Кружок "Уроки психологического здоровья".
рабочая программа по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор МБОУ БГО ООШ №11 _______________ А.В.Карякина | Согласовано Зам. директора по УВР ________________ Н.А.Пищугина | Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №_____ от ______________ Руководитель ШМО ________________________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 11
ПРОГРАММА КРУЖКА
«УРОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
Педагог-психолог: Строкова Т.В.
г. Борисоглебск
2012
Пояснительная записка.
Большое значение для развития личности имеет психологическое здоровье, то есть состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Успешное обучение в школе зависит от того, насколько хорошо у ребенка развиты память, внимание, мышление, воображение. Может ли ребенок быстро и качественно запоминать, слушать, воспринимать учебный материал. А для детей обучающихся по ФГОС это особенно важно. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития возникают большие трудности в процессе адаптации к школе, а значит и в процессе усвоения школьной программы, то есть непосредственно обучения. Дети с низким уровнем интеллектуального развития отстают от других в освоении школьной программы. Как правило, это отставание в большей степени касается темпа, что объясняется недостаточным уровнем развития памяти, внимания, логического мышления.
Современная медицина утверждает, что 30 - 40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
- наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
- владение рефлексией , как средством познания себя;
- наличие у человека потребности в самопознании, саморазвитии, личностном росте.
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины.
Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии. На занятиях у учащихся в игровой форме развивается внимание, память, воображение, мышление, способы группового сотрудничества, снижается уровень тревожности.
Программа разработана для учащихся 1-2 классов с низким уровнем интеллектуального развития, нуждающиеся в коррекции познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы и снятии тревожности.
Цель программы: психологическая поддержка детей, имеющих проблемы в развитии познавательных способностей, творческих возможностей и некоторых социальных навыков детей, раскрытие детьми своих возможностей и способностей.
Задачи программы:
- Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний. Снижение тревожности.
- Обучение способам группового взаимодействия.
- Установление добрых отношений в группе. Развитие эмпатии.
- Развитие способности планирования и прогнозирования.
- Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
- Через игровые роли и сказочные образы осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Дать ученикам возможность поверить в свои силы.
- Способствовать развитию познавательных процессов.
- Выработать необходимые навыки в трудных ситуациях.
- Понять и принять себя "таким, какой Я есть”.
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие, разминка, основное содержание, ритуал прощания.
Занятия проводятся в течение учебного года, 2 раза в неделю по 45 минут. Дети набираются по результатам диагностики.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
№ | Тема занятий. | Колич. часов | Примечание |
1. | Знакомство. Игры на сплочение группы и снятие тревожности. | 1 час | |
2. | Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего статуса. | 1 час | |
3. | Правила школьной жизни. Для чего ходят в школу. | 1 час | |
4. | Учимся работать дружно. Знакомство с навыками учебного сотрудничества. | 1 час | |
5. | Игра «Здравствуйте, это Я!» | 1 час | |
6. | Моё настроение. | 2 часа | |
7. | Наши страхи. | 1 час | |
8. | Я больше не боюсь. | 1 час | |
9. | Игра «Волшебный лес» | 1 час | |
10. | «Сказочная Шкатулка». Самопринятие. | 1 час | |
11. | «Волшебники». Снятие напряжения. | 1 час | |
12. | Развиваем внимание. Тест «Простых поручений». | 1 час | |
13. | Осведомленность. Развитие памяти. | 1 час | |
14. | Наблюдательность. Развитие мелкой моторики руки. | 1 час | |
15. | Развитие внимания и мелкой моторики руки. | 1 час | |
16. | Восприятие и воспроизведение информации. | 1 час | |
17. | Игра «Путаница». Расскажи сказку. | 1 час | |
18. | Воображение. Сочиняем сказку. | 1 час | |
19. | Развиваем сообразительность. Зарядка для пальчиков. | 1 час | |
20. | Тренируем внимание. | 1 час | |
21. | Тренируем внимание и развиваем память. | 2 часа | |
22. | Развиваем слуховую и зрительную память. | 2 часа | |
23. | Развиваем кругозор и образную память. | 1 час | |
24. | Тренируем память и воображение. Тест «Дом-Дерево-Человек» | 1 час | |
25. | Развиваем логически-смысловую память и гибкость ума. | 2 часа | |
26. | Учимся устанавливать причинно-следственные связи. Пересказ текста. | 2 часа | |
27. | Развиваем аналитическое мышление и гибкость ума. | 2 часа | |
28. | Учимся обобщать и находить закономерности. | 2 часа | |
29. | Учимся находить противоположности. | 2 часа | |
30. | Учимся думать логично. | 1 час | |
31. | Учимся думать творчески. | 1 час | |
32. | Упражнения и игры для развития воображения. | 1 час | |
33. | Тренируем мышление и гибкость ума. | 2 часа | |
34. | Развиваем сообразительность. | 1 час | |
35. | Развиваем гибкость ума и интеллект. | 2 часа | |
36. | Диагностика уровня развития внимания и воображения. | 1 час | |
37. | Диагностика уровня развития внимания и памяти. | 1 час | |
38. | Диагностика уровня развития памяти и мышления. | 1 час | |
39. | Диагностика интеллектуального развития. Заполнение теста умственного развития. | 2 часа | |
40. | Подарок своими руками (аппликация, работа с пластилином) | 2 часа | |
41. | Игра «Подарок другу» | 1 час | |
42. | Игры на формирование уверенного поведения. | 1 час | |
43. | Ролевая игра «Умей сказать «НЕТ»». | 1 час | |
44. | Я и моя семья. Рисунок «Портрет моей семьи» | 2 часа | |
45. | Мое здоровье. | 1 час | |
46. | Подвижные игры на свежем воздухе. Наблюдаем за природой. Тренируем память. | 2 часа | |
47. | «Планета эмоций» | 2 часа | |
48. | Я и мой внутренний мир. | 1 час | |
49. | Игра «Солнце в ладошках». | 1 час | |
Итого: | 64 часа |
ЛИТЕРАТУРА.
- Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕРСЭ, 2008
- Винокурова Т.А. Развиваем способности детей. 1 класс,- М.: Росмен, 2002
- Дмитриева В.Г. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи. – СПб.: Корона принт, 2001.
- Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. Книга для родителей.- М.: Эксмо, 2007.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – НПО «МОДЭК», 2000.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики руки. – СПб.: Корона принт, 2006.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Статья про психологическое здоровье обучающихся...
Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Статья про психологическое здоровье обучающихся...
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...
«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...
Психологический практикум "Психологическое здоровье педагога"
Практикум направлен на снижение эмоциональной нагрузки педагогов, снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания. Содержит теоретический материал и практические упражнения...
Психологическая поддержка детей с различными нарушениями психологического здоровья
Материалы для педагогов-психологов...