Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии
статья (9 класс) на тему
Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии
на основе русских православных традиций
Величие русской культуры на протяжении всей истории развития связывалось и связывается с ее глубоким духовным содержанием. Истоки духовности, народные, семейные традиции, тематика, идеи восходят к истории христианства, православной этике, идеалам и символам. Православие – есть духовно-нравственный стержень общества; он формирует мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ped.chten_.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа
Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7»
Муниципальные педагогические чтения
Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии
на основе русских православных традиций
опыт работы
социального педагога МБОУ ООШ№7
Коптевой Елены Владимировны
г.Старый Оскол
2014г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Основная часть
1. Состояние института семьи на современном этапе развития, актуальность проблемы.
2. Ресоциализация в широком и узком понимании.
3. Возрождения приоритетности отечественных православных традиций воспитания путем ресоциализации с опорой на русские православные традиции во время занятий по арт-терапии
а) принципы и методы работы
4. Этапы социально-педагогической ресоциализации
Заключение
Библиографический список
… Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней – жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!..
Иеромонах Роман (Матюшин)
Дети – это будущее общества, его завтрашний день. Основы нравственности закладываются с раннего возраста в семье, дошкольном и школьном учреждениях. Самые первые жизненные представления, нравственные уроки ребенок получает в семье. Здесь он учится различать добро и зло, честности, справедливости, трудолюбию и лени, сопереживанию и равнодушию, отношению к людям.
В последнее время воспитание становиться все более сложной задачей не только для педагогов, но и для родителей. Это связано с общим ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, неудовлетворенностью жилищно-бытовыми условиями, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения при чрезмерной загруженности и т.д. Многие родители, понимая всю ответственность за воспитание детей, возлагаемую на них обществом, проявляют большой интерес к знаниям, помогающим им осуществлять эту задачу. Но, к сожалению, не все семьи могут похвастаться этим и перекладывают свои обязанности на детские учреждения и общество в целом.
Величие русской культуры на протяжении всей истории развития связывалось и связывается с ее глубоким духовным содержанием. Истоки духовности, народные, семейные традиции, тематика, идеи восходят к истории христианства, православной этике, идеалам и символам. Православие – есть духовно-нравственный стержень общества; он формирует мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе.
В настоящее время всё чаще стали задумываться о необходимости восстановления общечеловеческих ценностей в современном обществе, в российской школе. По данным последних социологических исследований около 80 % россиян считают себя православными. Видимо, не все они глубоко верующие люди, соблюдающие религиозные каноны, но потребность в приобщении к «вере отцов», православным традициям, морали, ощущается в сегодняшнем российском обществе всё больше и больше. Даже люди неверующие понимают, что без знания основ православия невозможно быть полноценно образованным человеком, так как в основу многих шедевров искусства положены религиозные сюжеты, заложен глубокий философский смысл, связанный с религиозным вероучением. Христианские заповеди, несут мощный воспитательный потенциал и играют огромную роль в духовно-нравственном становлении личности.
Какими мы хотим видеть своих детей? Активными? Да! Инициативными? Да! Самостоятельными? Да! Работоспособными? Да! Но зачастую, формируя в образовательном процессе все эти стороны личности, мы забываем о главных человеческих качествах: доброте, любви к ближнему, сострадании и милосердии. Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу? Как приобщить детей к многовековой культуре, православным традициям, христианским добродетелям в противовес табакокурению, алкоголизму, наркомании, насилию и возрастающей агрессивности? Как ресоциализировать - перевоспитать подростка, совершившего правонарушение и тем более преступление?
МБОУ «ООШ №7» главной задачей ставит воспитание нравственной, верующей в Бога личности, живущей по заповедям Божьим, трудолюбивой, образованной, любящей свою Родину, активно участвующей в деятельности на благо государства.
Актуальность проблемы заключается в том, что мы живем в обществе, где семья перестала быть главной ценностью; оно (общество) неспособно найти средств, внутренних резервов для обеспечения достойной, нравственной жизни детям, - обречено на дефицит трудовых ресурсов, неспособность прокормить и защитить себя, обнищание, криминализацию и неизбежное вымирание. На всех уровнях управления государства, бизнеса, образования, здравоохранения, социальных служб – интересы семьи, детей, их материальное и нравственное состояние должны сегодня стать приоритетной задачей.
