Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности формирования временного детского коллектива
статья по психологии
Особенности формирования временного детского коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_osobennosti_formirovaniya_vremennogo_detskogo_kollektiva.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
4. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях ДОЛ.
Большую роль в формировании временного детского коллектива детей и подростков играют детские оздоровительные лагеря.
С позиций педагогики жизнедеятельность современного детского лагеря как воспитательной организации располагает довольно большими возможностями для того, чтобы ребенок сумел максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое предназначение в жизни, в семье, в обществе.
В каникулярный период первенство среди других видов деятельности занимает игра, вступающая во взаимодействие с познанием и осуществляющая тем самым содержательную и временную связь учебной и внеучебной работы.
Характеризуя специфику жизнедеятельности детского сообщества в условиях летнего оздоровительного лагеря, исследователи обращают внимание на резкую смену естественного образа жизни детей. При этом имеется в виду, что:
- летняя смена в лагере - это перемена в образе жизни ребенка и его видах деятельности, новые впечатления и опыт;
- лагерь - это, прежде всего, обновление ребенком своего окружения, стиля собственной жизнедеятельности, а порой и изменение самого себя.
Специфика жизнедеятельности детского сообщества в условиях летнего оздоровительного лагеря обеспечивается посредством организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря как воспитательной организации особого типа, в которой основные сферы - общение, познание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт, игра - предоставляют детям новые возможности для общения, совместной деятельности, новые условия для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения .
Таким образом, педагогический аспект организации детского отдыха и оздоровления обусловлен включенностью детей в различные виды деятельности (культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную, исследовательскую, игровую, трудовую и т. д.), разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности.
Характеристики временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере
Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collcktivus - собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство.
Детский коллектив имеет такие характерные черты: постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив); включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий; формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочение коллектива; выработка правильного общественного мнения; появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе; организация действенной работы органов самоуправления; мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива
Временный детский коллектив ограничен сроками своего существования: от 10 до 45 дней. Это может быть отряд в лагере, экспедиция, поход и т.п.
Временное детское сообщество объединено, прежде всего, средой, в которой проходит досуг детей. Вся организация жизнедеятельности строится взрослыми, которые обеспечивая оздоровление и отдых детей, предоставляют разнообразные образовательно-оздоровительные услуги.
Анализ изученной литературы позволил нам выделить следующие характерные особенности, которые присущи временному детскому коллективу:
- автономность - дети находятся вне влияния семьи и школы или другого постоянного окружения, дает возможность смены ролей (быть другим):
- сборность - в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, отношений
Отряд детского лагеря обладает двойственной природой. Во-первых, он является объектом целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых. Во-вторых, отряд - это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям, протекающим в первично организованной группе: адаптация, коммуникация, идентификация и интеграция.
Таким образом, условия существования временного формирования способствуют высокой интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске общих решений, осуществления. Дети видят результат коллективных усилий.
Методы и формы формирования временного детского коллектива в условиях летнего оздоровительного лагеря
В практической работе использовались различные методы и формы работы педагога с целью формирования временного детского коллектива в условиях летнего оздоровительного лагеря. Все методы и формы работы подбирались с учетом определенного периода развития коллектива, особенностей отряда, реализуемой программы.
Организационный период (первые три дня). Деятельность в оргпериоде должна соответствовать следующим требованиям: иметь чёткий ритм, высокий темп, непрерывность, непродолжительность, чередование форм. Необходимо обязательное соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок.
В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе, потом этого не наверстать): тихий час, уборка и др. Завершается день «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется чёткое представление об их интересах, увлечениях. К примеру, в форме интервью, «расскажи нам о себе» и др.
Второй день посвящён выявлению способностей детей и их сплочению. Для этого можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы им спеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с ними спортивные и музыкальные часы и т.д. Эти дни можно считать состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты. Важный итог оргпериода - готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлечённость перспективой предстоящей жизнедеятельности, атмосфера доверия и доброжелательности между вожатыми и ребятами.
В третий день необходимо в полуигровой форме провести тестирование, где уточняются вкусы, представления и интеллектуально-культурный уровень детей. В анкету можно ввести вопросы по профессиональной предрасположенности подростка, психологической устойчивости.
Доминирующий вид деятельности в организационный период - игровая. Участие детей в разнообразной деятельности усиливает процесс свободного общения детей, проявление личности ребёнка.
Методы работы педагога состоят из убеждения (словом, примером); требования (прямого, косвенного); поручений (временного характера); соревнований (в конкурсах, играх); игр; поощрений. Общий подход - от простого к сложному. Чем больше дел, тем лучше. Сначала на подготовку пять минут, позже - до часа, но не более.
Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети и подростки: удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о педагоге, о лагере; когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований; когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах; когда отряд для ребёнка становится значимой средой (когда каждый ребёнок нашёл своё место в группе или место, которое ему определили другие участники коллектива).
Одним из главных методов работы с коллективом выступает соревнование. У данного метода стимулирования действий и отношений в коллективе большие воспитательные возможности:
- оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, обеспечивает привлекательность деятельности;
-соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;
-соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма при соблюдении особых условий.
Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой (девизы, звания, титулы, эмблемы, призы). При этом ни на минуту не должен уйти дух игры товарищеского общения. Важны в соревновании гласность и сравнимость результатов.
