Сотрудничество психолога со взрослыми участниками образовательного процесса
план-конспект по психологии на тему

Алексеенко Ирина Николаевна

Школьный психолог и преподаватели истории. Лекционно-практические встречи.

Опыт выступления на Региональном педагогическом марафоне (в рамках Регионального Форума «Передовые педагогические практики в образовательном пространстве Московской области»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный психолог и преподаватели истории. Лекционно-практические встречи.

Алексеенко Ирина Николаевна

педагог-психолог

МБОУ Наро-Фоминская сош №6 СУИОП

Московская область, г.Наро-Фоминск

Преподаватели, обращаясь к психологу с запросом на выступление или на проведение мастер-класса, не скрывают, что ждут секретного рецепта, решающего все проблемы, и формируют свой запрос конкретно-широко и оптимально-полезно. Вот и я попалась в эту профессиональную ловушку, когда для меня была поставлена задача провести встречу по тематике «Психологические знания, как способ повышения эффективности урока (истории)». Как быть? Ведь лицом в грязь упасть не хочется, но и однозначных ответов я не имею: ведь для одного преподавателя «эффективность» - это оценки, для другого — активность на уроке, для третьего — умение пользоваться знаниями, которые должны запомниться ученикам и стать проанализированным материалом...

«Истина рождается в дискуссии», - решила я и разработала следующий сценарий мероприятия, который был апробирован на Региональном Форуме "Передовые педагогические практики в образовательном пространстве Московской области":

Цели занятия:

  • Развитие навыков сотрудничества и взаимопонимания среди участников учебного процесса (педагоги-психологи и преподаватели истории действуют за одно)
  • Знакомство с теорией поколений, определение направленности применений этого опыта в практике
  • Определение путей развития в направлении «эффективного урока» (как организовать, провести, что оценивать)

Целевая группа: педагоги среднего и старшего звена, преподаватели дисциплин, классные руководители.

Необходимые материалы: аппаратура для демонстрации слайдов, блок отрывных листов, звуковоспроизводящая техника, песочные часы на 1 минуту, клубок ниток.

Ход занятия:

Приветствие. Знакомство с ведущим. Вступительное слово ведущего.

Ведущий. Сегодня, уважаемые коллеги, мы будем говорить с Вами о психологическом знании, как способе сделать урок эффективным. Поэтому есть необходимость сказать пару слов о психологии, как науке, у которой есть свой предмет, объект исследования, свои задачи и цели. А есть житейская психология СЛАЙД 2 и отличие ее от научного знания - очевидно. Научная психология неразрывно связано с другими дисциплинами – СЛАЙД 3. Так же это просматривается с феномене современности, когда в контексте урока применяются самые разные формы, методы, инструментарий из практической психологии СЛАЙД 4

Вводная дискуссия.

Мы говорим о средстве повышения эффективности урока. А что это? Какой эффект должен быть от урока по Вашему мнению? Какие есть показатели эффективности? (обсуждаем, ведущий записывает варианты ответов на доске).

Ведущий. Совсем скоро мы вернемся к нашему обсуждению. Сразу после того, как погрузимся в лекционный блок нашей встречи. В котором я хотела бы подчеркнуть, что сегодня личность педагога, во-многом, определяет форму ведения урока СЛАЙД 5, стиль подачи научного знания – это ориентировка на экзамен, тест или творческое проявление, а может быть и опыт прошлого «как меня учили, так и я учу», согласны? (взаимодействие с группой, опрос согласных/не согласных, дополнение современных стилей преподавания из опыта коллег (их лучше всего сразу фиксировать в слайде, чтобы иллюстрировать важность мнения преподавателя на нашем занятии).

Спасибо за ответы. Развивая мысль, хочется сказать и о проблематике - проблематика ценности обучения находится в кризисе, в котором существуют явные перекосы с акцентами: на тесты, написание работ (дети просто берут их в интернете, не обращая внимание на редактирование как документа, так и вычленение общей мысли); эссе (бесконечные эссе), поиск мыслей, которых нет на заданную тему; баллы, показатели (по классу, по направлению, по школе, по району)

Не кажется ли Вам, коллеги, что наши с Вами проблемы находятся в иной плоскости, нежели актуальные проблемы обучения современного поколения (наших учеников)?

СЛАЙД 6

Чтобы разобраться во всем вышесказанном, хочу поделиться с вами теорией поколений – темой, которая стала безумно популярной в последнее время, в рамках которой рассматривается вот что: в процессе образования сегодня участвуют три поколения Х, Y и Z.

Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя. Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех СЛАЙД 7

У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) — свое понимание успеха и целеустремленности. «Игреки» зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения. Именно «ориентированность на немедленное вознаграждение» считает главным недостатком «игреков». Впрочем, у молодых работников есть оправдание. На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь. Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям СЛАЙД 8

Поколение Z (2004 - …) еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. И АБСОЛЮТНО НЕПОНЯТНО какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y. Время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью. «Z» иногда называют также «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности — через социальные сети СЛАЙД 9

Обсуждения с актуализацией знания: к какому поколению относится каждый из нас, наши ученики. Что хочет донести педагог из своего опыта новому поколению? И может ли поколение Z  это осознать и принять?

Упражнение «Время назад» (слайд 10):

Ведущий. Уважаемые коллеги! Разделитесь, пожалуйста, на группы по два человека, вам предстоит поработать в паре: один из вас – преподаватель истории (слушатель, интервьюер), другой – подросток-ученик, который поделится своими собственными впечатлениями (то есть вспомнит) от обучения истории в школе, расскажет о своем собственном преподавателе истории, которого он помнит со времен школы или института. Вспомните: «Так же Вам нравилась история? А учитель? И почему?», через 7 минут, я хлопну в ладоши и ролями надо будет поменяться. Внимательно слушайте своего «ученика», его рассказ мы потом обсудим.

Вопросы рефлексии: Как Вам история «подростка»? Что (какие моменты) вы вспомнили? Что открыли? Что осознали? Что в рассказе показалось забавным? Что интересным? Актуальны ли эти переживания (по Вашему мнению) у современных подростков, и почему?

Смотрим на доску, на записанные раннее показатели эффективности, обсуждаем, есть желание что-то тут изменить?

Продолжение дискуссии.

Психологические особенности подросткового периода: подростковый период признан самым трудным многими специалистами. Какая буря изменений происходит в этот период все мы можем сказать, и все же – давайте систематизируем (СЛАЙД 11) общение с залом (ведущий задает направления беседы, задает наводящие вопросы и фиксирует их на доске)

Что происходит с детьми в физиологическом плане? (слушаю ответы, записываю на доске) гормональные изменения, половое созревание, изменение пропорций тела (как они оценивают себя меняющихся? Непринятие себя, отсюда острая реакция на оценку себя третьими лицами)

Какие эмоции в этот период у детей? (слушаю ответы, записываю на доске) бурные, быстро меняющиеся, диаметральные и .т.д.

Что с познавательными процессами? (слушаю ответы, записываю на доске) Они продолжают свое развитие: любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний. Какая тут проблематика? Не умеют систематизировать знания, не видят в этом необходимости

Какие новообразования у этого возраста? (слушаю ответы, записываю на доске) чувство взрослости, внешнее копирование взрослых отношений, полярность психики. Проблематика? У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!")

Резюмируя все вышеуказанное хочется спросить: (СЛАЙД 12) «Что же на самом деле осложняет психологическое развитие подростка сегодня?» (слушаю ответы, обсуждаем) и только после этого (СЛАЙД 13) у современного подростка огромное количество возможностей, но он совсем ничего не знает об ответственности.

