План профилактической работы с родителями обучающихся
календарно-тематическое планирование (5, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЩИХСЯ 6 Б класса МБОУ СШ № 40.
Программа для родителей обучающихся 5-х и 6-х классов.
- понимание рисков, связанных с дезадаптацией детей, ошибками воспитания и бесконтрольного времяпровождения;
- знание ресурсов семьи по снижению рисков и создания развивающих условий своим детям;
- мотивация к активному взаимодействию со школой, классным руководителем и другими специалистами школы.
Тематический план занятий с родителями
№ п/п | Тема | Всего кол.час | Теор. | Практ. |
1 | Модернизация образования | 1 | 1 | |
2 | Информация о деятельности специалистов образовательного учреждения, работающих с родителями детей, обучающихся в 5-х и 6-х классах | 1 | 1 | |
3 | Психологические особенности младших подростков | 2 | 1 | 1 |
4 | Адаптация – важное условие успешности в средней школе | 2 | 1 | 1 |
5 | Учебная и вне учебная деятельность школьников 5-х и 6-х классов | 2 | 2 | |
6 | Законодательство о браке и семье. | 2 | 1 | 1 |
7 | Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни | 2 | 2 | |
8 | Профилактика употребления младшими подростками ПАВ | 2 | 2 | |
9 | Предупреждение аддиктивного поведения младших подростков | 2 | 2 | |
10 | Досуг родителей с детьми 5-х и 6-х классов | 2 | 1 | 1 |
11 | Консультации и помощь специалистов | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 20 | 7 | 13 |
Содержание тем занятий с родителями.
- Концепция модернизация образования.
Общие положения концепции. Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении. Особенности обучающих программ, требования к учащимся. Перспективы развития образовательного учреждения. Факторы риска и защиты.
Форма занятия: Лекция-информация.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании.-2002.-№3.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – М.- 2002. – с. 11-13.
2. Информация о деятельности специалистов образовательного учреждения, работающих с родителями детей, обучающихся в 5-х и 6-х классах
Психологическая служба школы. Педагог организатор, его функции. Социальный педагог, его возможности. Заместитель директора школы по воспитательной работе. Ответственный по профилактике ПАВ. Медицинский работник в школе и др.
Форма занятия: Лекция-информация.
3. Психологические особенности младших подростков
Кризис подросткового возраста и способы его преодоления. Психологические новообразования младшего подросткового возраста. Интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и поведенческая сферы личности младшего подростка. Факторы риска и факторы защиты.
Форма занятия: Интерактивный метод (Мозговой штурм).
Рекомендуемая литература по теме:
1. Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости.
2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- 2004.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
4. Психология человека от рождения и до смерти /под ред. А.А. Реана.- СПб.- 2002.
4. Адаптация – важное условие успешности в средней школе
Условия адаптации детей в 5-м классе. Психологическая адаптация. Социальная адаптация. Этапы адаптации. Компенсации при адаптации. Изменения, сопровождающие адаптацию. Срывы адаптации. Мотивационный кризис. Кризис самооценки. Факторы риска и факторы защиты.
Форма занятия: Анализ проблемных ситуаций.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей.-М.-2001.
2. Борба Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться,- М.- 2004
3. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М., 1992.
4. Практическая психология образования /под. ред. И.В. Дубровиной.- М.-1997.
5. Рабочая книга школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной.- М.-1991;
6. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.
5. Учебная и внеучебная деятельность школьников 5-х и 6-х классов
Изменения в интеллектуальной и мотивационной сферах. Развитие эмоционально – волевых качеств. Трудности в учебе. Развитие и поддержка интересов детей в учебной и вне учебной деятельности. Формирование нормативного поведения школьников. Создание ситуации успеха и условий для самостоятельной работы детей. Факторы риска и факторы защиты.
Форма занятия: Работа в проблемных группах.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного: Кн. для родителей.-М.- 2002.
2. Латышина, Д.И. А. С. Макаренко о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов пед. вузов. - М.- 2003.
3. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М.-2004.
4. Педагогическая психология. / Под ред. Н.В. Клюевой. М.- 2003.
5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.- 1996.
6. Законодательство о браке и семье
Кодекс о браке и семье. Конвенция ООН о защите прав ребенка. Реализация и учет положений законодательства о браке и семье при воспитании ребенка. Факторы риска и факторы защиты.
Форма занятия: Мини-лекция. Интерактивный метод (Мозговой штурм).
Рекомендуемая литература по теме:
1. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка: (Теория и практика). – Владимир.- 2001.
2. Конвенция ООН о правах ребенка (извлечения) // Воспитание ребенка. – М.- 2002. – С. 8-10.
3. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2002.
7. Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни
Ценности жизни. Занятия спортом, искусством, творчеством как условие формирования здорового образа жизни. Пример родителей – основа здорового образа жизни детей. Нравственные нормы – гарантии здоровья. Факторы риска и факторы защиты.
Форма занятия: Обсуждение результатов работы проблемных групп.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., 1987.
2. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Казань, 2002.
3. Касаткин В.Н., Парашутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.А. Программа профилактики курения в школе. – Казань.-2004.
4. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов Ю.П. Луговская. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002.
5. Маленкова Л.И. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». / Домашнее воспитание. - №2, 1998. – С. 2-7
6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Новые дети»: Кн. для родителей и педагогов. – М., 2000. – 221 с.
7. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М., 1999.
8. Профилактика употребления младшими подростками ПАВ
Профилактика курения: пассивное и активное курение. Реклама табака и ее последствия. Профилактика употребления алкоголя. Реклама пива и ее последствия. Профилактика нарко- и токсикомании. Факторы риска и факторы защиты.
Форма занятия: Групповая дискуссия.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости. Казань, 2002.
2. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т. Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (5-6 классы): Методическое пособие. – Казань.-2002.
3. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Казань, 2002.
4. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от алкоголизации. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимости от алкоголя: 3-е издание. – Казань.- 2005.
5. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. – Казань.-2001.
6. Касаткин В.Н., Парашутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.А. Программа профилактики курения в школе. – Казань.- 2004.
7. Легкая ложь. Как табачная индустрия обманывает потребителей «легких» сигарет – Издание третье. Казань.- 2002.
8. Наркомания: как уберечь наших детей? Советы родителям: Методическое пособие. – Казань.- 2002.
9. Соловов А.В. Навыки жизни, программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.- Москва.- 2000.
9. Предупреждение аддиктивного поведения младших подростков
Типы девиантного поведения. Аддиктивный тип девиантного повеления. Мотивы личности, склонной к аддиктивным формам поведения. Характеристики аддиктивной личности. «Комплекс неполноценности». «Бегство от реальности». Факторы риска и факторы защиты.
Форма занятия: Интерактивный метод (Ролевая игра).
Рекомендуемая литература по теме:
1. Айвазова А.Е. Психологические аспекту зависимости.- СПб.-2003.
2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова.- М.-2003.
3. Вострокутнов Н.В., Шалимов В.Ф. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. – М.- 2005.
4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.-М.-2003.
5. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Методическое пособие – Казань.-2006.
6. Залыгина Н.А., Обухов Я.Л., Поликарпов В.А. Аддиктивное поведение молодежи: Профилактика и психотерапия зависимостей.- Минск.-2004.
7. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. Казань.- 2002.
8. Обучение жизненно важным навыкам: Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов / Сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.
9.Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск.-1999.
10. Досуг родителей с детьми 5-х и 6-х классов
Понятие гармоничных родительских отношений с ребенком. Связь детско – родительских отношений и межличностных отношений ребенка в детско – подростковой группе. Проблемы свободного времени. Способы и формы проведения досуга родителей с детьми. Виды дополнительного образования детей, существующие в образовательном учреждении и микрорайоне. Факторы риска и факторы защиты.
Форма занятия: Деловая игра
Рекомендуемая литература по теме:
1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Культура семейного досуга. М., 1998
2. Профилактика наркоманий у несовершеннолетних. / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. СПб., 2003.
3. Максимов В.В. Семейная книга. – СПб., 1996
4. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе: (Модели праздничного досуга). – М., 1999
5. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986
6. Турыгина, С. В. Семейные праздники.- Екатеринбург.- 2002.
7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М., 1985.
11. Консультации и помощь специалистов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями обучающихся 5 Б класса
План работы классного руководителя с родителями пятиклассниковсоставлен для помощи родителям в повышении их педагогической культуры, подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и ги...
План работы с родителями обучающихся 9 класса
План работы с родителями выпускников 9-х класса...
План профилактических мероприятий суицидального поведения обучающихся
Реализация данного плана проходит совместно с работниками системы профилактики: ОПДН , КДН и ЗП, Администрации сельского поселения, медико-психолого- педагогической поддержки....
План работы с родителями обучающихся 6а класса
Цели:· помочь родителям в повышении их педагогической культуры;· подготовить родительский коллектив к ...
План работы с родителями обучающихся, занимающихся в объединении дополнительного образования
Цель и задачи работы с родителями обучающихся, которые занимаются в объединении дополнительного образования «Мастерская подарков»:1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы об...
План работы с родителями обучающихся объединения «Страноведение: мир вокруг нас»
Цели:помочь родителям в повышении их педагогической культуры;подготовить родительский коллектив к большейсамостоятельности и гибкости в общении с педагогами;развивать коммуникативные способности родит...
ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
Обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности....