Обмен опытом на РМЦ педагогов психологов
статья по психологии на тему
Работа психологов с использованием методик арт - терапии. .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Арт-терапия – это такая форм психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5-6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность ещё только формируется), и совсем взрослым. В её основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование и проигрывание (различных ролей))Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию , найти новую форму её разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит целью научить ребёнка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Занятия проходят в рамках психоаналитического направления, используются приёмы игровой и песочной терапии. Ребёнку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей, роль в спектакле) и виды деятельности.
Не смотря на простоту метода - это глубокая и серьёзная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
- Неврозы
- Повышенная тревожность, страхи
- Низкая самооценка
- Трудности взаимоотношений с окружающими
- Депрессии
- Стрессовые ситуации (в том числе семейные)
ДЛЯ ТРЕНИНГОВ
- Что мешало тебе быть более включённым в работу группы?
- Самые значимые для тебя эпизоды?
- Что тебе не понравилось? Почему?
- Что бы ты хотел получить от следующего занятия?
КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Дата занятия______________________________________
КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Ф.И.О.________________________________________________
1. Степень включенности: 0 , 1, 2, 3, 4 , 5, 6, 7, 8, 9, 10
- Что мешало тебе быть более включённым в работу?
________________________________________________________________
- Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения?
___________________________________________________________________
- Что тебе не понравилось? Почему?
____________________________________________________________________
- Что бы ты хотел(а) получить от следующего занятия? (какой должна быть тема)________________________________________________________________
- Твои замечание и пожелание ведущим (по содержанию, по форме и т. д.)
____________________________________________________________________
ЗАРАННЕ БЛАГОДАРНЫ
КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Ф.И.О.________________________________________________
1. Степень включенности: 0 , 1, 2, 3, 4 , 5, 6, 7, 8, 9, 10
- Что мешало тебе быть более включённым в работу?
________________________________________________________________
- Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения?
___________________________________________________________________
- Что тебе не понравилось? Почему?
____________________________________________________________________
- Что бы ты хотел(а) получить от следующего занятия? (какой должна быть тема)________________________________________________________________
- Твои замечание и пожелание ведущим (по содержанию, по форме и т. д.)
____________________________________________________________________
ЗАРАННЕ БЛАГОДАРНЫ
КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Ф.И.О.________________________________________________
1. Степень включенности: 0 , 1, 2, 3, 4 , 5, 6, 7, 8, 9, 10
- Что мешало тебе быть более включённым в работу?
________________________________________________________________
- Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения?
___________________________________________________________________
- Что тебе не понравилось? Почему?
____________________________________________________________________
- Что бы ты хотел(а) получить от следующего занятия? (какой должна быть тема)________________________________________________________________
- Твои замечание и пожелание ведущим (по содержанию, по форме и т. д.)
____________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Методист ИМЦ Заместитель руководителя
Петренко И.И. Управления образования
________________ __________________Подлипаева А.А.
Организационный проект рабочей встречи педагогов-психологов
Дата проведения: 27.01.2015г.
Место проведения: МАОУ Казанцевская СОШ
Время проведения: 9.30 – 12.30
Руководитель: Горяева Т.К.
Тема: «Арт - терапия как технология, использующая сказочные и образные формы для интеграции личности ребёнка в социум»
Предназначение работы: демонстрация опыта практической работы педагога-психолога по развитию и оздоровлению личности обучающихся средствами визуальных образов; формирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Время | Деятельность | Ответственный | Ресурсы | Предполагаемый результат |
9.30-9.35 | Вступительное, приветственное слово. | Белоногова А.А. | Оргпроект работы | |
9.35 – 9.40 | Установка на работу. | Горяева Т.К. | Оргпроект работы | |
9.40 –11.10 | Сказкотерапия. Методический практикум по имаготерапевтической программе для детей 6-11 лет | Борисова Н.Н. Савинкова Н.Н. | Опыт работы | Представление и опыт работы |
11.10-12.00 | Видео-презентация сказки-мюзикла. Открытое занятие «Школьного театра». | Борисова Н.Н. | Опыт работы | Представление и опыт работы |
12.00-12.30 | Разное: Об участии во II компетентностной олимпиаде для старшеклассников. Работа в дополнительной образовательной программе, реализуемой в сетевой форме «Хозяйствуй умело» | Борисова Н.Н. | Опыт работы | Представление и опыт работы |
Рефлексия проведенной работы. Карта обратной связи. | Участники встречи | Деятельность рабочей встречи | Рефлексия и анализ |
Проект решения:
- адаптировать предложенный опыт работы в собственной деятельности
- педагогу-психологу Борисовой Н.Н. оформить практические наработки
Ответственный за выполнение решения Горяева Т.К., руководитель РМЦ.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы специалистов психологической службы школы.
Так можно назвать проведённую рабочую встречу педагогов-психологов Шушенского района, прошедшую 27.01.2015 года в МАОУ Казанцевская СОШ с 09.00 по 12.00ч. С приветственным словом участникам РМЦ выступила директор школы Алёна Анатольевна Белоногова.
Темой обозначенной в организационном проекте, согласованной и утверждённой в Управлении образования администрации района (Подлипаевой А.А., Петренко И.И. ) была взята одна из инновационных технологий «Арттерапия как технология, использующая сказочные и образные формы для интеграции личности ребёнка в социум». Предназначением данной темы стала демонстрация опыта практической работы педагогов-психологов по развитию и оздоровлению личности обучающихся средствами визуальных образов, формирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
С участниками РМЦ работали педагоги-психологи Савинкова Надежда Николаевна, Борисова Наталья Николаевна. Право проведение данных видов деятельности обосновано прохождением курсов обучения по ароматерапии, сказкотерапии, арттерапии, подтверждённые сертификатами.
Прошедшие курсы получили аудиокассеты десяти сказок, методические пособия, предоставляющие право работы с группами детей по авторским сказкам Галины Азовцевой. Работа с группами по её методу позволяет: снизить напряжённость, тревожность, агрессивность; активизировать фантазию, воображение и творческие способности; пробудить веру в возможность справляться со своими страхами, проблемами; развить двигательные способности; получать навыки выражения эмоций; развивать ассоциативно-образное, абстрактно-понятийное мышление, формировать социальное доверие.
На первом этапе работы было предложено одно из занятий методического тренинга «Сказкотерапия для оздоровления и развития детей». Присутствующие психологи являлись активными участниками предложенных игр и упражнений вместе с детьми. Отличительными особенностями сеанса являлось:
- работа в кругу-оценка и проговаривание своих чувств, умение устанавливать и поддерживать контакт, развитие эмпатии;
- сеанс – сказка- прослушивание аудиокассеты;
- рисование – отображение своих чувств на бумаге, развитие творческих способностей;
- разминка - снятие мышечных зажимов;
- работа с рисунком – умение словами выразить чувства, понимание рисунков товарища, развитие воображения, образного мышления, речи;
- подвижные игры – развитие коммуникативных навыков;
- работа в кругу - рефлексия, оценка и проговаривание своих чувств, своего состояние на данный момент.
Вторым этапом было показано открытое занятие «Школьного театра», которое реализуется в рамках ФГОСов для начальной школы в виде модульного погружения, с целью минимизации дефицитов в общении, коммуникативной деятельности, умений вести на сцене, приобретать поведенческие навыки для общения в группе. На занятиях использовались упражнения, дающие возможность участникам на своих местах включится в отработку навыков с целью расширения сознания и интеграции ребёнка в реальный социум через предлагаемый визуальный образ.
Занятие состояло из следующих упражнений: приветствие, представление себя, своих эмоций, настроений (работа в круге, проговаривание); развитие речевой активности диапазона голосовых связок; артикуляционная гимнастика; проговаривание поговорок, пословиц; вибрационный массаж; дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой; упражнения на снятие мышечных и психо-эмоциональных зажимов; этюдные решения; повторение роли; выход на сцену, показ мини-сказки в стихотворной форме «Крот Егор (формирование презентационной, коммуникативной, креативной компетентностей); рефлексивный круг - самооценка себя в роли (формирование соорганизации, сомоорганизации). Финальной точкой стала выдача сертификатов учащимся, вручаемых Натальей Петровной Граф специалистом по начальным классам.
Затем была представлена видео-презентация сказки-мюзикла «Золушка на новый лад», выложенной на сайте «Школьным театром» 5-9 классов участником конкурса «Звёздный проект» в рамках Фонда поддержи талантливых детей в XV международном конкурсе театральных коллективов.
Артерапия включает в себя кроме сказкотерапии и другие формы такие как : рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве; библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапия; драматерапия; танцевальная терапия; куклотерапия; песочная психотерапия.
Не смотря на простоту метода - это глубокая и серьёзная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся: неврозы, повышенная тревожность, страхи; низкая самооценка; трудности; взаимоотношений с окружающими; депрессии; стрессовые ситуации (в том числе семейные). Методика арттерапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину, лепит скульптуру, играет роль. Результатом работы по методу арттерапии является оздоровление и развитие детей.
В заключение семинара была представлена информация о II компетентностной олимпиаде для старшеклассников, которая проходила с 12 по 15 ноября 2014 года -
это мероприятие позволяет открыть человека с новым типом действий, новым типом мышления. О работе в дополнительной образовательной программе, реализуемой в сетевой форме «Хозяйствуй умело», где формируется в специально выстроенном социальном месте компетентности у старшеклассников через включенность учащихся в комплексное состязание команд старшеклассников, решающих творческие, аналитические и управленческие задачи. Это уникальный синтез состязаний олимпиадного типа и интенсивной школы, посвящённой аналитике и проектированию в масштабе региона и края.
По картам обратной связи можно со 100% уверенностью сказать, что мероприятие получилось и психологи вернутся на свои рабочие места в школы, оснащённые новыми знаниями и навыками представленных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
В Данной методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности
В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика ...
Обобщение опыта педагога-психолога в области исследовательских работ учащихся.
В данной статье рассматривается обобщение опыта педагога-психолога школы с учащимися в направлении исследовательской деятельнос...
Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»
Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...
ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
"Культура речи педагога - пример для воспитанников" - обмен опытом
Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития детей....