Программа просветительской и профилактической работы с родителями
рабочая программа

Новицкая Татьяна Ричардовна

                        Программа просветительской и профилактической работы с родителями в условиях надомного обучения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Программа

просветительской и профилактической работы с родителями

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.

Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально - обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.

Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.

Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Педагог может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога  становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.

В центре программы -  сотрудничество педагога и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.

Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических бесед; психолого-педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей,  вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.

Основные направления деятельности:

  • диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;
  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;
  • практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации;
  • привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.

Педагог осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.

Ожидаемые результаты

Активные формы работы с родителями дадут  возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут  условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать  согласованному принятию совместных решений.

         Реализация программных мероприятий позволит в значительной мере снизить социальную напряжённость и разобщённость людей в их ближайшем жизненном окружении, повысить уровень культуры отношений между родителями, детьми, школой, комплексно решать вопросы профилактики асоциального поведения детей и подростков. Взаимодействие участников Программы будет способствовать укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

В результате осуществления реализации Программы ожидается:

  • повышение уровня духовно-нравственного потенциала семьи;
  • снижение уровня преступности среди несовершеннолетних;
  • уменьшение уровня детской безнадзорности;
  • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся;
  • создание благоприятной образовательной, развивающей и воспитательной среды, здорового нравственно-психологического климата;

 

  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

Социально-педагогические результаты работы с родителями

На уровне детей и родителей:

  • разрешение личностных проблем детей и родителей;
  • повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

На уровне учреждения:

  • -повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родите

Методическое обеспечение

Методы взаимодействия с родителями

  • методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
  • методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;

Формы взаимодействия с родителями

Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.

Консультация для родителей – проводят педагог, специалисты службы сопровождения и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем.

Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей.

Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогом создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.


План работы

Направление

Сроки исполнения

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

1.

Анкетирование родителей

«Изучение семей воспитанников, социального статуса семьи»

Сентябрь

Педагог

Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы)

В начале учебного года

Сентябрь

педагог

Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами образования, пожелания родителей)

В конце учебного года

Апрель

педагог

2.

Анкетирование, тестирование, диагностика  детей

Первичное (собеседование, тестирование)

Сентябрь

педагог

Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности учебного заведения, педагогам, пожелания)

Май

педагог

Опросники по проведенным мероприятиям

В течение учебного года

Педагог - психолог

3.

Организационно-педагогическая деятельность

1.

Родительские собрания, встречи

   

Администрация, педагог

Беседа «Как стать другом для своего ребенка»

Декабрь

Педагог

Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации)

Март

Индивидуальное консультирование родителей

В течение года

Беседа «Безопасность детей на дороге»

1 раз в квартал

2.

3.

Мероприятия с родителями и  детьми 

В соответствие с планом работы

Педагог

 

В соответствие с планом работы

В соответствие с планом работы

Выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»

В соответствие с планом работы

Помощь родителей в подготовке к выставкам, соревнованиям, конкурсам, мероприятиям

В течение года

Изготовление поделок к Новому году

              Декабрь                

«Женский день – 8 марта» – изготовление подарков

Март

«День Защитника Отечества» - поздравление пап, дедушек

Февраль

Открытое занятие.

Награждение родителей грамотами, благодарственными письмами

Май    

Мероприятия с детьми

В соответствие с планом работы

Педагог

«О маме с любовью” - конкурс рисунков.

В соответствие с планом работы

«Мой любимый папа» – праздничное поздравление

В соответствие с планом работы

        Педагога  и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Основная цель  работы  с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий  для взаимодействия детей и родителей,  укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации  социокультурного потенциала семьи для создания единой  гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагог должен  стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.

Работа с  родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

1.    Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

2.    Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

3.    Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

4.    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В процессе развития ребенка  современная педагогика выделяет три сферы:

  • образование – (целенаправленное воздействие на ребенка),
  •  семью (основной институт социализации личности)
  • социум (стихийное влияние «улицы»).

С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения  педагогики и детской психологии, в это понятие включаются  взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.

        Родители испытывают потребность  получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.

        Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.   

    Индивидуальные формы:

  • Анкетирование, диагностика.
  • Совместная игровая деятельность.
  • Индивидуальная консультация (беседа).
  • Просветительская работа.

Остановимся  на вышеперечисленном более подробно:

Интерактивные формы работы.

        Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.

        Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога или по инициативе самих родителей.

                Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Совместная игровая деятельность.

Одним из оптимальных пространств  для реализации части  идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом  исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность  мышления детей.

Через игру взрослым легче корректировать  отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.

  Просветительская работа.

 В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

  золотые правила, которые помогают  эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше перенесите разговор на  другой раз.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
  • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

Литература

  1. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:
  2. учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
  3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
  4. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная профилактическая работа педагогов и родителей по сохранению здоровья обучающихся

Эта статья будет интересна тем, кто не знает, с чего начать масштабную, но такую нужную работу по профилактике заболеваемости педагогов и обучающихся...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

Рекомендации педагогам по организации профилактической работы с родителями по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков

Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том,  что значимые д...

Профилактическая работа с родителями

Материал для повышения  психолого – педагогической культуры,  уровня информированности по проблемам злоупотребления психоактивными веществами  родителей.....

Профилактическая работа с родителями

Профилактическая работа с родителями,стоящими на ВШУ....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ«ПУТЬ К УСПЕХУ»...