Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска.
рабочая программа по психологии на тему

Марченко Елена Сергеевна

Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.

Задачи:

- развитие умений и потребностей в познании других людей;

- формирование жизненных планов и корректировка ценностных ориентаций;

-формирование адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции самооценки;

- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

- развитие умений преодоление жизненных трудностей;

-формирование профессионально – значимых качеств и умений (рефлексия, сензитивность, ответственность и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gruppa_riska.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска

Составитель программы:

Педагог-психолог

Марченко Е.С.

г.Ноябрьск

Пояснительная записка

Подростковый возраст - это период в жизни человека, когда он из ребёнка становится взрослым. Обычно подростковым называют возраст от 12 до 18 лет, хотя у каждого человека в зависимости от его личных данных, от природных условий и от окружения период взросления может начинаться раньше или позже и продолжаться разное время. Подростковый возраст - очень важный этап в развитии личности человека. Подросток – уже не ребенок. Но ещё и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его жизненная глобальная ситуация зависит от того, как он будет относиться к миру  в целом, к себе и другим в этом мире. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют  целостную систему - “Я-концепцию”, что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

Актуальность программы  определяется, прежде всего, тем,  что, напряженная, неустойчивая социальная обстановка, сложившаяся в наше время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии  и поведении растущих людей. Наиболее остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте.

Вопросы личностного роста обращены к понятию «Психология личности». «Психология личности – писал Рубинштейн С.Л. – в её реальной конкретности является исходным предметом психологического изучения». Психологический подход, который рассматривает личность в системе отношений с обществом, с  социальной действительностью, в её жизненном пути и образе жизни, т.е. изучает личность в системах деятельности, общения, структурах семьи, труда, профессии. Все это берется не обособленно друг от друга, а соотносится, связывается в явлении жизненного пути и образе жизни. Преимущество такого подхода в его динамичности (личность рассматривается в динамике жизненного пути, жизненный путь – в контексте образа жизни).

Программа разработана на основе изучения литературы, программ (Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2009.;Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. – М., 2009.;Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 2010.; Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – М., 2010.; Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2009. - 29 с.; Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2010.; Узнай себя. Психологические тесты для подростков, А. Г. Грецов, А. А. Азбель., 2010.; Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2010.; А.А. Реан. Психология человека от рождения до смерти. – СПБ.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. – 656с. Детская психология.; Адаптация ребенка в современном мире: Л. И. Петрова — Москва, Феникс, 2009 г.- 336 с.; Кризис подросткового возраста: Т. М. Простакова — Санкт-Петербург, Феникс, 2009 г.- 256 с.; Мировой кризис и Япония: — Москва, АИРО-XXI, 2009 г.- 252 с.; Наука в современном российском обществе: А. В. Юревич, И. П. Цапенко — Санкт-Петербург, Институт психологии РАН, 2010 г.- 336 с.; А.М Прихожан. Психология неудачника. - Москва, 2009.; Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой».-Москва, 2009.; Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.:Эксмо - Пресс,2009; Детская практическая психология: Учебник. / Под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики,2001; Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2009г.

Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.

Задачи:

- развитие умений и потребностей в познании других людей;

- формирование жизненных планов и корректировка ценностных ориентаций;

-формирование адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции самооценки;

- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

- развитие умений преодоление жизненных трудностей;

-формирование профессионально – значимых качеств и умений (рефлексия, сензитивность, ответственность и др.).

В соответствии с поставленными задачами прорабатываются основные аспекты развития мотивации личностного роста.

Формы проведения – индивидуальная работа.

Работа осуществляется с помощью бесед, дискуссий, рассуждений, «репетиции поведения». С учащимися следует проводить предварительную диагностическую работу т.к., у учащихся группы риска преобладает повышенный страх самораскрытия в складывающихся  межличностных отношениях и личностном росте.

В данной программе условно можно выделить три этапа – ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами программы в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития личностного роста и в том числе мотивации межличностных отношений:

- развитие доверия;

- осознание различных видов отношений;

- формирование жизненных планов и корректирование ценностных ориентаций;

- развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;

- усвоение способов разрешения собственных проблем;

-позитивное развитие мотивов межличностных отношений

Предполагаемая программа рассчитана на 10 занятий, с учащимися группы риска в возрасте 11-17 лет.

Учебно-перспективный план

Занятие №1             Тема: «Я?»

Структурные этапы

Цель

Применяемая техника

Получение обратной связи

Водная часть

Знакомство.

Принятие правил

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Стимулировать воображение учащегося в поисках собственного «Я»

Дискуссия.

