Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменационной тревожности"
материал по психологии (11 класс) по теме
Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменнационной тревожности" проводится с целью с снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие с элементами обучения методам нервно-мышечной релаксации | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга
«Профилактика экзаменационной тревожности».
Дата проведения: май 2012 г.
Место проведения: СОШ Кольского района
Участники: учащиеся выпускных классов
Проводит: педагог-психолог Плюснина Л.В.,
ГОБУСОН «Кольский КЦСОН»
Цель :
- способствовать снижению стресса в экзаменационный период у
старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара;
- обучение методам нервно – мышечной релаксации, приёмам расслабления;
- формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
Совсем скоро завершиться учебный год. Впереди у вас очень сложный период - экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме - в форме ЕГЭ. Эти экзамены отличаются от привычных для вас форм проверки знаний.
Для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса необходимо уметь снимать напряжение, расслабляться, управлять своим психофизическим состоянием, т. к. если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Сегодня мы с вами разучим приемы и упражнения, которые помогут преодолеть напряжения в стрессовых ситуациях.
Упражнение "Ассоциации".
Учащиеся по кругу говорят ассоциации к слову "экзамен".
Упражнение "Переименование".
Учащиеся по группам предлагается переименовать слово "экзамен", дать позитивное или нейтральное определение (не трудное испытание, отчёт, демонстрация своих знаний...).
Упражнение "Самое трудное".
Учащийся, у кого в руках мяч, должен продолжить фразу "Самое трудное на экзамене - это..." и бросить мяч любому другому человеку.
Обсуждение: - Какие ощущения испытывают школьники в связи с предстоящими экзаменами?
Ведущий. Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется ещё и тем, что человек начинает тревожиться, беспокоиться, переживать. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность, но это состояние поддаётся сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой, и сегодня мы с ними познакомимся. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.
Упражнения на мышечную релаксацию: Упражнение "Лимон"
Сядьте удобно, руки при этом положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начните медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок». Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно обеими руками. Расслабьтесь.
Упражнение "Гармошка"
Представь, страх твой — гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела — гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа… До отказа сжать-выдохнуть, немного подождать… Снова разжать… Раз 7-12, полностью сосредоточившись.
В конце упражнения от страха не останется и следа.
В данных упражнениях акцент делается на контрасте между состоянием напряжения на вдохе и расслаблением на выдохе.
Обсуждение: - Какие чувства вызвали у вас эти упражнения? Удалось ли вам расслабиться?
Ведущий: проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.
Упражнение «Перекрестный шаг».
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Ведущий. Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах.
Упражнение "Самопрограмирование".
Учащиеся формулируют текст программы и мысленно проговаривают его несколько раз: "Именно сегодня у меня всё получится", "Именно сегодня я буду находчивой и уверенной"...
Ведущий. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Как добиться внутреннего состояния уверенности мы уже осваивали. Но, очень важно и вести себя уверенно, когда ведешь себя, таким образом, то и ощущения тоже меняются.
Упражнение "Мои ресурсы".
Цель: помочь учащимся найти в себе, те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.
Учащиеся делят лист бумаги на две части. В одной части пишут: "Чем я могу похвастаться" т. е свои сильные стороны. После заполнения первой части озаглавливается вторая - "Чем это может мне помочь на экзамене". Желающие озвучивают результаты.
Несколько универсальных рецептов
для более успешной тактики выполнения тестирования.
- Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
- Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
- Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по снятию экзаменационной тревожности.
Программа расчитана на работу со старшеклассниками в группе по 8-10 человек....
Конспект занятия: "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс.
Конспект занятия:"Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс.Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. Задачи:...
Профилактика экзаменационной тревожности
Профилактика экзаменационной тревожности...
Методы и техники снижения экзаменационной тревожности в условиях дистанционного обучения
В данной презентации представлены методы и техники по работе с тревожными состояниями и ситуативными страхами. Презентация содержит рекомендации при подготовке к экзамену и во время ЕГЭ, подробн...
Профилактика экзаменационной тревожности в рамках подготовки к ГИА
В презентации рассматривается профилактика экзаменационной тревожности в рамках подготовки к ГИА в учебных заведениях. Приведена информация по трем компонентам готовности обучающихся к предстоящим экз...
Занятие с элементами тренинга "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции.
Занятие с элементами тренинга !Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции....
КАК СПРАВИТЬСЯ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ
КАК СПРАВИТЬСЯ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ...