"Культура речи педагога - пример для воспитанников" - обмен опытом
учебно-методический материал

Рубан Яна Сергеевна

Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное казенное учреждение социального

обслуживания Краснодарского края

«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Культура речи педагога –

пример для воспитанников» -

обмен опытом.

                                                     

    Воспитатель отделения диагностики

                                                                  и социальной реабилитации

                                                                  Рубан Яна Сергеевна

ст. Новоминская

2019 год

 «Культура речи педагога – пример для воспитанников» -

обмен опытом.

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития детей.

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на детей, помогающим установить с ним контакт.

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением. Дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для ребят?

Воспитатель должен являться для ребенка образцом для подражания, примером как в культурном, так и в речевом плане. Педагог — человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно:

-содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);

- грамотность речи и лексическое богатство;

-логичность и доступность (необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей);

- литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету;

- важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

Педагог должен говорить негромко, внятно, с интонацией, очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого.

Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога.

Наши воспитанники всегда будут обращать внимание на наш внешний вид и нашу речь. Педагог должен сохранять спокойствие даже в конфликтной ситуации: не кричать на ребенка, не унижать его перед другими детьми, постараться выслушать его и спокойно высказать ему свое мнение. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Например, конфликт: когда ребенок кричит, а ты спокойно объясняешь ему свою точку зрения, то через некоторое время, воспитанник начинает  понижать тон голоса, сам того не замечая;

- во время реабилитационных занятий для того, чтобы привлечь внимание детей, специально понижаю тон голоса и говорю медленнее, пытаясь эмоционально выразить свою мысль;

-разговаривая с ребенком, стараюсь смотреть ему в глаза, чаще произносить его имя; употребляю в речи такие выражения как: «я уверенна, ты помнишь», «постарайся, у тебя все получится», «ты принял верное решение, но и мнение других людей необходимо уважать», «я не сомневалась, что ты справишься с этой задачей», «по-моему, тебе не нужна моя помощь, ты и сам прекрасно справляешься»  и т.д.

- принцип «умей не только говорить, но и слушать». Зачастую нашим детям просто не хватает внимания, им необходимо, чтобы их слушали, даже, если информация не представляет интереса для собеседника.

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

• принимать ребенка таким, каков он есть;

• помнить, что каждый человек самобытен;

• верить в способности воспитанников;

• стимулировать их творческую активность;

• уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

• не унижать достоинства ребёнка;

•не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

• помнить, что любой может ошибаться;

•не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом, непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Культура речи педагога".

 Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые ...

Культура речи педагога

В статье описываются основные компоненты культуры речи педагога:1. Грамотность построения фраз.2. Простота и ясность изложения.3. Выразительность:а) интонация и тональность;б) темп речи, паузы;в) дина...

Олимпиада для педагогов 2 место "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей"

quot;Культура речи педагога как фактор развитияречевой коммуникации детей"...

Мастер -класс Культура речи педагога

Разминка перед педсоветом...

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»...

Консультация педагогов "Профессиональная культура речи педагога"

Консультация педагогов и молодых специалистов "Профессиональная культура речи педагога" информирует педагогических работников об основных требованиях к культуре речи смовременного преподават...


 

Комментарии

Рубан Яна Сергеевна

Долгосрочной задачей программы в духовно-нравственном и патриотическом воспитании является защита ума, души и чувств подрастающего поколения от массированного, негативного, информационно-психологического воздействия, создания образа защитника Отечества, вдохновляемого исконно присущими ценностями нашей истории и культуры.