Формы сотрудничества участников образовательного процесса
методическая разработка
Работа с родителями занимает очень важное место в воспитании и успешном обучении детей в ДШИ. Партнерские отношения семьи и школы создают тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Значимость таких отношений между школой и семьей сложно переоценить, поскольку социокультурные основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_sotrudn_s_rodit.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1 им. Г. В. Свиридова»
Формы сотрудничества участников образовательного процесса
Выполнила преподаватель
фортепианного отделения
Захарчук В.М.
г.Курск
2018 г
Работа с родителями занимает очень важное место в воспитании и успешном обучении детей в ДШИ. Партнерские отношения семьи и школы создают тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Значимость таких отношений между школой и семьей сложно переоценить, поскольку социокультурные основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, семья.
Образовательный стандарт, по которому работают сейчас образовательные учреждения, обозначен как общественный договор между образовательным учреждением, семьёй и государством. И взаимодействию педагога с семьёй учащегося отводится особая роль.
Образовательный стандарт ставит задачи усиления взаимодействия образовательного учреждения и семьи, что особенно актуально в современных условиях жизни, зачастую при высокой занятости родителей воспитанников.
Как указано в Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, важным фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение».
«Семья ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса на успех, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере обучения и воспитания детей.»
Однако, в современном обществе система семейного воспитания претерпевает отрицательные изменения, что связано с обострением социальных и экономических трудностей, с высокой занятостью родителей , когда у них не остается времени на общение с детьми.
И вот здесь на помощь семье должна прийти школа, и в частности, педагог, который по своей должности обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям.
Роль педагога состоит не только в том, чтобы научить ребенка какому-либо виду искусства, но посредством обучения воспитывать в нем личность.
На мой взгляд, педагогу необходимо наладить дружеские, взаимовыгодные отношения с родителями ученика. Такое взаимодействие как нельзя лучше отразится на развитии духовных и профессиональных качествах ребенка.
Чтобы наладить тесные отношения с семьёй ученика, педагог должен быть не только профессионалом в своем деле, но и человеком с высокими личностными качествами; надо понимать возрастную психологию детей, а также их родителей, ведь для каждой мамы её ребёнок самый лучший и талантливый. А для того чтобы он действительно стал лучшим, педагог должен уметь убедить родителей в целесообразности, значимости и необходимости выполнения той или иной задачи, поставленной перед их ребенком, для успешной реализации учебного процесса.
Педагог должен владеть необходимой методикой, уметь использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.
К сожалению, в настоящее время мы часто сталкиваемся с различными проблемами в отношениях семьи и школы. Наиболее распространёнными, на мой взгляд, являются:
- чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей; нежелание участвовать в общешкольных мероприятиях.
Я считаю, это самая распространенная проблема во взаимоотношениях семьи и школы. Есть родители, которые мало интересуются процессом обучения своих детей в школе искусств, их участием в концертной деятельности на своем отделении и иных общешкольных мероприятиях.
В моей практике был случай, когда мама в силу своей занятости на работе не пришла на самое первое публичное выступление своей дочери, посчитав, что для ребенка не столь важно её присутствие. Пришлось объяснять ей, что для её дочери присутствие мамы на первом выступлении имело огромное значение, что для ребенка важно участие самого близкого ей человека в жизни и деятельности, которой занимается ребенок в стенах музыкальной школы, что одобрение и похвала мамы или папы являются стимулом для дальнейшей успешной творческой работы.
Поэтому, я считаю, необходимым систематически проводить родительские собрания, где надо настраивать родителей на активное участие в школьной жизни их детей. И в этой связи, педагог должен обладать основными знаниями детско-родительской психологии и уметь аргументировать свои требования к родителям в вопросах воспитания детей, организации их занятий в домашней работе; уметь доказать родителям необходимость своих педагогических требований и их выполнения учащимся для достижения той или иной конкретной цели.
Ещё одна проблема –это отношение родителей к музыкальному образованию своих детей, как к кружку самодеятельности, где не надо особо «напрягаться».
Здесь нам, педагогам, приходится убеждать родителей, что ДШИ- это тоже образовательное учреждение, в котором есть образовательные программы и их выполнение является обязательным, и что по окончании данного учебного заведения учащийся получает диплом государственного образца. Диплом дает право ребенку поступать в профессиональные учебные заведения среднего и высшего звена.
Также, я всегда разъясняю родителям учащихся своего класса, что успешное обучение в ДШИ сыграет положительную роль при поступлении их детей в любое образовательное учреждение; что сейчас в любом ВУЗе есть студенческие коллективы, которые принимают участие в различных конкурсах – музыкальных или хореографических. Например, в нашем городе Курске ежегодно проводится конкурс коллективов и солистов из числа студентов –«Студенческая весна» и много других культурных мероприятий, где учащийся, получивший диплом об окончании ДШИ будет востребован.
Следующая проблема-это невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.
В этом случае школе и в частности каждому педагогу надо приобщать учащихся своего класса и их родителей к культурной жизни школы и города - это обязательные посещения концертов не только своего отделения, но и общешкольных мероприятий; посещение концертных программ филармонии, драматического театра, посещение музеев и картинных галерей, а также любых других культурно-значимых мероприятий.
Очень полезно для повышения общекультурного уровня детей и родителей проводить тематические концерты –собрания в своем классе, лектории, где силами учащихся и педагога в доступной форме можно познакомить родителей с разными композиторами и музыкальными жанрами. Такие концерты полезны с музыкально-просветительской точки зрения и мотивационно-конкурирующей (можно адекватно оценить уровень исполнения своего ребёнка и сравнить с другими учащимися, а ребёнок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность родителей).