Теперь снова вернемся к теории поколений. Какие же они – подростки сегодня? Современному ученику сегодня свойственны: «иконность» сознания – мир размером с экран компьютера, смартфона, планшета. Восприятие, в основном – фотографическое: хоровод картинок, к которым уже есть надпись. Аналитическое мышление атрофируется. Много информации, которая впитывается, но не становится опытом, не применяется в практике часто, не становится умением (остается навыком), не анализируется то, что было ДО, как сейчас, и что станет ПОСЛЕ, т.к.слишком много информации СЛАЙД 14

Какая задача становится первоочередной из всего спектра и огромного количества задач педагога в целях повышения эффективности? Ведущий ждет ответа коллег и показывает СЛАЙД 15 (научить отбору и систематизации знаний, научить селекции информации), дополняя его вариантами, которые озвучили ранее.

Резюмирующая дискуссия.

Ведущий. Уважаемые коллеги, посмотрите, пожалуйста на доску, где мы писали с Вами наше видение того, что такое «эффективность на уроке», давайте теперь (учитывая знание о современном поколении в общем, о психологических особенностях подростков – в частности, определим для себя способы, приемы, стратегии? (записываем результаты)

Упражнение «Нить событий» (опрос), клубок ниток передается от человека к человеку, каждый делится своим видением, держится за ниточку в какой-то ее точке, а клубок передает дальше.

Ведущий. В конце нашего мастер-класса хотелось бы просить, что Вы вынесли для себя из занятия в плане повышения продуктивности и какие методы станете использовать в работе?

Спасибо за работу! Сегодня было насыщенное и активное занятие по поиску новых эффективных форм взаимодействия, и то, что мы сегодня создали и обсудили наверняка даст нам новую пищу для ума. А сейчас предлагаю отдохнуть.

Упражнение «Минута хокку» СЛАЙД 15-16: Дорогие коллеги, примите пожалуйста удобную для себя позу, не скрещивайте руки и ноги, закройте глаза и расслабьтесь. В течение минуты для нас с Вами будет играть мелодия, постарайтесь очистить голову от мыслей: сконцентрируйтесь на дыхании, или займитесь счетом в обратную сторону от 10, каждый раз, когда мысли будут возвращать Вас в реальность – начинайте счет заново. Через минуту музыка закончится, но вы не спешите открывать глаза, побудьте немного в тишине, ровно 1 минуту. После этого я снова негромко включу для Вас музыку, и когда вы ее услышите, открывайте глаза и попробуйте написать на листочке первое, что приходит в голову, попробуйте отобразить момент выхода из расслабленного состояния, запишите мысль, которая возникла «здесь и сейчас».

Хокку – это поток мыслей, который фиксирует происходящее в данную конкретную минуту, в нем используются описательные моменты, оценка происходящего от первого лица, описание состояния в данный момент времени. Хокку – это фотография момента.

Данное упражнение можно использовать в конце каждого урока, на котором подается новая тема или материал, она может служить замечательны м показателем того, что усвоил ученик за урок, о чем думал, и какого его отношение к происходящему.

Ведущий спрашивает есть ли у кого-то желание зачитать хокку и завершает занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыты педагога - психолога "Психологическая поддержка и сопровождение участников образовательного процесса"

данная информация пригодится педагогу - психологу для прохождения процедуры аттестации или для участия в различных профессиональных конкурсах....

«Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с

Данный  материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...

Педагог-психолог в эпицентре конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса

Задача педагога-психолога образовательной организации использовать эффективные формы работы, находясь в эпицентре конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса - грамотное применени...

Формы сотрудничества участников образовательного процесса

Работа с родителями занимает очень важное место в воспитании и успешном обучении детей в ДШИ. Партнерские отношения семьи и школы создают тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды,...

План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

laquo;Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса  в период подготовки к ОГ...

Педагогика сотрудничества – путь к личностному развитию всех участников образовательного процесса

Педагогика сотрудничества – путь к личностному развитию всех участников образовательного процесса...