Классный час на тему: «Гендерные стереотипы»
учебно-методический материал по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Филатова Ольга Владимировна

Раскрытие понятия "гендерные стереотипы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: ознакомить детей с понятием «гендерные стереотипы» и показать, как они проявляются.

Задачи: 

  • сформировать у детей представления о гендерных стереотипах;
  • выявить уровень сформированности стереотипов у учащихся;
  • показать, как СМИ влияет на формирование гендерных стереотипов в обществе.

Место: класс

Время: 1 час

Возраст: учащиеся 9-11 классов

Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши по количеству учеников, журналы «Ооps» и «AVTO мир».

Ход работы:

  1. Приветствие.

«Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час будет посвящён интересной и актуальной на сегодняшний день теме:«Гендерные стереотипы». В течение этого часа мы попробуем с Вами разобраться, что же это такое. Ну что, начнём?»

  1. Психолог раздаёт ручки и листы детям и предлагает им докончить предложение «Мужчина обладает такими качествами, как…», «Женщина обладает такими качествами, как…». Обсуждение доконченных предложений.

«И начнём мы, пожалуй, с того, что определим, какими же качествами на Ваш взгляд должны обладать мужчины и женщины. Для этого я попрошу Вас закончить предложения: «Мужчина обладает такими качествами, как…», «Женщина обладает такими качествами, как…».- Дети работают.- Сейчас мы посмотрим, что у Вас получилось. Итак, я попрошу выйти двух добровольцев к доске. Вы будете записывать в 2 столбика качества, которые по мнению Ваших одноклассников присущи мужчинам и женщинам. Поехали!- Дети по очереди называют свои варианты, их записывают на доске.- Спасибо, можете сесть на место. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску и ответьте мне, почему Вы считаете, что именно такие качества присущи мужчинам/женщинам? С чего Вы это взяли?- Дискуссия, дети обсуждают, высказывают своё мнение.»[2, с.157]

  1. Психолог предлагает ученикам обсудить 2 современных глянцевых журнала- «женский» «Ооps» и «мужской» «AVTO мир». Обсуждение данных изданий с точки зрения гендерных стереотипов.

«Хорошо. Я Вам предлагаю обсудить 2 хорошо известных Вам журнала- «Ооps» и «AVTO мир», которые многие из Вас часто читают. Давайте посмотрим, что же они нам предлагают. Что изображено на обложке?- Учащиеся отвечают. - Листаем дальше. Почти на каждой странице опубликована реклама косметических средств, одежды и т.п. с лицами известных моделей. Как вы думаете, что несут читателям этого журнала эти страницы?-  Ответы учащихся.- Хорошо, приведу Вам несколько занимательных фактов: девочки в возрасте 12 лет за свою жизнь уже видели  в среднем 7 500 рекламных изображений. В США и Великобритании были проведены исследования, в ходе которых были проинтервьюированы 2000 девочек 10-14 лет. Результаты показали, что 77% из них считают себя толстыми и уродливыми, а изображения хорошеньких моделей и актрис заставляли их чувствовать себя угнетенными и подавленными. Более половины описали себя как «некрасивые»,  «плоские» и прочими негативными словами. А теперь, что Вы скажете?- Ответы учеников.- Правильно, именно эти журналы в частности, и СМИ в целом, диктуют нам стереотипы «мужского» и «женского» поведения. МУЖСКОЙ ОБРАЗ В РЕКЛАМЕ: набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, авторитетностью, активностью, эффективностью и так далее. Мужчины представлены в деловом, формальном или неформальном облике, но любой облик предлагается как нечто абсолютно серьезное, глубоко личностное. Мужчины чаще всего связаны с успехом, инициативой, автономией. Выражение лица у мужчин - нейтральное или серьезное. ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РЕКЛАМЕ: типичный женский образ в рекламе включает ряд черт, напротив, связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью, с социальными и коммуникационными умениями, с меньшим когнитивным уровнем, притязаниями и т.д. Женщины представляются с заинтересованным отношением к той одежде, которую они носят, и к тем жестам, которые ей соответствуют. Но характер, создаваемый рекламным костюмом, дает возможность менее серьезно рассматривать ее в социальных ситуациях; индивидуальность, переданная через манеру одеваться, - вещь несерьезная. Женщины связаны с пассивностью, нацеленностью на удовлетворение интересов мужчин и семьи. Выражение лица у женщин более доброжелательное, они чаще всего представлены улыбающимися. Таким образом, образы мужчин и женщин предстают перед нами довольно стереотипными, и большинство этим образам верит. Такая же ситуация и со вторым журналом. Ребят, давайте Вы самостоятельно попробуете его описать так, как мы описали только что предыдущий, а я Вас послушаю и исправлю, если что-то будет не так. – Учащиеся описывают журнал.»[2, с.69-70; 4; 5]

  1. Упражнение «Перевёртыши».

«А сейчас я попрошу Вас разделиться на 2 команды- команду девушек и соответственно команду молодых людей.- Учащиеся делятся.- Теперь командам необходимо поменяться ролями- девушкам побыть некоторое время молодыми людьми, а молодым людям- девушками. Напишите, какие проблемы Вы видите в своих новых ролях.- Учащиеся пишут.- Ну а сейчас давайте посмотрим, что у Вас получилось.- Обсуждение полученных результатов.[3, с.357]

  1. Рефлексия.

«Ребята, а сейчас давайте вернёмся к нашим колонкам на доске и попробуем сделать третью, в которую мы отнесём качества из предыдущих записей, сделаем итог нашему занятию. Кто хочет попробовать, высказать своё мнение.- Учащиеся включаются в обсуждение.»

  1. Благодарность за работу. Прощание.

Список используемой литературы:

  1. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. - М.: "РИП-холдинг", 2004.– 222с.

  1. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клёциной. СПб.: Питер, 2003. 479 с.

  1. http://svobodna.org.ua

  1. http://www.russcomm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Толерантность: гендерное неравенство"

Тема очень актуальна для старшеклассников,  так как  традиционные гендерные стереотипы формируются, преимущественно,  в школьные годы, остаются глубоко укорененными в сознании и п...

Гендерные стереотипы в современном обществе

План-конспект урока + Презентация...

Доклад на тему: Гендерное обучение. Методические приемы обучения мальчиков русскому языку и литературе.

Работа в классах, где обучаются только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и во внеурочное время....

Презентация по теме "Гендерное воспитание"

Материал для проведения родительского собрания в средней школе....

Гендерные стереотипы семей мигрантов–мусульман

Осознавая неоценимое значение гендера, когда формируются важнейшие качества личности, задатки и способности ребёнка, понимая, что наши дети реализуются в стереотипах, мы должны работать и с родителями...

Исследовательская работа на тему "Гендерные особенности мотивации изучения иностранного языка"

Данная исследовательская работа описывает особенности мотивации изучения английского языка. Мной были проанализированы и выявленны гендерные различия мотивации у школьников....

Технологическая карта открытого урока 9 кл "Гендерные стереотипы"

Цели урока:Определить особенности гендерных стереотипов в олонхо;Помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, в формировании адекватного образа мужчины и женщины на примере героев олонх...