Часто я рекомендую детям и их родителям организовывать домашние концерты, приуроченные к семейным праздникам или с целью обыграть свою программу перед экзаменом или публичным выступлениям. Чтобы ребенку был интересен такой вид деятельности, я предлагаю ему, кроме подготовки музыкальных номеров, оформить пригласительные билеты или самостоятельно приглашать гостей по телефону на свой домашний концерт. Такой вид деятельности несомненно дает положительный результат.
В педагогической практике я не раз сталкивалась с такой проблемой, когда родители ученика (часто и сам ученик) полагают, что педагог обязан научить ребенка чему-либо непосредственно на уроке, при этом домашние занятия не обязательны, либо им отводится крайне мало времени.
Поэтому в своей педагогической практике я всегда приветствую(а зачастую и требую) присутствие кого-либо из родителей ученика на уроке, особенно на начальном этапе обучения. Присутствие на уроке родителей учащихся младшего школьного возраста необходимо по причине того, что дети не могут запомнить и воспроизвести задания педагога в виду малого объёма памяти, недостаточной концентрации внимания и других физиологических факторов. В этом случае родители выступают первоочередными помощниками, которые смогут объяснить алгоритм выполнения домашней работы, составленный совместно с педагогом, проконтролировать результативность и эффективность её выполнения.
Присутствие родителя на уроке помогает наладить контакт ребенка с педагогом, и в то же время педагог сможет выяснить для себя уровень взаимоотношений в семье ученика, жизненный уклад и принципы воспитания ребенка для создания партнерских отношений «учитель-ученик-родитель».
Присутствие родителей на уроке считаю важным на любом этапе обучения, в каком бы классе ребенок ни учился, так как участие родителя в процессе обучения положительно влияет на качество и результат исполнительской деятельности ученика.
Чтобы предотвратить или исправить вышеизложенные проблемы, я считаю необходимым проводить беседы с родителями ещё на стадии знакомства с вновь поступившими детьми.
В ходе такой беседы выясняю для себя необходимые для профессиональной работы сведения - особенности здоровья ребёнка, его интересы и увлечения, предпочтения, мотивация учения, какую роль хотят (или не хотят) выполнять родители в музыкальном образовании своего ребенка, с какой целью вообще они привели своего сына или дочь в школу искусств и т.д.). Успешность (или не успешность) такого диалога с родителями ученика во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его общения. Вот некоторые рекомендации в общении с родителями:
1. Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству, соблюдайте субординацию – никакого «панибратства».
2. Во время беседы изучайте индивидуальные особенности, традиции семейного воспитания. Учитывайте личные интересы родителей.
3.Будьте всегда приветливы и доброжелательны.
4. Обещайте родителям только то, что вы сумеете выполнить.
5. Всегда информируйте заранее родителей своих учеников о предстоящих школьных и других мероприятиях. Всегда будьте с ними на связи. Желательно создать группу в соц.сетях, чтобы своевременно информировать родителей о чем-либо; а также не забывайте поздравлять семьи своих учеников с праздниками или успешным выступлением их ребенка.
Если произошла конфликтная ситуация:
1.В ходе беседы придерживайтесь нейтрального состояния, не включайтесь в ситуацию разговора эмоционально. Жалобы и претензии выслушивайте молча, оставайтесь вежливыми, сохраняйте спокойствие. Можно использовать нейтральные фразы – «Успокойтесь», «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю». Это поможет родителю успокоиться, и он будет готов к конструктивному диалогу. Необходимо организовать равноправное взаимодействие – проявлять открытость, принимать чувства родителей, показывать любовь к ребёнку (это снимет психологическую защиту), подчёркивать значимость родителей в воспитательном процессе. Можно использовать фразы типа: «Я хотела бы с Вами посоветоваться…», «Я хотела бы согласовать с Вами наши действия…», «Мне нужна Ваша помощь…».
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка, ищите наиболее рациональное, взаимоприемлемое решение. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
Эти рекомендации способствуют успешному и тесному сотрудничеству педагога и родителей, что положительно отражается на процессе обучения детей.
И в заключении хочу сказать словами известного отечественного педагога И.П. Подласого: «При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определённые задачи и выполняет свою часть работы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса
В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....
Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...
Сотрудничество психолога со взрослыми участниками образовательного процесса
Школьный психолог и преподаватели истории. Лекционно-практические встречи.Опыт выступления на Региональном педагогическом марафоне (в рамках Регионального Форума «Передовые педагогические практик...
Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к прохождению итоговой аттестации по новой форме.
В помощь классному руководителю - учителю-предметнику...
Современные формы и инструменты организации взаимодействия участников образовательного процесса."ЗНАНИО" (бесплатный международный вебинар)
Современные формы и инструменты организации взаимодействия участников образовательного процесса -28:44...
Педагогика сотрудничества – путь к личностному развитию всех участников образовательного процесса
Педагогика сотрудничества – путь к личностному развитию всех участников образовательного процесса...
Презентация "Инновационные формы формирования экологической культуры средствами взаимодействия участников образовательного процесса ОО"
Отчет руководителя МО КРО Арьяновой Н.Б.по работе классов КРО в период общешкольной методической недели"Инновационные формы экологической культуры средствами взаимодействия участников образовател...