Необходимо соблюдать принцип определения номинаций при подведении итогов соревнования любого типа, кроме спортивных. Не распределение мест, а присуждение номинации каждому участнику соревнования. Хороший технолог - это мастер придумать поощрение - номинацию «самый», «лучший» всем кто принимал участие в соревновании. Тем самым снимаются такие негативные тенденции, как наличие зависти, страха перед поражением, агрессия к победителю, ненависть, победа любой ценой, разочарование в результате проигрыша и другие. Формируется не ценность победы, а ценность стремления к ней; не только радость при достижении цели победить, а радость участия и стремления к победе. Гарантии обеспечения принятия любого результата при максимальном вложении сущностных сил ребенка - гарантия закрепления активной жизненной позиции, уверенности в себе, развитие потребности дальнейшего активного участия, поддержание интереса через переживание радости и обеспечение гарантии успешности. Поиск радости и счастья есть, собственно, счастье. В совместной соревновательной деятельности дети постигают эту истину и принимают ее как ценность.
Важным методом педагогической поддержки, стимулирования деятельности при формировании детского временного коллектива является поощрение. Этот метод призван выполнять значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить стремление так действовать всегда; самоутвердиться в правильной линии поведения в деятельности и общении. Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения собой и сделанной работой. Секрет воспитателей технологов в том, что они обладают непререкаемым личным авторитетом и добровольно приняты детьми. Поэтому поощрение из их уст наиболее значимы и не требуют особых материальных затрат. Достаточно взгляда, прикосновения, улыбки, одобрения, которые воспринимаются как особая награда. Но, тем не менее, нами разработана система моральных и материальных поощрений, которая стимулирует активную социальную гражданскую позицию, нравственность.
Основной период (с 4 по 18 день). Сегодня дети нацелены на полную свободу. Однако интенсивный воспитательный процесс во временном детском объединении зачастую вызывает у них психологическое напряжение.
Важнейший содержательный компонент - сформировать навыки самоуправления, самодеятельности. Основание к этому - разработка и принятие договора, документа, регулирующего жизнь в детском оздоровительном центре. Договор - это результат совместной деятельности ребёнка и взрослого по согласованию интересов, потребностей, притязаний и позиций. В нём определены перспективы взаимодействия, разделены функции и ответственность сторон.
Свободный ребёнок подчиняется правилам? Да, именно ощущение рамок, которые он сам для себя установил, и создаёт это чувство свободы и безопасности. Правила и границы, обеспечивающие свободу, - очень важная часть организации воспитательного процесса. Они помогают ребёнку ощущать ответственность за свою работу, за уровень взаимоотношений.
С помощью правил он учится контролировать собственное поведение. Для этих целей лучше всего подходят правила, совместно выработанные детьми и взрослыми, потому что ребёнок всегда с готовностью выполняет те инструкции, в составлении которых он сам принимал участие, и отвергает похожие установки, если не признаёт их своими.
Основной приём, используемый при построении договорных отношений - это индивидуальные и коллективные беседы. Коллективные - не значит всем отрядом, это могут быть два, три, четыре человека, алая группа (лидеры, аутсайдеры, друзья, ребята из одной делегации, группы по половым признакам) - вариантов множество. Сложнее индивидуальные беседы. Дело в том, что они могут быть различной продолжительности в зависимости от особенностей группы или конкретного ребёнка и педагога. Важную роль играют психоэмоциональное состояние ребёнка и педагога, время, место проведения беседы. Педагог проводит в день три-четыре беседы, это требует максимума сил, внимания, сосредоточенности, а иначе результата не будет либо он будет несоизмеримо мал по сравнению с затратами.
Заключительный период (19-21 день смены).
Последний день в плане-сетке снова насыщен положительными эмоциями, характеризуется социально направленностью и требует яркого завершения (эмоционального многоточия). Это закрытие лагерной смены, «Выпускной бал Фабрики звезд», «Закрытие Олимпа» с подведением итогов спортивного и творческого направлений лагерной смены, «Прощальный костер», «Прощальная дискотека». Завершение формирования временного детского коллектива характеризуется такими формами и методами работы, как анкетирование по теме: «В лагере я нашел…», акцией «Сто спасибо» с вручением лично каждому медалей «Самый…», отрядные свечки с подведением индивидуальных итогов радуги цветов, анализ прожитой совместной жизни, воспоминания и переживание предстоящей разлуки, оформление «Заборов гласности», завершение летописи отрядов, обмен адресами, исполнение полюбившихся песен, планирование организации отъезда и др.
Таким образом, на каждом этапе формирования временного детского коллектива должны использоваться различные методы и формы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. В летнем оздоровительном лагере. Работа площадки "Музыкальная радуга".
Летние каникулы являются, с одной стороны, формой организации свободного времени детей, с другой - пространством для оздоровления и развития ребенка. Мы предоставляем детям возможность получить дополн...
Особенности развития временного детского коллектива
Периоды необходимые учитывать каждому воспитателю (педагогу) во временном детском коллективе....
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Сопровождение детей группы риска
Сопровождение детей группы риска...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Разрешение конфликтов
Разрешение конфликтов в детском оздоровительном лагере...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста....
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста....
Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании
Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании...