Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска.
рабочая программа по психологии на тему
Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.
Задачи:
- развитие умений и потребностей в познании других людей;
- формирование жизненных планов и корректировка ценностных ориентаций;
-формирование адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции самооценки;
- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;
- развитие умений преодоление жизненных трудностей;
-формирование профессионально – значимых качеств и умений (рефлексия, сензитивность, ответственность и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gruppa_riska.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска
Составитель программы:
Педагог-психолог
Марченко Е.С.
г.Ноябрьск
Пояснительная записка
Подростковый возраст - это период в жизни человека, когда он из ребёнка становится взрослым. Обычно подростковым называют возраст от 12 до 18 лет, хотя у каждого человека в зависимости от его личных данных, от природных условий и от окружения период взросления может начинаться раньше или позже и продолжаться разное время. Подростковый возраст - очень важный этап в развитии личности человека. Подросток – уже не ребенок. Но ещё и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его жизненная глобальная ситуация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему - “Я-концепцию”, что является важнейшим этапом в развитии самосознания.
Актуальность программы определяется, прежде всего, тем, что, напряженная, неустойчивая социальная обстановка, сложившаяся в наше время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Наиболее остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте.
Вопросы личностного роста обращены к понятию «Психология личности». «Психология личности – писал Рубинштейн С.Л. – в её реальной конкретности является исходным предметом психологического изучения». Психологический подход, который рассматривает личность в системе отношений с обществом, с социальной действительностью, в её жизненном пути и образе жизни, т.е. изучает личность в системах деятельности, общения, структурах семьи, труда, профессии. Все это берется не обособленно друг от друга, а соотносится, связывается в явлении жизненного пути и образе жизни. Преимущество такого подхода в его динамичности (личность рассматривается в динамике жизненного пути, жизненный путь – в контексте образа жизни).
Программа разработана на основе изучения литературы, программ (Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2009.;Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. – М., 2009.;Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 2010.; Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – М., 2010.; Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2009. - 29 с.; Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2010.; Узнай себя. Психологические тесты для подростков, А. Г. Грецов, А. А. Азбель., 2010.; Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2010.; А.А. Реан. Психология человека от рождения до смерти. – СПБ.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. – 656с. Детская психология.; Адаптация ребенка в современном мире: Л. И. Петрова — Москва, Феникс, 2009 г.- 336 с.; Кризис подросткового возраста: Т. М. Простакова — Санкт-Петербург, Феникс, 2009 г.- 256 с.; Мировой кризис и Япония: — Москва, АИРО-XXI, 2009 г.- 252 с.; Наука в современном российском обществе: А. В. Юревич, И. П. Цапенко — Санкт-Петербург, Институт психологии РАН, 2010 г.- 336 с.; А.М Прихожан. Психология неудачника. - Москва, 2009.; Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой».-Москва, 2009.; Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.:Эксмо - Пресс,2009; Детская практическая психология: Учебник. / Под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики,2001; Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2009г.
Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.
Задачи:
- развитие умений и потребностей в познании других людей;
- формирование жизненных планов и корректировка ценностных ориентаций;
-формирование адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции самооценки;
- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;
- развитие умений преодоление жизненных трудностей;
-формирование профессионально – значимых качеств и умений (рефлексия, сензитивность, ответственность и др.).
В соответствии с поставленными задачами прорабатываются основные аспекты развития мотивации личностного роста.
Формы проведения – индивидуальная работа.
Работа осуществляется с помощью бесед, дискуссий, рассуждений, «репетиции поведения». С учащимися следует проводить предварительную диагностическую работу т.к., у учащихся группы риска преобладает повышенный страх самораскрытия в складывающихся межличностных отношениях и личностном росте.
В данной программе условно можно выделить три этапа – ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами программы в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития личностного роста и в том числе мотивации межличностных отношений:
- развитие доверия;
- осознание различных видов отношений;
- формирование жизненных планов и корректирование ценностных ориентаций;
- развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
- усвоение способов разрешения собственных проблем;
-позитивное развитие мотивов межличностных отношений
Предполагаемая программа рассчитана на 10 занятий, с учащимися группы риска в возрасте 11-17 лет.
Учебно-перспективный план
Занятие №1 Тема: «Я?» | |||
Структурные этапы | Цель | Применяемая техника | Получение обратной связи |
Водная часть | Знакомство. | Принятие правил | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Стимулировать воображение учащегося в поисках собственного «Я» | Дискуссия. | Открытость. |
Заключительная связь | Создание условий для раскрепощения. | Рефлексия. | Рефлексия. |
Занятие №2 Тема: «Кто я такой?» | |||
Водная часть | Изучение стиля общения. | Беседа. | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Стимулировать свободное высказывание о собственном «Я». | Дискуссия. | Откровенность |
Заключительная связь | Создание условий для раскрепощения. | Советы для раскрепощения. | Рефлексия. |
Занятие №3 Тема: «Неужели это Я?» | |||
Водная часть | Познание себя. | Беседа. | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Способность развитию углубленных процессов самораскрытия. | Дискуссия. | Создание доверительной атмосферы. Откровенность |
Заключительная связь | Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей. | Советы для раскрепощения. | Рефлексия. |
Занятие №4 Тема: «Самопознание» | |||
Водная часть | Умение эффективно проектировать общение. | Беседа. | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Помочь осознать приемы взаимодействия с другими людьми, через познания себя. | Дискуссия. | Создание доверительной атмосферы. Откровенность |
Заключительная связь | Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей. | Советы для раскрепощения. | Рефлексия. |
Занятие №5 Тема: «Какой Я, взаимодействуя с окружающими?» | |||
Водная часть | Осознание того, что все мы разные. | Беседа. | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Дать понять, что каждый человек может понять другого, лишь в рамках собственного Я-концепции. | Дискуссия. | Создание доверительной атмосферы. Откровенность |
Заключительная связь | Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей | Советы для раскрепощения. | Рефлексия. |
Занятие №6 Тема: «Мои обязанности?» | |||
Водная часть | Осуществить эмоциональный разогрев. | Беседа. | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Помочь выяснить свои чувства и индивидуальные тенденции. | Дискуссия. | Откровенные доверительные отношения. |
Заключительная связь | Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей | Обсуждение. Анализ впечатлений. | Рефлексия. |
Занятие №7 Тема: «Мои проблемы» | |||
Водная часть | Осуществить эмоциональный разогрев. | Беседа. | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Создать ощущение близости и общности с другими людьми и в трудностях, и в возможностях овладения с ними. | Дискуссия. | Откровенные доверительные отношения. |
Заключительная связь | Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей | Обсуждение. Анализ впечатлений. | Рефлексия. |
Занятие №8 Тема: «Правила общения» | |||
Водная часть | Эмоциональный разогрев. | Беседа. | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Помочь в оценки эффективности общения с другими людьми. | Дискуссия. | Откровенные доверительные отношения. |
Заключительная связь | Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей | Обсуждение. Анализ впечатлений. | Рефлексия. |
Занятие №9 Тема: «Мои ценности и мотивация» | |||
Водная часть | Выявление жизненных принципов | Беседа. | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Прояснить жизненные и профессиональные ценности. | Дискуссия. | Откровенные доверительные отношения. |
Заключительная связь | Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей | Обсуждение. Анализ впечатлений. | Рефлексия. |
Занятие №10 Тема: «Методы преодоления жизненных кризисов» | |||
Водная часть | Осознание собственного «Я». | Беседа. | Создание благоприятного психологического климата. |
Основная часть | Развивать умение преодолевать трудности в сложных, различных ситуациях. | Дискуссия. | Откровенные доверительные отношения. |
Заключительная связь | Овладение навыками высказываний и принятие обратных связей | Обсуждение. Анализ впечатлений. | Рефлексия. |
Содержание занятий
Занятие №1
Тема: «Я»
Цель: стимулировать свободное высказывание о собственном «Я».
- Знакомство.
- Упражнение 1 «Кто Я?»
Давай рассмотрим список областей жизни: семья, друзья, индивидуальность, интеллект, увлечение. Какая зона является для тебя наиболее комфортной? Это ты являешься этим сейчас? А где ты чувствуешь себя плохо? А сейчас давай примем дистанцию между тем, кем ты являешься сейчас, и кем ты хочешь быть. А теперь давай узнаем, кто управляет твоими чувствами? Когда ты расстроен, кто заставляет тебя чувствовать себя лучше? Когда ты чувствуешь себя хорошо, кто заставляет тебя чувствовать хуже? Кто контролирует твои чувства?
- Упражнение 2 «Ярость»
Как все подвластны настроению. То сходу решаются неразрешимые вопросы, то пустяковый вопрос оказывается непреодолимым препятствием. И причина этому – наше настроение. Если ты пришел в ярость, ты не сможешь усидеть на одном месте, тебя поднимает чувство негодования? Скажи, какие способы можно придумать, для снятия агрессии, ярости? После дискуссии предлагаются способы, для снятия эмоционального напряжения (например: посчитать до 10; заняться спортом; послушать любимую музыку; вспомнить что-то приятное).
