Педагог-психолог в эпицентре конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса
статья по психологии на тему
Задача педагога-психолога образовательной организации использовать эффективные формы работы,
находясь в эпицентре конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса
- грамотное применение технологий разрешения конфликтов, основой которых всегда является принцип «Не навре-ди» и цель -
примирение сторон, как гласит русская пословица: "Худой мир - лучше доброй ссоры".
Находиться в эпицентре конфликтного взаимодействия – это не значит, что педагог психолог должен всегда лезть
в гущу событий и непосредственно находиться между участниками конфликта, разводить их по «разным углам»,
чаще всего педагог-психолог является неким посредником между конфликтующими сторонами.
Психологическое посредничество - это прежде всего искусство дипломатии и переговорной практики,
использование идей и техник медиаторства в организации коммуникативного процесса между участниками конфликта
и поиске соглашения между ними. Содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках соглашения в
конфликтной ситуации позитивно влияет на эффективность разрешения конфликтного взаимод-ействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ili_stendovyy_doklad.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ В ЭПИЦЕНТРЕ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кочуганова Любовь Алексеевна
Педагог-психолог
МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино
Россия, г.Пущино
E-mail: Ko4uganova@rambler.ru
Психолого-педагогическое сопровождение современного образования под-разумевает многогранное межличностное взаимодействие участников образова-тельного процесса. Там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности и творчества конфликты неизбеж-ны. Образовательная организация не является исключением. Как социальный институт, образовательная организация объединяет общей целью большое количество разновозрастных и разностатусных людей. Администрация образо-вательной организации, педагоги, вспомогательный персонал, обучающиеся и их родители являются полноправными участниками образовательного процесса и естественно межличностного взаимодействия в его рамках. Конфликты бы-ли всегда и сегодня никому не надо доказывать о их наличии в образователь-ной организации.
В практической работе часто возникает необходимость разрешения конкрет-ных конфликтных ситуаций, возникающих между людьми. Главное, что отли-чает такой тип психологической работы с конфликтами - это преимуществен-ная ориентация на конкретный конфликт человека, на конкретную сферу его взаимодействия, а не на его интерперсональные отношения в целом. Безуслов-но, позитивный эффект разрешения конфликта может способствовать улучше-нию его межличностного общения в целом, однако главным фокусом внимания в этом случае является взаимодействие конкретных людей «люди -в-ситуации».
Задача педагога-психолога образовательной организации использовать эф-фективные формы работы, находясь в эпицентре конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса - грамотное применение технологий разрешения конфликтов, основой которых всегда является принцип «Не навре-ди» и цель – примирение сторон, как гласит русская пословица: "Худой мир - лучше доброй ссоры". Находиться в эпицентре конфликтного взаимодействия – это не значит, что педагог психолог должен всегда лезть в гущу событий и непосредственно находиться между участниками конфликта, разводить их по «разным углам», чаще всего педагог-психолог является неким посредником между конфликтующими сторонами. Психологическое посредничество - это прежде всего искусство дипломатии и переговорной практики, использование идей и техник медиаторства в организации коммуникативного процесса между участниками конфликта и поиске соглашения между ними. Содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках соглашения в конфликтной ситуа-ции позитивно влияет на эффективность разрешения конфликтного взаимод-ействия.
Педагог - психолог в образовательной организации является той третьей стороной, к которой обращаются участники образовательного процесса за помощью в разрешении конфликта. Как же должен вести себя педагог-психолог при обращении к нему как к посреднику, какими качествами он должен обла-дать, находясь в эпицентре конфликтного взаимодействии, какие конфликты могут встретиться на его профессиональном пути и что с ними делать?
Для адекватной оценки конфликта педагог- психолог образовательной организации должен обладать хорошо развитым вербальным интеллектом, что позволит ему обдуманно и тщательного изучить все измерения спора с точек зрения обеих (или всех) конфликтующих сторон. Во многих случаях у педаго-га-психолога слишком мало или совсем нет информации об обстоятельствах конфликта. Для сбора информации педагогу-психологу необходимо обладать хорошо развитыми коммуникативными способностями. Особенно важно уметь задавать вопросы, расположить к себе собеседника, иногда использовать не прямые, а косвенные вопросы, чтобы интересующая информация не была на поверхности, а была как-бы завуалирована.
