Конспект методического мероприятия с педагогами «Выявление обучающихся группы суицидального риска»
материал
Предварительный просмотр:
Конспект методического мероприятия с педагогами
«Выявление обучающихся группы суицидального риска»
Ведущий: педагог-психолог
Категория участников: педагоги, работающие с обучающимися
Продолжительность: 1 час
Цель: обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения обучающихся
Задачи: ознакомление педагогов с комплексом маркеров суицидального поведения; обучение навыкам распознавания суицидального поведения; освоение поведенческих паттернов реагирования педагогов в случаях демонстрации обучающимся высокого уровня суицидального риска.
Материалы и оборудование:
Перечень маркеров суицидального поведения (по количеству участников семинара) (приложение 1);
Описание ситуационных задач (приложение 2);
Таблица «Как начать разговор с подростком, высказывающим суицидальные мысли и переживания» (по количеству групп) (приложение 3)
Памятка «Что надо делать, если вы искренне хотите помочь, а обратиться к специалисту сразу – невозможно» (приложение 4)
Ход мероприятия
Мини лекция «Уровни суицидального риска несовершеннолетних» - 5 мин.
Сегодня мне хочется поговорить с вами о том, как распознавать среди подростков тех, кто склонен к суицидальным действиям, т. е. находится в зоне риска.
Суицид занимает 17е место среди причин смерти во всем мире, причем эта цифра постоянно растет. У подростков 15-19 лет суицид занимает второе место сред причин смерти после дорожных аварий. По данным ВОЗ, Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов, на первом месте по числу суицидов среди подростков и молодежи (14-24 года).
Основные причины суицида подростков: неразделенная любовь, конфликты со сверстниками и родителями, страх перед будущим, одиночество. Эксперты отмечают, что больше всего оконченных суицидов совершается из-за семейных конфликтов, романтических отношений, личностных проблем, замкнутости, психических заболеваний. Также выделяют и такие причины как конфликты со сверстниками и друзьями, неуспехи в учебе, низкий уровень адаптации, бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями.
Суицид является одним из последствий кризиса, а точнее, деструктивного разрешения кризисной ситуации. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Для понимания суицида разберем основные понятия:
Парасуицид – несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых изменений за счет физических последствий. Определяется как призыв о помощи.
Суицидальное поведение – стремление человека покончить жизнь самоубийством.
Прямое суицидальное поведение – суицидальные мысли, попытки и завершенные суициды.
Непрямое суицидальное поведение – человек бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть. Например: алкогольные эксцессы, наркомания, голодание, переедание, нарушение ПДД, стремление подвергаться хирургический вмешательствам, экстремальные виды спорта, пренебрежение здоровьем.
Для понимания направления помощи важно понимать мотивы суицидального поведения.
Суицидальное поведение с преимущественным воздействием на значимых лиц Демонстративное (манипулятивное) суицидальное поведение – суицидальные акты носят театрализованный характер. Действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное внимание; вызвать сочувствие; избавится от грозящих неприятностей или наказать обидчика, вызвав у него чувство вины. Суицидальный акт часто совершается в том месте, которое связанно с эмоционально значимым лицом, которому он адресован. Следует помнить, что даже демонстративное суицидальное поведение может закончится смертью подростка, из-за недоучета подростком обстоятельств, незнания о летальности определенных средств (лекарства).
Аффективное суицидальное поведение – действия совершенные под влиянием ярких эмоций. Подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило под воздействием сильных негативных эмоций – обида, гнев или страх, которые затмевают реальное восприятие действительности.
Истинное суицидальное поведение – характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе поведения подростки почти всегда оставляют прощальные записки, адресованные родственникам и друзьям в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действия. Поскольку действия являются продуманными, такие суициды чаще заканчиваются смертью. Истинное суицидальное поведение можно определить по изменению в поведении подростка (отсутствие активности, состояние успокоения, раздача дорогих сердцу вещей, завершение важных дел, философские высказывания). Данный тип самый трудный в коррекции поскольку подросток не имеет мотивации к работе над проблемой.
Самоповреждающее поведение (селфхарм) – преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений, в следствие эмоциональной перегрузки с целью переключения внимания с эмоциональных на физические. Наиболее частая форма самоповреждения – порезы или расцарапывание кожи при помощи острых предметов. Другие формы самоповреждения включают в себя пережатие и удары по частям тела, прижигание кожи, препятствие заживлению ран, вырывание волос. Риск самоубийства среди людей, которые причиняют себе вред, является высоким. 40-60 процентов всех самоубийств сопровождается самоповреждением.
Примерная шкала оценки суицидального риска (рекомендации ВОЗ)
1. Риск отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не существует.
2. Незначительный. Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом.
3. Умеренный. На лицо твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус.