- Рефлексия.
Занятие №2
Тема: «Кто я такой?»
Цель: стимулировать воображение в поисках собственного «Я».
- Приветствие.
- Упражнение 1 «Кто я такой?»
Сделай быстро, отвечая на вопрос: «Кто я такой?», записывая свои ответы точно в той же форме, как они сразу приходят в голову.
- Упражнение 2 «Как я выгляжу в глазах других?»
Ответь на тот же вопрос так, как, отозвались бы о тебе твои родители? А сейчас ответь так, как отозвался бы о тебе твой лучший друг.
Теперь сравни эти три ответа и в письменной форме укажи следующее:
В чем сходство? Каковы различия? Если есть различия, то, как ты их объяснишь? В какой ситуации ты ведешь себя по-разному с разными людьми?
- Рефлексия.
Занятие №3
Тема: «Неужели это я?»
Цель: способствовать развитию углубленных процессов самораскрытия.
- Приветствие.
- Упражнение 1 «Если бы я …»
Я тебе сейчас предложу ряд незаконченных предложений. Постарайся, завершить эти предложения. Желательно, чтобы ты делал это быстро. Особо не задумывайся.
- Если бы я был бы богат, то …
- Если бы я был бы беден, то …
- Когда я выросту, то стану профессионалом и эта профессия …
- Если бы я был бы зверем …
- Если бы я был бы другим человеком, то …
- Если бы я был бы знаменит …
- Если бы у меня бы была волшебная палочка …
- Если бы я был бы …
Какие вопросы были для тебя самыми интересными? Какие твои ответы удивили тебя? Пробудились ли в тебе какие – нибудь воспоминания или желания?
- Упражнение 2 «Мои рисунки»
Ответь мне на вопросы рисунками: автопортрет; «моя семья»; я переживаю о…; я ненавижу когда…; об этом я не хочу вспоминать …; я счастлив, когда…; моё будущее.
(После выполнения этого задания дискуссия с психологом)
- Рефлексия.
Занятие №4
Тема: «Самопознание»
Цель: помочь осознать приемы взаимодействия с другими людьми, через познания себя.
- Приветствие.
- Упражнение 1.
Выбери из приведенных ниже высказываний те, с которыми ты согласен, и подчеркни их.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что они сами не проявляют интересов к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Мой уровень обученности зависит от моих усилий и степени подготовки.
- Когда я строю планы на будущее, то я, я общем, убежден, что смогу осуществить их сам.
- Далеко не всегда даже самый способный человек может проявить все свои способности.
- Будут ли у тебя хорошие или плохие друзья, это дело случая?
- Я стараюсь не планировать далеко вперед идущие планы, ведь все зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- Я всегда сам добиваюсь, исполнения всего, чего хочу.
- Способные люди, не достигшие успеха, должны винить в этом только самих себя?
- В тех неудачах, которые со мной случаются, чаще всего виноваты другие.
- Большинство ошибок я совершаю по собственной вине.
А теперь попробуй проанализировать, как это характеризует твою личность.
- Упражнение 2.
Выбери наиболее сложную тему с разговора с родителями, педагогами и со сверстниками. Продумай бесконфликтный вариант. Рассуждения.
- Рефлексия.
Занятия №5
Тема: «Какой Я, взаимодействуя с окружающими?»
Цель: дать понять, что каждый человек может понять другого человека, лишь в рамках собственной Я-концепции.
- Приветствие.
- Упражнение 1. «Все мы разные»
Взаимодействуя с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам, либо не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами воспринимаемых нами людей, а не с особенностями собственного восприятия. Данное упражнение ставит целью продемонстрировать существование переменных, заключенных в нас самих и не относящихся к оцениваемым другим лицам. Это наглядно проявляется в в твоем отношении , часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем.
Вспомни 2-х людей, которые тебе очень нравятся. Укажи качества, которые тебе в них нравятся.
Инициалы первого человека__________________ | Инициалы второго человека_____________ |
1______________________________ 2______________________________ 3______________________________ 4______________________________ 5______________________________ | 1______________________________ 2______________________________ 3______________________________ 4______________________________ 5______________________________ |
Вспомни 2-х людей, которые тебе совсем не нравятся. Укажи качества, которые тебе в них не нравятся.