Педагог-психолог всегда, как при сборе информации, так и при общении с конфликтующими сторонами должен в совершенстве владеть методами актив-ного слушания, используя вербальные и невербальные приемы общения:
- Вербальные воодушевители: Точно; Я понимаю; Да; Конечно; Именно так; Прекрасно; Аа…; О’кей; Ага; Угу; Да ты что!; Ничего себе!; Надо же; Здоро-во!; Я так и думал…. В этих коротких фразах должна быть заложена огромная энергетика заинтересованности, любопытства, терпения. Правильное произне-сение вербальных воодушевителей способствует продолжению общения.
- Невербальные воодушевители: кивок головой в знак того, что вы следите за изложением сообщения; искренняя улыбка как реакция на оптимистичное сообщение; заинтересованный взгляд; озабоченный взгляд в ответ на серьезное сообщение; поворот и взгляд в лицо собеседнику; еле заметный наклон в сто-рону говорящего; — постоянный зрительный контакт; терпеливый взгляд и молчание. Терпеливый взгляд и молчание являются одним из наиболее дейст-венных и искусных невербальных воодушевителей.
- Отражение - парафраз - это повторение ключевого слова или фразы сооб-щения говорящего для того, чтобы воспринять больше информации и получить лучшее представление о нем. Отражение работает подобно маленьким искрам, которые почти не заметны для говорящего, своего рода 25 кадр. Таким образом, слушатель как будто заставляет зажечься непонятные или неизвестные момен-ты и превратиться в яркие понятные детали сообщения для слушателя, а порой и для самого себя.
- Уточнение - закрытые и открытые вопросы задает педагог-психолог с
целью получить больше информации и глубже вникнуть в суть сообщения. Закрытый вопрос дает лаконичный и четкий ответ, открытый вопрос предпо-лагает развернутый ответ – дополняет информацию, объясняет, выражает мне-ние и эмоциональное отношение к данной теме
Педагогу-психологу важно усвоить не только содержательную, но и эмо-циональную составляющую. Он принимает участие в разрешении конфликта посредством совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации переговоров и совместных встреч, не вмешиваясь при этом в полемику по по-воду содержания проблемы и принятия окончательного решения. Эрудиция и компетентность – как профессионально важные качества педагога-психолога играют огромную роль в посреднической деятельности специалиста образова-тельной организации, обеспечивают конструктивное обсуждение проблемы, оставляя окончательное решение за оппонентами.
Своим «присутствием» в зоне конфликта педагог психолог сдерживает оп-понентов от дальнейших шагов, ведущих к усугублению конфликтной ситуа-ции, нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Для того чтобы понять технологию своих действий педагог-психолог должен знать о каких конфликтах идет речь.
Наиболее часто встречающееся конфликтное взаимодействие в образова-тельной организации: между сотрудниками администрации, между админист-рацией и работником, между обучающимся и педагогом, между обучающимся и обучающимся, между обучающимся и обучающимися, между родителями и педагогом, между обучающимся и их родителями.
Когда педагог-психолог оказывается в ситуации сопровождения конфликт-ного взаимодействия между сотрудниками администрации (директор, замести-тели директора образовательной организации ) его роль сводится к очень дип-ломатичному общению с оппонентами. Идеальный вариант, когда психолог узнает о конфликте не от его участников. В этом случае он, общаясь с кон-фликтующими сторонами ненавязчиво формирует нейтральное мнение, от-личное от острых позиций конфликтующих сторон, тем самым готовит почву для примирения, без сдачи собственных позиций. Одновременно педагог пси-холог подчеркивает положительные качества оппонента. Иногда возникает ситуация, что один из оппонентов, по мнению педагога - психолога прав на все 100%, в этом случае нельзя его поддерживать. Нужно это мнение перефрази-ровать и преподнести обеим сторонам как собственное или высказанное кем-то из великих и знаменитых. На этом роль педагога-психолога заканчивается, окончательное решение принимают сами оппоненты, возможно подключение директора образовательной организации, с которым тоже проводится подго-товительная работа. Бывает, что руководитель не в курсе существующего конфликта между его административными работниками в этом случае педагог-психолог как-бы невзначай поднимает тему конфликта и тщательно обсуждает ее с директором, готовя его к возможному обращению оппонентов. Роль педа-гога-психолога не разрешить конфликт, не навязать свою точку зрения, а показать всем участникам конфликта пути его разрешения, не обозначая цели - сделать все возможное для разрешения конфликта во всех направлениях его распространения.
