РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
опыты и эксперименты по психологии (9 класс) на тему
В данной статье рассматривается опыт работы педагога-психолога с учащимися классов коррекционного обучения по социализации, самореализации. Педагог -психолог представляет опыт работы с подростками (7-9 класс) в рамках внеурочного компонента "Психологический практикум" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sluzhby_v_protsesse_vospitaniya_sotsializatsii.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Л.А.Намм
МБОУ СОШ №6 г. Торжок, Тверская область
В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога в классах коррекционного обучения с целью оказания помощи обучающимся в процессе их социализации и самореализации, в условиях целенаправленного формирования личности.
Ключевые слова: социализация, самореализация, часы общения, усвоение социальных норм, приобретение навыков бесконфликтного поведения.
Обратимся к понятию «социализация» в теоретических источниках. В словаре под редакцией М.Ю. Кондратьева понятие трактуется следующим образом «Социализация [лат. socialis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации [6, 124].
Клочко Ю. Н., Ермилова Н. Ю., Клочко А. Ю. рассматривают социализацию [от лат. socialis — общественный] следующим образом «социализация - а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия. Более того, в педагогически детерминированных моделях социализации и, прежде всего, в рамках советской психологии социализация рассматривалась практически однозначно в качестве процесса личностного развития в рамках официальных и, в первую очередь, институализированных образовательных учреждений»[2, стр.1].
Анцупов А. Я., Шипилов А.И. в Словаре конфликтолога в 2009 году трактуют социализацию как «непрерывный процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта»[1].Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Таким образом, агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его, школа и вуз, армия и милиция, производство и др.Школы и высшие учебные заведения призваны передавать учащимся различные знания и навыки.
Самореализация означает реализацию своих возможностей, стремление человека стать тем, кем он способен стать. Кроме того, это понятие включает в себя развитие творческого и духовного потенциала, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса вносит свой вклад в процесс социализации и самореализации учащихся. Само наличие психологической службы уже является важным фактором в процессе усвоения социального опыта, и даже если далеко не каждый подросток и родитель обращается за консультацией к психологу, то почти многие дети уже знают, что в случае обращения им будет оказана консультация, помощь и поддержка педагога-психолога.
В контингент учащихся МБОУ СОШ № 6 г. Торжка Тверской области входят с 2008 года обучающиеся специальных коррекционных классов 8 вида (для детей с ограничением интеллекта). В данных классах обучаются 69 детей с 7 до 18 лет. Посещают данные классы и воспитанники «Торжокский детский дом», требующие в силу своей специфики дополнительной работы педагога-психолога по социализации и самореализации.
Работа педагога-психолога целенаправленно ведется в подростковом периоде для детей, обучающихся в классах коррекции на часах внеурочного компонента, которые носят название «психологический практикум» в 7, 8, 9 классе. Занятия проходят 2 раза в неделю на протяжении 34 учебных недель (68 часов в течение года, за 3 года соответственно - 204 часа). Контингент учащихся классов коррекции очень специфичен. Это обучающиеся, имеющие разную степень умственной отсталости, поражение ЦНС со снижением интеллекта, а так же дети, имеющие инвалидность по основному («умственная отсталость») либо сопутствующему заболеванию. Обучающиеся данной категории с большим трудом усваивают нормы и образцы поведения, часто не могут осознать свои личностные особенности, не могут наладить дружеские связи, с трудом налаживают контакты со сверстниками и взрослыми. Полагаю, что часы психологического практикума играют важную роль в социализации и самореализации учащихся.
В 7 классе рабочая программа курса коррекционных сказок разработана и адаптирована мною на основе программы Панфиловой М. «Лесные сказки» [4] и имеет своей целью облегчение процесса адаптации к школе, формирование позиции школьника, усвоение социальных норм и социального опыта детьми с ограниченным умственным развитием. Занятия способствуют формированию адекватного отношение к результатам учебы, веры в свои силы, стремления к успеху, избегание конфликтов в общении. Форма занятий предусматривает обсуждение поведения сказочных персонажей, рисование, проигрывание ситуаций и усвоение через игру правильных образцов поведения. В 8 классе психологический практикум продолжается под названием «Уроки общения для младших подростков» (рабочая программа курса разработана автором статьи на основе программы Слободняк Н. «Уроки общения для младших подростков» [5] и адаптирована для контингента специальных коррекционных классов 8 вида).