Инициалы первого человека__________________ | Инициалы второго человека_____________ |
1______________________________ 2______________________________ 3______________________________ 4______________________________ 5______________________________ | 1______________________________ 2______________________________ 3______________________________ 4______________________________ 5______________________________ |
Указав все эти качества, ты сейчас сможешь увидеть, чем они похожи (люди, которые нравятся и не нравятся). Н-р, включают ли первые 1 списка одни и те же прилагательные («коммуникабельный и добрый»?). Произведя такое же сравнение 2-ой пары, ты увидишь сходство («не разговорчивый и злой »). Теперь сравни все 4 перечня и определи, какие параметры людей заставляют любить их или, напротив, ненавидеть? Отметь, какие качества людей важны для тебя? Отметь, какие качества людей, важны для тебя какие качества ты ищешь в окружающих, и что в них возмущает и отталкивает. Запиши или скажи свои выводы.
- Рефлексия.
Занятия №6
Тема: «Мои обязанности?»
Цель: помочь выяснить свои чувства и индивидуальные тенденции.
- Приветствие.
- Упражнение 1.
А) укажи 3 вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п) , которые тебе хотелось бы делать чаще.
-Упражнение 2.
Б) укажи 3 вещи, которые ты хотел бы перестать делать.
- теперь объясни, почему ты не делаешь достаточно А и делаешь слишком много Б.
- Рефлексия.
Занятия №7
Тема: «Мои проблемы»
Цель: создать ощущение близости и общности с другими людьми и в трудностях, и в возможностях овладения с ними.
- Приветствие.
- Упражнение 1. «Мои проблемы»
В жизни все мы испытываем разные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время, если припомнить, найдутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например склонность откладывать на потом когда мы дотягиваем с делами, которые нужно выполнить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть почти уже нереально. Но все же, ты можешь, вспомнить случаи, когда, заблаговременно запланировав сделать что-то, успевал вовремя? Вспомни, пожалуйста, и запиши эти случаи.
После обсуждения, психолог предлагаем вспомнить о: боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес; стремление обвинить о своих проблемах других.
Занятия №8
Тема: «Правила общения»
Цель: помочь оценить эффективность общения с людьми.
- Приветствие.
- Упражнение 1. «Общение»
Что нужно сделать для того, чтобы понравиться людям? Что ты для этого делаешь?
Расскажи свои способы эффективного общения.
Проявляй истинный интерес к людям; чаще улыбайся, помни, что каждый человек считает свое имя лучшим словом из всего лексического запаса.; умей внимательно слушать; заводи тему для разговора, которая интересуем вашего собеседника; старайся дать ему почувствовать его превосходство и делай это искренне, изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды и негодования, весьма легко, если учесть такие пожелания. Начиная беседу с похвалы и искреннего восхищения, не говори человеку прямо о его
недостатках; прежде чем критиковать других, укажи свои собственные недостатки; хвали человека за его малейшие достижения; Чтобы заставить собеседника принять твою точку зрения, учти, что единственный способ одержать победу в споре — избежать его; дайте другому человеку больше говорить, а сам старайся больше молчать.
-Важно ли использовать вышеуказанные способы, при общении с людьми.
-Рефлексия.
Занятие №9
Тема: «Ценностно- мотивационная сфера»
Цель: прояснить жизненные и профессиональные ценности
-Приветствие.
-Упражнение 1 «Мои жизненные ценности»
Запиши на листочке 10 своих жизненных ценностей. (т.е ответь на вопрос: «Что для тебя наиболее важно в жизни?») Потом мы обсуждаем ценностные качества, обращая внимание на следующие проблемой. Какие жизненные ценности являются доминирующими? Какие сферы жизнедеятельности преобладают при описании ценностей (работа, семья, здоровье и т.д)? Изменились ли жизненные ценности за последние годы: в чем изменения выражаются?
Нет ли противоречий в жизненных ценностях? Есть ли альтернативные?
Всегда ли ты поступаешь в соответствии с заявленными ценностями?
-Теперь выбери 1 жизненную ценность.
-Упражнение 2 «Мои САМЫЕ важные ценностные качества»
А сейчас определи, каких ценностей (принципов, правил) ты должен придерживаться,
чтобы достигнуть поставленной цели и получить психологическое удовлетворение,
-Рефлексия.
Занятие № 10
Тема: «Методы преодоления жизненных кризисов».
Цель: развивать умение преодолевать трудности в сложных различных ситуациях.
-Приветствие.
-Упражнение 1 «Как преодолеть жизненные кризисы?»
Ответь на вопросы:
1.Какая проблема стоит перед тобой?