4. Высокий. Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку.
Решение ситуационных задач – 20 мин.
Участникам раздаются листы с перечнем маркеров суицидального состояния, а на экран выводится описание ситуационной задачи. Педагогам предлагается соотнести ситуацию с маркерами суицидального поведения и ответить на вопрос: «Есть ли опасность суицида, если есть, то какая степень риска (высокая, низкая)?», выбрав один их трех ответов:
1. Нет опасности
2. Есть опасность суицида. Степень риска высокая.
3. Есть опасность суицида. Степень риска низкая.
Групповая работа «Как начать разговор с подростком, высказывающим суицидальные мысли и переживания» - 20 мин. (работа с таблицей)
Инструкция: Представьте себе, что ваш ученик в разговоре с Вами высказал суицидальные мысли или переживания. Составьте с ним разговор с целью выяснения реальной проблемы и определения уровня суицидального риска, используя техники активного слушания и открытые вопросы:
Отражение – отражать ребенку то, что было им сказано, пользуясь немного другими выражениями, но включая слова, произнесенные им.
Открытые вопросы – любые вопросы, не требующие ответов «да» – «нет», например: «как?», «что?», «где?», «кто?», «почему?». Они способствуют тому, чтобы подросток побольше рассказал о своих чувствах.
Прояснение – в случае, когда подросток лишь вскользь касается чего-то важного, такие фразы как: «…не мог бы ты остановиться подробнее на…», или: «…похоже, что это трудный для тебя вопрос…», помогают подростку самому разобраться в каких-то вещах.
Обсуждение групповой работы. Рефлексия
Подросток замечает, что им интересуются, он не безразличен людям и ему хотят помочь. Кроме того, подростки не имеют опыта глубокого самоанализа и плохо представляют, что с ними происходит, что с этим делать и куда обратиться.
Таким образом, участие педагога в помощи проблемному подростку имеет вполне обозримые границы и может принести ощутимые плоды. Важно лишь вложить в такую работу искреннее сочувствия и душевное тепло. Раздать памятку «Что надо делать, если вы искренне хотите помочь, а обратиться к специалисту сразу – невозможно» (Приложение 4)
Подведение итогов семинара.
Что из сегодняшней информации было для вас полезным?
Были ли вами сделаны какие-то открытия, чему- то вы удивились?
Я надеюсь, что тема занятия никого из Вас не оставила равнодушным, и Вы почерпнули для себя что-то нужное и новое. Благодарю за работу! Творческих всем успехов!
Приложение 1
Маркеры суицидального состояния
- высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;
- фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;
- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств;
- стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
- раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния; чувство одиночества (меня никто не понимает, и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;
- угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего;
- необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе, более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
- стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
- снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
- приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;
- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость; - попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).
Приложение 2
Решение ситуационных задач
Ситуация 1.
Катя 16 лет – поступила на 1 курс в этом году, прибыла из детского дома, в котором находилась год после изъятия из семьи. Ходит грустная, замкнутая, не с кем в контакт не вступает. Удалось выяснить что незадолго до помещения в детский дом от нее отказалась приемная мать, у которой она воспитывалась с трех лет, так как у девочки был трудный переходный возраст, и она не соответствовала ожиданием матери. Все попытки Кати наладить отношения с матерью не приносят успеха, мать не берет трубку, на сообщения не отвечает. У девочки никого кроме матери нет. Говорит, что не видит смысла жизни, что никому не нужна, постоянно плачет, на странице ВК выкладывает смазанные черные картинки.
Вопрос: есть ли опасность суицида, если есть, то какая степень риска (высокая, низкая) и почему? Решите, как будете действовать в данной ситуации
Ответ:
1. Нет опасности
2. Есть опасность суицида. Степень риска высокая
3. Есть опасность суицида. Степень риска низкая
Ситуация 2. Лена, 17 лет – Стала жертвой издевательств сверстников в период летних каникул. Видеосъемка издевательств была размещена в соцсетях. Все лето девочка не выходила из дома. Просила мать перевести ее в другое ОУ, но нет средств. Решено остаться. Мать очень переживает, воспитывает девочку одна, заставляет Лену посещать психотерапевта. В сентябре вся группа и все ОУ обсуждают скандал. Девочка ведет себя, как прежде, делает вид, что ничего не замечает и не слышит. Весела, общительна, стала более прилежна, всем одногруппникам предлагает помощь, угощает конфетами, дарит вещи, пригласила всю группу в кафе. Мать дала деньги на кафе. Лена попросила соседа по площадке снять мероприятие в кафе на видео и разместить в соцсетях.
Вопрос: есть ли опасность суицида, если сеть, то какая степень риска (высокая, низкая)? Как будете действовать в данной ситуации?
