профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"
план-конспект занятия (7 класс)
Цель занятия:
· Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);
· Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи занятия:
1. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
2. Изменение отношения детей к зависимости от наркотика;
3. Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_bez_zavisimosti.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"
Цель занятия:
- Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);
- Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи занятия:
- Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
- Изменение отношения детей к зависимости от наркотика;
- Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Организационные аспекты:
- Участвует группа подростков 13-16 лет, желательно одного возраста (класса);
- Состав группы 12-15 человек;
- Работают два тренера: один ведет занятие, другой выступает как соучастник команды. В ходе занятия возможно поменяться ролями.
Методика проведения занятия
1. В начале тренингового занятия ведущий тренер знакомит участников с целями, задачами занятия и правилами групповой работы:
- Общение по принципу "здесь и теперь": Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
- Правило "микрофона", т.е. "один говорит (тот, у кого воображаемый микрофон), остальные молча слушают".
Конфиденциальность всего происходящего: Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.- Персонификация высказываний: Безличные слова и выражения типа "Большинство людей считают, что...", "Некоторые из нас думают..." заменяем на "Я считаю, что...", "Я думаю...". По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
- Запрет на диагнозы и оценку.
- Искренность в общении: Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
2. Разминочное упражнение "Я – какой?". Цель: установить контакт, снять эмоциональное напряжение у участников группы, настроить на продуктивную групповую деятельность.
По кругу участники называют свое имя и качество характера на первую букву имени (Иван – интеллектуальный). Начинающий называет свое имя-качество, сосед – сначала повторяет имя-качество начавшего это упражнение, затем говорит свое имя и качество. Упражнение проводится по типу "снежный ком".
3. Игра "Спорные утверждения". Цель: игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику уточнить свои взгляды на проблему зависимости.
Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: "совершенно согласен", "согласен, но с оговорками", "не согласен совершенно", "не имею точного мнения".
Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорное утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по предложению ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение.
Примеры спорных утверждений:
- Наркомания – это преступление;
- Легкие наркотики безвредны;
- Наркотики повышают творческий потенциал;
- Наркомания – это болезнь;
- У молодых людей возникает множество проблем из-за наркотиков;
- Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
- Наркомания излечима;
- Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»;
- Люди, употребляющие наркотики, часто не осознают, что зависят от них;
- С наркотической зависимостью можно справиться без родителей;
- Наркоманы часто умирают от СПИДа;
- Попасть в зависимость от наркотиков можно только после многократного их употребления;
- По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет;
- Наркоман может умереть и от малой дозы наркотика;
- Продажа наркотиков не преследуется законом;
- Наркоманы – это не люди;
- Легкие наркотики можно разрешить.
4. Игра "Отдай самое дорогое". Цель: помочь детям осознать возможные потери при возникающей зависимости, сместить фокус ценностных ориентаций.
Участникам предлагается написать на цветных бумажках по очереди:
- "свое увлечение", хобби;
- "самый дорогой предмет" (имеется ввиду дорогой и «по сердцу», и по цене);
- "дорогого человека"
Далее ведущий в роли "наркотика" (на груди надпись "наркотик") предлагает участникам свою дружбу, описывая все мифологические прелести потребления ПАВ. Но за эту дружбу надо платить, и Наркотик предлагает участникам поочередно отказаться ("отдай, подари мне …") увлечения, затем дорогую вещь, а потом и дорогого человека ("зачем они тебе, ведь у тебя есть я")
Рефлексия игры: обмен мнениями, чувствами (Какие чувства ты испытал? Что ты мог бы отдать? Почему?).
5. Игра "Страшноватый суд" (вариант игры И.Вачкова). Цель: переосмысление своего отношения к наркомании. Игра относится к классу игр на получение обратной связи.
Итак, закончив свой земной путь, душа наркомана предстает на высший суд перед Богом. Место прокурора, обвинителей занимают темные ангелы, места защиты – светлые ангелы. Задача темных ангелов обвинить Душу, подчеркнуть ее негативные стороны и социально неодобряемые поступки, "заполучить" Душу к себе в ад. Задача светлых ангелов – подчеркнуть положительные черты Души и убедить Бога отпустить Душу в рай. Желательно обставить игровое поле атрибутами рая и ада. Поскольку все же имеет место небольшое нарушение правила безоценочности, то в "цветных", игровых условиях оно воспринимается участниками без особых болезненных эффектов.
