сферы:
- образование – (целенаправленное воздействие на ребенка),
- семью (основной институт социализации личности)
- социум (стихийное влияние «улицы»).
С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.
Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.
Индивидуальные формы:
- Анкетирование, диагностика.
- Совместная игровая деятельность.
- Индивидуальная консультация (беседа).
- Просветительская работа.
Остановимся на вышеперечисленном более подробно:
Интерактивные формы работы.
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.
Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога или по инициативе самих родителей.
Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».
Совместная игровая деятельность.
Одним из оптимальных пространств для реализации части идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность мышления детей.
Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.
Просветительская работа.
В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.
В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.
золотые правила, которые помогают эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше перенесите разговор на другой раз.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
- Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Литература
- Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:
- учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
- Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
- Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная профилактическая работа педагогов и родителей по сохранению здоровья обучающихся
Эта статья будет интересна тем, кто не знает, с чего начать масштабную, но такую нужную работу по профилактике заболеваемости педагогов и обучающихся...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....
Рекомендации педагогам по организации профилактической работы с родителями по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том, что значимые д...
Профилактическая работа с родителями
Материал для повышения психолого – педагогической культуры, уровня информированности по проблемам злоупотребления психоактивными веществами родителей.....
План профилактической работы с родителями обучающихся
План работы с родителями 5-6 классов...
Профилактическая работа с родителями
Профилактическая работа с родителями,стоящими на ВШУ....
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ«ПУТЬ К УСПЕХУ»...