Ответ:
1. Нет опасности
2. Есть опасность суицида. Степень риска высокая.
3. Есть опасность суицида. Степень риска низкая.
Ситуация 3. Алина, 17 лет – слезлива, часто жалуется на головные боли, боли в животе, испытывает беспредметную тревогу, наблюдаются переходящие взрывы тоски. Прошла полное медобследование. Абсолютно здорова. В группе не популярна, однако постоянно пытается привлечь к себе внимание, влюблена в мальчика из ОУ. Семья благополучная. Доверительные отношения с матерью (со слов матери). Воспитывается матерью, проживают в однокомнатной квартире с бабушкой.
Вопрос: есть ли опасность суицида, если сеть, то какая степень риска (высокая, низкая)? Как будете действовать в данной ситуации?
Ответ:
1. Нет опасности
2. Есть опасность суицида. Степень риска высокая.
3. Есть опасность суицида. Степень риска низкая.
Приложение 3
Что надо делать, если вы искренне хотите помочь, а обратиться к специалисту сразу – невозможно:
Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Важно дать ему возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов. Откровенная беседа является первым шагом в предупреждении самоубийства.
− Не впадайте в замешательство, и не показывайте, что вы шокированы темой разговора.
− Не пытайтесь спорить или отговаривать от самоубийства – вы проиграете спор, и вы потеряете доверие.
− Не преуменьшайте (не обесценивайте) боль, переживаемую подростком. Высказывания типа: «Нет причин лишать себя жизни из-за этого» лишь показывают подростку, что его не понимают.
− Не пытайтесь улучшить и исправить эмоциональное состояние подростка. Ему больно. Очень. Покажите, что вы это понимаете.
− Не предлагайте простых ответов на сложные вопросы.
− Принимайте проблемы подростка серьезно. Говорите о них открыто и откровенно. Оценивайте их значимость с точки зрения подростка, а не со своей собственной или общепринятой.
− Не говорите: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе! Ты должен быть благодарен судьбе за все, что имеешь!» Эти слова не решат проблемы, а усугубят чувство вины, поэтому могут навредить: вина – это спутник депрессии.
− Будьте рядом. Даже просто физически. Если вы далеко – найдите время приехать, если в соседнем доме – придите. Часто потенциальные самоубийцы «мониторят» свою жизнь, в поисках «хотя бы одного человека, которому будет по-настоящему не всё равно, если я умру». Это «не всё равно» лучше подкрепить практикой.
− Помогите проследить последствия (но не запугивайте при этом): пострадают его близкие; немало людей после попыток суицида остается инвалидами или у них начинаются проблемы со здоровьем.
− Постарайтесь понять чувства человека и показать ему, что вы их понимаете: «я понимаю, что раз ты не хочешь жить, то тебе, наверное, очень плохо». Если не уверены, что понимаете, то не притворяйтесь, а задавайте проясняющие вопросы: «мне кажется, что ты…», «я правильно понимаю, что…», «я это слышу, как то, что ты…» и т.д.
− Спрашивайте о других возможностях. Если к суициду ведет конкретная ситуация, то, как можно подробнее, обсудите другие выходы.
Приложение 4
Как начать разговор с подростком, высказывающим суицидальные мысли и переживания
Если Вы слышите от подростка … | Как Вы ответите? (Ваш ответ) |
Ненавижу учебу и свою группу | |
Все кажется таким безнадежным | |
Всем было бы лучше без меня | |
Вы не понимаете меня Я совершил ужасный поступок | |
А если у меня не получиться? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник индивидуальной работы с обучающимся "группы риска"
Дневник поможет отразить изменения, происходящие с обучащимся, а также зафиксировать работу, проведённую специалистами и кл. руководителем....
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся "группы социального риска".
Направления деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению обучающихся «группы социального риска»....
«Формирование психологической готовности педагогов к работе с подростками 15 – 17 лет группы суицидального риска».
Семинар для педагогов...
Программа индивидуального сопровождения учащихся группы суицидального риска
Цель: выведение подростка из состояния суицидальной ситуации Формирование суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся м...
Локальный алгоритм экстренного реагирования классного руководителя на возможные ситуации, связанные с проявлениями суицидальных рисков среди обучающихся
Локальный алгоритм экстренного реагирования классного руководителя на возможные ситуации, связанные с проявлениями суицидальных рисков среди обучающихся...
презентация к педагогическому совету по теме "Мониторинг работы с обучающимися, имеющими повышенную учебную мотивацию и обучающимися "группы риска"
Обзор внутришкольной системы управления качеством образования. Создание и эффективное функционирование в образовательном процессе внутришкольной системы оценки качества образования....
Индивидуальная работа с обучающимися группы риска суицидальных наклонностей
Индивидуальная работа с обучающимися из группы риска суицидальных наклонностей....