Общественной бедой стало то, что в наши дни семья оказалась, практически, один на один со своими проблемами. Вступающим во взрослую жизнь молодым людям сегодня навязывается пренебрежение к семье, к родительству. Коммерциализованные СМИ пропагандируют «красивую жизнь», свободную от забот о детях, супруге. Отношения мужчин и женщин сводятся к получению удовольствий, на основе временного партнерства. Но это мнимая «свобода» от забот, ответственности за других приводит к неизбежному одиночеству, духовному опустошению, потере здоровья, бессмысленности жизни. Предупредить выбор молодыми людьми этого гибельного пути помогут выдвинутые в качестве идеала традиционные православные семейные ценности, подлинное материнство и отцовство, целомудрие в браке.
Укрепление института семьи является залогом решения задач национальных проектов, а увеличение рождаемости и снижения смертности населения объявлено, на данный момент, государственной приоритетной задачей.
Взаимодействие и сотрудничество школы – семьи - церкви помогает решить наиглавнейшую стратегическую задачу, обозначенную в областной Программе: возрождение и формирование у населения православных ценностей.
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?
Для решения вышеперечисленных проблем, возрождения приоритетности отечественных православных традиций воспитания мною была создана программа по ресоциализации семей и подростков «группы риска» - «Истоки», которая рассчитана на 3 года (с 2012 по 2015г), данная программа утверждена директором МБОУ «ООШ №7» (приказ №27 от 26.08.12г.) и согласована на педагогическом совете школы.
Цель работы: формирование более ответственной, адаптированной, здоровой, нравственно и православно зрелой личности путем ресоциализации с опорой на православные традиции во время занятий арт-терапией.
Задачи:
- определение предпосылок организации деятельности;
- выбор актуальных форм и методов работы по ресоциализации;
- определение основной педагогической технологии организации ресоциализации;
- создание условий для успешной работы.
Область применения: учащиеся 1-3 классов «группы риска», состоящие на различных видах контроля.
По христианской традиции, семью называют «малой церковью».
Теме взаимодействия семьи, школы и церкви были посвящены не только муниципальные, но и Московские международные Рождественские чтения 2008 года. Церковь, семья, школа должны друг другу помогать, кроме того, этот 3-х составной союз призван оградить по возможности молодое поколение от растления, рассеять заблуждения, а главное раскрыть богатейшую сокровищницу церковной жизни перед сердцами людей во всей безграничной полноте и красоте.
Проблема ресоциализации сохранила свою актуальность и в наши дни. В широком смысле под ресоцализацией понимают организованный социально-психолого-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков у дезадаптированных несовершеннолетних, переориентации их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения. В нашем случае э то отношения подростка и церкви.
В узком смысле ресоциализация – это сознательное восстановление неблагополучного подростка в социальном статусе полноправного члена общества и возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.
Процесс ресоциализации несовершеннолетних я осуществляю в несколько этапов . Первый – этап адаптации или первичной ресоциализации предполагает изменение, разрушение ранее сформированных неадекватных форм поведения несовершеннолетнего подростка. Второй – включает в себя период частичной неустойчивой ресоциализации и характеризуется принятием несовершеннолетним новых коллективных норм, отходом от асоциальных форм поведения (рецидивы возможны и естественны). Третий – это период полной ресоциализации и знаменует практическое ее завершение.
Необходимо отметить, что ресоциализация несовершеннолетних – процесс индивидуальный. Его эффективность зависит, в первую очередь, от того, как будут учтены психологические закономерности развития личности несовершеннолетнего.
Моя деятельность по ресоциализации строилась на определенных принципах, которые предполагают как общий, так и индивидуальный подходы. Выделяю следующие общие принципы работы:
- комплексность подхода в работе по ресоциализации несовершеннолетних означает как участие специалистов различного профиля при работе с подростками, так и их активное взаимодействие между собой;
- поэтапность процесса ресоциализации подразумевает наличие двух основных этапов – пенитенциарного и постпенитенциарного;
- систематичность предполагает, что все мероприятия, осуществляемые в ходе ресоциализации, идут непрерывно во времени;
- соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего;
-активное участие самого несовершеннолетнего в ресоциализационном процессе означает, что подросток становится не столько объектом ресоциализации, сколько субъектом;
- активизирование позитивного в несовершеннолетнем, т.е. его позитивные качества должны стать основой ресоциализации;
-индивидуализированность ресоциализации предполагает, что чем индивидуальнее мероприятия, формы, способы ресоциализации, тем выше будет ее эффект.