Открытость.

Заключительная связь

Создание условий для раскрепощения.

Рефлексия.

Рефлексия.

Занятие №2             Тема: «Кто я такой?»

Водная часть

Изучение стиля общения.

Беседа.

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Стимулировать свободное высказывание  о собственном «Я».

Дискуссия.

Откровенность

Заключительная связь

Создание условий для раскрепощения.

Советы для раскрепощения.

Рефлексия.

Занятие №3             Тема: «Неужели это Я?»

Водная часть

Познание себя.

Беседа.

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Способность развитию углубленных процессов самораскрытия.

Дискуссия.

Создание доверительной атмосферы. Откровенность

Заключительная связь

Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей.

Советы для раскрепощения.

Рефлексия.

Занятие №4             Тема: «Самопознание»

Водная часть

Умение эффективно проектировать общение.

Беседа.

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Помочь осознать приемы взаимодействия с другими людьми, через познания себя.

Дискуссия.

Создание доверительной атмосферы. Откровенность

Заключительная связь

Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей.

Советы для раскрепощения.

Рефлексия.

Занятие №5             Тема: «Какой Я, взаимодействуя с окружающими?»

Водная часть

Осознание того, что  все мы разные.

Беседа.

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Дать понять, что каждый человек может понять другого, лишь в рамках собственного Я-концепции.

Дискуссия.

Создание доверительной атмосферы. Откровенность

Заключительная связь

Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей

Советы для раскрепощения.

Рефлексия.

Занятие №6             Тема: «Мои обязанности?»

Водная часть

Осуществить эмоциональный разогрев.

Беседа.

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Помочь выяснить свои чувства и индивидуальные тенденции.

Дискуссия.

Откровенные доверительные отношения.

Заключительная связь

Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей

Обсуждение. Анализ впечатлений.

Рефлексия.

Занятие №7            Тема: «Мои проблемы»

Водная часть

Осуществить эмоциональный разогрев.

Беседа.

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Создать ощущение близости и общности с другими людьми и в трудностях, и в возможностях овладения с ними.

Дискуссия.

Откровенные доверительные отношения.

Заключительная связь

Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей

Обсуждение. Анализ впечатлений.

Рефлексия.

Занятие №8            Тема: «Правила  общения»

Водная часть

Эмоциональный разогрев.

Беседа.

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Помочь в оценки эффективности общения с другими людьми.

Дискуссия.

Откровенные доверительные отношения.

Заключительная связь

Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей

Обсуждение. Анализ впечатлений.

Рефлексия.

Занятие №9         Тема: «Мои ценности и мотивация»

Водная часть

Выявление жизненных принципов

Беседа.

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Прояснить жизненные и профессиональные ценности.

Дискуссия.

Откровенные доверительные отношения.

Заключительная связь

Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей

Обсуждение. Анализ впечатлений.

Рефлексия.

Занятие №10          Тема: «Методы преодоления жизненных кризисов»

Водная часть

Осознание собственного «Я».

Беседа.

Создание благоприятного психологического климата.

Основная часть

Развивать умение преодолевать трудности в сложных, различных ситуациях.

Дискуссия.

Откровенные доверительные отношения.

Заключительная связь

Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей

Обсуждение. Анализ впечатлений.

Рефлексия.

Содержание занятий

Занятие №1

Тема: «Я»

Цель: стимулировать свободное высказывание о собственном «Я».

- Знакомство.

- Упражнение 1  «Кто Я?»

Давай рассмотрим список областей жизни: семья, друзья, индивидуальность, интеллект, увлечение. Какая зона является для тебя наиболее комфортной? Это ты являешься этим сейчас? А где ты чувствуешь себя плохо? А сейчас давай примем дистанцию между тем, кем ты являешься сейчас, и кем ты хочешь быть. А теперь давай узнаем, кто управляет  твоими чувствами? Когда ты расстроен, кто заставляет тебя чувствовать себя лучше? Когда ты чувствуешь себя хорошо, кто заставляет тебя чувствовать хуже? Кто контролирует твои чувства?

-  Упражнение 2  «Ярость»

Как все подвластны настроению. То сходу решаются неразрешимые вопросы, то пустяковый вопрос оказывается непреодолимым препятствием. И причина этому – наше настроение. Если ты пришел в ярость, ты не сможешь усидеть   на одном  месте, тебя поднимает чувство негодования? Скажи, какие способы можно придумать, для снятия агрессии, ярости? После дискуссии предлагаются способы, для снятия  эмоционального напряжения (например: посчитать до 10; заняться спортом; послушать любимую музыку; вспомнить что-то приятное).