При возникновении конфликтной ситуации между руководителем и педа-гогом схема действия педагога-психолога та-же, но в основе разрешения конфликта лежит поддержка управленческих решений, даже, если педагогу-психологу субъективно понятно, что управленческое решение ущемляет интересы работника. В этой ситуации с работнику оказывается психологи-ческая поддержка. В случае, если руководитель превзошел свои полномочия в отношении работника, педагог-психолог очень деликатно обращает внимание руководителя на этот факт, не с целью упрекнуть или показать, что в этой ситуации он повел себя, выйдя за пределы своих полномочий, а с целью предостеречь его от возможных неприятностей, связанных с тем, что обижен-ный им сотрудник может сформировать о нем коллективное мнение и это будет мешать всей работе коллектива и образовательному процессу в том числе.
При возникновении конфликтной ситуации между педагогом и обучающи-мся и между педагогом и родителем педагог-психолог использует технологию как в ситуации руководитель-педагог. Правда, в зависимости от конкретной конфликтной ситуации роли могут меняться.
При конфликтном взаимодействии между обучающимися ( обучающийся-обучающийся, обучающийся-группа обучающихся, обучающиеся-обучаю-щиеся) педагог-психолог всегда ищет источник прецедента в обеих сторонах конфликта, по принципу - виноваты оба. Практический опыт показывает, что очень трудно найти истину в конфликтной ситуации между учащимися, как начальной школы, так и средней и старшей школы. Идеальный вариант раз-решения конфликта, когда удается использовать принцип «Виноваты оба» Например: Бежала по коридору ученица 7-го класса, одноклассник ей под-ставил ножку, она упала, телефон выпал из кармана и разбился. Конфликт разгорелся вокруг телефона. Родители девочки и сама девочка требовали купить новый телефон. В какой-то момент ситуация зашла в тупик. Родители мальчика не хотели компенсировать материальные потери – приобретать новый телефон, ссылаясь на то, что телефон мог быть разбит раньше и то, что когда он выпал из кармана не факт, что он разбился именно в этот момент. Ситуацию удалось разрядить только тогда, когда девочке предъявили претензию в том, что она по правилам поведения в школе бегать по коридорам не должна. В итоге - она бегала, нарушая правила, а мальчик подставил ножку, что не делает ему чести по отношению к девочкам вообще. В итоге мальчик согласился изви-ниться, за то, что он поступил не по джентельменски и девочка ему простила. Конфликтное взаимодействие урегулировано, ребята остались друзьями.
Очень сложные конфликты возникают тогда, когда родители в конфликте поддерживают своих детей, осуждая поступок педагога или другого учащегося (группу учащихся). Предотвращению таких конфликтов способствует профи-лактическая работа педагога-психолога со всеми участниками образователь-ного процесса. В основе этой работы лежит: как можно учиться и получать знания у человека, которого ты не уважаешь – это невозможно. Уважение к учителю - это тот минимум, который позволит приобрести хотя бы минимум знаний от него. Если обучающийся априори не воспринимает педагога, а ро-дители ему в этом помогают, потакают ему то он будет мучиться на уроках, отвергая все что этот неприятный человек говорит.
Согласно проведенному социологическому обследованию в виде анкетиро-вания старшеклассников прослеживалась четкая взаимосвязь любимый учитель – любимый предмет, не любимый учитель - не любимый предмет. Эту взаимо-связь разрубить невозможно. Конфликтное взаимодействие между учеником и педагогом отрицательно влияют на формирование личностных качеств ученика и получение им знаний по конкретному предмету, на общее отношение к обу-чению и к образовательной организации, в которой он имеет честь учиться.