Перед началом игры участники делятся на две команды для совместного составления «судьбы» почившего наркомана. Оба тренера работают с командами, каждый в своей. В случае необходимости можно предложить участникам подсказку-факторы, которые подталкивают подростков к потреблению наркотиков.
Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками
В семье:
- Родители сами употребляют алкоголь или наркотики;
- Родители конфликтуют между собой. Ребенку в семье неуютно;
- Между членами семьи отсутствует эмоциональная близость, взаимопонимание;
- Стиль воспитания в семье: или "вседозволенность", или "ежовые рукавицы".
В обществе:
- Социальная нестабильность в стране, безработица, как следствие, много асоциальных семей;
- Нет жестких законов о потреблении и распространении наркотиков;
- Потребление наркотиков, алкоголя - "норма" для окружения;
- Нет представления в обществе о жизненных ценностях, для чего живем.
Особенности личности:
- Низкая самооценка;
- Неумение отстаивать свою позицию, внушаемость;
- Деформированная система ценностей;
- Низкая стрессоустойчивость, впечатлительность;
- Склонность к риску ("а дай попробую, что будет…");
- Завышенная самооценка ("захочу, брошу").
Игра начинается, когда будет готов участник от команды с рассказом о своей судьбе-истории «дружбы» с наркотиками. Все участники высшего суда: Бог, темные и светлые ангелы заслушивают историю жизненного пути наркомана. После начинается сам суд. Бог по своему усмотрению предоставляет слово сторонам защиты и обвинения, после чего выносит вердикт, отправляет Душу в рай или ад. Таким же образом обыгрывается и вторая судьба, вариант другой команды, причем желательно ангелам, Богу поменяться местами.
Обязательно в конце игры проводится рефлексия: В какой роли ты участвовал? Что показалось тебе трудным, приятным в этой роли? В какой роли играть было труднее? Что ты чувствовал, когда обвинял (защищал) наркомана? Что чувствовала сама Душа? Тебе не жалко наркомана?
Занятие заканчивается словами о том, что мы сегодня ознакомились с большим объемом информации про потребление наркотиков. Это были факты, чувства, мнения, переживания отдельных участников. Сейчас главное - всегда помнить, что выбор, а следовательно, и ответственность за все, что случиться с тобой и твоими близкими после "дружбы" с наркотиками, за тобой!
Литература
1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Ось-89, 2000.
2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. – М: ТЦ Сфера, 2002.
3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд-во "Образование и культура", СПб, 2003.
4. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
5. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных педагогов. – М: Фирма Вариант, 2003.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"
Цель занятия: · Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...
Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"
Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"...
Профилактическое занятие с элементами тренинга «Наши вредные привычки»
Профилактическое занятие с элементами тренинга. Цель: профилактика курения, алкоголизма; формирования установки на здоровый образ жизни и правильное питание....
Профилактическое занятие с элементами тренинга для обучающихся 8-10 классов.
Занятие с элементами тренинга предназначено для подростков, обучающихся старших классов образовательных организаций. Может быть прведено во время коассного часа.Цель занятия: формирование навыка ...
Реабилитационно-профилактическое занятие с элементами тренинга "Арт-терапия и мы".
Данное мероприятие будет интересно не только педагогам-психологам, но и социальным педагогам, а также всем категориям специалистов, взаимодействующим с такой категорией как замещающие родители....
Профилактическое занятие с элементами тренинга "Профилактика стрессовых ситуаций в подростковой среде"
Актуальность выбранной темы обусловлена важными преобразованиями в современной школе и запросом государства и общества на здоровое подрастающее поколение.Для решения поставленной задачи социальным пе...
Профилактическое занятие с элементами тренинга "Подросток и СТРЕСС"
Данное профилактическое занятие может использоваться в рамках профилактики стрессовых ситуаций в подростковой среде....