2.Что мне не нравится в себе и в моей жизни?
З.В чем причина этой проблемы?Почему? (кого и что следует винить)
4. Каковы возможности решения этой проблемы? (которые зависят от тебя).
5. Какое решение ты предлагаешь?
Твоё беспокойство уменьшится, если следовать следующим правилам:
• Что самое худшее может случиться со мной, если я не решу эту проблему? (Не придавайте слишком большое значение последствиям).
• Много ли значат – для тебя сейчас те переживания, которые ты испытывал год назад?
• Если проблема, стоящая перед тобой, грозит тебе большим ущербом, оцените среднестатистическую возможность того, что такое несчастье может случиться с вами (например: подвергнутым разбойному нападению).
• Смириться с проблемой (опасностью), принять её как объективную реальность, если мы не можем её изменить , то единственная возможность изменить чаще наше отношщение к ней.
• Не расстраивайтесь по поводу критики — это скрытый комплимент. Никто бы вас не стал ругать, если бы вы ничего не значили.
-Упражнение 2
Обратная связь:
1. Как можно снять напряжение?
2. Что ты узнал о себе нового?
3. Какие ты знаешь приёмы воздействия на других?
4. В чем состоит эффективность общения с другими людьми?
5. Во время занятий я поняли, что
б. Самым полезным для меня было
7. Мне не понравилось
8. Больше всего мне понравилось
Рекомендации родителям
-Всегда подбадривайте подростка! Уверенность появляется тогда, когда тебе
говорят: «Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!»
-Настраивайтесь на успех. Внушайте своему ребенку, чтобы он думал не о
препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой других.
-Выслушивайте детей, когда они говорят о своей мечте. Поощряйте их
мечты, какими бы далекими от жизни они вам не казались. Важно, чтобы
дети умели фантазировать.
-Поощряйте выступления ребенка в классе. Умение говорить пред
аудиторией без стеснения — одно из главных качеств уверенного человека.
Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступать перед классом.
Подскажите ему, Как нужно говорить, чтобы речь звучала выразительнее.
-Родители должны привить ребенку три качества: уважение, находчивость,
ответственность,
-Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон,
спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий;
эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте
надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь
и терпение в ожидании успеха;
культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями,
атласами, книгами по школьной программе, кассетами.
-Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели,
обогащайте их.
-Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его
полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
-Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с
самим собой — это более обнадеживает.
-Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости,
замечайте познавательную активность даже по отдельным результатам.
-Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать
учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей,
знакомых. УДАЧИ!
Список использованной литературы:
- Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2001.;
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. – М., 1994.;Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.;
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – М., 1994.;
- Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.;
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.;
- Узнай себя. Психологические тесты для подростков, А. Г. Грецов, А. А. Азбель., 2006.;
- Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2006.;
- А.А. Реан. Психология человека от рождения до смерти. – СПБ.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.
Детская психология.; Адапт
- ация ребенка в современном мире: Л. И. Петрова — Москва, Феникс, 2007 г.- 336 с.;
- Кризис подросткового возраста: Т. М. Простакова — Санкт-Петербург, Феникс, 2009 г.- 256 с.;
- Мировой кризис и Япония: — Москва, АИРО-XXI, 2009 г.- 252 с.;
- Наука в современном российском обществе: А. В. Юревич, И. П. Цапенко — Санкт-Петербург, Институт психологии РАН, 2010 г.- 336 с.;
- А.М Прихожан. Психология неудачника. - Москва, 2000.;
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой».-Москва, 2000.;
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.:Эксмо - Пресс,2000;
- Детская практическая психология: Учебник. / Под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики,2001;
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы с детьми "Группы риска"
индивидуальный план работы с трудными детьми на первое полугодие: сентябрь - декабрь....
индивидуальная работа с учащимся "группы РИСК"
методическиий материал в помощь классному руководителю, учитетелю-предметнику при работе со слабоуспевающими учениками....
Программа работы с учащимися "группы риска"
Данная программа направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения ребенка в социально-значимую деятельность...
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....
Дневник индивидуальной работы с учащимися группы риска
Дневник индивидуальной работы с учащимися группы риска...
План индивидуальной профилактической работы с обучающимся "группы риска"
В связи с переходом на новые ФГОС, моя основная цель учителя состоит в том, чтобы уроки и работа классного руководителя отвечали образовательным потребностям каждого обучающегося в соответствии с его ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМСЯ «группы риска»
Цель: адекватно воспринимать себя и окружающую действительность; развивать адаптационные умения...