В случае поддержки родителями своего ребенка в конфликтной ситуации с одноклассниками и всякого рода осуждение одноклассника или группы одно-классников при отсутствии желания разобраться, понять противоположную сторону, найти компромиссное решение и сгладить конфликт с наименьшими потерями для обеих сторон ситуация принимает очень негативный оттенок, прежде всего для ребенка таких родителей. Такой подход чреват затягиванием конфликта, отвержением этого ребенка группой одноклассников или одним из них, а если он лидер, то и всем классом. В такой ситуации лидер формирует общественное мнение среди одноклассников, направляя его против этого несчастного. Для ребенка начинается мучительное пребывание в классе, он начинает прогуливать, иногда соматически заболевает, впадает в состояние депрессии. Он не может учить уроки, потому, что уроки - это напоминание о той неприятной ситуации, о школе в которой ему плохо и дома он не хочет о ней вспоминать. Успеваемость снижается. Родители видят страдания ребенка, в лучшем случае жалеют его, опять же виня всех тех, кто по их мнению стал причиной всего происходящего с их ребенком. В худшем случае начинают давить на ребенка из-за полученных двоек, прогулов, образовавшихся вдруг неуспехов в учебе часто не понимая, что причиной такого состояния ребенка являются они сами. Доходит до того, что родители просят администрацию образовательной организации перевести ребенка на домашнее обучение пото-му - что он часто стал болеть и пропускать занятия в массовой школе, что его не воспринимают одноклассники, игнорируют, обзывают, притесняют… Иногда такого ребенка переводят в другую школу, а это новый коллектив, свои сложности и оставшееся нерешенным конфликтное межличностное взаимо-действие, закрепленный неудачный опыт в его разрешении, который может преследовать всю жизнь. Роль педагога-психолога в этой ситуации всячески оказывать психологическую поддержку ребенку, пытаться объяснить причину такого поведения ребенка родителям, достучаться до них, чтобы они посмот-рели на ситуацию с другой стороны, стремились урегулировать конфликт, а не разжигать его. К сожалению, бывают такие родители, которых вразумить не удается, не ведают, что творят, как говорится. Когда на разрешение конфликт-ного взаимодействия направлены все участники конфликтной ситуации и все двигаются в одном направлении – успех в его разрешении неизбежен, если выпадает хотя-бы одно звено, которое сопротивляется или совершает действия, мешающие разрешению конфликта, конфликт или затягивается или остается не разрешенным.
Профилактическая работа для избегания конфликтов подобного рода заклю-чается в психолого-педагогическом просвещении родителей на родительских собраниях, обучающихся на классных часах, педагогов на педагогических советах.
Применение современных технологий помогает педагогу - психологу пре-одолевать барьеры, снижать риски на пути сопровождения конфликтного вза-имодействия в образовательной организации
Психолого-педагогическое сопровождение конфликтного взаимодействия в образовательной организации важная неотъемлемая часть деятельности педа-гога – психолога, способствует созданию оптимальных условий в образова-тельной организации и эффективному выполнению своих функций всеми учас-тниками образовательного процесса в комфортных психологических условиях.
Список использованных источников:
- Бянкин Алексей. Правила активного слушания [Электронный ресурс] http://www.yourfreedom.ru/navyki-aktivnogo-slushaniya (дата обращения: 30.05.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса
В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....
Результаты исследовательско-экспериментальной работы «Школьная медиация как основа позитивного взаимодействия участников образовательного процесса» (июнь 2008 г.- декабрь 2010)
Шкльная медиация...
Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Психолого-педагогический семинар...
Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока".
Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока"....
Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...
Взаимодействие участников образовательного процесса
Материал содержит информацию о типах взаимодействия участников образовательного процесса и о том, как сделать это взаимодействие более эффективным....
Организация дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса через группу в социальной сети. (Из опыта работы)
Организация дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса через группу в социальной сети. (Из опыта работы)...