1.Цель первого этапа моей работы - сбор необходимой информации о микро и макро социуме школы , то есть создание социального паспорта школы и слободы Ямская, выбор духовного наставника. Отбор актуальных форм и методов по духовно-нравственной ресоциализации.
Данному этапу был отведен первый год работы 2011-2012 учебный год. В течение данного времени я тесно сотрудничала с классными руководителями школы, представителями ЖКО слободы Ямская и прилегающей к ней микрорайонами , православным храмом (Крестовоздвиженский). Я определила уровень образованности родителей, условия проживания семей, при написании социальной характеристики слободы и при тестировании родителей и детей обозначились места, в которых и детям и родителям бывать наиболее приятно :
Об этом нам говорит процентный показатель исследования:
Образовательный уровень родителей Средне-техническое 62%
Жилищные условия семей Частный дом - 69%, Отдельная квартира - 15%, Квартира снимается - 10 %, Живут вместе с родителями (старшее поколение ) – 6 %.
Досуговая деятельность семей слободы Ямская такова: Посещение магазинов слободы Ямская ( шоппинг ) - 59 %, Посещение православных храмов - 26 % , Посещение мест культуры и отдыха - 5 %, занятия и секции (хобби) - 10%.
Таким образом, храм является наиболее благоприятным местом посещения всех категорий социума вне зависимости от возраста, пола, образования и статуса в современном обществе.
Духовными наставниками школы были приглашены отец Александр Богута и отец Олег из храма слободы Ямская. Совместно с педагогическим коллективом были отобраны актуальные формы и методы работы по ресоциализации.
- Целью второго этапа работы была разработка и внедрение перспективного плана программы по духовно-нравственному воспитанию школьников, подключение к взаимодействию педагогический коллектив школы и тесное взаимодействие с духовными наставниками и библиотекарем храма. Данной работе был посвящен 2012-2013 учебный год.
В течение года было проведено:
- внеклассных мероприятий по православному просвещению детей 6,
- общешкольных родительских лекториев с приглашением духовных наставников – 4
- посещения Храма (групповое, общешкольное) – 6
- Посещение Храма по классам (малыми группами) – 11 (по числу классов комплектов)
- классные часы - 35
- внеклассные занятия учителя православия 35
- совместные круглые столы библиотекарей школы и храма 4
- паломнические поездки по Святым местам 1 (мужской монастырь с.Холки)
- участие подростков «группы риска» в школьных и муниципальных конкурсах и фестивалях духовной и социальной направленности (все участники заняли призовые места) 5
- встречи с бывшими учениками школы, ныне являющимися служителями храмов – певчая Крестовоздвиженского храма Елина Оксана, Плотников Антон – студент Курской духовной семинарии - 2.
- Работа православной почты (существует специальный ящик доверия, куда можно написать на волнующую тему, а духовный наставник ответит на волнующие Вас вопросы) - в течение года
- встреча с интересными людьми - 3
- диспуты для педагогов , открытые встречи уч.инспектора ОДН УМВД Коротиной Н.В. и духовного наставника, совместный поиск мер ресоциализации подростков и семей «группы риска» -4 .
- Третьим и заключительным этапом работы было отслеживание результатов по ресоциализации подростков и семей «группы риска». Временные рамки этапа 2012-2014 годы. Важно отметить, что ранее на ВШК в школе в 2010-11уч.году стояло 6 детей и 4 неблагополучные семьи. За время реализации программы «Истоки» 2012-2014г. с внутришкольного контроля сняты 2 учащихся, 1 неблагополучная семья, состоящая на учете в ОДН УВД и ВШК – переведена Советом профилактики школы в категорию проблемных. Преступлений и правонарушений за 2011-12 и 2012-13, 2013-14 школа не имеет, наблюдается стойкая положительная динамика. На 1 января 2014 года на учете в ОДН УМВД учащихся школы не состоит, на учете в ОДН УМВД зарегистрирована - 1 неблагополучная семья. Данная работа продолжается и более значимые результаты впереди.