Целью данных часов общения является помощь подростку в осознании своих личностных качества, достоинств и недостатков, обучение взаимодействию его со сверстниками, учителями и родителями и окружающими его людьми, обретение подростком уверенности в себе, освоение навыков позитивного поведения, избегание конфликтов и столкновений, а так же планирование дальнейшей жизни. Часы общения продолжаются в 9 классе и носят название «Я – подросток. Встречи с самим собой» (разработаны и адаптированы под данный контингент на основе программы Микляевой А.В.[3]). Разделы «Индивидуальность», «Ценности и планы на будущее», «Уверенность в себе» помогают подростку осознать себя как личность, выстроить свои планы и жизненную перспективу.
Следует отметить, что работа на данных занятиях эмоционально напряженная, так как подростки должны рассуждать, говорить и в доступной им форме обсуждать и проигрывать ситуации, приходить к определенным выводам. Это достаточно трудно для них и не всегда получается. Но, по глубокому убеждению автора, необходимо для дальнейшей социализации.
Говорить о положительных результатах данной психологической работы можно опираясь на результаты диагностики развития коммуникативных навыков (таблица 1) и диагностики стратегии поведения в конфликте (таблица2). Диагностика была проведена в одних и тех же классах коррекции в 2009 и 2011 годах, а так же в 2010 и 2012 годах.Методика: диагностика коэффициента общительности (автор Ряховский).
Таблица 1.Результаты диагностического среза уровня общительности учащихся контрольной группы классов коррекции.
Показатель коэффициента общительности | 2009/7 к | 2011/9 к | 2010/7 к | 2012/9 к |
Ниже нормы по возрасту | 55 % | 0 % | 60 % | 5 % |
Средняя норма по возрасту | 22 % | 30 % | 25 % | 35 % |
Выше средней нормы возраста | 23 % | 70 % | 15 % | 60 % |
Стиль поведения в конфликте был диагностирован педагогом-психологом по методике К. Томаса. Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностики преобладающего стиля поведения в конфликте учащихся контрольной группы классов коррекции.
Стиль поведения | 2009/7 к | 2011/9 к | 2010 /7 к | 2012 /9 к |
Приспособление | 33% | 10% | 4% | 15 % |
Избегание | 11% | 17% | 17% | 25 % |
Сотрудничество | 22% | 52% | 24% | 52 % |
Соперничество/ конфронтация | 34% | 21% | 55 % | 8 % |
Результаты сопоставления дают автору статьи надежду на то, что выпускники коррекционных классов приобретают навыки общения и бесконфликтного поведения, в дальнейшей взрослой жизни будут социализированы в обществе и реализуют свои возможности в личной и профессиональной сфере. В целом за 3 года обучения подросток делает огромные шаги не только в сфере общения, но и в усвоении правил и норм поведения в мире, в котором ему предстоит жить много лет своей жизни. На основании выше изложенного можно сформулировать следующие выводы: психологическая служба вносит весомый вклад в процесс социализации и самореализации обучающихся, а ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу-психологу образовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Словарь конфликтолога, 2009// Интернет ресурс.http://www.socionic.ru/index.php/spravochnaya-literatura-2/25410-slovar-konfliktologa-a-ya-ancupov-a-i-shipilov/ Дата обращения: 13.03.2012
- Клочко Ю. Н., Ермилова Н. Ю., Клочко А. Ю., Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль. Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004ISBN 5 – 9296 – 0199– 2, стр.1-3
- Микляева А.В., Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб.: Речь, 2003. – 119 с.
- Панфилова М., Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников. М., 2012.
- Слободняк Н., Уроки общения для младших подростков: М., 2009
- Cловарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ ред. – сост. Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Перс СЭ, 2006. -176 С.
Намм Лариса Антониновна, педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Торжок Тверской области,е-mail: larisa-namm@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Выступление на региональноми семинаре "Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г....
Психологическая служба школы в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения.
В реферате представлены концепция и опыт авторской модели функционирования психологической службы общеобразовательной службы школы, которая эффективно реализует свои функции как ее с...
Содержание деятельности социально-психологической службы школы в рамках реализации ФГОС ООО
Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения ставят новые задачи и перед социально-психологической службой школы. Какие наработки у школы уже есть, а что предстоит впереди?...
Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников
В статье раскрывается роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников...
План работы психологической службы школы
План работы 2017/2018 учебный год...
"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"
Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...