- Рефлексия.  

Занятие №2

Тема: «Кто я такой?»

Цель: стимулировать воображение в поисках  собственного «Я».

- Приветствие.

- Упражнение 1  «Кто я такой?»

Сделай быстро, отвечая на вопрос: «Кто я такой?», записывая свои ответы точно в той же форме, как они сразу приходят в голову.

- Упражнение 2       «Как я выгляжу в глазах других?»

Ответь на тот же вопрос так, как, отозвались бы о тебе твои родители? А сейчас ответь так, как отозвался бы о тебе твой лучший друг.

Теперь сравни эти три ответа  и в письменной форме укажи следующее:

В чем сходство? Каковы различия? Если есть различия, то, как ты их объяснишь? В какой ситуации  ты ведешь себя по-разному с разными людьми?

- Рефлексия.

Занятие №3

Тема: «Неужели это я?»

Цель: способствовать развитию углубленных процессов самораскрытия.

- Приветствие.

- Упражнение 1  «Если бы я …»

Я тебе сейчас предложу ряд незаконченных предложений. Постарайся, завершить эти предложения. Желательно, чтобы ты делал это быстро. Особо не задумывайся.  

- Если бы я был бы богат, то …

- Если бы я был бы беден, то …

- Когда я выросту, то стану профессионалом и эта профессия …

- Если бы я был бы зверем …

- Если бы я был бы другим человеком, то …

- Если бы я был бы знаменит …

- Если бы у меня бы была волшебная палочка …

- Если бы я был бы  …

Какие вопросы были для тебя самыми интересными? Какие твои ответы удивили  тебя? Пробудились ли в тебе какие – нибудь  воспоминания или желания?

- Упражнение 2  «Мои рисунки»

Ответь мне на вопросы  рисунками: автопортрет; «моя семья»; я переживаю о…; я ненавижу когда…; об этом я не хочу вспоминать …; я счастлив, когда…; моё будущее.

(После выполнения этого задания дискуссия с психологом)

- Рефлексия.

Занятие №4

Тема: «Самопознание»

Цель: помочь осознать приемы взаимодействия с другими людьми, через познания себя.

- Приветствие.

- Упражнение 1.

Выбери из приведенных ниже высказываний те, с которыми ты согласен, и подчеркни их.

  1. Люди оказываются одинокими из-за того, что они сами не проявляют интересов к окружающим.
  2. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  3. Мой уровень обученности зависит от моих усилий и степени подготовки.
  4. Когда я строю планы на будущее, то я, я общем, убежден, что смогу осуществить их сам.
  5. Далеко не всегда даже самый способный человек может проявить все свои способности.
  6. Будут ли  у тебя хорошие или плохие друзья, это дело случая?
  7. Я стараюсь не планировать далеко вперед идущие планы, ведь все зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  8. Я всегда сам добиваюсь, исполнения всего, чего хочу.
  9. Способные люди, не достигшие успеха, должны винить в этом только самих себя?
  10. В тех неудачах, которые со мной случаются, чаще всего виноваты другие.
  11. Большинство ошибок я совершаю по собственной вине.

А теперь  попробуй проанализировать, как это характеризует твою личность.

- Упражнение 2.

Выбери наиболее сложную тему с разговора с родителями,  педагогами  и со сверстниками. Продумай бесконфликтный вариант. Рассуждения.

- Рефлексия.

Занятия №5

Тема: «Какой Я, взаимодействуя с окружающими?»

Цель: дать понять, что каждый человек может понять другого человека, лишь в рамках собственной Я-концепции.

- Приветствие.

- Упражнение 1.             «Все мы разные»

Взаимодействуя с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам, либо не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами воспринимаемых нами людей, а не с особенностями собственного восприятия. Данное упражнение ставит целью продемонстрировать существование переменных, заключенных  в нас самих и не относящихся к оцениваемым другим лицам. Это наглядно проявляется в в твоем отношении , часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем.

Вспомни 2-х людей, которые тебе очень нравятся. Укажи качества, которые тебе в них нравятся.

Инициалы  первого человека__________________

Инициалы  второго человека_____________

1______________________________

2______________________________

3______________________________

4______________________________

5______________________________

1______________________________

2______________________________

3______________________________

4______________________________

5______________________________

Вспомни 2-х людей, которые тебе совсем не нравятся. Укажи качества, которые тебе в них не нравятся.

Инициалы  первого человека__________________

Инициалы  второго человека_____________

1______________________________

2______________________________

3______________________________

4______________________________

5______________________________

1______________________________

2______________________________

3______________________________

4______________________________

5______________________________

Указав все эти качества, ты сейчас сможешь увидеть, чем они похожи (люди, которые нравятся и не нравятся). Н-р, включают ли первые 1 списка одни и те же прилагательные («коммуникабельный и добрый»?). Произведя такое же сравнение 2-ой пары, ты увидишь сходство («не разговорчивый и злой »). Теперь сравни все 4 перечня  и определи, какие параметры людей заставляют любить их или, напротив, ненавидеть? Отметь, какие качества людей важны для тебя? Отметь, какие качества людей,  важны для тебя какие качества ты ищешь в окружающих,  и что в них возмущает и отталкивает. Запиши или скажи свои выводы.

- Рефлексия.

Занятия №6

Тема: «Мои обязанности?»

Цель: помочь  выяснить свои чувства и индивидуальные тенденции.

- Приветствие.

- Упражнение 1.

А) укажи 3 вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п) , которые тебе хотелось бы делать чаще.

-Упражнение 2.

Б) укажи 3 вещи, которые ты хотел бы перестать делать.

- теперь объясни, почему ты не делаешь достаточно А и делаешь слишком много Б.

- Рефлексия.

Занятия №7

Тема: «Мои проблемы»

Цель: создать ощущение близости и общности с другими людьми и в трудностях, и в возможностях овладения с ними.

- Приветствие.

- Упражнение 1.         «Мои проблемы»

В жизни все мы испытываем разные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время, если припомнить, найдутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например склонность откладывать на потом когда мы дотягиваем с делами, которые нужно выполнить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть почти уже нереально. Но все же,  ты можешь, вспомнить случаи, когда, заблаговременно запланировав сделать что-то, успевал вовремя? Вспомни, пожалуйста, и запиши эти случаи.

После обсуждения, психолог предлагаем вспомнить о: боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес; стремление обвинить о своих проблемах других.

Занятия №8

Тема: «Правила  общения»

Цель: помочь оценить эффективность общения с людьми.

- Приветствие.

- Упражнение 1.         «Общение»

Что нужно сделать для того, чтобы понравиться людям? Что ты для этого делаешь?

Расскажи свои способы эффективного общения.

 Проявляй истинный интерес к людям; чаще улыбайся, помни, что каждый человек  считает свое имя лучшим словом из всего лексического запаса.; умей внимательно  слушать; заводи тему для разговора, которая интересуем вашего собеседника; старайся  дать ему почувствовать его превосходство и делай это искренне, изменить мнение людей,  не вызывая при этом обиды и негодования, весьма легко, если учесть такие пожелания.  Начиная беседу с похвалы и искреннего восхищения, не говори человеку прямо о его
недостатках; прежде чем критиковать других, укажи свои собственные недостатки; хвали  человека за его малейшие достижения; Чтобы заставить собеседника принять твою точку  зрения, учти, что единственный способ одержать победу в споре — избежать его; дайте  другому человеку больше говорить, а сам старайся больше молчать.
-Важно ли использовать вышеуказанные способы, при общении с людьми.
-Рефлексия.

Занятие №9

Тема: «Ценностно- мотивационная сфера»

Цель: прояснить жизненные и профессиональные ценности

-Приветствие.

-Упражнение 1 «Мои жизненные ценности»

Запиши на листочке 10 своих жизненных ценностей. (т.е ответь на вопрос: «Что для тебя  наиболее важно в жизни?») Потом мы обсуждаем ценностные качества, обращая  внимание на следующие проблемой. Какие жизненные ценности являются доминирующими? Какие сферы жизнедеятельности преобладают при описании ценностей  (работа, семья, здоровье и т.д)?  Изменились ли жизненные ценности за последние годы: в чем  изменения  выражаются?

Нет ли противоречий в жизненных ценностях? Есть ли альтернативные?

Всегда ли ты поступаешь в соответствии с заявленными ценностями?
-Теперь выбери 1 жизненную ценность.

-Упражнение 2 «Мои САМЫЕ важные ценностные качества»
А сейчас определи, каких ценностей (принципов, правил) ты должен придерживаться,
чтобы достигнуть поставленной цели и получить психологическое удовлетворение,
-Рефлексия.

Занятие № 10

Тема: «Методы преодоления жизненных кризисов».

Цель: развивать умение преодолевать трудности в сложных различных ситуациях.
-Приветствие.

-Упражнение 1 «Как преодолеть жизненные кризисы?»

Ответь на вопросы:

1.Какая проблема стоит перед тобой?

2.Что мне не нравится в себе и в моей жизни?