Становление, самопознание, ресоциализация личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. С этой точки зрения, можно отметить следующие положительные результаты:
- детское объединение «Юность» развивается и действует, ищет новые направления, формы работы, тесно сотрудничает с социальным педагогом и подростками «группы риска»;
- социально – значимая деятельность дает большой простор для ценностно - значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми ;
- благодаря чередованию творческих поручений и различных направлений деятельности, каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;
- ресоциализируемым подросткам предоставляется возможность в полной мере проявлять самостоятельность на разных уровнях.
Говоря о достижениях учащихся, следует отметить личностные достижения. Под личностными достижениями детей понимаются те изменения, которые происходят в ребенке по отношению к нему самому, начиная от первого момента деятельности, участия в социально значимых делах и проектах духовно-нравственной направленности (в школе действует тимуровское движение).
У ресоциализируемых подростков отмечаются следующие личностные достижения:
- повышение уровня воспитанности (Оценивание по методике Ю.В. Васильева): уровень воспитанности 67% оценивается выше среднего;
- повышение уровня самостоятельности: по сравнению с 2010 годом в 2014 году уровень участия подросков «группы риска» в деятельности ДО и в социально – значимой проектной деятельности увеличился с 54% до 85 %.
- повышение общественной активности, уровня самоуправления, развитие лидерских качеств и организаторских способностей: на протяжении трех лет детское объединение «Юность» и Совет ДО МОУ «ООШ №7» является победителем городских конкурсов смотра деятельности детских общественных организаций и смотра Советов ДО.
Православное вероучение и вероисповедание, я считаю, наукой из наук, которую человек постигает и практически осваивает всю жизнь, как бы долго он ни жил и очевидно, что одной из основных задач духовно-нравственного воспитания для современной школы остается выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью.
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Ч Е С К И Й
С П И С О К
1.Архиепископ Костромской и Галичский Александр статья «Православные традиции российской семьи»- выступление на Рождественских образовательных чтениях 2006 г., 30 May 2006г., ж. «Православие и мир»№5 .
2.Багреева Е.Г. Анализ понятий "социализация" и "ресоциализация" осужденных / Е.Г. Багреева, И.Б. Ускачева // Закон и право. - 2007. - № 3. - С. 96–97.
3.Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: ОПК, 2007.
4. Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы и их ресоциализация : монография. – Волгоград : ВолгГТУ, 2005. - 174 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
5. Ильин А.В. Общие проблемы адаптации и ресоциализация осужденных // Психолого-криминологическая диагностика личности осужденного и социально-психологическое сопровождение исполнения уголовного наказания. - Владимир, 2005. - С. 128–134.
6. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 2009.
7. Максимова М.Л. Ресурсный подход в исследованиях системы образования / М.Л. Максимова // Перспективы. Сборник научных статей аспирантов. Выпуск 6. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008.
8. Смелзер Н. Социология. - М.: Политиздат, 2006.
9. Сорокина, Н.Д. Образование в современном мире. Социологический анализ / Н.Д. Сорокина. М.: Экономика и финансы, 2006.
10. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии - 2008.
11. Янушкявичене О. Л. Основы нравственности. Методическое пособие для учителя. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.
Современное общество развивается очень динамично. Кардинальные изменения происходят в сфере экономики, общественных отношений, в социальной структуре.
Предъявляются новые требования и к личности. Личность рассматривается как творческое активное начало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт ресоциализации детей "группы риска"
В статье представлен опыт работы "ЦДТ" по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся "группы социального риска".
Направления деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению обучающихся «группы социального риска»....
Программа индивидуального сопровождения учащихся группы суицидального риска
Цель: выведение подростка из состояния суицидальной ситуации Формирование суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся м...
Физическое воспитание подростков, групп социального риска
Средства и методы воспитания и перевоспитания трудных подростков в спортивных секциях подросткового клуба....
выявление групп социального риска среди обучающихся образовательных организаций
методтческие рекомендации Д.Е. Щипановой-кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО "ИРО"...
Работа с учащимися группы социального риска
Модель работы с трудными учащимися...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"
Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, к...