Практическое занятие «Развитие сплоченности детского коллектива» в 5 (кадетском) классе
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Киртаева Лариса Валерьевна

Тема: «Прекрасный сад»

Цель занятия: «Развитие сплоченности детского коллектива»: повышение сплоченности кадетского класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Практическое занятие развивает следующие навыки и умения:

- доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом

- эмоционально сопереживать ровеснику

- сотрудничать и действовать сообща

- согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи

- разрешать конфликтные ситуации

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. В основе содержания практического занятия «Прекрасный сад» лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие

«Развитие сплоченности детского коллектива» в 5 (кадетском) классе

 

Ведущий:

социальный педагог

Киртаева Л.В.

Участники 5 (кадетский) класс:

  1. Батухтин Евгений
  2. Виноградова Мария
  3. Гребнева Полина
  4. Иванов Никита С.
  5. Камаева Ксения
  6. Кудряшов Артём
  7. Морозова Лейсан
  8. Нечаев Александр
  9. Скрябин Даниил
  10. Сорокина Диана
  11. Чирков Иван

Тема: «Прекрасный сад»

Цель занятия: «Развитие сплоченности детского коллектива»: повышение сплоченности кадетского класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Практическое занятие развивает следующие навыки и умения:

- доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом

- эмоционально сопереживать ровеснику

- сотрудничать и действовать сообща

- согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи

- разрешать конфликтные ситуации

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. В основе содержания практического занятия «Прекрасный сад» лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.


Условия занятия:

Время: занятие длительностью 45 минут.

Место занятия: класс ОБЖ

Количество участников: 12 детей

Возраст: 10-11 лет

Занятие  включает приветствие, разминку, основное упражнение, обсуждение, завершающий ритуал или упражнение.

Ход занятия:

 1 этап. Знакомство. Установление контакта с детьми. Участники подписывают бейджики. Ведущий представляется и говорит несколько слов о то, что будет происходить.

2 этап. Правила работы в группе. Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3 этап. Разминка. «Поменяйтесь местами»

Описание упражнения Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет чистить картофель)». В конце называется какой-либо признак или умение водящего. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

         4 этап.  Основное упражнение «Прекрасный сад»

Описание упражнения Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения. Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира. Завершающее упражнение Спасибо!

Описание упражнения Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО! Психологический смысл упражнения Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная работа классного руководителя с родительским комитетом по сплочению детского коллектива"

Данная статья может быть использована на родительских конференциях и в качестве методического пособия для начинающих педагогов....

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива "Я + ты"

В данном занятии представлены игры и упражнения на сплочение детского коллектива...

Мини-проект "Сплочение детского коллектива на уроках русского языка с использованием психологических приемов"

Круглый стол по обмену педагогическим опытом в рамках городских летних курсов повышения квалификации "Теория и методика преподавания русского языка и литературы в 5-9 классах" 26 июня 2012 года....

Тренинг сплочения детского коллектива

Тренинг разработан для умственно неполноценных детей 10-12 лет....

Методический материал классному руководителю: "Игра как одно из эффективных средств формирования и сплочения детского коллектива в классе".

Цель данной стать помочь молодому классному руководителю объединить детей в классе для совместного решения поставленных задач и развить у детей умение выражать симпатию и уважение друг к другу....