Кружок "Уроки психологического здоровья".
рабочая программа по психологии на тему

Строкова Татьяна Васильевна

Программа кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_psihzdorovya_12-13.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор

МБОУ БГО ООШ №11

_______________

А.В.Карякина

Согласовано

Зам. директора по УВР

________________

Н.А.Пищугина

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №_____

от ______________

Руководитель ШМО

________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 11

ПРОГРАММА   КРУЖКА

«УРОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

Педагог-психолог: Строкова Т.В.

                                 

                                                 г. Борисоглебск

                 2012

Пояснительная записка.

             Большое значение для развития личности имеет психологическое здоровье, то есть состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

 Успешное обучение в школе зависит от того, насколько хорошо у ребенка развиты память, внимание, мышление, воображение. Может ли ребенок быстро и качественно запоминать, слушать, воспринимать учебный материал. А для детей обучающихся  по ФГОС это особенно важно. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития возникают большие трудности в процессе адаптации к школе, а значит и в процессе усвоения школьной программы, то есть непосредственно обучения. Дети с низким уровнем интеллектуального развития отстают от других в освоении школьной программы. Как правило, это отставание в большей степени касается темпа, что объясняется недостаточным уровнем развития памяти, внимания, логического мышления. 

  Современная медицина утверждает, что 30 - 40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

  • наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
  • владение рефлексией , как средством познания себя;
  • наличие у человека потребности в самопознании, саморазвитии, личностном росте.

       Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины.

        Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии. На занятиях у учащихся в игровой форме развивается внимание, память, воображение, мышление, способы группового сотрудничества, снижается уровень тревожности.

Программа разработана для учащихся 1-2 классов с низким уровнем интеллектуального развития, нуждающиеся в коррекции познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы и снятии тревожности.

     Цель программы: психологическая поддержка детей, имеющих проблемы в развитии познавательных способностей, творческих возможностей и  некоторых социальных навыков детей,  раскрытие детьми своих возможностей и способностей. 

Задачи программы:

- Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний. Снижение тревожности.
- Обучение способам группового взаимодействия.
- Установление добрых отношений в группе. Развитие эмпатии.
- Развитие способности планирования и прогнозирования.
- Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
- Через игровые роли и сказочные образы осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Дать ученикам возможность поверить в свои силы.
- Способствовать развитию познавательных процессов.
- Выработать необходимые навыки в трудных ситуациях.
- Понять и принять себя "таким, какой Я есть”.

        Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие, разминка, основное содержание, ритуал прощания.

        Занятия проводятся в течение учебного года, 2 раза в неделю по 45 минут. Дети набираются по результатам диагностики.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

Тема занятий.

Колич.

часов

Примечание

1.

Знакомство. Игры на сплочение группы и снятие тревожности.

1 час

2.

Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего статуса.

1 час

3.

Правила школьной жизни. Для чего ходят в  школу.

1 час

4.

Учимся работать дружно. Знакомство с навыками учебного сотрудничества.

1 час

5.

Игра «Здравствуйте, это Я!»

1 час

6.

Моё настроение.

2 часа

7.

Наши страхи.

1 час

8.

Я больше не боюсь.

1 час

9.

Игра «Волшебный лес»

1 час

10.

«Сказочная Шкатулка». Самопринятие.

1 час

11.

«Волшебники». Снятие напряжения.

1 час

12.

Развиваем внимание. Тест «Простых поручений».

1 час

13.

Осведомленность. Развитие памяти.

1 час

14.

Наблюдательность. Развитие мелкой моторики руки.

1 час

15.

Развитие внимания и мелкой моторики руки.

1 час

16.

Восприятие и воспроизведение информации.

1 час

17.

Игра «Путаница». Расскажи сказку.

1 час

18.

Воображение. Сочиняем сказку.

1 час

19.

Развиваем сообразительность. Зарядка для пальчиков.

1 час

20.

Тренируем внимание.

1 час

21.

Тренируем внимание и развиваем память.

2 часа

22.

Развиваем слуховую и зрительную память.

2 часа

23.

Развиваем кругозор и образную память.

1 час

24.

Тренируем память и воображение. Тест «Дом-Дерево-Человек»

1 час

25.

Развиваем логически-смысловую память и гибкость ума.

2 часа

26.

Учимся устанавливать причинно-следственные связи. Пересказ текста.

2 часа

27.

Развиваем аналитическое мышление и гибкость ума.

2 часа

28.

Учимся обобщать и находить закономерности.

2 часа

29.

Учимся находить противоположности.

2 часа

30.

Учимся думать логично.

1 час

31.

Учимся думать творчески.

1 час

32.

Упражнения и игры для развития воображения.

1 час

33.

Тренируем мышление и гибкость ума.

2 часа

34.

Развиваем сообразительность.

1 час

35.

Развиваем гибкость ума и интеллект.

2 часа

36.

Диагностика уровня развития внимания и воображения.

1 час

37.

Диагностика уровня развития внимания и памяти.

1 час

38.

Диагностика уровня развития памяти и мышления.

1 час

39.

Диагностика интеллектуального развития. Заполнение теста умственного развития.

2 часа

40.

Подарок своими руками (аппликация, работа с пластилином)

2 часа

41.

Игра «Подарок другу»

1 час

42.

Игры на формирование уверенного поведения.

1 час

43.

Ролевая игра «Умей сказать «НЕТ»».

1 час

44.

Я и моя семья. Рисунок «Портрет моей семьи»

2 часа

45.

Мое здоровье.

1 час

46.

Подвижные игры на свежем воздухе. Наблюдаем за природой. Тренируем память.

2 часа

47.

«Планета эмоций»

2 часа

48.

Я и мой внутренний мир.

1 час

49.

Игра «Солнце в ладошках».

1 час

Итого:

64 часа

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕРСЭ, 2008
  2. Винокурова  Т.А. Развиваем способности детей. 1 класс,-  М.: Росмен, 2002
  3. Дмитриева В.Г. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления,  речи. – СПб.: Корона принт, 2001.
  4. Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. Книга для родителей.- М.: Эксмо, 2007.
  5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – НПО «МОДЭК», 2000.
  6. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики руки. – СПб.: Корона принт, 2006.
  8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Психологический практикум "Психологическое здоровье педагога"

Практикум направлен на снижение эмоциональной нагрузки педагогов, снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания. Содержит теоретический материал и практические упражнения...