Занятие на сплочение временного детского коллектива в каникулярное время
план-конспект занятия по психологии ( класс) на тему
Занятие с элементами психологического тренинга на сплочение временного детского коллектива в каникулярное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие на сплочение временного детского коллектива | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание занятия с элементами психологического тренинга с подростками на каникулярной школе «Лидер»
в муниципальном учреждении дополнительного образования
«Красноселькупский центр дополнительного образования детей»
Т.А. Ермакова, педагог - психолог
Этапы | Время | Задачи | Средства | Роль ведущего (педагога – психолога) |
Приветствие | 1 мин. | Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу | Игра – приветствие «Бегущие огни». Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!» Сосед должен как можно быстрее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставаний и повторений бежит по кругу, как по трибунам во время первенства мира по футболу. | Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу. |
Начало работы | 5-10 мин. | Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают); Объяснить правила тренинга. | Правила тренинга:
Шеринг. | Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства. |
Разминка | 5-10 мин. | 1) Объединение, сплочение группы; 2) Развитие межличностных связей; 3) Включение в совместную деятельность. | Игра «Передай прикосновение». Участники делятся на два круга: внутренний и внешний, таким образом, чтобы каждому участнику внутреннего круга был напарник из внешнего круга. Участники внутреннего круга поворачиваются лицом к участникам внешнего круга. По сигналу ведущего участники закрывают глаза и через прикосновение рук передают какую-то информацию молча. Задача не только передать какую-то информацию, но и понять, что тебе сообщает напарник. По сигналу ведущего участники внутреннего круга сдвигаются на одного участника внешнего круга в право и «ритуал» повторяется до тех пор пока все участники не соприкоснуться руками. После выполнения задания проводится анализ игры, обмен мнениями. Если остаётся время можно провести игру «Угадай, чьи руки!?» Водящему завязывают глаза, и он должен отгадать кто к нему прикасается (задействованы только кисти рук). | 1) Обозначение правил и границ; 2) Эмоциональная поддержка участников. |
Работа по теме. | 30 мин. | 1) предоставить детям возможность выразить свои чувства; 2) дать информацию в доступной форме о взаимоотношениях в группе. | Упражнение «Нарисуй своё имя». Ведущий даёт задание участникам: нарисовать своё имя, как они его представляют. Затем каждый участник демонстрирует свой рисунок и объясняет своё видение. После выполнения задания проводится анализ упражнения и обмен мнениями. Упражнение «Ассоциации». Воображение – это психический процесс. Оно может быть творческим – когда на основе раннее воспринятых образов вы придумываете что-то своё. На листе участники под диктовку ведущего в столбик слева записывают имена присутствующих на занятии. Задание – напротив имени участника записать ассоциацию (с каким представителем животного, растительного мира ассоциируется этот человек, можно взять героев книг, мультфильмов, напитки, и т.д.). Это возможность помочь друг другу увидеть себя со стороны, свои положительные и отрицательные черты. Такое задание – ключ к личностному росту. Затем каждый участник зачитывает свои ассоциации, а другие участники фиксируют. После происходит обсуждение. Итог: человек, словно кирпич: обжигаясь, он становится твёрже (китайская мудрость). Игра на повышение сплочённости группы. Один из участников ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных усилиях группа легко поднимет любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают её всем. Роли могут быть следующими: а) тренер победившей команды; б) полководец, выигравший битву; в) балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; г) пловец, поднявшийся на гребень волны и т.д. После выполнения игры проводится анализ и обмен мнениями. Игра «Лекция». Пространство тренингового зала организуется следующим образом: ставится три ряда стульев по 3-4 стула в каждом ряду – это аудитория. Стул напротив – кафедра. Кто-нибудь один начинает читать лекцию (текст незнакомой сказки или рассказа). Первый участник читает лекцию в течении 1 минуты, а затем по сигналу ведущего, место за кафедрой занимает участник под номером два, который, в свою очередь, уступит через минуту своё место следующему участнику и т.д., пока каждый участник не побывает на кафедре дважды. Участники должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы лекция являла собой единое целое. Во время лекции участники, сидящие на стульях первого ряда, должны внимательно слушать то, что говорит преподаватель; сидящие на стульях второго ряда должны записывать лекцию, причём они имеют право пользоваться своими записями, когда наступит очередь подхватить нить рассказа; сидящие же на последнем, третьем ряду на стульях № 9 и 10 в обязательном порядке играют между собой в «крестики-нолики», а сидящие на стульях № 11 и 12 разговаривают между собой на любую тему. После того, как лектор прочитывает свою часть лекции, он садится на стул № 1 первого ряда, все остальные участники сдвигаются на одно место, а сидящий на стуле № 12 встаёт и идёт продолжать лекцию. Лектор может выгнать со своей лекции любого слушателя, и тот должен выйти из зала на 1 минуту, до следующего перемещения. Было бы замечательно, если бы велась видеосъёмка всего происходящего, потому что просмотр группой заснятого материала носит терапевтический эффект. | Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации. |
Завершение занятия | 10 мин. | 1) возможность выплеснуть накопившееся напряжение; 2) завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии. | Игра «Скульптура» или «Фотография группы». Участники должны встать вместе, изобразить скульптуру группы или совместную фотографию. Было бы замечательно, если бы результат работы сфотографировать или заснять на видео. Шеринг «Что ты берёшь для себя?..» | Эмоциональная поддержка детей. |
Прощание | Обозначить конец занятия | Аплодисменты всех участников. | Эмоциональная поддержка детей. |
Используемая литература для подготовки к занятиям:
- В.Ю. Большаков «Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры». Санкт – Петербург, 1996 г.
- М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам». Москва «ВАКО», 2005 г.
- О.А. Мальцева «Рабочая книга по психопрофилактике аддиктивного поведения». Тюмень, 2004 г.
- Лекции по Гештальт терапии. Курсы в ТОГИРРО, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива "Я + ты"
В данном занятии представлены игры и упражнения на сплочение детского коллектива...
"Игры на доверие и сплочение в детском коллективе"
Игры на доверие и сплочение в детском коллективе....
Практическое занятие «Развитие сплоченности детского коллектива» в 5 (кадетском) классе
Тема: «Прекрасный сад»Цель занятия: «Развитие сплоченности детского коллектива»: повышение сплоченности кадетского класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.Практическое занятие р...
Особенности развития временного детского коллектива
Периоды необходимые учитывать каждому воспитателю (педагогу) во временном детском коллективе....
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности формирования временного детского коллектива
Особенности формирования временного детского коллектива...
Воспитательная работа в условиях организации временного детского коллектива
В статье освещаются особенности воспитательной деятельности педагога в условиях временного пребывания детей в учреждении. Рекомендуются методы работы....
«Эффективные методы интерактивного обучения в контексте развития креативного мышления обучающихся в условиях временного детского коллектива»
Мозговой штурм - это один из эффективных методов интерактивного обучения, который способствует формированию детского коллектива, так как он предполагает коллективное решение проблем на основе стимулир...