З.В чем причина этой проблемы?Почему? (кого и что следует винить)

4. Каковы возможности решения этой проблемы? (которые зависят от тебя).

5. Какое решение ты предлагаешь?

Твоё беспокойство уменьшится, если следовать следующим правилам:

Что самое худшее может случиться со мной, если я  не  решу эту проблему? (Не придавайте слишком большое значение последствиям).

Много ли значат – для  тебя сейчас  те переживания, которые ты испытывал год  назад?

Если проблема, стоящая перед тобой, грозит тебе большим ущербом, оцените  среднестатистическую возможность того, что такое несчастье может случиться с  вами (например: подвергнутым разбойному нападению).

Смириться с проблемой (опасностью), принять её как объективную реальность, если  мы не можем её изменить ,  то единственная  возможность изменить чаще наше отношщение к ней.

• Не расстраивайтесь по поводу критики — это скрытый комплимент. Никто бы вас не стал ругать, если бы вы ничего не значили.

-Упражнение 2

Обратная связь:

1. Как можно снять напряжение?

2. Что ты узнал о себе нового?

3. Какие ты знаешь приёмы воздействия на других?

4. В чем состоит эффективность общения с другими людьми?

5. Во время занятий я поняли, что

б. Самым полезным для меня было

7. Мне не понравилось

8. Больше всего мне понравилось


Рекомендации родителям

-Всегда подбадривайте подростка! Уверенность появляется тогда, когда тебе
говорят: «Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!»
-Настраивайтесь на успех. Внушайте своему ребенку, чтобы он думал не о
препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой других.
-Выслушивайте детей, когда они говорят о своей мечте. Поощряйте их
мечты, какими бы далекими от жизни они вам не казались. Важно, чтобы
дети умели фантазировать.

-Поощряйте выступления ребенка в классе. Умение говорить пред
аудиторией без стеснения — одно из главных качеств уверенного человека.
Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступать перед классом.
Подскажите ему, Как нужно говорить, чтобы речь звучала выразительнее.
-Родители должны привить ребенку три качества: уважение, находчивость,
ответственность,

-Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон,
спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий;

эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте
надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь
и терпение в ожидании успеха;

культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями,
атласами, книгами по школьной программе, кассетами.

-Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели,
обогащайте их.

-Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его
полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.

-Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с
самим собой — это более обнадеживает.

-Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости,
замечайте познавательную активность даже по отдельным результатам.

-Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать
учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей,
знакомых. УДАЧИ!


Список использованной литературы:

  1. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2001.;
  2. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. – М., 1994.;Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.;
  3. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – М., 1994.; 
  4. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.;
  5.  Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.;
  6. Узнай себя. Психологические тесты для подростков, А. Г. Грецов, А. А. Азбель., 2006.;
  7. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2006.;
  8. А.А. Реан. Психология человека от рождения до смерти. – СПБ.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.

Детская психология.; Адапт

  1. ация ребенка в современном мире: Л. И. Петрова — Москва, Феникс, 2007 г.- 336 с.;
  2. Кризис подросткового возраста: Т. М. Простакова — Санкт-Петербург, Феникс, 2009 г.- 256 с.;
  3. Мировой кризис и Япония: — Москва, АИРО-XXI, 2009 г.- 252 с.;
  4. Наука в современном российском обществе: А. В. Юревич, И. П. Цапенко — Санкт-Петербург, Институт психологии РАН, 2010 г.- 336 с.;
  5.  А.М Прихожан. Психология неудачника. - Москва, 2000.;
  6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой».-Москва, 2000.;
  7. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.:Эксмо - Пресс,2000;
  8. Детская практическая психология: Учебник. / Под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики,2001;
  9.  Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы с детьми "Группы риска"

индивидуальный план работы с трудными детьми на первое полугодие: сентябрь - декабрь....

индивидуальная работа с учащимся "группы РИСК"

методическиий материал в помощь классному руководителю, учитетелю-предметнику при работе со слабоуспевающими учениками....

Программа работы с учащимися "группы риска"

Данная программа направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения ребенка в социально-значимую деятельность...

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....

Дневник индивидуальной работы с учащимися группы риска

Дневник индивидуальной работы с учащимися группы риска...

План индивидуальной профилактической работы с обучающимся "группы риска"

В связи с переходом на новые ФГОС, моя основная цель учителя состоит в том, чтобы уроки и работа классного руководителя отвечали образовательным потребностям каждого обучающегося в соответствии с его ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМСЯ «группы риска»

Цель: адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;             развивать адаптационные умения...